АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67- 639/2022
28.03.2022 (резолютивная часть объявлена 22.03.2022)
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Идрисовой С.З., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филимоновой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области (634003, <...>, ИНН <***> ОГРН <***>) о привлечении ФИО1 (г.Томск, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.8 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от административного органа – ФИО2, доверенность от 14.01.2022 (до 31.12.2022), удостоверение, диплом,
от ответчика – не явился (извещен),
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Томской области обратилась в суд с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.8 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательсвам должника, признанного банкротом.
В судебное заседание ответчик не явился. В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель административного органа поддержал заявление.
Из материалов дела следует, что 27.12.2021 государственным налоговым инспектором отдела обеспечения процедур банкротства №1 межрайонной ИФНС России №7 по Томской области ФИО3 в соответствии с ч.1 ст.23.5, ч.2 ст.28.3, ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в отсутствии гражданина ФИО1, извещенного уведомлением №70312122100095700002 от 09.12.2021, составлен протокол об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда Томской области от 24.07.2018 ООО «Парма» признано несостоятельным (банкротом). В отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО4
Определением арбитражного суда Томской области от 14.11.2018 принято заявление от конкурсного управляющего ООО «Парма» ФИО4 о привлечении ФИО1 к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «Парма».
Определением арбитражного суда Томской области от 04.10.2019 ФИО1 привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «Парма», с него взыскана задолженность в пользу ООО «Парма» в сумме 3 128 900,39 руб. Определение вступило в законную силу 15.10.2019.
30.01.2020 определением арбитражного суда Томской области произведена замена взыскателя ООО «Парма» в части требования о привлечении ФИО1 к субсидиарной ответственности и взыскании денежных средств в размере 224 133,43 руб. на правопреемника ФНС России в лице административного органа.
В службу судебных приставов направлен исполнительный лист ФС №033230879 от 05.20.2020.
Постановлением от 24.03.2020 возбуждено исполнительное производство.
По состоянию на 27.12.2021 задолженность не погашена, исполнительное производство окончено 13.08.2021 в связи с признанием должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему (п.7 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
По сведениям административного органа у ответчика имелся доход в размере, достаточном для удовлетворения требований ФНС России.
В связи с неисполнением вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, административный орган пришел к выводу, что ответчик совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст.14.13 КоАП РФ.
На основании выявленного нарушения составлен протокол №05-35/210/14.13 от 27.12.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.14.13 КоАП РФ.
В порядке ст. 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в суд для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 5.1 ст.14.13 КоАП РФ.
Заслушав участвующего в деле лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная
ответственность за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом добросовестность лиц, на которых судебными актами возложена определенная обязанность, должна проявляться в стремлении добровольно и самостоятельно (без применения специальных порядков принудительного исполнения) исполнить такую обязанность.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами дела подтвержден факт выявленного нарушения.
Вместе с тем, в ходе совершения процессуальных действий административным органом допущены существенные нарушения процессуальных норм, которые привели к нарушению прав ответчика.
Соблюдение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является обязательным, поскольку позволяет обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Из части 1 статьи 1.6. КоАП РФ следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно частям 1 – 4, 5 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 24 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Исходя из п.10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных законом процессуальных прав и гарантий защиты.
Из материалов дела следует, что протокол №05-35/210/14.13 об административном правонарушении от 27.12.2021 составлен в отсутствие ответчика.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При решении вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми доказательствами надлежащего извещения субъекта административного правонарушения о времени и месте совершения процессуального действия. При отсутствии таких доказательств административный орган не вправе выполнять процессуальное действие, поскольку, исходя из общих принципов обеспечения гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, существенное значение имеет факт его осведомленности о дате и времени рассмотрения дела, а не формальное направление такого уведомления.
Согласно п.5.4.5 Генеральные условия оказания услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг, курируемых Блоком почтового бизнеса и социальных услуг АО «Почта России (приложение №2 к приказу АО «Почта России» от 30.04.2020 №155-п) почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения. Срок хранения почтовых отправлений в ОПС может быть продлен в соответствии с условиями договора об оказании услуг почтовой связи.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении принято в отделении связи 10.12.2021, неудачная попытка вручения – 15.12.2021. Письмо возвращено отправителю 20.12.2021 с пометкой «истечение срока хранения», то есть на пятый день истечения срока его хранения, что является нарушением срока хранения почтового отправления.
Кроме того в соответствии с информацией УВМ УМВД России по Томской области ответчик с 14.09.2018 снят с регистрации по адресу: <...> <...> и зарегистрирован по адресу: <...> <...>, что подтверждается также свидетельством №2175 от 26.07.2019 (л.д.89).
Вместе с тем, уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено ответчику по адресу прежней регистрации: <...> <...>. Доказательств направления ответчику уведомления о времени и месте составления протокола по адресу его регистрации с 14.09.2018 <...> <...> не представлено.
что также не может свидетельствовать о надлежащем извещении ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, извещение ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не может свидетельствовать о соблюдении административным органом процедуры извещения лица, привлекаемого к ответственности, поэтому ответчик не может считаться надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении вынесен при отсутствии надлежащих доказательств об извещении ответчика, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Аналогичный вывод содержится в постановлениях первого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 N 01АП-5730/2021 по делу N А43-13496/2021, восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 N 08АП-7229/2021 по делу N А75-4698/2021.
Несоблюдение процедуры уведомления ответчика о дате и времени составления протокола об административном правонарушении является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Томской области.
Судья С.З. Идрисова