ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7308/20 от 29.04.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                        Дело № А67-7308/2020

29 апреля 2021 г. – дата объявления резолютивной части решения

29 апреля 2021 г. – дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Томской области в составе судьи М.О. Попилова,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Шестеровой,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Система плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к федеральному государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом

при участии:

от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 10.07.2020,

от ответчика – ФИО2, адвоката  по доверенности от 15.10.2020 (регистрационный № 70/491 в реестре адвокатов Томской области),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Система плюс» (далее – ООО «УК Система плюс», общество) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» (далее – ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН») об истребовании документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>.

Исковые требования обоснованы частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), и мотивированы уклонением ответчика от передачи обществу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов (л.д. 4-5).

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, в соответствии с заявлением об уточнении исковых требований от 22.04.2021 истец просил обязать ответчика передать, техническую документацию на многоквартирный дом по адресу: <...>, и иные связанные с управлением данным домом документы, а именно:

- акты проверок готовности к отопительному сезону и выданные паспорта готовности за 2020 год (подпункт «в (1)» пункта 24 Правил № 491);

- списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в МКД, на основании договоров (по решению общего собрания собственников в МКД), составленные с учетом требований законодательства о защите персональных данных (подпункт «д (1)» пункта 26 Правил № 491);

- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра (подпункт «в» пункта 24 Правил № 491);

- все схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения (подпункт «а (1)» пункта 24 Правил № 491);

- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников в МКД (подпункт «д (3)» пункта  26 Правил № 491);

- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за 2017, 2018, 2019, 2020 годы (подпункт «б» пункта 24 Правил № 491);

- акты выполненных работ по текущему ремонту МКД, подписанные председателем Совета МКД за 2017, 2018, 2019, 2020 годы  (подпункт «б» пункта 24 Правил № 491);

- договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД (подпункт «д (2)» пункта 26 Правил № 491);

- журналы учета показаний ОДПУ (пункт 24 Правил № 491);

- акты (иные документы) о контрольном снятии ИПУ за 2017, 2018, 2019, 2020 годы (пункт 24 Правил № 491);

- исполнительные чертежи контуров заземления, протоколы измерений сопротивления электросетей;

- протоколы измерения вентиляции;

- картотека паспортного стола (поквартирные карточки, архивные карточки жильцов.);

- отчеты об остатке денежных средств на счете многоквартирного дома;

- оригинал технического паспорта № 069:401/2008-4900601 (пункт 24 Правил № 491).

ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» в отзыве на исковое заявление требования истца не признало, сославшись на то, что вся имевшаяся у ответчика в наличии техническая документация уже передана истцу по акту приема-передачи от 04.09.2020. Кроме того у ответчика отсутствует возможность передать следующую техническую документацию: 1. схемы внутридомовых  сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения; 2. исполнительные чертежи контуров заземления, протоколы измерений сопротивления электросетей; 3. протоколы  измерения вентиляции – по причине их утраты. Вместе с тем ответчик принимает меры к восстановлению утраченной технической документации с целью  ее последующей передачи истцу. Иная документация, которую истец просит передать обществу, не относится к технической документации на многоквартирный дом (далее – МКД) по адресу: <...> и иной документации, связанной с управлением дома. Такая документация, как акты проверок готовности к отопительному сезону и выданные паспорта готовности за 2017-2020 годы; списки собственников и нанимателей помещений в доме, а также лиц, использующих общее имущество в МКД на основании договоров; инструкции по эксплуатации МКД, журналы осмотра; выписки из Реестра, содержащие сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющихся общим имуществом; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников МКД;  документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию  услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД за 2017-2020 годы; акты выполненных работ по текущему ремонту МКД за 2017-2020 годы; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; журналы учета показаний ОДПУ; акты (иные документы) о контрольном снятии ИПУ за 2017-2020 годы; картотека паспортного стола (поквартирные, архивные карты и т.д.); бухгалтерская документация, связанная с управлением МКД за 2017-2020 годы, в том числе финансовые отчеты об остатке денежных средств на счете МКД, по мнению ответчика, относится исключительно к хозяйственной деятельности ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» и не связана с управлением спорным МКД (л.д. 51-53).

В возражении на исковое заявление ООО «УК Система плюс» указало, что в соответствии с пунктом 21 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 № 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке,  предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом. Письмом от 03.07.2020 № 128/1/20 истец просил ответчика передать техническую и иную, связанную с управлением спорным МКД документацию. Данное письмо получено ответчиком 17.07.2020. Таким образом, с момента уведомления ответчика о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением МКД, прошло более трех месяцев, однако до настоящего времени документация не восстановлена и не передана истцу по акту приема-передачи. Истец также отметил, что запрашиваемые им документы относятся к технической либо иной документации, связанной с управлением МКД по адресу: <...>, и соответствуют составу документации, указанной в пунктах 24, 26 Правил № 491 (л.д. 58-61).

