ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7126/14 от 06.10.2015 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                            Дело № А67-7126/2014   

дата объявления резолютивной части - 06 октября 2015 года

дата изготовления полного текста решения  - 13 октября 2015 года

        Арбитражный суд Томской области в составе судьи А.Н. Гапон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ПАО "Томская распределительная компания" ИНН <***> ОГРН <***>

к Департаменту тарифного регулирования Томской области ИНН <***>  ОГРН <***>    

о признании незаконным и отмене постановления №58.14 НС от 03.10.2014г.,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 225 от 16.12.2014, паспорт;  ФИО2 по доверенности №331 от 24.07.2015, паспорт; ФИО3 по доверенности № 289 от 15.07.2015, паспорт;

от  ответчика – ФИО4 по доверенности №1 от 21.03.2014, удостоверение;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльшайдт Т.В.,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Томская распределительная компания»,  с учетом определения суда от 17.07.2015 года,  (далее – ПАО «ТРК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2014 по делу об административном правонарушении № 58.14 НС, вынесенного в отношении заявителя по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители ПАО «ТРК» поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, указали, что Департамент не относится к органам регулирования естественных монополий в понимании Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; запрошенные документы уже ранее представлялась в адрес Департамента  по форме согласно приложению №1 к письму №53-03-0698 от 18.06.2014 года;  ПАО «ТРК» в адрес административного органа была направлена вся имеющаяся у общества запрашиваемая документация и сведения, которой орган не обладал или не мог получить, ознакомившись с информацией, раскрытой на официальном сайте ОАО «ТРК».

Представитель административного органа требования ПАО «ТРК» не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно представленных пояснениях, в том числе, указал, что представленными материалами подтверждается факт совершения ПАО «ТРК» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ПАО «ТРК» (ранее ОАО «ТРК») зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 31.03.2005 за основным государственным регистрационным номером <***>.

29.04.2014 в Департамент поступило заявление ОАО «ТРК» (исх. № 01.3/2027 от 29.04.2014) по вопросу о корректировке необходимой валовой выручки на 2015 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии (с приложениями).

В ходе рассмотрения заявления ОАО «ТРК» и приложенных документов Департаментом в адрес ОАО «ТРК» было направлено письмо от 19.08.2014 № 53-03-1032 «О предоставлении дополнительных сведений для корректировки НВВ на 2015 год», в котором со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» Департамент повторно просил в срок до 27.08.2014 представить смету затрат по себестоимости по данным бухгалтерского и налогового учета за 2013 год по форме согласно приложению №1.

В письме также было указано, что документы необходимо представить в бумажном и электронном виде. Информация должна быть представлена в формате электронных таблиц (Excel) с сохранением формул в расчетах.

28.08.2014 в Департамент поступило письмо ОАО «ТРК» от 27.08.2014 № 01.2/4699 «Ответ на запрос от 19.08.2014 № 53-03-1032» исходя из содержания которого,  Общество указало, что пояснения по предоставлению сметы затрат по себестоимости по данным бухгалтерского и налогового учета 2013 года в предложенном Вами формате (приложение №1 к\запроса) уже были представлены Обществом 07.07.2014 года №02/3456 в ответ на предписание от 27.07.2014 года №92.

23.09.2014 консультантом комитета по организационно-правовой работе Департамента ФИО4 в отношении ОАО «ТРК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, с указанием на то, что запрашиваемая информация не была представлена по форме и требованиям, установленные регулирующим органом, а именно форма сметы затрат по себестоимости искажена, затраты не разделены на принимаемые и непринимаемые; также регулируемой организацией нарушены сроки предоставления информации.

03.10.2014 заместителем начальника Департамента по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление  № 58.14НС о привлечении ОАО «ТРК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Признание незаконным и отмена постановления от 03.10.2014 № 59.14НС по делу об административном правонарушении является предметом требований ОАО «ТРК» по настоящему делу.

Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.

Объективную сторону указанного правонарушения образует непредставление (несвоевременное представление) в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также в случае исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.

Таким образом, для определения наличия в действиях субъекта объективной стороны этого правонарушения значимым обстоятельством является наличие установленной нормативными актами обязанности субъекта по представлению сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в том числе в случае, если такая обязанность связана с реализацией указанным органом предоставленных ему полномочий по контролю (надзору), либо по сбору информации.

В соответствии с Положением о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012  №145, Департамент тарифного регулирования Томской области (далее - Орган) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Органа является эффективное государственное регулирование ценообразования на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Задачами деятельности Органа являются, в частности, государственное регулирование тарифов, цен, ставок, расценок, наценок и надбавок на продукцию, товары либо услуги, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 3 Положения).

