ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-6358/11 от 07.12.2011 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                        Дело №А67-6358/2011

«6» 12 2011г

«7» 12 2011г. изготовлен полный текст решения.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Кузнецова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой О.В,

рассмотрев, в судебном заседании дело по заявлению Управления  государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  ОГРН 7000879245

к индивидуальному предпринимателю  Горниковой Виктории Евгеньевны ИНН 701733569381 ОГРН 306701723500012

о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от административного органа: без участия,

лицо, в отношении которого ведётся производство по  делу об административном правонарушении – не явился.

Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по Томской области) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Горниковой Виктории Евгеньевны  за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

До начала судебного заседания от УГАДН по Томской области поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Индивидуальный предприниматель Горникова В.Е. в судебное заседание не явилась,  о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

В соответствии с частями 1-3 статьи 156 и частью 3 статьи 205 АПК РФ, пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дело рассмотрено в отсутствие заявителя и индивидуального предпринимателя  по имеющимся в деле доказательствам. 

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявление УГАДН по Томской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Горникова Виктория Евгеньевна осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии АСС-70-059334 от 12.12.2006г., срок действия до 12.12.2011г.

25.10.2011, _16_ч. 00 мин., г. Томск, ул. Котовского, 19 (Управление государственного автодорожного надзора по Томской области) - при проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя Горниковой В.Е. по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выявлены нарушения (акт проверки №486 от 25.10.2011г.):

1. Индивидуальный предприниматель Горникова В.Е. нарушила требования пп. «д» п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, -оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, «Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденным приказом Минтранса РФ от 22.06.1998г. №75:

- своевременно не прошла обучение по программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ». Разделом 1 «Перевозки грузов и пассажиров в пределах РФ» приложения к приказу Минтранса РФ от 22.06.1998г. №75 установлено, что профессиональная компетентность индивидуальных предпринимателей подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ». Индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации - не реже одного раза в 5 (пять) лет.

Предприниматель Горникова В.Е., согласно удостоверению серии РП №0557107, в период 14.08.2006г. по 25.08.2006г. прошла обучение в ООО Фирма «Автотех» по программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» в объеме 82 часов и сдала квалификационный экзамен на профессиональную компетентность в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ. Срок действия удостоверения серии РП №0557107 истек 25.08.2011г. Очередное обучение пройдено не было.

Подтверждается представленным удостоверением серии РП №0557107 от 25.08.2006г. и объяснением ИП Гониковой В.Е.

2. Индивидуальным предпринимателем Горниковой В.Е. нарушены требования п. 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, в соответствии с которым графики работы (сменности) водителей на линии утверждаются работодателем и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие:

- ИП Горникова В.Е. не довела до сведения водителей Горникова Е.В.,
Белоносова В.В. (не ознакомила под роспись) не позднее чем за один месяц до введения
в действие графики работы (сменности) на апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь,
октябрь 2011г. Так, ИП Горникова В.Е. с графиком на апрель  2011г. ознакомила водителей 26 марта 2011г.; с графиком на май 2011г. - 25 апреля 2011г.; на июнь - 26 мая 2011г.; на июль - 25 июня 2011г.; на август 2011г. - 26 июля 2011г.; на сентябрь 2011г. - 24 августа 2011г.; на октябрь 2011г. - 25 сентября 2011г.

Подтверждается графиками работы (сменности) водителей на апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь 2011г. и объяснением ИП Гониковой В.Е.     

3. Индивидуальным предпринимателем Горниковой В.Е. нарушены требования «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152:

- в предъявленных на проверку путевых листах водителей на автобус ПАЗ-3205П1 гос. per. №АС36270 за сентябрь 2011г.:

• дата и время показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку заверены подписью уполномоченного лица, но отсутсвуют указания его инициалов и фамилии (п. 13 «Обязательных реквизитов»);

Подтверждается путевыми листами водителей на автобус ПАЗ-3205Ж гос. per. №АС36270 за сентябрь 2011г. и объяснением ИП Горниковой    В.Е.

