АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-6776/2019
21.11.2019 объявлена резолютивная часть решения
28.11.2019 изготовлен полный текст решения
Судья Арбитражного суда Томской области Чиндина Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егошиной А.М.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (636172, Томская область, ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о взыскании 7 576 000 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетной палаты Томской области
при участии в заседании:
от Истца – ФИО3 (доверенность №7 от 25.065.2019);
от ФИО2 (паспорт) – ФИО4 (доверенность от 19.01.2019);
от третьего лица – ФИО5 (доверенность от 23.09.2019), ФИО6 (доверенность от 30.09.2019), ФИО7 (доверенность от 01.04.2019);
УСТАНОВИЛ:
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 о взыскании 7 576 000 руб.
Определением арбитражного суда от 20.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Томской области.
В ходе судебного разбирательства представитель Департамента настаивал на удовлетворении требований, мотивируя тем, что ответчиком не выполнены условия соглашения от 29.04.2015 № 3.
Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что последним подано заявление по вопросу изменения в плане расходов и бизнес-плане, созданы рабочие места, несоответствие отчетов не влечет каких-либо существенных нарушений и не привело к нецелевому использованию бюджетных средств, истребование полученного гранта приведет к прекращению деятельности КФХ.
Представители Контрольно-счетной палаты Томской области поддержали требования Департамента по изложенным в отзыве основаниям.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
29.04.2015 между Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (участник программы), в целях реализации мероприятий подпрограммы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 №485а, на основании Положения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, заключено Соглашение №3 (том 1, л.д. 21-24).
Согласно п.1.1 Соглашения, последним определяются основные условия по предоставлению участнику Программы гранта на развитие семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием по направлению молочного скотоводства и увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет, в установленном порядке отобранного конкурсной комиссией Департамента (далее бизнес-план).
На основании решения конкурсной комиссии по отбору участников Программы (протокол № 3 от 29.04.2015) Участнику Программы на условиях, установленных Положением о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утверждённым постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а (далее - Положение) и настоящим Соглашением, предоставляются грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 7 576 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 2 630 000 руб., за счет средств областного бюджета 4 946 000 руб.
Согласно пункту 3.3.1 Соглашения от 29.04.2015 № 3 участник программы взял на себя обязательство выполнить условия предоставления бюджетных средств, в том числе: создать или реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы; оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования (статьи) плана расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств на менее 10% от стоимости каждого наименования (статьи) плана расходов; использовать бюджетные средства в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет КФХ на цели, указанные в плане расходов, и использовать имущество, закупаемое за счет гранта исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; создать не менее трех постоянных рабочих мест на дату окончания реализации проекта; осуществлять эффективную деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения бюджетных средств; осуществлять качественное строительство, реконструкции, модернизацию и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой ранее не осуществлялось, с использованием средств государственной поддержки; все активы, приобретенные за счет бюджетных средств, зарегистрировать на КФХ; ежеквартально. В срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять отчетность о целевом расходовании бюджетных средств на развитие семейных животноводческих ферм в органы местного самоуправления по месту регистрации КФХ.
Средства гранта в размере 7 676 000 руб. перечислены Департаментом на расчетный счет КФХ ФИО2 в соответствии с п.2.1 Соглашения 15.05.2015 и 19.05.2015, что подтверждается платежными поручениями № 178353 и № 853053.
Согласно Положению о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, расходование средств гранта необходимо было осуществить в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет получателя гранта, то есть до 20.05.2017.
Контрольно-счетной палатой Томской области в период с 07.11.2016 по 30.12.2016 проведена проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2015 году на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, По результатам которой был составлен акт проверки от 30.12.2016, содержащий указания на выявленные нарушения. Также по результатам проведенной проверки в Департамент было направлено представление № 03-56/2 от 27.01.2017.
Согласно представлению, Главой КФХ ФИО2 были допущены следующие нарушения условий получения и использования гранта:
- в нарушение п. 6 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, п.3.4.1 Соглашения от 29.04.2015 № 3 изменения планов расходов КФХ с конкурсной комиссией не согласованы;
- в нарушение п. 3.3.1 Соглашения от 29.04.2015 № 3 по состоянию на 01.10.2016 КФХ ФИО2 не выполнены условия предоставления бюджетных средств, а именно: не создана семейная животноводческая ферма, не созданы рабочие места; КФХ не осуществляет деятельность по выращиванию и содержанию сельскохозяйственных животных;
- предоставленные отчеты о целевом расходовании грантов на развитие животноводческих ферм по состоянию на 01.10.2016 КФХ ФИО2 являются недостоверными, так как содержат информацию не в полном объеме, не в соответствии с предусмотренными требованиями и неподтвержденную в ходе контрольного мероприятия.
При анализе отчетов о целевом расходовании средств гранта, представленных ФИО2, Департаментом были выявлены нарушения условий Соглашения, выразившихся в том, что участником Программы не созданы или реконструировано не более одной семейной животноводческой фермы; не создано не менее трех рабочих мест на дату окончания реализации проекта, не осуществляется эффективная деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения бюджетных средств, не осуществлено качественное строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки.