Пунктом 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 № 145, установлено, что для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения цели и задач Орган выполняет определенные функции, в том числе, устанавливает цены (тарифы): на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

В силу подпункта 2 пункта 10 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 № 145, в целях выполнения функций, указанных в пункте 9 настоящего Положения, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Орган имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также их должностных лиц, в том числе в рамках государственной информационной системы.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: - определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); - обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; - учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); - учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; - обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; - обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определены Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования).

Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (процедура) урегулированы Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила).

Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Пунктом 6 Основ ценообразования установлено, что субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по указанным в данном пункте видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по деятельности по передаче электрической энергии.

В силу пункта 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В пункте 17 Постановления N 1178 предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в том числе включают в себя расходы на оплату услуг, предусмотренных положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (пункт 18 Постановления N 1178).

Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании определенных данным пунктом долгосрочных параметров регулирования.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (п. 2 Основ ценообразования).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Из пунктов 12, 17, 22, 25, 28 Правил следует, что необходимая валовая выручка устанавливается на основании экспертной оценки предложений регулируемых организаций, представляемых ими в регулирующие органы вместе с обосновывающими материалами.

Согласно пункту 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ РФ от 17.02.2012  № 98-э, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

Пунктами 8, 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э, определено, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В силу пункта 14 Методических указаний № 98-э НВВ регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.

Из указанных положений следует, что метод долгосрочной индексации НВВ является способом установления тарифов на передачу электрической энергии, при котором рассчитывается необходимая валовая выручка регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом регулирующим органом ежегодно осуществляется корректировка НВВ, которая также осуществляется на основании предложений регулируемой организации. Основным правилом при корректировке НВВ, является выяснение позиции сетевой организации, которая представляет свое предложение с обосновывающими материалами. Следовательно, корректировка НВВ является частью процедуры утверждения тарифа на передачу электроэнергии. При этом НВВ регулируемой организации также используется при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций. Соответственно, изменение НВВ повлияет на единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальные тарифы для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.

В частности, факт использования НВВ, установленной ОАО «ТРК», при расчете единых (котловых) тарифов  на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области подтверждается приказом Департамента от 30.12.2014 № 6/9(750) «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2015 год» (т. 2, л.д. 101-103).

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014         № 1146-О следует, что в соответствии с пунктами 2 и 15 – 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы. Данное нормативное регулирование направлено на формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере электроэнергетики, обеспечивающего баланс экономических интересов сетевых организаций и интересов потребителей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 08.11.2012 № 40/396 «О долгосрочных параметрах регулирования деятельности открытого акционерного общества «Томская распределительная компания» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности открытого акционерного общества «Томская распределительная компания».

29.04.2014 ОАО «ТРК» обратилось в Департамент с заявлением (исх. № 013/2027 от 29.04.2014) по вопросу о корректировке необходимой валовой выручки на 2015 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии (с приложениями).

Учитывая, что корректировка необходимой валовой выручки влияет на размер тарифа на передачу электроэнергии, ПАО «ТРК» должно было на момент проведения экспертизы предложения о корректировке показаний НВВ предоставить в регулирующий орган соответствующие документы, которые бы подтверждали экономическую обоснованность включения в необходимую валовую выручку требуемого уровня расходов.

Как следует из материалов дела, при анализе представленных ОАО «ТРК» документов по вопросу о корректировке НВВ Департаментом была установлена необходимость обоснования предложения дополнительными материалами, в связи с чем Департаментом в адрес ОАО «ТРК» был направлен запрос от 19.08.2014 № 53-03-1032 «О представлении дополнительных сведений для корректировки НВВ на 2015 год» с приложением формы-приложения на 6 листах «Смета затрат по себестоимости».

Порядок направления запросов установлен частью 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом.

При этом, в силу части 8 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, организации коммерческой инфраструктуры обязаны предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по их запросам информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с перечнем и условиями предоставления данной информации, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу пункта 19 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии предусмотрена обязательность представления сведений для установления, изменения, введения или отмены тарифов по запросам регулирующего органа. При этом праву органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов запрашивать и получать необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов) корреспондирует обязанность соответствующих лиц по представлению такой информации.

Поскольку ОАО «ТРК» в Департамент было подано заявление о корректировке НВВ на 2015 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии, которая является составной частью процесса установления (изменения) тарифа, то исполнение запросов Департамента о представлении дополнительных материалов в целях обоснования представленного заявления о корректировке НВВ является для ОАО «ТРК» обязательным в силу положений вышеуказанных нормативных актов.

Доводы ПАО «ТРК» о том, что общество не представляло ценовое предложение (предложение об установлении тарифов), а обратилось только за корректировкой НВВ в части неподконтрольных расходов, в связи с чем запрос Департамента является неправомерным, подлежат отклонению арбитражным судом как необоснованные по изложенным выше основаниям.

