ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7423/20 от 28.10.2020 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                       Дело № А67- 7423/2020

28.10.2020 – дата объявления резолютивной части решения

29.10.2020  – дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Томской области в составе судьи М.А. Селивановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Ковалевой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

об установлении факта, имеющего юридическое значение,

заинтересованные лица – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях ИНН <***> ОГРН <***>, Министерство здравоохранения Российской Федерации ИНН <***> ОГРН <***>,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.09.2020, паспорт,

от заинтересованного лица (1) – без участия, извещено,

от заинтересованного лица (2) – без участия, извещено,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее –  ФГБОУ ВО СибГМУ, заявитель) обратилось  в Арбитражный суд Томской области с заявлением об установлении факта отсутствия на земельном участке с кадастровым номером  70:21:0200004:19, расположенном по адресу: <...>, сооружения «Теплотрасса» протяженностью 150 метров.

В обоснование заявления СибГМУ указал, что с 1960 года на балансе заявителя числилось сооружение «Теплотрасса». В результате пожара, произошедшего 04.06.2006, конструктивные элементы сооружения теплотрассы уничтожены, исключено использование указанного объекта в соответствии с его первоначальным назначением. Между тем, запись о праве собственности (оперативном управлении) ФГБОУ ВО СибГМУ на указанное имущество содержится в федеральном реестре имущества, что, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствуют приведению содержания данных бухгалтерского учета и документации по закрепленному за ним имуществу в соответствие с действующей документацией, и не позволяет внести сведения в Реестр об отсутствии на балансе указанного объекта. 

Определением от 01.10.2020 возбуждено производство по настоящему делу, в качестве заинтересованного лица привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.

Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях представило отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требований заявителя не возражало, пояснив, что из заявления ФГБОУ ВО СибГМУ не следует, для какой цели ему необходимо установить данный факт, и какие юридические действия планирует совершать заявитель, используя указанный судебный акт. Кроме того, считает, что установление данного юридического факта не повлечет за собой отсутствие необходимости соблюдения требований положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №834 (л.д. 64-65).

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили. Заявление рассматривается в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

Представитель ФГБОУ ВО СибГМУ  в судебном заседании заявление поддержала.

Исследовав представленные в деле материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

 Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО СибГМУ на праве постоянного (бессрочного) пользования №70-70-01/067/2007-392 от 28.04.2007 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200004:19, расположенный по адресу: <...>, площадью 2706 кв.м. Вид разрешенного использования земельного участка: для объектов общественно – делового значения (л.д. 54-56).

В 1960 году на баланс ФГБОУ ВО СибГМУ принята теплотрасса (ул. Тверская, 27) которая смонтирована в кирпичных каналах диаметром от 70 до 80 мм протяженностью 0,15 км. стальные (инвентарный номер 01200016), что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов №012557 (л.д. 32-33).

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Томской области от 17.12.1999 №800-1 на основании части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 03.07.98  №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» сведения о Вспомогательном объекте, закрепленном на праве оперативного управления за Сибирским государственным медицинским университетом,  внесены в реестр федерального имущества (л.д. 50). 

В марте 2017 году кадастровым инженером ФИО2 по поручению ФГБОУ ВО СибГМУ подготовлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200004:19 (л.д.28-29). В результате осмотра кадастровым инженером установлено, что сооружение «теплотрасса», расположенного по адресу: <...>, уничтожены. В соответствии с данными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области сооружение – теплотрасса, ранее фактически находившееся на территории земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200004:19 (<...>), не числится в сведениях Государственного кадастра недвижимости, а также в соответствии с принятием Федерального закона №218-ФЗ от  13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» сведения о данном сооружении отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Права на объект капитального строительства (сооружение «теплотрасса») ранее не регистрировались.

ООО «Геомастер» по поручению ФГБОУ ВО СибГМУ подготовлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200004:19 (л.д.24). В результате осмотра кадастровым инженером установлено, что сооружение «теплотрасса», расположенного по адресу: <...>, демонтировано.

Поскольку одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является гибель или уничтожение этого имущества, ФГБОУ ВО СибГМУ принято решение о списании Вспомогательного объекта.

Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №834 (далее - Положение №834) определены особенности списания федерального имущества, в том числе, основания для списания федерального имущества, необходимость и порядок согласования списания недвижимого и особо ценного движимого имущества. Согласно подп. "а" п. 3 Положения №834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.

В соответствии с подп. "з" п.4 Положения №834 Решение о списании федерального имущества принимается в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.

В соответствии с п.13 Положения №834 после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Положением №447, направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

Министерство здравоохранения и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБОУ ВО СибГМУ (п. 1.5 Устава).

Департамент инфраструктурного развития и государственно – частного партнерства Министерства здравоохранения Российской Федерации в списании Вспомогательного объекта ФГБОУ ВО СибГМУ отказал, сославшись на нарушение СибГМУ порядка списания федерального имущества, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №834 "Об особенностях списания федерального имущества" – проведение демонтажа Вспомогательных объектов без согласования с Минздравом России актов о списании указанных объектов недвижимости.

В результате проведения топографо-геодезических работ на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200004:19 по адресу <...>  выявлено, что

сооружение «Теплотрасса» протяженностью 150 метров на указанном земельном участке демонтировано (отсутствует), указанные сведения подтверждаются Актом обследования №122 от 09.07.2019.

В соответствии со статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

Из указанных норм права следует, что для удовлетворения требования об установлении юридического факта необходимым условием является невозможность получить или восстановить надлежащие документы иным способом и отсутствие иного (внесудебного) порядка установления юридического факта.

Частью 2 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации установлено, что производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве (часть 3 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

По смыслу данной нормы права, арбитражный суд рассматривает заявление об установлении юридического факта при наличии в совокупности следующих условий: если этот факт согласно закону порождает юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; установление факта не связывается с последующим спором о праве; заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, подтверждающие этот факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.

Ссылаясь на отсутствие иного порядка списания федерального имущества, ввиду отказа Департамента инфраструктурного развития и государственно – частного партнерства Министерства здравоохранения Российской Федерации в списании Вспомогательного объекта ФГБОУ ВО СибГМУ из-за нарушения заявителем порядка списания федерального имущества, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №834 "Об особенностях списания федерального имущества" (проведение демонтажа Вспомогательных объектов без согласования с Минздравом России актов о списании указанных объектов недвижимости, а именно фактического отсутствия вспомогательного объекта) ФГБОУ ВО СибГМУ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заявитель представил надлежащие доказательства в обоснование того, что на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200004:19, расположенном по адресу: <...>, сооружение «Теплотрасса» протяженностью 150 метров фактически отсутствует.

Указанный вспомогательный объект содержится в федеральном  реестре имущества, правообладателем указан заявитель.

В соответствии со статьей 222 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.

Заявление об установлении юридического факта соответствует требованиям статей 218-220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, следовательно, подлежит удовлетворению.

Из содержания пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) усматривается, что государственная пошлина взимается с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, за совершение в отношении них юридически значимых действий. Следовательно, государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении с заявлением об установлении юридического факта, относится на лицо, обратившееся за совершением в отношении него юридически значимых действий - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 30, 167-170, 222 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Установить имеющий юридическое значение факт отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200004:19, расположенном по адресу: <...>, сооружения «Теплотрасса» протяженностью 150 метров.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                М.А. Селиванова