В дополнительном отзыве на исковое заявление ответчик указал, что паспорта готовности к отопительному сезону за 2020 г. ответчику не выдавались по причине перехода управления домом ООО «УК Система плюс»; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, электричества не могут переданы по причине их отсутствия, ответчиком принимаются меры по их восстановлению; договоры об использовании общего имущества собственников помещений МКД переданы быть не могут по причине их отсутствия (такие договоры не заключались);  журналы учета ОДПУ за 2020 г. не могут быть переданы, поскольку в связи со сложной санитарно-эпидемиологической ситуации показания не снимались; картотека паспортного стола не может быть передана, т.к. паспортный стол в доме № 10а по ул. Вавилова в г. Томске отсутствует; отчет об остатке денежных средств на счет МКД  находится в свободном доступе на интернет ресурсе ГИС ЖКХ; исполнительные чертежи контуров заземления, протоколы измерений сопротивления электросетей, а также протоколы изменения вентиляции отсутствуют, ответчик принимает меры к восстановлению указанных документов. Ответчик также указал, что Совет МКД в спорном доме отсутствует (л.д. 83-85).

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив при этом, что дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований представлять в материалы дела отказывается.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, 12.08.2020 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> принято решение о расторжении договора управления с ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН», выборе способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, избрании ООО «УК Система плюс» в качестве управляющей организации, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в  многоквартирном доме от 12.08.2020 № 01/20 (л.д. 9-14).

Таким образом, истец на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений МКД и в соответствии с распоряжением Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 31.08.2020 № 414 л/пр-в (л.д. 21), осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...>, с 01.09.2020.

ООО «УК Система плюс» уведомило ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» о принятом собственниками помещений многоквартирного дома решении и предложила передать техническую и иную необходимую документацию на многоквартирный дом.

По акту приема-передачи от 04.09.2020 ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» передало истцу часть технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом по адресу: <...> (л.д. 26).

Полагая, что обязательство по передаче технической и иной необходимой документацию на многоквартирный дом исполнено ответчиком не в полном объеме, ООО «УК Система плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил № 491). Техническая документация на многоквартирный дом подлежит передаче в составе, предусмотренном Правилами № 491.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, регламентирован Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416).

Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 20 Правил № 416).

Согласно пунктам 21 и 22 Правил № 416 передача технической документации на многоквартирный дом осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил № 491, а также пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).

Согласно пункту 24 Правил № 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

В силу пункта 26 Правил № 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме); д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в  многоквартирном доме; е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

В соответствии с пунктом 1.5 Правил № 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление). Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.

Таким образом, законодательно установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил № 491, пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил № 170, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем управлении многоквартирным домом со стороны ответчика.

В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления принять меры к восстановлению таких документов, а затем передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.

Факт расторжения собственниками помещений многоквартирного дома договора управления с ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН», избрания ООО «УК Система плюс» в качестве управляющей организации подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.08.2020 № 01/20 и ответчиком не оспаривается.

В этой связи у ответчика возникла обязанность в трехдневный срок передать истцу имеющуюся техническую и иную документацию на многоквартирный дом. Отсутствие указанных документов у ответчика не освобождает его от исполнения предусмотренной законом обязанности по хранению и ведению названной выше документации; в этом случае ответчик обязан в разумный срок восстановить данную документацию за свой счет и передать истцу.

Аналогичная правовая позиция была изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09.

По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов,  в том числе по причине их фактического отсутствия.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что часть  истребуемых истцом документов изъята органами полиции.

Так, ответчик представил в материалы дела акт обследования и протокол изъятия от 03.03.2021 (л.д. 112-121). Указанные документы составлены сотрудниками ОМВД по Советскому району города Томска, в связи с чем, отсутствует объективная возможность передать документацию, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Изъятые документы, в основном, относятся к бухгалтерской документации и имеют экономический характер, в то время как истцом заявлены требования о передаче технической документации, необходимой для управления многоквартирным домом.

Из перечня изъятых документов не следует, что в нем указаны именно заявленные к передаче ООО «УК Система плюс» документы.

Ссылка ответчика на отсутствие возможности восстановить схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения и исполнительных чертежей контуров заземления ввиду принятия собственником решения о ликвидации ответчика, судом признана несостоятельной.