Оспаривая постановление Департамента от 03.10.2014 о назначении административного наказания, ПАО «ТРК» также указывает, что Департамент не относится к органам регулирования естественных монополий, в связи с чем требование данного органа, указанное в письме от 19.08.2014 № 53-03-1032 со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сформировано за пределами полномочий органа и не имеет обязательной силы.

Вместе с тем, данный довод заявителя подлежит отклонению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, иных хозяйствующих субъектов, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании положений данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.12.2008 № 950, которым утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, устанавливающее порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования) и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

В частности, органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. При этом государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов). Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии осуществляется органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности и настоящим Положением (пункты 3, 4, 5 Положения).

Следовательно, на Департамент как на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов распространяются нормы Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» при реализации им полномочий по государственному регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий, осуществляемому посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий, в пределах, предоставленных, в том числе, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

С учетом, изложенного, повторное письмо Департамента от 19.08.2014 № 53-03-1032 о предоставлении дополнительных сведений для корректировки НВВ на 2015 год направлено в пределах полномочий Департамента, установленных в сфере государственного регулирования цен на услуги по передаче электроэнергии, в том числе на услуги субъектов естественных монополий, в связи с чем подлежит обязательному исполнению регулируемой организацией.

Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, запрашиваемая Департаментом информация не была предоставлена в полном объеме, а также нарушены форма и требования, установленные регулирующим органом.

Доводы ПАО «ТРК» о том, что смета затрат по виду деятельности «передача энергии» была представлена в Департамент 29.04.2014 года, а также  в предложенном Департаментом формате (приложение №1 запроса) 07.07.2014 года №02/3456 в ответ на предписание от 27.06.2014 года №92, являются несостоятельными, поскольку регулирующий орган, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований (как в рассматриваемом случае), вправе запрашивать дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, при этом необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не подлежит иной переоценке другими лицами.

Истребованная Департаментом у ОАО «ТРК» согласно запросу от 19.08.2014 года смета затрат по себестоимости с определением формы ее представления направлена на проведение подробного анализа фактических расходов ОАО «ТРК» за 2013 год по регулируемой деятельности «Передача электрической энергии» в рамках корректировки НВВ ОАО «ТРК» на 2015 год, а также на проверку достоверности ранее предоставленных сведений.

При этом, из материалов дела следует, что представленная по ранее выданному предписанию информация, а также представленная 28.08.2014 года по запросу от 19.08.2014 года  не была представлена  по форме и требованиям, установленным регулирующим органом, форма сметы затрат по себестоимости была существенно переработана и искажена, затраты не были разделены на принимаемые и непринимаемые для налогового учета. Вместе с тем,  приложенная к запросу Департамента форма была  разработана ОАО «ТРК» и представлялась ранее Обществом ежегодно.

Ссылки представителей заявителя на невозможность заполнения всех граф в связи с внесением изменений в формы ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, судом не принимаются, т.к. не подтверждены документально. Заявителем не доказан факт невозможности отражения данных согласно форме-приложению из иных источников (налоговых деклараций по налогу на прибыль, налоговых регистров и т.д.). При этом, суд отмечает, что заявителем также при направлении информации в Департамент каких-либо дополнительных пояснений не представлялось.

Кроме того,  Заявителю было выдано предписание от 27.06.2014 года №92 «Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере деятельности субъектов естественных монополий», которым заявителю предлагалось устранить выявленные нарушения и, в том числе,  представить сведения в полном объеме: «1.смета затрат по себестоимости по данным бухгалтерского учета по форме согласно приложению №1 к письму №53-03-0698  от 18.06.2014 года».

Данное  предписание было оспорено обществом в рамках дела №А67-6024/2014. Решением суда от 25.02.2015 года  признаны недействительными пункты №№11, 12 предписания. В остальной части заявленных требований заявителю отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 года, постановлением  Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 07.09.2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Судебный акт по делу №А67-6024/2014 вступил в законную силу.

В судебных актах суды пришли к выводу о необходимости представления, в т.ч. сметы затрат по себестоимости по данным бухгалтерского учета по форме согласно приложению №1 к письму №53-03-0698  от 18.06.2014 года. При этом, суд отмечает, что направляя повторный запрос 19.08.2014 года №53-03-1932 Департамент   просил предоставить смету затрат по себестоимости по данным бухгалтерского и налогового учета за 2013 год  по форме согласно приложению №1.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что приложения №1 идентичны. Таким образом, учитывая судебные акты по делу №А67-6024/14 заявитель должен был в установленный законом срок предоставить в Департамент смету затрат по себестоимости по форме-приложению №1.

Вместе с тем, представленная заявителем ранее информация не содержала сведений о принимаемых и непринимаемых затратах для налогового учета.

