ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-6353/2021 от 21.12.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-6353/2021

28 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 года

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи А.В. Кузьмина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Семычевой,

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 30.12.2020 № 09/12-2020,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 16.06.2021,

рассмотрев в судебном заседании дело № А67-6353/2021

по иску Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (634041, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Региональные цифровые платформы» (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 3 134 925 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональные цифровые платформы» (далее – ООО «РЦП») о взыскании средств бюджетной субсидии в сумме 3 134 925 рублей, предоставленной по соглашению от 30.04.2020 № 05-20/03.

Исковые требования (с учетом уточнения основания иска) обоснованы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, а именно расходованием средств субсидии не в соответствии с экономически обоснованным расчетом ввиду использования средств субсидии на доработку 1 сервиса автоматизированных информационных систем вместо 5 сервисов, указанных в экономически обоснованном расчете.

ООО «РЦП» представило в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на исковое заявление и дополнения к нему, в которых считало исковые требования не подлежащими удовлетворению. По мнению ответчика, при использовании субсидии не допущено нарушений, являющихся основанием для ее возврата; в соглашении от 30.04.2020 № 05-20/03 отсутствует конкретизация сервисов, которые необходимо было доработать за счет средств субсидии, указано лишь на необходимость доработки функционала цифровой платформы Томской области, средства субсидии направлены на доработку сервиса https://biz.tomsk.life. Департаментом не учтено, что платежным поручением от 10.08.2020 № 154 ответчик возвратил в бюджет неиспользованный остаток субсидии в размере 45 360 рублей. Департаментом нарушена установленная процедура возврата субсидии, поскольку в уведомлении от 28.04.2021 № 52-02-0313 истец просил возвратить только часть субсидии в сумме 250 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представитель ответчика считал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления и отзыва на него, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Департамента не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, приказом Департамента от 29.01.2020 № 5 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат, возникающих при реализации проекта «Цифровые технологии» (далее – Порядок № 5, Правила предоставления субсидии).

Согласно пункту 2 данного Порядка целью предоставления из областного бюджета субсидий является финансовое обеспечение затрат, возникающих при реализации регионального проекта «Цифровые технологии» государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 359а «Об утверждении государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области».

В целях получения субсидии ООО «РЦТ» представило заявление от 16.04.2020 № 16/09, документы, подтверждающие соответствие получателя субсидии условиям ее предоставления, и направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме согласно приложению № 2 к Порядку № 5 с приложением экономически обоснованного расчета (т. 1, л.д. 7).

Согласно направлениям расходов, общество намеревалось использовать средства субсидии в сумме 2 100 000 рублей для финансирования расходов на оплату работ (услуг) по обновлению и техническому сопровождению (технической поддержке) автоматизированных информационных систем (программного обеспечения), включая поддержку серверной инфраструктуры, исправление критических ошибок, влияющих на основной функционал продукта, обеспечение его бесперебойной работы и обработку запросов на добавление нового контента, разработку программного обеспечения, доработку сервисов. Общая сумма субсидии для финансирования всех запланированных направлений расходов составляет 3 134 925 рублей (т. 1, л.д. 117).

В приложенном экономически обоснованном расчете затрат на обновление и техническое сопровождение (техническую поддержку) автоматизированных информационных систем указано, что получателем субсидии планируется заключение договора на оперативную доработку сервисов tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tour.tomsk.life с целью обеспечения вновь возникающих потребностей администраторов и пользователей сервисов. В соответствии с приложенными коммерческими предложениями оптимальная стоимость услуг по доработке сервисов составляет 300 000 рублей (т. 1, л.д. 118-122).

По результатам рассмотрения заявления между Департаментом (главным распорядителем средств областного бюджета) и ООО «РЦП» (получателем) подписано соглашение от 30.04.2020 № 05-20/03, предметом которого является предоставление обществу из областного бюджета в 2020 году субсидии на финансовое обеспечение затрат получателя, возникающих при реализации регионального проекта «Цифровые технологии» (т. 2, л.д. 1-11).

Согласно пункту 2.1 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, составляет 3 134 925 рублей.

В силу пункта 3.3 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 субсидия предоставляется при выполнении следующего условия: определение направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, в соответствии с Правилами предоставления субсидии.