В связи с изложенными обстоятельствами, Департаментом в адрес Главы КФХ ФИО2 было направлено уведомление № 55-02-0066 от 19.01.2018 о возврате бюджетных средств, предоставленных в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 7 576 000 руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2 630 000 руб., за счет средств областного бюджета – 4 946 000 руб. Указанное требование было вручено лично ФИО2 под роспись 23.05.2018.
В связи с невозвратом ответчиком бюджетных средств, предоставленных в виде гранта, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную и иные формы поддержки.
Статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовая поддержка может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, Департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателем гранта цели, условий и порядка предоставления гранта.
Согласно пункту 3.5 Соглашения от 29.04.2015 № 3 получатель гранта дает согласие на осуществление Департаментом, Комитетом государственного финансового контроля Томской области и иными органами финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств.
Пунктом 23 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, в случае несоблюдения получателем гранта цели, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения конкретных целевых показателей, указанных в пункте 17 настоящего Положения, Департамент в течение 20 рабочих дней с даты выявления факта несоблюдения направляет получателю гранта письменное уведомление о возврате гранта в областной бюджет в полном объеме.
В течение 10 рабочих дней с даты получения письменного уведомления о возврате гранта в областной бюджет в полном объеме получатель гранта осуществляет возврат гранта в областной бюджет в полном объеме по платежным реквизитам, указанным в письменном уведомлении, или направляет в адрес Департамента ответ с мотивированным отказом от возврата гранта. В случае отказа получателя гранта от добровольного возврата грант подлежит взысканию в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня получения отказа от возврата субсидии в соответствии с действующим законодательством.
Из положений п. 4.2 Соглашения от 29.04.2015 № 3 следует, что в случае нарушения Участником программы условий, установленных Положением и настоящим Соглашением, Департамент направляет письменное мотивированное уведомление с требованием о возврате бюджетных средств, после получения которого (в течение 10 рабочих дней с даты получения) получатель гранта осуществляет возврат бюджетных средств в областной бюджет или направляет в адрес Департамента ответ с мотивированным отказом от их возврата. В случае отказа от добровольного возврата бюджетных средств указанные средства подлежат взысканию Департаментом в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об установлении факта нарушения главой КФХ ФИО2 условий, установленных Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, и Соглашением от 29.04.2015 № 3, а именно не создание семейной животноводческой фермы, не создание рабочих мест; КФХ не осуществляет деятельность по выращиванию и содержанию сельскохозяйственных животных.
В ходе рассмотрения дела Глава КФХ ФИО2 доказательств, опровергающих установленные контролирующим органом факты нарушения условий предоставления субсидии, в материалы дела не представил.
Факт создания семейной животноводческой фермы, создания рабочих мест; осуществления деятельности по выращиванию и содержанию сельскохозяйственных животных в установленный Соглашением срок ответчиком не подтвержден. Отмена выданного разрешения на ввод животноводческой фермы в эксплуатацию от 12.08.2016 № RU70507301-2/15 была обусловлена допущенными Главой КФХ ФИО2 нарушениями действующего законодательства при ее строительстве, в связи с чем данное обстоятельство не может быть признано чрезвычайным. Восстановление здания фермы в 2019г., создание трех рабочих мест в 2019г., а также заключение предварительного договора купли-продажи коров, на что указывает ответчик, не свидетельствует о соблюдении установленных Соглашением условий получения лицензии, которые должны были соблюдаться в период расходования средств гранта - в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет получателя гранта, то есть до 19.05.2017.
Ссылки ответчика на то, что Соглашение от 29.04.2015 заключено сроком на пять лет и в настоящее время срок действия соглашения не истек, отклоняются арбитражным судом, поскольку в силу Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, а также под. 3 п. 3.3.1 Соглашения от 29.04.2015 № 3, расходование средств гранта необходимо было осуществить в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет получателя гранта, то есть до 20.05.2017. При этом, Контрольно-счетной палатой в ходе проверки было установлено, что строительство животноводческой фермы с использованием средств государственной поддержки не осуществлено, так как работы на объекте в соответствии с проектом не завершены; часть выполненных работ не соответствует проекту, рабочие места не созданы, КФХ ФИО2 не осуществляет деятельность по выращиванию и содержанию сельскохозяйственных животных. Уже после проведения проверки на основании представления прокурора Кожевниковского района Томской области выданное ответчику разрешение на ввод животноводческой фермы в эксплуатацию от 12.08.2016 № RU70507301-2/15 отменено. Установленное соглашением от 29.04.2015 № 3 обязательство участника программы осуществлять эффективную деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения бюджетных средств не свидетельствует о том, что выявленные нарушения условий предоставления субсидии могут быть устранены в настоящее время.
С учетом изложенного, при доказанности факта нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, а также в отсутствие доказательств возврата денежных средств в добровольном порядке, суд удовлетворяет заявленные требования о возвращении средств в полном объеме, а именно в сумме 7 576 000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой заявитель при подаче искового заявления был освобожден, в размере 30 440 руб. исходя из имущественного положения Ответчика и с учетом пункта 2 статьи 333.22 и пункта 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 110, 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2(ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения г.Томск, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) 7 576 000 руб. в качестве возврата бюджетных средств, предоставленных в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Взыскать с Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения г.Томск, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 30 440 руб.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Е.В. Чиндина