ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7552/13 от 15.04.2014 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело №А67-7552/2013

16 апреля 2014 года (изготовление текста в полном объеме)

15 апреля 2014 года (оглашение резолютивной части)

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Геологическая сервисная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от заявителя: ФИО1 по доверенности №327-13 от 16.12.2013 (до 30.06.2014), паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.2014 (до 31.12.2014), служебное удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Геологическая сервисная компания» (далее по тексту – ООО «ГСК», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту – ИФНС по г. Томску, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства путем приглашения на Комиссию по легализации налоговой базы № 25-62/278 от 04.12.2013.

В обоснование заявленного требования общество указало, что действия инспекции не соответствуют требованиям налогового законодательства и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

По мнению заявителя, действия налогового органа не соответствуют подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не предусматривает возможность осуществления контроля путем приглашения на Комиссию по легализации налоговой базы. Кроме того, основания для осуществления налогового контроля со стороны ИФНС по г. Томску отсутствовали, так как ООО «ГСК» стоит на учете в Межрайонной ИНФС №6 по Томской области.

В отзыве налоговый орган возражает против удовлетворения заявленного требования, указал, что действия инспекции соответствуют требования действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований, представитель налогового органа возражал, указал на отсутствие оснований для признания действий незаконными.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ИФНС по г. Томску по месту нахождения обособленного подразделения ООО «ГСК» направлено приглашение на комиссию по легализации налоговой базы № 25-62/278 от 04.12.2013.

Полагая, что указанные действия по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, не соответствуют Налоговому кодексу РФ и нарушают права и законные интересы, ООО «ГСК» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определенных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В данном случае к иным обстоятельствам относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, перечисленные в статье 32 НК РФ.

Право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления закреплено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Таким образом, праву налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений, корреспондирует обязанность налогоплательщика явиться по вызову инспекции.

Из материалов дела следует, что в адрес обособленного подразделения ООО «ГСК» (Аппарат управления) ИФНС по г. Томску для дачи пояснений направлено приглашение на Комиссию по легализации налоговой базы.

Содержание уведомления соответствует требованиям формы, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Так, в уведомлении указано полное наименование обособленного подразделения ООО «ГСК», его адрес, наименование налогового органа, дата, время и место проведения заседания, цель вызова (осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства – статья 226 НК РФ), ссылка на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 6.7 раздела II Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налогового службе» налоговые органы правомочны создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Общие принципы организации работы налоговых органов по легализации налоговой базы установлены в письме ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) в том числе налога на доходы физических лиц.

Положения данного письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению, в том числе выплаты "теневой" заработной платы; несвоевременного перечисления НДФЛ; выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

В указанном письме ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12722 предусмотрено право налоговых органов вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления, что соответствует праву налогового органа, закрепленному подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Из представленных в материалы дела доказательств и пояснений представителя инспекции следует, что в ИФНС по г. Томску поступили сведения о том, что ООО «ГСК» ненадлежащим образом исполняются обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах в части НДФЛ. Указанная информация поступила из Государственной инспекции труда в Томской области (№4699 от 08.11.2013) и Следственного управления Следственного комитета России по Томской области (№404р-2013от 26.11.2013).

Во исполнение задач, возложенных на налоговые органы, в целях проверки поступившей информации, ИФНС по г. Томску направлено приглашение за заседание комиссии.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что инспекция действовала в соответствии с требованиями налогового законодательства и ведомственными документами в целях осуществления налогового контроля относительно правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налоговым агентом НДФЛ.

В заявлении ООО «ГСК» указало, что основания для осуществления налогового контроля со стороны ИФНС по г. Томску отсутствовали, так как ООО «ГСК» стоит на учете в Межрайонной ИНФС №6 по Томской области.

Однако, на налоговом учете в ИФНС России по г. Томску с 01.03.2011 состоит обособленное подразделение ООО «ГСК» - Аппарат управления, что подтверждается налоговым уведомлением от 15.03.2011 № 12021804.

Таким образом, учитывая положения пункта 7 статьи 226 НК РФ, ИФНС по г. Томску правомерно осуществило мероприятия налогового контроля в отношении обособленного подразделения ООО «ГСК», состоящего на учете в ИФНС по г. Томску и представляющего в данный налоговый орган справки 2-НДФЛ относительно работников обособленного подразделения.

Ссылка заявителя на то, что Межрайонной ИНФС №6 по Томской области в адрес ООО «ГСК» 27.01.2014 направлено уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, не принимается судом в качестве основания для признания действий ИФНС по г. Томску незаконными, так как не влияет на правомерность действий инспекции по осуществлению налогового контроля путем приглашения на Комиссию по легализации налоговой базы относительно обособленного подразделения ООО «ГСК» - Аппарат управления. Из содержания уведомлений направленных ИФНС по г. Томску и Межрайонной ИНФС №6 по Томской области не следует, что объектом контроля являлись одни обстоятельства.

Учитывая предоставленное налоговому органу вышеуказанными нормами НК РФ, Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» право проведения налогового контроля, в том числе, с вызовом налогоплательщика и получения от него пояснений, суд пришел к выводу, что факт приглашения руководителя ООО «ГСК» на комиссию по легализации налоговой базы соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Геологическая сервисная компания» о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства путем приглашения на Комиссию по легализации налоговой базы № 25-62/278 от 04.12.2013, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Л.М. Ломиворотов