ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7160/13 от 31.01.2014 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                  Дело № А67-7160/2013

31 января 2014 г. – дата оглашения резолютивной части

07 февраля 2014 г. – дата изготовления полного текста

Арбитражный суд Томской области в составе судьи А.Н. Гапон, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Старый город» ОГРН 1127017011439

к Городской административной комиссии Города Томска 

о признании незаконным и отмене постановления №44/13 от 12.11.2013г.,

третье лицо – МУП «Агентство развития г.Томска».

при участии в заседании:

от заявителя –  Райх О.П. – доверенность от 11.10.2013, представлен паспорт;

от ответчика –  без участия;

от третьего лица – без участия;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльшайдт Т.В.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительная компания «Старый город»  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Городской административной комиссии г.Томска о признании незаконным постановления №44/13 от 12.11.2013г., согласно которому, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 №295-ОЗ «Кодекс Томской области об административных правонарушениях» (далее по тексту: «КТОАП») и последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Определением суда от 29.11.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП «Агентство развития г.Томска».

Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своих представителей в судебное заседание не направили. Просили рассмотреть дело без участия своих представителей.

Дело рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ответчика и третьего лица.

Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, в том числе, указала, что общество не является субъектом данного правонарушения, и в действиях последнего отсутствует событие инкриминируемого правонарушения; протокол составлен должностным лицом с превышением полномочий; отсутствие разрешения в виде отдельного документа не может быть поставлено в вину заявителю.

Представитель административного органа в отзыве на заявление против удовлетворения требований возражал, полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку временный объект – остановочный комплекс был размещен в отсутствие разрешения на его установку.

Третье лицо в отзыве на заявление поддержало требования заявителя, указало, что при размещении остановочного комплекса заявитель действовал добросовестно, невиновно, исходил из порядка, предусмотренного положением о порядке размещения временных (некапитальных) объектов и ранее сложившихся отношений.

Более подробно доводы сторон изложены в заявлении, письменных отзывах по делу и дополнениях к ним.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства по делу, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Должностным лицом Администрации Октябрьского района г.Томска в отношении ООО «СК «Старый город» составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2013г.  в котором зафиксирован факт нарушения обществом требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением Мэра г. Томска 04.09.2007 №536 (далее по тексту: «Положение»), выразившийся в размещении временного некапитального объекта – остановочного комплекса с торговыми помещениями, без правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (условно) общей площадью 90 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка.

12.11.2013г. Городская административная комиссия г.Томска  рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установила, что ООО «СК «Старый город» по ул. Высоцкого,7а (условно), в нарушение п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», разместило временный объект – остановочный комплекс с торговыми помещениями, без соответствующего разрешения, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.1 Закона Томской области от 26.12.2008  №295-ОЗ «Кодекс Томской области об административных правонарушениях» и постановила привлечь ООО «СК «Старый город» к административной ответственности по ч.2 ст.8.1 КТОАП с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. 

ООО «СК «Старый город», считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Необходимыми элементами состава административного правонарушения являются: надлежащий субъект, наличие события правонарушения, его противоправность, вина субъекта правонарушения.

Наличие события или состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела,  в соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении, которые, в свою очередь устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами, предусмотренными названным Кодексом.

Согласно ч.2 ст.8.1 КТОАП нарушение установленных органами местного самоуправления правил размещения временных объектов на территории муниципального образования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  двухсот тысяч рублей.

Порядок размещения и контроля за размещением временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск» определен Положением «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным постановлением Мэра города Томска от 04.09.2007 года №536.

Согласно п.1.2 Положения под временными (некапитальными) объектами понимаются объекты из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, которые могут быть разобраны и перенесены без значительного ущерба для них, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе объекты, предусмотренные настоящим Положением.

В п.1.3 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) перечислены объекты, относящиеся к временным, в том числе: киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, их комплексы, остановочные комплексы, а также  иные временные объекты, отвечающие признакам, указанным в абзацах 1 и 2 пункта 1.2 настоящего Положения, и соответствующие типам временных объектов согласно ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения" (п. 1.3.13 Положения).

Согласно п.2.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании:

- муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта);

- протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

- договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица;

-  паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).

Земельный участок для размещения временного объекта предоставляется в аренду на срок, предусмотренный договором аренды (п.2.2 Положения - в редакции, действовавшей на момент возведения объекта)

В соответствии с п. 2.4 Положения размещение временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица, допускается только с согласия правообладателя земельного участка при условии соответствия разрешенного использования указанного земельного участка назначению временного объекта.

При этом п.2.5 Положения размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.

Постановлением Администрации г.Томска №721 от 29.06.2012г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов» (далее по тексту: «Регламент»).

Согласно п.6.1 Регламента результатом I этапа предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов» является получение заявителем одного из следующих документов:

- информационного письма о выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов и расчета платы за фактическое использование земельного участка по установленным ставкам арендной платы за весь период эксплуатации временного объекта, указанный в заявлении о предоставлении муниципальной услуги, с предложением произвести оплату в соответствии с расчетом платы за фактическое использование земельного участка;

- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов;

- информационного письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно п.6.2 Регламента результатом II этапа предоставления муниципальной услуги является получение заявителем следующего документа:

- разрешения на размещение временного (некапитального) объекта;

- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что временный объект, для которого необходимо получение разрешительных документов на его установку, это самостоятельный объект, устанавливаемый строго на земельный участок в соответствии с документом, подтверждающим права на использование земельного участка, при этом установка остановочного комплекса (в данном случае) должна осуществляться на основании разрешения, выданного в установленном порядке и форме.