Пунктом 5.3 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 установлено, что получатель обязался направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, определенных в соответствии с пунктом 3.3 соглашения.

Главный распорядитель средств областного бюджета обязался в случае, если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, направлять получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в областной бюджет в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты принятия решения о возврате средств субсидии (пункт 5.1.5 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03).

Платежным поручением от 08.05.2020 № 197615 Департамент перечислил ответчику сумму субсидии в размере 3 134 925 рублей (л.д. 26).

Согласно отчету об использовании средств субсидии, представленному ответчиком по результатам исполнения соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03, в рамках доработки функционала цифровой платформы Томской области был разработан новый раздел страницы biz.tomsk.life, в котором представлен актуальный список мер поддержки для предпринимателей в условиях Covid-19. Была добавлена кнопка «Антикризисные меры», разработана анкета в разделе https://biz.tomsk.life/anti-crizis, на главной странице на основном баннере справа от кнопки «Антикризисные меры» поставлена кнопка «Меры поддержки ЖКХ» (т. 2, л.д. 12-18).

В подтверждение использования средств субсидии представлены: договор от 06.05.2020 № US-RCP-200506, заключенный ответчиком с обществом с ограниченной ответственностью «ЮЭС-продакшн» (исполнителем), на выполнение работ (услуг) по доработке сервисов tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tech.tomsk.life, tour.tomsk.life; дополнительные соглашения от 06.05.2020 №№ 01, 02 к указанному договору, согласно которым исполнитель обязался выполнить работы по разработке раздела «Новости» (biz.tomsk.life), разработке раздела «Навигатор по covid-19» (biz.tomsk.life), доработке сайта biz.tomsk.life; акты оказанных услуг от 19.05.2020 № 66, от 22.06.2020 № 83 на общую сумму 300 000 рублей; платежные поручения от 21.05.2020 № 92, от 22.06.2020 № 127 на общую сумму 300 000 рублей (т. 1, л.д. 28-39).

Полагая, что субсидия использована ответчиком не в соответствии с направлениями затрат и экономически обоснованным расчетом, поскольку осуществлена доработка одного сервиса (biz.tomsk.life), а не пяти сервисов, указанных в экономически обоснованном расчете (tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tour.tomsk.life), Департамент письмом от 28.04.2021 № 52-02-0313 потребовал от ответчика возвратить средства субсидии в сумме 250 000 рублей (т. 2, л.д. 49-50).

Письмом от 27.05.2021 № 54 ООО «РЦП» сообщило Департаменту об отказе возвратить средства субсидии, поскольку вся сумма в размере 300 000 рублей потрачена на цели, определенные соглашением от 30.04.2020 № 05-20/03 (т. 2, л.д. 51-522).

В связи с данным обстоятельством Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском о возврате всей перечисленной ответчику суммы субсидии.

Правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии заключается в безвозмездной передаче денежных средств получателю субсидии для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением отчета об их использовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – в редакции, действовавшей на дату предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из содержания пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемые субсидии подлежат возврату в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

По смыслу приведенных норм права, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом или нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий. Положения договора (соглашения) о предоставлении субсидии должны соответствовать нормативным правовым актам.

