ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-6878/2011 от 24.02.2012 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-6878/2011

24.02.2012г.

28.02.2012г. изготовлен полный текст решения.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Кузнецова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малининой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сибирский химический комбинат» ИНН <***> ОГРН <***>

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области ИНН <***>

о признании незаконными и отмене постановления № В-220 от 15.11.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 12.01.2011), ФИО2 (доверенность от 29.12.2011);

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 22.06.2011), ФИО4 (доверенность от 08.08.2011);

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Сибирский химический комбинат» (далее по тексту – ОАО «СХК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее по тексту – Управление Росприроднадзора по Томской области, ответчик) о признании незаконными и отмене постановления № В-220 от 15.11.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. на том основании, что в период с 02.11.2010 г. по 20.06.2011 г. ОАО «СХК» имел все необходимые нормативные и разрешительные документы на сброс сточных вод в природные водные объекты (р. Томь), предусмотренные природоохранным законодательством: «Нормативы допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов для «Северного» и «Южного» выпусков сточных вод ОАО "СХК"», per. № 105 от 12.02.10, утв. Отделом водных ресурсов по Томской области; Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, № 23 от 31.03.2010; Решение о предоставлении участков р. Томи в пользование ОАО «СХК» с целью сброса сточных вод, № 284 от 11.06.2010; «План снижения сбросов в окружающую среду (водный объект) по достижению НДС на период 2009 - 2018 гг». № 26/903 от 16.06.2009. В течение рассматриваемого периода ОАО «СХК» осуществлял сброс сточных вод в р.Томь в соответствии с условиями, установленными перечисленными документами.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, по основаниям изложенным в заявлении, письменных возражениях на отзыв ответчика и дополнительных письменных пояснениях.

Представители ответчика в судебном заседании не признали заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных прояснениях на возражения на отзыв.

Из материалов дела следует, что вадрес Управления Росприроднадзора по Томской области 23.09.2011 г. № 2682 из Томской межрайонной природоохранной прокуратуры поступила информация Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Томской области о превышении Открытым акционерным обществом «Сибирский химический комбинат» (далее - Комбинат) нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ по «Южному» и «Северному» выпуску в р. Томь.

По факту нарушения правил водопользования, в отношении Комбината определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.10.2011 г. № В-220 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

В ходе административного расследования установлено, что в период с 22.06.2010 г. по 20.06.2011 г. Комбинат, через «Северный» и «Южный» выпуски, на основании Решения о предоставлении участков р. Томи (43 км и 48,5 км от устья) в пользование от 11.06.2010 № 284 (далее - Решение) осуществлял сброс сточных вод в поверхностный водный объект р. Томь на 43 км и 48,5 км от устья.

Во исполнение пп. 13, 15 п. 2.3 Решения Комбинат в период с 22.06.2010 г. по 20.06.2011 г. осуществлял отбор и анализ качества сточных вод сбрасываемых в р. Томь сточных вод.

Анализы качества сбрасываемых сточных вод, проводились химической лабораторией производственно-технического отдела завода «Гидроэнергоснаб» (Аттестат аккредитации от 12.01.2009 г. № РОСС RU.0001.517192).

Результаты измерения качества сточных вод, сбрасываемых через «Северный» и «Южный» выпуски Комбината в период с 22.06.2010 г. по 20.06.2011 проведении административного расследования были сопоставлены с нормативами допустимого сброса веществ в водный объект (далее - НДС), установленными подпунктом 16 пункта 2.3 Решения.

При сравнении результатов измерений качества сточных вод, сбрасываемых ;з «Северный» выпуск Комбината, выполненных химической лабораторией ^производственно-технического отдела завода «Гидроэнергоснаб» в период с июня 2010 года по июнь 2011 года, с НДС, по ряду веществ выявлено превышение нормативов допустимого сброса по концентрациям.

Управлением Росприроднадзора по Томской области установлено, что, допустив в период с 20.09.2011 г. по 31.10.2011 г. сброс сточных вод с превышением установленных нормативов сброса веществ в водный объект р. Томь через выпуск «Южный» ОАО «СХК» нарушило требования ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 44 и ч.6 ст. 56 Водного Кодекса РФ, правила водопользования, установленные пп. 16, 22 п. 2.3 Решения от 11.06.2010 № 284 о предоставлении участков р. Томи (43 км и 48,5 км от устья) в пользование, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

По результатам административного расследования принято постановление № В-220 от 15.11.2011 о назначении ОАО «СХК» административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

За нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 8.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Водопользователем, в соответствии с п. 8 ст. 1 ВК РФ, является физическое лицо или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.

Согласно п. 1 ст. 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 ВК РФ устанавливается, что использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется на основании решения уполномоченного органа власти.

