АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67- 7026/09
«11» декабря 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2009 г. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2009 г.
Судья Павлов Г. Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2009 № 18-12 о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
при участии
от открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК – ФИО1, доверенность от 29.10.2009,
от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области – не явился (извещен),
установил:
24 августа 2009 г. открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее по тексту – ОАО «Томскнефть» ВНК, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее по тексту – Департамент, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2009 № 18-12 о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. (далее по тексту – постановление от 12.08.2009 № 18-12).
Требования заявителя мотивированы тем, что оспариваемое постановление вынесено Департаментом с превышением полномочий, нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), порядка проведения контрольных мероприятий, требований территориальной подведомственности. Оспариваемым постановлением от 12.08.2009 № 18-12 нарушено право ОАО «Томскнефть» ВНК на законное привлечение к ответственности. Кроме того, ОАО «Томскнефть» ВНК незаконно лишено части собственных денежных средств при отсутствии на то законных оснований.
Согласно отзывам ответчика требования заявителя не подлежат удовлетворению на основании следующего. Возбуждение административного дела по факту выявленного нарушения, вынесение определения о проведении административного расследования, привлечение ОАО «Томскнефть» ВНК к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, не противоречит действующему законодательству. Плановый рейд изначально не проводился Департаментом в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК. Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) применению в данном случае не подлежат. ОАО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, по результатам проведенного административного расследования. Административное расследование проведено и дело рассмотрено должностным лицом Департамента ФИО2, находящимся в Каргасокском районе. Катыльгинское нефтяное месторождение ОАО «Томскнефть» ВНК к объектам федерального государственного экологического контроля не относится. В подтверждение проведения административного расследования в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК по подведомственности Департамент ссылается на судебную и административную практику.
Решением Арбитражного суда Томской области от 30.09.2009 в удовлетворении заявления ОАО «Томскнефть» ВНК к Департаменту о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2009 № 18-12 о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб., отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2009 решение Арбитражного суда Томской области по делу № А67-7026/09 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области. В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2009 указано, что при новом рассмотрении арбитражному суду следует дать оценку доводам общества о том, относится ли Катыльгинское нефтяное месторождение и коллектор, расположенный «врезка К2 – врезка К14», к опасным производственным объектам и с учетом указанного обстоятельства разрешить спор.
В судебное заседание Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечил. В материалах дела имеется ходатайство Департамента, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя, поддерживает доводы, изложенные в отзыве от 03.09.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании частей 2, 3 статьи 156, части 2 статьи 210 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях, объяснениях.
Арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО «Томскнефть» ВНК осуществляет эксплуатацию нефтесборного коллектора «врезка К.2 - врезка К.14» Катыльгинского нефтяного месторождения.
Система трубопроводов Катыльгинского месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК в порядке пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» зарегистрирована в качестве опасного производственного объекта в государственном реестре, что подтверждается свидетельством о регистрации А62-00884 серии АВ 242123, регистрационный номер А62-00884-036 от 20.06.2006 государственного реестра опасных производственных объектов Управления по технологическому и экологическому надзору Томской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На основании приказа начальника Департамента Адама А.М. от 01.04.2009 № 56 государственным инспектором ФИО2 08 июня 2009 года проведен плановый рейд на подведомственной территории Каргасокского района Катыльгинском нефтяном месторождении. В ходе рейда на территории, прилегающей к нефтесборному коллектору «врезка к. 2 - врезка к. 14» Катыльгинского нефтяного месторождения, обнаружен факт загрязнения прилегающих к нефтепроводу земель. Для установления факта загрязнения на загрязненном участке отобраны пробы почвы (акт отбора проб от 08.06.2009 № 1) для проведения экспертизы.
Согласно протоколу анализа почвы ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» Томской специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа Администрации Томской области от 19.06.2009 № 5-10, экспертному заключению о результатах исследования проб Департамента № 26 от 23.06.2009 в отобранных пробах почв № 5 обнаружены загрязняющие вещества – нефтепродукты и хлорид-ионы: превышение содержания в сравнении с пробой № 9 (незагрязненная почва) нефтепродуктов в 1 226,5 раза, хлорид-ионов в 18,89 раза; № 6 обнаружены загрязняющие вещества – нефтепродукты и хлорид-ионы: превышение содержания в сравнении с пробой № 10 (незагрязненная почва) нефтепродуктов в 1 109,5 раза, хлорид-ионов в 18,2 раза.