Из норм действующего законодательства не следует, что юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации, освобождено от исполнения обязанности восстановить утраченные документы.

Доводы ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» о том, что схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения и исполнительные чертежи контуров заземления дома № 10а по ул. Вавилова в г. Томске не передавались застройщиком, не принимаются арбитражным судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на обязанность ответчика как прежней управляющей организации, обязанной получить и хранить техническую документацию на находящийся в его управлении дом, передать данную документацию вновь избранной управляющей компании. Действующее законодательство возлагает такую обязанность на управляющую организацию, а не на иных лиц.

Отсутствие документации в данном случае не освобождает ответчика от обязанности ее получения, восстановления и передачи вновь избранной управляющей организации.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод ответчика об отсутствии возможности передать паспорт готовности за 2020 год в силу следующего.

Процедура по подготовке к отопительному сезону, утвержденная приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 г. № 103 (далее – Приказ № 103) и Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», включает в себя оформление актов готовности к отопительному сезону  и получения паспортов готовности к отопительному сезону.

В соответствии с пунктом 9 Приказа № 103 паспорт готовности к отопительному периоду (далее – паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт),  в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный перечнем.

Согласно пункту 10 Приказа № 103 сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии.

Пунктом 11 Приказа № 103 предусмотрено, что в случае устранения указанных в перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

В силу пункта 12 Приказа № 103 организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Как следует из материалов дела, ответчиком получены акты проверок готовности дома № 10а по ул. Вавилова в г. Томске к отопительному сезону (акт проверки тепловых сетей, сетей ГВС, тепловых пунктов и систем ГВС потребителей тепловой энергии в 2020 г., акт проверки систем теплопотребления и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к отопительному сезону в 2020 г. № 2/2020-517, акт технической готовности систем теплопотребления к отопительному сезону), которые были переданы истцу по акту приема-передачи от 04.09.2020 (пункты 17-19). 

С 01.09.2020 на основании протокола № 01/20 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.08.2020 и в соответствии с распоряжением Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора от 31.08.2020 № 414 л/пр-в (л.д. 21), управление многоквартирным домом перешло к истцу. 

Исходя из норм законодательства, приведенных выше, ответчик должен был получить паспорт готовности к отопительному сезону до 15.09.2020.

Поскольку управление спорным МКД перешло к истцу 01.09.2020, паспорт готовности к отопительному сезону по указанным выше причинам ответчик не имел возможности получить. 

При таких обстоятельствах, требование истца о передаче акты проверок готовности к отопительному сезону и выданные паспорта готовности за 2020 г. не подлежат удовлетворения.

Довод истца на обязанность ответчика передать списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в МКД, на основании договоров (по решению общего собрания собственников в МКД), составленные с учетом требований законодательства о защите персональных данных, судом признан несостоятельным.

Как следует из материалов дела, реестр собственников  и нанимателей жилых помещений в спорном МКД направлен истцу, что подтверждается описью почтовых отправлений от 02.12.2020 (л.д. 95). Следовательно, в этой части обязанность по передаче списка собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, ответчиком исполнена.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом в материалы дела не представлены доказательства использования общедомового имущества третьими лицами, в связи с чем требование в части обязания передать список лиц, использующих общее имущество в МКД, на основании договоров (по решению общего собрания собственников в МКД)и договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД удовлетворению не подлежит.

Требования истца об обязании передать акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра, не подлежат удовлетворению. Указанные документы  переданы ООО «УК Система плюс» в соответствии с актом приема-передачи от 04.09.2020 (пункты 2-13 акта). Данный довод истцом не опровергнут.

 Поскольку Совет многоквартирного дома № 10а по ул. Вавилова в г. Томске отсутствует, требование истца в части передачи актов выполненных работ по текущему ремонту МКД, подписанные председателем Совета дома за 2017-2020 годы, не подлежит удовлетворению.

Требование ООО «УК Система плюс» о передаче оригинала технического паспорта № 069:401/2008-4900601 не подлежит удовлетворению, в связи с его направлением в адрес истца, что подтверждается описью  почтовых отправлений от 14.04.2021 (л.д. 139).

Доводы истца о том, что опись вложения не совпадает с содержимым почтового отправления, судом не принимается, поскольку акт о вскрытии конверт от 19.04.2021 (л.д. 147) составлен представителями истца в одностороннем порядке, без участия сотрудника почтового отделения, спустя двое суток после получения.

Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил № 416.

В соответствии с пунктом 20 Правил № 416 техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами № 491.

В пункте 24 Правил № 491 содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные, связанные с управлением МКД документы.

