ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-6377/08 от 15.01.2009 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 6377/08

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2009г.

Полный текст решения изготовлен 16 января 2009г.

Арбитражный суд Томской области

в составе:

судьи Бондаревой Л.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бондаревой Л.И.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управдом»

к Администрации Октябрьского района г.Томска

о признании недействительным постановления Администрации Октябрьского района г.Томска от 28.10.2008г. №827 «О закреплении за ООО «Управдом» территории для уборки и благоустройства»,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Управдом» – ФИО1 по доверенности от 06.09.2008г.;

от Администрации Октябрьского района г.Томска – ФИО2 по доверенности от 12.03.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управдом» (далее по тексту – Заявитель, ООО «Управдом») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Октябрьского района г.Томска (далее – Ответчик, Администрация) от 28.10.2008г. №827 «О закреплении за ООО «Управдом» территории для уборки и благоустройства». Общество также просит взыскать с ответчика судебные расходы 10000 руб. на оплату услуг представителя.

В судебном заседании представитель ООО «Управдом» просил заявленные требования удовлетворить, указывая на то, что обжалуемое постановление незаконно возлагает на Заявителя дополнительные обязанности по санитарному обслуживанию, уборке, проведению мероприятий по благоустройству территории в пределах границ, установленных согласно приложению к оспариваемому постановлению. Заявитель не является собственником недвижимости, владельцем либо пользователем помещений, расположенных в домах на данной территории. Заявитель является управляющей компанией. Собственники помещений домов, указанных в оспариваемом постановлении не заключали какого-либо соглашения между собой относительно порядка осуществления обязанности уборки закрепляемых территорий. Возложение расходов по осуществлению санитарного содержания и уборке территории на Заявителя неправомерно.

Представитель Ответчика просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление на сегодняшний день не принято и не вступило в силу, а, следовательно, не является обязательным для исполнения, не затрагивает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку пункт 1 постановления № 827 содержит ссылку на приложения 1-8, которые не подписаны Главой администрации Октябрьского района города Томска. Ответчик не располагает подписанными приложениями.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 11.11.2008г. Заявителем было получено постановление Администрации Октябрьского района г.Томска от 28.11.2008г. №827 «О закреплении за ООО «Управдом» территории для уборки и благоустройства» в котором указано, что в целях обеспечения надлежащего санитарного содержания, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Октябрьского района города Томска, руководствуясь Законом Томской области от 15.08.2002г. №61-03 "Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области", решением Томской городской Думы от 20.03.2003г. №380 "О правилах благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка в г.Томске":

- закрепить за ООО "Управдом" (директор ФИО3) территорию общей площадью 50001м2 по адресам: ул.Вокзальная, 2, 23, 27, 35, ул.Ивана Черных, 20, 24, ул.Мичурина, 2, пер.Переездный, 2, ул. Партизанская, 21, Северный городок, 50, 53, 54 для уборки и благоустройства в пределах границ, установленных согласно прилагаемому плану (приложение 1-8) (пункт 1 Постановления);

- ООО "Управдом" самостоятельно и за свой счет осуществлять санитарное содержание и уборку территории, указанной в пункте 1 настоящего постановления, а также принимать участие в проведении мероприятий по ее благоустройству в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере благоустройства (пункт 2 Постановления).

Признание указанного Постановления недействительным является предметом требований Заявителя по настоящему делу.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.4 Закона Томской области от 15.08.2002г. №61-ОЗ "Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов Томской области в сфере благоустройства относятся, в том числе, принятие правовых актов по обеспечению благоустройства, контроль за их соблюдением и осуществление управления по этому вопросу на соответствующей территории.

Решением Томской городской Думы от 20.03.2003г. №380 "О правилах благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка в г.Томске" утверждены "Правила благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка в г. Томске" (далее – Правила).

Согласно п. 2.3. Правил лица, обязанные осуществлять уборку территории - физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами и пользователями зданий (помещений) и (или) земельных участков, а также их частей на территории г. Томска, граничащих с территориями общего пользования.

Территория предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов - часть городской территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики (п.2.4. Правил).

Закрепленная территория - территория, которая закреплена за муниципальными предприятиями на основании постановления мэра г. Томска, за физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами (кроме муниципальных предприятий) - на основании постановления администрации округа г. Томска в соответствии с настоящими правилами для наведения санитарного порядка (п.2.5. Правил).

Согласно п.3.1.2. Правил физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами и пользователями зданий и (или) земельных участков, а также их частей на территории г. Томска, граничащих с территориями общего пользования, обязаны осуществлять уборку закрепленных за ними территорий в пределах границ, установленных:

- для муниципальных предприятий - постановлением мэра г. Томска;

- для физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, за исключением муниципальных предприятий - постановлением администрации округа г. Томска.

Определение лиц, обязанных осуществлять уборку территории, производится администрациями округов г. Томска следующим образом:

- в случае если собственники расположенного на земельном участке здания являются собственниками данного земельного участка, то граница убираемой территории закрепляется за собственниками исходя из границ земельного участка согласно правоустанавливающим документам;

- в случае если собственниками расположенного на земельном участке здания права на земельный участок не оформлены, то граница убираемой территории закрепляется за собственниками здания исходя из границ принадлежащего им здания согласно техническому паспорту здания, а за собственниками земельного участка - в оставшейся части;

- в случае если в одном здании и (или) на земельном участке имеется более одного лица, обязанного осуществлять уборку территории, то обязанность по уборке территории возлагается на каждого из них. Порядок осуществления данной обязанности определяется собственниками здания и (или) земельного участка по соглашению между ними.