По факту выявленного нарушения с целью выявления виновного лица и привлечения его к административной ответственности старшим государственным инспектором Томской области по охране природы ФИО2 вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 24.06.2009 № 18-05, об истребовании в ОАО «Томскнефть» ВНК сведений от 24.06.2009 № 18-01.
Указанные определения направлены в адрес ОАО «Томскнефть» ВНК (отметка о получении ОАО «Томскнефть» ВНК вх. № 2091 от 25.06.2009).
Письмом от 07.07.2009 № 18-14/55-09 Департамент известил ОАО «Томскнефть» ВНК о том, что в рамках административных дел, возбужденных определениями от 24.06.2009 № 18-05, от 24.06.2009 № 18-06, состоится повторный отбор проб с участков, загрязненных нефтью (отметка о получении ОАО «Томскнефть» ВНК вх. № 2224 от 07.07.2009).
Для установления факта загрязнения на загрязненном участке повторно отобраны с участием представителя ОАО «Томскнефть» ВНК ФИО3 пробы почвы (протокол отбора проб почвы от 10.07.2009 № 18-01) для проведения экспертизы.
Определением Департамента от 24.07.2009 срок административного расследования по определению о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.06.2009 № 18-05 продлен до 24.08.2009 в связи с тем, что на 24.07.2009 результаты экспертизы из ОГУ «Облкомприрода» не получены (отметка о получении ОАО «Томскнефть» ВНК вх. № 2408 от 27.07.2009).
Согласно протоколу анализа почвы ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» Томской специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа Администрации Томской области от 16.07.2009 № 11-14, экспертному заключению о результатах исследования проб Департамента от 29.07.2009 № 34 в отобранных пробах почв № 11 обнаружены загрязняющие вещества – нефтепродукты: превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с пробой № 13 (незагрязненная почва) в 1 456,25 раза; № 12 обнаружены загрязняющие вещества – нефтепродукты: превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с пробой № 14 (незагрязненная почва) в 1 067,07 раза.
Письмом от 20.07.2009 № 18-14/70-09 Департамент известил ОАО «Томскнефть» ВНК о дате, времени, месте составления в отношении него протокола по делу об административном правонарушении, возбужденному, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 24.06.2009 № 18-05 и необходимости направления представителя для представления интересов ОАО «Томскнефть» ВНК (отметка о получении ОАО «Томскнефть» ВНК вх. № 2451 от 30.07.2009).
06 августа 2009 г. старшим государственным инспектором Томской области по охране природы ФИО2 в присутствии представителя ОАО «Томскнефть» ВНК ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 18-25, в котором установлено что на нефтесборном коллекторе «вр.К2 – вр.К14» Катыльгинского нефтяного месторождения работы по транспортировке углеводородного сырья проводятся ОАО «Томскнефть» ВНК с нарушением экологических требований и загрязнением окружающей среды, а именно с загрязнением почвы, что подтверждается данными протоколов анализа почвы ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» Томской специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа Администрации Томской области от 19.06.2009 № 5-10, от 16.07.2009 № 11-14, экспертных заключений о результатах исследования проб Департамента № 26 от 23.06.2009, от 29.07.2009 № 34.
Загрязнение окружающей среды (почвы) произошло в результате следующих аварий (некатегорийных отказов) на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К14» Катыльгинского нефтяного месторождения (акты технических расследований некатегорийных отказов трубопроводов): 09.07.2008, 120 метров от вр.К2, объем разлива нефти 0,03 тонны, площадь загрязнения 30 кв.м (акт технического расследования от 09.07.2008 № 98);
- 06.12.2008, 143 метра от вр.К2, объем разлива нефти 0,07 тонны, площадь загрязнения 200 кв.м (акт технического расследования от 06.12.2008 № 167);
- 10.02.2009, 40 метров от вр.К2, объем разлива нефти 0,02 тонны, площадь загрязнения 35 кв.м (акт технического расследования от 10.02.2009 № 27);
- 22.02.2009, 146 метров от вр.К2, объем разлива нефти 0,07 тонны, площадь
загрязнения 80 кв.м (акт технического расследования от 22.02.2009 № 30).
