ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-757/08 от 08.04.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 757/08

“15” апреля 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Томской области

в составе:

судьи Бондаревой Л.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бондаревой Л.И.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим»

о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Томска в предоставлении в собственность земельного участка, выраженного в письме №304 от 30.01.2008г., обязании подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» проект договора купли – продажи земельного участка,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Администрация г.Томска,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» – Савина В.П. по доверенности от 31.01.2008г.;

от Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Томска – Герасимова В.В. по доверенности от 18.01.2008г.;

от Администрации г.Томска – Рожковой Е.В. по доверенности от 11.04.2007г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» (далее по тексту – Заявитель, ООО «Томскнефтехим») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным отказа (выраженного в письме №304 от 30.01.2008г.) Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Томска (далее по тексту – Ответчик, Департамент) в предоставлении в собственность земельного участка площадью 21066.2 кв.м (г.Томск, ул.2-ой пос.ЛПК,138/1) для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений насосной станции, обязании подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» проект договора купли – продажи данного земельного участка.

Определением от 02.04.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация г.Томска.

В судебном заседании представитель ООО «Томскнефтехим» просил требования, изложенные в заявлении (с учетом пояснений от 08.04.2008г.) удовлетворить, указывая на то, что земельный участок площадью 21066,2 кв.м., расположенный по адресу: г.Томск, ул.2-й поселок ЛПК, 138/1, на котором расположено сооружение, принадлежащее Заявителю на праве собственности - система водоснабжения, из оборота не изъят, запрета на приватизацию указанного участка не установлено, в состав земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, участок не входит; право на приватизацию указанного участка прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; обращаясь в Департамент с заявлением от 26.10.07г. о предоставлении в собственность земельного участка, заявитель полагал, что в ответ на заявление ему будет направлен проект договора- купли-продажи, чего не последовало; отказ в предоставлении в собственность Заявителя данного земельного участка, изложенный в письме Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Томска № 304 от 30.01.2008, является незаконным.

В судебном заседании представитель Ответчика просил в удовлетворении заявления отказать, указывая, что письмо за № 304 от 30.01.2008г. на бланке Департамента строительства и архитектуры за подписью Кобеевой А.З. нельзя рассматривать как отказ Ответчика в предоставлении в собственность земельного участка; данное письмо носит только информационный характер; Департамент действует в рамках полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным решением Думы г.Томска № 683 от 30.10.2007г., и не наделен правом принятия решения о предоставлении земельных участков; заключению договора о купле – продаже земельного участка предшествует принятие Мэром г.Томска соответствующего постановления (которое в связи с отрицательным заключением Правового комитета Администрации подписано не было); оспариваемое письмо Департамента имеет наименование «Об отказе в согласовании проекта постановления», в данном случае имелся в виду отказ со стороны Правового комитета Администрации г.Томска.

Третье лицо отзыва на заявление не предоставило, его представитель в судебном заседании согласилась с доводом ответчика о том, что заключению договора о купле – продаже земельного участка предшествует принятие Мэром г.Томска соответствующего постановления; вместе с тем, поскольку ответ на письмо готовил Департамент, то он является надлежащим Ответчиком по делу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации серия 70АБ 057809, Заявителю на праве собственности принадлежит сооружение - система водоснабжения, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, 2-й поселок ЛПК, 138/1.

ООО «Томскнефтехим» обратилось к Департаменту недвижимости Администрации г.Томска с заявлением (исх. № 17/9625 от 26.10.2007г., вх.№ 10291 от 31.10.2007г.) о предоставлении в собственность 10 земельных участков, занимаемых принадлежащими Заявителю объектами недвижимости, том числе земельного участка площадью 21066,2 кв.м., расположенного по адресу: г.Томск, ул.2-й поселок ЛПК, 138/1 (кадастровый номер 70:21:0100004:0036) и на котором находится вышеуказанное сооружение.

В ответ на указанное заявление ответчик (действовавший на основании Положения, утвержденного решением Думы г.Томска от 30.10.07г. № 683) направил заявителю письмо от 30.01.08г. за №304 «Об отказе в согласовании проекта постановления», в котором указано, что сотрудниками отдела оформления прав на земельные участки (для целей не связанных со строительством) Департамента строительства и архитектуры подготовлен проект постановления «О предоставлении ООО «Томскнефтехим» в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, 2-ой поселок ЛПК, 138/1» и передан для прохождения процедуры согласования в органы Администрации г.Томска; Правовым комитетом Администрации г.Томска указанный проект постановления не согласован в связи со следующим: согласно пп.10 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, ограничены в обороте, а согласно абз.2 п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; вместе с тем, возможность предоставления земельных участков, расположенных под объектами гидротехнических сооружений, в частную собственность федеральными законами не установлена.

Признание названного письма Департамента недействительным является предметом спора по настоящему делу.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона РФ от 25.10.01г. № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Земельным кодексом РФ установлено:

- органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст.11 «Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений»);

- предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции ( п.1 ст.29);

- граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (статья 36 «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» - в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

В соответствии с п.1.25 ст.39 Устава города Томска, Администрация г.Томска, в том числе, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки, взимает плату за аренду и выкуп земельных участков.

Согласно ст.38 Устава города Томска структура (перечень органов) администрации города Томска утверждается Думой города Томска по представлению Мэра города Томска. В структуру администрации города Томска могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 2). Органы администрации города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации (пункт 4).

Согласно Положению о Департаменте строительства и архитектуры администрации города Томска (приложение №7 к решению Думы города Томска от 30.10.2007г. №683), Департамент является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным за департаментом на праве оперативного управления, (пункт 1.4.); является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере строительства, архитектуры и землепользования на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с Положением (пункт 1.1.); разрабатывает проекты муниципальных и иных правовых актов в пределах предмета деятельности Департамента; осуществляет подготовку и выдачу заявителям документации. Предусмотренной действующим земельным законодательством в области предоставления земельных у3частков; в установленном порядке подготавливает решения в области управления и распоряжения земельными участками, заключает договоры о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, в т.ч. передаче их в собственность (п.3).

Из анализа и содержания вышеуказанных законов, а также местных правовых актов, регулирующих деятельность ответчика, не следует, что Департамент наделен правом заключения договора купли-продажи земельного участка при отсутствии соответствующего решения (постановления) Мэра г.Томска о предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам.

Изложенное соотносится с текстом представленного заявителем и не согласованного Правовым комитетом Администрации г.Томска проекта постановления Мэра г.Томска «О предоставлении ООО «Томскнефтехим» в собственность земельного участка по адресу: г.Томск 2-ой пос.ЛПК.138/1», подготовленного Департаментом и в пункте 3 которого последнему предписывается оформить договор купли-продажи предоставленного земельного участка, составить акт установления выкупной цены земельного участка.

Указывая в оспариваемом письме №304 от 30.01.2008г. на то, что проект постановления не согласован Правовым комитетом Администрации г.Томска, Департамент действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Данное письмо само по себе прав заявителя не нарушает и не может являться отказом органа, полномочным принимать решение о предоставлении земельных участков в собственность, наличие которого требуется для оформления договорных отношений купли-продажи земельного участка.

Основания, по которым Правовым комитетом Администрации г.Томска (а не ответчиком) отказано в согласовании проекта постановления, оценке в рамках настоящего дела не подлежат.

Руководствуясь статьями 168-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Л.И.Бондарева