Как следует из материалов дела, между собственниками помещений многоквартирных домов по адресам: ул.Вокзальная 2, 23, 27, 35, ул.И.Черных 20,24, ул.Мичурина 2, пер.Переездный 2, ул.Партизанская 21, Северный городок 50, 53,54 и ООО «Управдом» (управляющая компания) заключаются договоры управления многоквартирными домами.

При этом Заявитель (управляющая компания) не является собственником, владельцем либо пользователем зданий и (или) земельных участков, расположенных на территории, указанной в оспариваемом постановлении, а, следовательно, лицом, на которого согласно Правилам может быть возложена обязанность за свой счет осуществлять уборку территории.

Возражая против заявленных требований, Администрация Октябрьского района г.Томска ссылается на то, что поскольку приложения №№1-8 к оспариваемому акту (план территорий) не подписаны должностным лицом, сам акт «О закреплении за ООО «Управдом» территории для уборки и благоустройства» считается не принятым и не вступившим в силу, а следовательно, и не является обязательным для исполнения, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Ответчик считает, что производство по делу следует прекратить.

Данный довод не может быть принят во внимание.

В соответствии с ч. 8. ст.37 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

На основании п.1 решения Думы города Томска от 15.09.2005г. №1000 "Об учреждении органов администрации города Томска и утверждении положений об органах администрации" учреждена администрация Октябрьского района города Томска и утверждено Положение об администрации Октябрьского района города Томска.

Согласно данному Положению - Администрация Октябрьского района города Томска является территориальным органом администрации города Томска, осуществляет исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района.

Согласно абзацу 17 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 44, статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов устанавливаются Уставом муниципального образования.

В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 45 Устава города Томска, принятого решением Томской городской Думы от 22.03.2005 № 841, распоряжения, приказы и иные акты руководителей органов администрации города Томска входят в систему муниципальных правовых актов.

Следуя пункту 4 статьи 46 Устава города Томска, муниципальные правовые акты принимаются коллегиально Думой города Томска, Счетной палатой города Томска либо единолично Мэром города Томска, иными должностными лицами местного самоуправления в порядке, установленном указанными органами и должностными лицами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 6.5 «Положения об администрации Октябрьского района города Томска», утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 № 1000, глава администрации района по вопросам ведения администрации издает акты в форме постановлений, распоряжений и приказов. Акты главы администрации района вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет определено самим актом.

В соответствии с п. 6 статьи 45 Устава города Томска Положения, правила, программы, планы и иные документы, утверждаемые муниципальными правовыми актами, оформляются в виде приложений к муниципальному правовому акту и являются его неотъемлемой частью.

Приложения должны оформляться на стандартных листах и иметь все необходимые реквизиты (п.3.2.14.7. Инструкции по делопроизводству в администрации города Томска, утвержденной постановлением мэра города Томска от 27.05.2004г. №251).

Набор реквизитов приложений конкретизирован в п.3.2.14.6. Инструкции, где указано, что если в тексте организационно-распорядительного документа дается ссылка "согласно приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу первого листа пишется слово "Приложение №", с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера. Если приложений несколько, то они нумеруются по порядку их упоминания в тексте.

Данной Инструкцией не предусмотрены иные реквизиты, в том числе личная подпись на приложениях лица, издавшего акт.

Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, что применительно к положениям п.3.2.14.7 вышеприведенной Инструкции по делопроизводству, использованные приложения (план) являются стандартными, в отношении которых предусмотрены специальные реквизиты, в том числе подпись должностного лица.

Ответчиком также не подтверждено, что прилагаемый к акту план является документом, на который распространяются общие требования ГОСТа Р6.30-2003 по оформлению документов, предусматривающего наличие таких обязательных реквизитов, как подпись (наряду с Государственным Гербом Российской Федерации и другими реквизитами).

С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление подлежит признанию недействительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Заявителем представлено «Соглашение об оказании юридической помощи № 07/08», заключенное между ООО «Управдом» и «Коллегия адвокатов № 652» и которое предусматривает за вознаграждение в сумме 10 000 рублей оказание заявителю юридической помощи: представительство его интересов в суде по настоящему делу. В соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру №145 от 01.12.2008г. указанная сумма оплачена «Коллегия адвокатов № 652» (исполнителю по указанному соглашению).

На ответчика относится вся сумма судебных расходов, что отвечает критерию разумности понесенных расходов. При этом судом учтены степень сложности настоящего дела, количество проведенных заседаний суда, на которых осуществлялось представительство Общества.

Руководствуясь статьями 168-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным постановление Администрации Октябрьского района
 г.Томска от 28.10.2008г. №827 «О закреплении за ООO «Управдом» территории для уборки
 и благоустройства».

Обязать Администрацию Октябрьского района г.Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Управдом».

Взыскать с Администрации Октябрьского района г.Томска в пользу ООО «Управдом» расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб. и расходы на услуги представителя в размере 10000 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Л.И.Бондарева