В соответствии с мероприятиями по ликвидации последствий аварий на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К14» Катыльгинского нефтяного месторождения цех технического обслуживания, ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварий № 2 ОАО «Томскнефть» ВНК обязан до 25.02.2009 года (дата последней аварии 22.02.2009) произвести дополнительное обвалование места отказа.
При обследовании загрязненного участка 10.07.2009 установлено, что обвалование участка аварийного разлива нефти местами отсутствует, то есть с 22.02.2009 года по 10.07.2009 обвалование вокруг загрязненного нефтью земельного участка частично отсутствовало. Площадь земельного участка, загрязненного нефтепродуктами в результате аварий на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К14» Катыльгинского нефтяного месторождения (площадь на которой вырублен лес), ориентировочно составила 2,5 - 3 га.
ОАО «Томскнефть» ВНК при эксплуатации нефтесборного коллектора «вр.К2 - вр.К14» Катыльгинского нефтяного месторождения не приняло должных мер по созданию обвалования мест загрязнения, то есть не приняло мер по локализации аварий произошедших за период с июля 2008 года по февраль 2009 года, в результате чего, площадь участка загрязненного нефтепродуктами, значительно увеличилась.
Указанные факты несоблюдения РД 39-132-94 «Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» и «Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» привели к несоблюдению ОАО «Томскнефть» ВНК при эксплуатации нефтесборного коллектора «вр.К2 - вр.К14» Катыльгинского нефтяного месторождения экологических требований (не выполнены мероприятия по обеспечению экологической безопасности, по предотвращению загрязнения земли химическими веществами, по обеспечению использования герметизированной системы промыслового транспорта), что является нарушением пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984 году, пункта 12.35 РД 39-132-94 «Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов».
Письмом от 11.08.2009 № 18-14/78-09 Департамент известил ОАО «Томскнефть» ВНК о времени и месте рассмотрения дела по протоколу № 18-25 от 06.08.2009 (отметка о получении ОАО «Томскнефть» ВНК вх. № 2536 от 11.08.2009).
12 августа 2009 г. старшим государственным инспектором Томской области по охране природы ФИО2 вынесено постановление № 18-12 о назначении административного наказания ОАО «Томскнефть» ВНК, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Смягчающих обстоятельств не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства указано, что ОАО «Томскнефть» ВНК 6 раз подвергнуто административному наказанию за однородные правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ (постановления о назначении административного наказания № 18-08 от 19.08.2008, № 18-10 от 26.08.2008, № 18-11 от 14.10.2008, № 18-12 от 15.10.2008, № 18-13 от 16.10.2008, № 18-15 от 10.11.2008), по которым не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Считая, что оспариваемым постановлением от 12.08.2009 № 18-12 нарушены права ОАО «Томскнефть» ВНК, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1 КоАП РФ, относится к компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль (часть 1 статьи 23.29 КоАП РФ).
В силу статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (пункт 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
На момент вынесения оспариваемого постановления перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
Согласно пункту 7 указанного Перечня, федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Материалами дела подтверждается, что система трубопроводов Катыльгинского месторождения, включая коллектор, расположенный «вр. К2 – вр. К14», зарегистрирована в качестве опасных производственных объектов, следовательно, является объектом федерального государственного экологического контроля.
Отсутствие утвержденных списков конкретных объектов не может служить основанием для признания оспариваемого постановления принятым в соответствии с полномочиями Департамента, поскольку суд принимает судебный акт в соответствии с действующим законодательством, которое устанавливает перечень объектов федерального государственного экологического контроля без утверждения конкретного перечня.
С учетом изложенного, арбитражным судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено Департаментом с превышением полномочий.
В силу части 2 стати 211 АПК РФ оспариваемое постановление от 12.08.2009 № 18-12 о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. признается незаконным и подлежит отмене полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-175, 207-211 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области №18-12 от 12.08.2009г. о назначении ОАО «Томскнефть» ВНК административного наказания в размере ста тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Г. Д. Павлов