Эксперты, проводя анализ предоставленных организацией обосновывающих расчетов, смет, калькуляций, и т.д., исходя из положений пункта 23 Правил государственного регулирования цен (тарифов) обязаны проводить оценку достоверности (корректности, правильности) данных, принятых организацией в расчет НВВ. Все представляемые организацией расчеты подлежат контролю с точки зрения их достоверности. Соответственно, представленные ОАО «ТРК» документы нуждались в дополнительном уточнении и обосновании.

При этом убеждение регулируемой организации в обратном, т.е. в том, что представленные ею документы содержали всю необходимую информацию и не нуждались в уточнении, не может быть принято во внимание, поскольку в силу пункта 19 Правил государственного регулирования вопрос о необходимости уточнения предложений либо обоснований относится к компетенции регулирующего органа, является оценочной категорией и не подлежит иной переоценке другими лицами. Данный вывод соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 № 307-КГ14-5116 по делу № А05-3148/2014.

Факт составления экспертного заключения о корректировке необходимой валовой выручки ОАО «ТРК» на 2015 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации НВВ на услуги по передаче электрической энергии, не свидетельствует об отсутствии необходимости представления информации согласно запросу от 19.08.2014 № 53-03-1032 для корректировки НВВ, поскольку в разделе 3 данного экспертного заключения указано, что экспертами рассматривались и принимались во внимание все представленные документы, имеющие значение для составления доказательного и независимого экспертного заключения. Эксперты исходили из того, что представленная информация является достоверной. Ответственность за достоверность представленных документов несет общество. Проделанная в процессе проведения экспертизы работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки финансово-хозяйственной деятельности общества с целью выявления всех возможных нарушений норм действующего законодательства. Выводы экспертов, приведенные в указанном заключении, основывались исключительно на результатах экспертизы представленных обществом расчетов и документов.

Таким образом, административным органом доказано, что ПАО «ТРК» не представлены в полном объеме сведения в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, при установленной обязательности представления таких сведений для установления, изменения, введения или отмены тарифов, что является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

ПАО «ТРК», осуществляющее деятельность в области передачи электрической энергии, и обязанное представлять соответствующие сведения в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, при наличии возможности не нарушать установленную обязанность и при отсутствии каких-либо чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, не предприняло всех необходимых и достаточных, зависящих от него мер по обеспечению исполнения обязанности по предоставлению всех сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Доводы заявителя об отсутствии вины в совершении правонарушения, в  том числе, в связи с неисполнимостью запрошенной Департаментом информации, не могут быть приняты судом, поскольку приводимые заявителем доводы в указанной части нормативно и документально не подтверждены, основаны лишь на устных пояснениях представителей.  

Довод заявителя о незаконном привлечении к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение со ссылкой на часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ отклоняется судом, т.к. документального подтверждения указанного факта Обществом не представлено. Как следует из пояснений представителя ответчика, Департаментом не велось административное производство по делу №52.13 НС по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, с указанным номером рассматривалось дело №52.14, дело было возбуждено по иному событию и в рамках иного состава правонарушения. Данные доводы ответчика заявителем также не опровергнуты.

Кроме того, в рассматриваемом случае Общество на основании постановления от 03.10.2014 года №58.14 привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ в связи с непредставлением  информации по запросу от 19.08.2014 года, что является самостоятельным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную выше указанной статьей.

Следовательно, привлечение Общества к административной ответственности за совершенное правонарушение, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Таким образом, в данном случае норма, содержащаяся в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, не может быть применена.

Многочисленные иные доводы Общества арбитражным судом рассмотрены и отклонены, поскольку они или не свидетельствуют о нарушении законодательства, или являются несущественными, не влекущими нарушения прав и законных интересов заявителя и сами по себе не могут повлечь признание оспариваемого постановления незаконным.

В связи с этим арбитражный суд приходит к выводу о доказанности в действиях ПАО «ТРК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Содержание протокола об административном правонарушении от 23.09.2014 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, протокол составлен уполномоченным должностным лицом Департамента тарифного регулирования Томской области. Протокол об административном правонарушении от 23.09.2014 составлен в присутствии представителя заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 23.51 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления) рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.1 КоАП РФ, уполномочены, в частности, руководители органов, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, их заместители. Следовательно, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом (заместителем начальника Департамента).

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении административного наказания не истек.

При назначении наказания административным органом требования части 3 статьи 4.1 КоАП РФ не нарушены, все обстоятельства фактически учтены, поскольку применена санкция в виде штрафа в минимальном размере, что отвечает характеру и обстоятельствам нарушения.

В ходе рассмотрения настоящего дела заявителем не приведено и арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности.

На основании изложенного арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт нарушения и вина ПАО «ТРК» подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не усматривается. Нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Публичному акционерному обществу "Томская распределительная компания" в удовлетворении заявленных требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                    А.Н.Гапон