4. Индивидуальный предприниматель Горникова В.Е. нарушила требования ст. 18, 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, п. 2.5.2. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984г.:

- не организовала проведение и учет технического обслуживания автобуса ПАЗ 3205 гос. per. №АС36270 в соответствии с установленными требованиями. Согласно сервисной книжке автобуса ПАЗ 3205 гос. per. №АС36270, 16.05.2011г., 07.06.2011г., 26.06.2011г. автобусу проводилось ТО-1. В эти дни, согласно путевым листам, «Журналу регистрации путевых листов», автобус осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №19 (в путевых листах имеются сведения о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, автобусом предрейсовго и послерейсового технического контроля, отметка о выпуске диспетчером автобуса на линию). Из этого можно сделать вывод, что техническое обслуживание ТО-1 проводилось фиктивно, либо не проводилось вообще. Одновременно, в один день, автобус не может осуществлять перевозку пассажиров по маршруту и проходить техническое обслуживание в силу того, что техническое обслуживание (ТО-1) достаточно затратно по временным нормам. п. 2.6 «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984г. устанавливает: ТО-1 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду. Приложением №2 (табл. 4.4.) к вышеуказанному Положению определены нормативы трудоёмкости технического обслуживания и ремонта подвижного состава: автобусы марки ПАЗ 3205 относятся к параметрам среднего класса, для которых продолжительность ТО-1 составляет 7.3 челАч., т.е. при 8-часовом рабочем дне для проведения ТО-1 необходимо затратить около 1 рабочего дня без учета подготовительно - заключительных мероприятий.

Подтверждается сервисной книжкой автобуса ПАЗ 3205 гос. per. №АС36270, путевыми листами водителей на автобус ПАЗ 3205 гос. per. №АС362   за 16.05.2011г.,

07.06.2011г., 26.06.2011г., "Журналом регистрации путевых листов» за 16.05.2011г., 07.06.2011г., 26.06.2011г.

По результатам проверки составлены акт №486 от 25.10.2011г. и протокол об административном правонарушении от 25.10.2011г. серии ТМО № 002633.

В объяснительной от 25.10.2011г. Горникова В.Е. выявленные нарушения подтвердила и с ними согласна.

Управление государственного автодорожного надзора по Томской области обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 202-204 АПК РФ с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Горниковой В.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела в судебном заседании установлено, что имеются события административного правонарушения; имелись основания для составления протокола об административном правонарушении от 25.10.2011г. серии ТМО № 002633; полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрены статьей 28.3 КоАП РФ; ответственность за совершение вышеназванного правонарушения определена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ; имеются основания для привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя Горниковой В.Е. на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ; в объяснительной от 25.10.2011г. Горникова В.Е. согласилась с нарушениями, выявленными в ходе проверки.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательное при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 17 названного Федерального закона перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 (вступило в силу по истечении 7 дней после  дня его официального опубликования, опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 06.11.2006, в «Российской газете» - 10.11.2006) утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно пункту 4 вышеназванного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» даны следующие разъяснения: «Положения Особенной части Кодекса в качестве возможных субъектов административной ответственности указывают граждан, должностных лиц и юридических лиц. При решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться  примечанием к статье 2.4 Кодекса, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».

Учитывая, что частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ не определено иное, индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.

Вменяемое индивидуальному предпринимателю Горниковой В.Е. нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами особо значимый порядок общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности – перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Предъявление особых требований к перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, имеет целью защиту жизни и здоровья граждан. Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия в области вышеназванного лицензируемого вида деятельности, в целях реализации основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения (в частности, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности) организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ). Любая мера ответственности, в частности административной, предполагает определенное ограничение либо лишение тех или иных прав и свобод привлекаемого к ответственности правонарушителя. Эти ограничения составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение.

В силу статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2). Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (часть 4).

В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» даны следующие разъяснения: при определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления, личности привлекаемого к ответственности лица, степени общественной опасности противоправного деяния, а также в целях соблюдения межотраслевого принципа права – неотвратимости юридической ответственности, единообразия практики в толковании и применении арбитражными судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, а также то, что ранее Горникова В.Е. не привлекалась к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя Горникову В.Е. следует привлечь к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-175, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

              Привлечь Горникову Викторию Евгеньевну (дата рождения –21.04.1976 г., место рождения – с. Шегарка,  Шегарского района, Томской области,), зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 17.08.2006г.,  ОГРН 306701723500012, проживающую по адресу:Томская область, г. Томск, ул.   И. Черных д. 28 кв. 273,, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                      Кузнецов А.С.