Подпунктом «е» пункта 26 Правил № 491 установлено, что в состав иных документов, связанных с управлением МКД, включаются в том числе иные связанные с его управлением документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведен в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил № 170.

Согласно пункту 1.5.3 Правил № 170 протоколы измерения сопротивления электросетей, протоколы измерения вентиляции, сметы описи работы на текущий и капитальный ремонт включены в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.

Доказательства того, что ответчиком или иной организацией производились измерения сопротивления электросетей, измерения вентиляции, а также составлялись протоколы, сметы и описи в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах требования об обязании передать сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, протоколы измерений сопротивления электросетей, протоколы измерения вентиляции являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Учитывая пояснения ответчика об отсутствии журналов учета показаний ОДПУ, актов о контрольном снятии ИПУ за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, принимая во внимание временный характер указанных документов (отсутствие реальной возможности восстановления показаний, существовавших и зафиксированных в определенные периоды времени) и реальную возможность нормальной эксплуатации истцом здания без указанных документов, суд отказывает в удовлетворении требований в этой части.

Суд признает необоснованным довод ответчика об отсутствии у истца оснований для истребования картотеки паспортного стола (поквартирных карточек, архивных карточек жильцов) т.к. ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» не оказывал услуги паспортного стола.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Правила №713) утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства. К таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Таким образом, управляющая компания наряду с другими лицами, поименованными в вышеуказанном Перечне, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.

Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил №713).

Управляющая организация, утратившая полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан в данном доме в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, обязана передать новой управляющей организации по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета.

Нахождение у управляющей компании, не имеющей права хранить документы регистрационного учета, содержащие персональные данные собственников помещений в конкретном доме (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, и правах на помещения), создает возможность их распространения без законных на то оснований.

Учитывая изложенное, требование об обязании передать картотеку паспортного стола подлежит удовлетворению.

Также суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части передачи отчетов об остатке денежных средств на счете многоквартирного дома, поскольку актуальной информации относительно расходования денежных средств в отношении ответчика на сайте https://www.reformagkh.ru/ не содержится.

Судом также учтено, что само по себе раскрытие информации в установленном порядке не влечет освобождение ответчика от обязанности передать указанный отчет.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика передать документы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности передать истцу следующую документацию  в отношении многоквартирного дома № 10а по ул. Вавилова в г. Томске:

- все схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения;

- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников в МКД;

- документы (акты) о приемке результатов работ проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за 2017, 2018, 2019, 2020 годы;

- акты выполненных работ по текущему ремонту МКД за 2017, 2018, 2019, 2020 годы;

- исполнительные чертежи контуров заземления;

- картотека паспортного стола (поквартирные карточки, архивные карточки жильцов),

- отчеты об остатке денежных средств на счете многоквартирного дома;

В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает, среди прочего, срок их совершения.

Принимая во внимание все обстоятельства дела, в том числе дату уведомления ответчика о смене управляющей организации, продолжительность рассмотрения дела в суде, суд считает необходимым установить 10-дневный срок для передачи документов.   

Истцом заявлено требование о взыскании  с ответчика 30 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Ответчик доказательства несения расходов на оплату услуг представителя не представил.

В судебном заседании 22.04.2021 представитель истца пояснил, что является штатным юристом ООО «УК Система плюс», но представление интересов истца в его обязанности не входит, при этом доказательства в обоснование своих доводов не представил, на вопрос председательствующего, будет ли истец представлять дополнительные доказательства пояснил, что больше в дело ничего представлять не будет.

С учетом изложенного, требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 110, 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                            

РЕШИЛ:

Обязать федеральное государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Система плюс» оригиналы документов, относящихся к управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...>:

- все схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения;

- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников в МКД;

- документы (акты) о приемке результатов работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за 2017, 2018, 2019, 2020 годы;

- акты выполненных работ по текущему ремонту МКД за 2017, 2018, 2019, 2020 годы;

- исполнительные чертежи контуров заземления;

- картотеку паспортного стола (поквартирные карточки, архивные карточки жильцов),

- отчеты об остатке денежных средств на счете многоквартирного дома.

Обязать федеральное государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» при отсутствии указанных документов, относящихся к управлению, содержанию и ремонту общего долевого имущества многоквартирного дома по адресу:  <...>, в течение одного месяца после вступления решения суда в силу изготовить и передать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Система плюс» оригиналы указанных документов.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Система плюс» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции (Седьмой арбитражный апелляционный суд) в месячный срок с момента изготовления текста решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                        М.О. Попилов