Как следует из материалов дела, ООО «СК «Старый город» являясь участником реализации проекта «Новые остановки Томска» заключило с МУП «Агентство развития Города Томска» агентский договор №2/3 от 05.06.2013г. согласно которому последний обязуется выполнить все фактические и юридические действия по согласованию размещения остановочных комплексов, оформлению необходимой разрешительной документации (п.3.1.1 Агентского договора), а общество обязуется установить остановочный комплекс, в том числе, остановочный комплекс «Спорткомплекс «Кедр» по адресу: г.Томск, ул.Высоцкого,7а (ориентировочный), соответствующий требованиям, предусмотренных муниципальными правовыми актами (п.3.2.1 Агентского договора).

15.07.2013г. МУП «Агентство развития города Томска» письмом №121/1 от 15.07.2013г. уведомило ООО «СК «Старый город», что Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска, на основании поданных заявок на размещение временных (некапитальных) объектов – остановочных комплексов, представлены расчеты за фактическое использование участка, в том числе по адресу : ул.Высоцкого,7а.

Из представленного расчета за фактическое использование земельного участка в 2013г. по состоянию на 12.07.2013г. усматривается, что данный расчет является платой за землю по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а.

ООО «СК «Старый город» заключило с ООО «Мик Строй» договор подряда №11 от 30.05.2013г., согласно которому последний обязуется изготовить, осуществить монтаж и установку открытого остановочного комплекса на площадке, расположенной по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (п.1.2 договора).

Как следует из Акта обследования земельного участка по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (условно) от 31.10.2013г., по вышеуказанному адресу самовольно установлен временный (некапитальный) объект – остановочный комплекс светло-зеленого цвета с вывеской «Кедр», площадь объекта составляет 90 кв.м.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что за разрешением на установку указанного комплекса МУП «Агентство развития города Томска» по поручению общества обращалось в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска (л.д.88).

Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола №10 заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 05.07.2013 года, комиссией решено выдать разрешение с 08.07.2013г. по 07.07.2018г. при согласовании с ГИБДД (л.д.98).

Письмом ГИБДД от 05.07.2013г. №20/392 МУП «Агенство развития г.Томска» сообщено, что в компетенцию Госавтоинспекции не входит согласование схем расположения остановочных комплексов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу, что обществом были осуществлены все действия для получения разрешения на размещение временного (некапитального) объекта – остановочного комплекса по адресу г.Томск ул.Высоцкого,7а.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.1 КТОАП.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2013г. указано, что нарушение  требований п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении временного некапитального объекта – остановочного комплекса с торговыми помещениями, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а  (условно) общей площадью 90 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка.

Согласно оспариваемому постановлению нарушение п.2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении остановочного комплекса с торговыми помещениями без соответствующего разрешения.

Вместе с тем, Положение разграничивает порядок размещения временных объектов и документы, на основании которых осуществляется размещение и эксплуатация временных объектов.

Так, согласно п.2.1 Положения, за нарушение которого Общество привлечено к административной ответственности, размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании: муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта);  протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).

В тоже время п.2.5 Положения, определяет, что размещение мобильных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 настоящего Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании только разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в установленной форме.

В качестве документального подтверждения правонарушения административный орган указывает, в том числе, справку Департамента развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, согласно которой, в ответ на запрос Администрации Октябрьского района о наличии разрешения на размещение временного объекта (остановочного комплекса) по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а, сообщил, что разрешение на размещение остановочного комплекса по указанному адресу не выдавалось.

При этом документов, подтверждающих истребование правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого,7а (условно) общей площадью 90 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка, факт отсутствия которых зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, административным органом не представлено.

При изложенных обстоятельствах не представляется возможным определить событие вмененного Обществу правонарушения.

Ссылка представителя Ответчика на то, что в оспариваемом постановлении под отсутствием разрешения понимается отсутствие разрешительных документов, судом во внимание принято быть не может, поскольку, как указывалось выше, нормы Положения, предусматривают возможность выдачи либо разрешения, как отдельного документа, форма и порядок которого утвержден Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации Города Томска либо документов, перечисленных в п.2.4 Положения, процедура получения которых отлична от процедуры получения разрешения.

При этом, арбитражный суд, при наличии протокола комиссии №10 от 05.07.2013г., расчета за фактическое пользование земельного участка в 2013 году, платежных поручений №136 от 24.07.2013г., №216 от 19.09.2013г., №262 от 03.10.2013г., агентского договора, иных документов, считает, что фактически разрешение на размещение временного объекта ООО «СК «Старый город» получило. Отсутствие разрешения в виде отдельного документа не может быть поставлено в вину заявителю, ввиду чего, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 8.1 КТОАП.

В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Довод представителя общества о том, что протокол об административном правонарушении от 31.10.2013г. составлен должностным лицом с превышением полномочий, судом признан необоснованным, поскольку контроль за соблюдением порядка размещения временных объектов, в том числе предусмотренных п.1.3.8 Положения (остановочные комплексы), в период проведения проверки, возложен Положением «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск» на должностных лиц администрации районов города Томска.

Учитывая, что законность и обоснованность оспариваемого постановления не подтверждена ГАК в ходе судебного разбирательства, требование заявителя подлежит удовлетворению, а постановление №44/13 Городской административной комиссии г.Томска от 12.11.2013г. о привлечении ООО «СК «Старый город» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.1 КТОАП, в виде штрафа в размере 200 000 руб. - признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление №44/13 от 12.11.2013 года, вынесенное Городской административной комиссией города Томска о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Старый город» к административной ответственности по ч.2 ст.8.1 Закона Томской области от 26.12.2008г. №295-03 «Кодекс Томской области об административных правонарушениях» в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб., признать незаконным и отменить.

        Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                         А.Н. Гапон