Через «Северный» выпуск ОАО «СХК» в реку Томь помимо сточных вод заводов комбината сбрасываются сточные воды с очистных сооружений г. Северска. В настоящее время эти очистные сооружения не имеют ступени биологической очистки, поэтому в городских сточных водах и, как следствие, в сточных водах комбината в значительных количествах присутствует азот аммонийный, как один из продуктов жизнедеятельности человека, а также взвешенные вещества.

В целях снижения сброса азота аммонийного и взвешенных веществ ОАО «СХК» и Администрацией г. Северска разработан, в установленном порядке согласован и утвержден «План снижения сбросов в окружающую среду (водный объект) по достижению НДС на период 2009 - 2018 гг.» per. № 26/903 от 16.06.2009.

В соответствии с указанным «Планом...» на период до 2018 года для «Северного» выпуска ОАО «СХК» по азоту аммонийному и взвешенным веществам установлены отдельные формативы допустимого сброса, которые превышены не были.

В период с 02.11.2010 г. по 20.06.2011 г. ОАО «СХК» не были превышены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами (т/месяц), установленные «Нормативами...» (по азоту аммонийному - установленные «Планом...»).

По ряду загрязняющих веществ (сухой остаток, азот нитратный, хлориды, сульфаты, фосфаты, бор, хром), по которым фактические сбросы комбината в р. Томь в десятки и сотни раз меньше допустимых, ОАО «СХК» в качестве допустимой концентрации установлены среднеарифметические величины. При этом установленные среднеарифметические показатели до 50 раз меньше санитарных нормативов для реки рыбохозяйственного значения (ПДК р.х.), какой является р. Томь.

Исходя из порядка установления величины допустимых концентраций, некорректно сравнивать разовые значения со среднеарифметическими, т.к. в половине случаев они должны быть меньше средней величины, а в половине случаев - больше.

В ходе расследования не было принято во внимание фоновое загрязнение речной воды, которую ОАО «СХК» использует в основном в теплообменных аппаратах, не привнося в нее загрязняющих веществ. Это обстоятельство не позволяет объективно оценить соблюдение установленных предприятию нормативов.

ОАО «СХК» привлечено Управлением Росприроднадзора к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и сбросе сточных вод в водные объекты.

Следовательно, привлекая ОАО «СХК» к административной ответственности по основаниям данной статьи, административный орган должен установить, в чем выразилась объективная сторона правонарушения, какие конкретно правила водопользования нарушены предприятием, в каком законе или ином нормативном акте эти правила установлены.

Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.6 ст.5 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Частью 1 статьи 39 ФЗ « Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В том случае, если сброс производится в соответствии со всеми действующими нормами и правилами, на основании выданного разрешения и в соответствии с ним, оснований для квалификации действий лица как противоправных не усматривается.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Представленными в дело доказательствами не подтверждено совершение обществом противоправных действий, а именно сброса сточных вод с нарушением требований законодательства.

Также в ходе расследования не было принято во внимание фоновое загрязнение речной воды, которую ОАО «СХК» использует в основном в теплообменных аппаратах, не привнося в нее загрязняющих веществ. Это обстоятельство не позволяет объективно оценить соблюдение установленных предприятию нормативов.

Данные обстоятельства административным органом не выяснялись и не учитывались в ходе проведения расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебном заседании данные доводы общества также не опровергнуты административным органом.

Анализ Постановления №В-220 показал, что он содержат недостоверные сведения, ошибки и неточности, которые делают невозможным понять содержание правонарушения и ис­кажают суть дела. Основные замечания были изложены в отзыве ОАО «СХК». Определением от 12 января 2011 года (ошибка при указании даты) в Постановление №В-220 о привлечении к ад­министративной ответственности от 15 ноября 2011г. ответчиком были внесены исправления.

Эти действия ответчика привели к тому, что сведения, содержащиеся в Постановлении №В-220 о привлечении к административной ответственности от 15 ноября 2011г. стали противо­речить сведениям, приведенным в Протоколе №В-220 об административном нарушении от 28 ок­тября 2011г. Из этих документов следует, что в ходе расследования административного правона­рушения были выявлении одни факты нарушения, которые нашли отражение в Протоколе №В-220, а в Постановлении №В-220 о привлечении ОАО «СХК» к административной ответственно­сти от 15 ноября 2011г. фигурируют другие факты.

Наличие существенных несоответствий между Протоколом №В-220 об административном нарушении от 28 октября 2011г. и Постановлением №В-220 о привлечении к административной ответственности от 15 ноября 2011г., в который ответчиком внесены исправления, свидетельствуют о том, что они являются не просто «опечатками», а влияют на содержание документа: изменены все количественные показатели, характеризующие нарушения; произведена подмена объекта нарушения.

Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что определением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 12.01.2012 в постановление о назначении административного наказания от 15.11.2011 № В-220 не затрагивают правовых выводов государственного инспектора по охране природы РФ в Томской области ФИО5, а также не касаются дела по существу, судом также не принимается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области № В-220 от 15.11.2011 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб. ОАО «Сибирский химический комбинат», признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Кузнецов А.С.