В рассматриваемом случае как Правилами предоставления субсидии (подпункт 1 пункта 17 Порядка № 5), так и условиями соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 установлено право Департамента потребовать возврата субсидии в случаях нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Согласно подпункту 2 пункта 5 Порядка № 5 условием предоставления субсидий является определение направлений расходов в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Направления расходов должны соответствовать цели предоставления субсидии, указанной в пункте 2 Порядка, и включают затраты на разработку или организацию цифровых модулей в рамках цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, расходы на разработку или организацию цифровых платформ в сфере здравоохранения, образования, государственного управления, городского хозяйства, развития предпринимательства и человеческого капитала, в том числе: оплата труда работников и обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации; приобретение мебели, электронно-вычислительной техники, оборудования для обработки информации, копировально-множительного оборудования, лабораторного оборудования, программного обеспечения, периферийных устройств, комплектующих для персональных компьютеров, канцелярских принадлежностей и расходных материалов, необходимых для обеспечения деятельности и развития получателя субсидии; оплата коммунальных услуг, услуг связи, аренды помещений, услуг по уборке, охране и обеспечению пожарной безопасности помещений; оплата услуги по интеграции новых и существующих бизнес-процессов в цифровой формат; оплата расходов на разработку и интеграцию программного обеспечения; оплата работ (услуг) по обновлению и техническому сопровождению (технической поддержке) автоматизированных информационных систем (программного обеспечения), включая поддержку серверной инфраструктуры, исправление критических ошибок, влияющих на основной функционал продукта, обеспечение его бесперебойной работы и обработку запросов на добавление нового контента, разработку программного обеспечения, доработку сервисов; оплата проведения монтажных и пусконаладочных работ; оплата проведения испытаний и опытной эксплуатации; оплата расходов на разработку и изготовление комплектов конструкторской, технической и эксплуатационной документации; оплата услуг банка; оплата услуг сервисов по поиску сотрудников; оплата маркетинговых и рекламных услуг; оплата услуг юриста; оплата услуг специалиста по созданию текстов для наполнения сервисов; оплата услуг по комплексному аудиту информационной безопасности, построению систем сетевой безопасности, разработке специализированной документации по безопасности; оплата транспортных и экспедиционных услуг (пункт 7 Порядка № 5 в редакции, действовавшей на дату подписания соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03).

Из материалов дела следует, что при подаче заявления о предоставлении субсидии ответчиком были определены направления расходов, которые соответствовали направлениям расходов, указанным в пункте 7 Порядка № 5. В частности, ответчиком указано, что средства субсидии в размере 300 000 рублей будут направлены на обновление и техническое сопровождение (техническую поддержку) автоматизированных информационных систем, на оперативную доработку сервисов региональной цифровой платформы Томской области.

Средства субсидии в сумме 300 000 рублей использованы ответчиком в соответствии с заявленными направлениями расходов, а именно для оперативной доработки сервиса biz.tomsk.life.

Таким образом, вопреки утверждениям Департамента, заявление ответчика соответствовало условиям предоставления субсидии, так как содержало сведения о направлениях расходов и экономически обоснованный расчет затрат по обозначенным направлениям.

Департамент усматривает нарушение условий предоставления субсидии в том, что средства субсидии направлены на доработку лишь сервиса biz.tomsk.life, а не всех сервисов, поименованных в экономическом обосновании затрат (tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tour.tomsk.life).

Между тем ни Порядком № 5, которым установлены правила и условия предоставления субсидии, ни соглашением от 30.04.2020 № 05-20/03 не предусмотрено требование к получателю о направлении средств субсидии на финансирование расходов в отношении определенного количества сервисов автоматизированных информационных систем; условием предоставления субсидии являлось финансирование за счет средств субсидии тех видов затрат, которые возникают при реализации регионального проекта «Цифровые технологии» (цель предоставления субсидии), и соответствуют направлениям расходов, установленных в пункте 7 Порядка № 5, без конкретизации количества и наименования сервисов автоматизированных информационных систем, в отношении которых получателем понесены затраты.

Из текста экономически обоснованного расчета затрат, представленного ответчиком с заявлением о предоставлении субсидии, также не следует, что получатель субсидии обязался направить средства субсидии на доработку всех сервисов, поименованных в экономическом обосновании затрат. ООО «РЦП» в экономически обоснованном расчете сообщило о намерении заключить договор на доработку сервисов информационной системы Томской области с оплатой работ по этому договору за счет средств субсидии, что предполагало возможность доработки в случае необходимости как всех пяти сервисов, так и некоторых их них. Департамент, полагая, что ответчиком за счет средств субсидии должна была осуществляться доработка пяти сервисов информационной системы, не указал, какие из этих сервисов (кроме сервиса biz.tomsk.life) требовали доработки в период действия соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03, и в каком виде доработка должна была осуществляться ответчиком.

Таким образом, у суда отсутствуют основания как для вывода о несоответствии ответчика и (или) поданного им заявления условиям предоставления субсидии, так и для вывода о расходовании средств субсидии не в соответствии с заявленными направлениями расходов.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Департамента не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Кузьмин