ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7605/09 от 06.10.2009 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 7605/09

08 октября 2009г. (полный текст)

06 октября 2009г. (резолютивная часть)

Судья Арбитражного суда Томской области В.И. Гелбутовский,

при ведении протокола судебного заседания судьей В.И. Гелбутовским,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК (далее по тесту: «Заявитель», «Общество»)

к Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту: «Ответчик»)

о признании незаконным и отмене постановления №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г.

  ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от Заявителя: Лысых М.А. (паспорт 6902 545 748; доверенность №209/07 от 23.10.2007г.), Фазина М.В. (паспорт 6902 642924, доверенность №149/07 от 18.06.2007г.);

от Ответчика: Сухушин С.С. (паспорт 6704 328967, доверенность от 26.01.2009г.).

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Томскнефть» ВНК обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным и отмене постановления №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г., согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Представители ОАО «Томскнефть» ВНК в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительно представленных письменных пояснениях по делу, считают постановление №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г. незаконным, поскольку в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.7 КоАП РФ, а обратного представитель Ответчика в ходе проверки и судебного разбирательства не доказал, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Представитель Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает оспариваемое постановление является законным и обоснованным, т.к. событие административного правонарушения – несвоевременная сдача земель после рекультивации разлива нефти, имело место, виновность ООО «Томскнефть» ВНК в совершении инкриминируемого ему правонарушения полностью доказана совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, порядок привлечения к административной ответственности административным органом был соблюден: постановление вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которое установлена ст.8.7 КоАП РФ, в связи с чем, в удовлетворении требований следует отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства по делу, суд считает установленными следующие обстоятельства.

11 августа 2009г. должностным лицом Территориального управления - Нижневартовское лесничество Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отношении Общества составлен протокол №2 об административном правонарушении, которым установлено, что 11.08.2009г. в 11 час. 30 мин. на лицензионном участке ОАО «Томскнефть» ВНК Северного месторождения нефти выявлена несвоевременная сдача земель, после рекультивации разлива нефти, находящихся в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества) площадью 4,2 га, чем, по мнению последнего, было нарушено требование ст.8.7 КоАП РФ.

12 августа 2009г. должностным лицом Территориального управления - Нижневартовского лесничества в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК по результатам рассмотрения протокола №2 об административном правонарушении от 11.08.2009г. вынесено постановление №26 о назначении административного наказания, согласно которому Общество за некачественную рекультивацию земельного участка после разлива нефти, площадью 4,2 га., находящегося в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст.8.7 КоАП РФ и последнему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

ОАО «Томскнефть» ВНК, считая постановление №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г. незаконным, обратилось в арбитражный суд, с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В соответствии со статьей 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, установленного данной нормой, выражается в не совершении виновным лицом действий, направленных на приведению ранее используемых земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, или по их рекультивации.

Таким образом, со стороны административного органа подлежал доказыванию факт невыполнение или несвоевременное выполнение ОАО «Томскнефть» ВНК обязанностей по приведению земель, площадью 4,2 га., расположенных в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества), в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. для использования в лесном хозяйстве Нижневартовского лесничества.

Исследовав представленные документы суд считает, что ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства, данный факт Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры доказан не был.

Так согласно протоколу №2 об административном правонарушении от 11.0812009г., должностным лицом Территориального управления - Нижневартовского лесничества Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был выявлен факт несвоевременной сдачи земель, после рекультивации разлива нефти, находящихся на лицензионном участке ОАО «Томскнефть» ВНК, в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения нефти (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества) площадью 4,2 га.

В тоже время, в соответствии с постановлением №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г., основанием для привлечения Заявителя к административной ответственности по ст.8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. послужил факт некачественной рекультивации ОАО «Томскнефть» ВНК земельного участка после разлива нефти, площадью 4,2 га., находящегося в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества).

Таким образом, протокол №2 об административном правонарушении от 11.0812009г., и постановление №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г., вынесенное на основании указанного протокола, содержат различные обстоятельства (факты), выявленные в ходе проведенной проверки на одном и том же земельном участке, площадью 4,2 га., расположенном на лицензионном участке ОАО «Томскнефть» ВНК, в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения нефти (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества), а именно: факт несвоевременной сдачи Заявителем земель, после рекультивации разлива нефти, и факт некачественной рекультивации ОАО «Томскнефть» ВНК земельного участка после разлива нефти.

Следует отметить, что действия (бездействия) Общества, связанные с несвоевременной сдачей ранее используемых земель, после рекультивации разлива нефти, не попадают под состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 КоАП РФ, который предусматривает ответственность за непринятие мер по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В тоже время, из представленных Ответчиком в материалы дела доказательств не следует, что на момент проверки ОАО «Томскнефть» ВНК обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации, надлежащим образом не выполнило.

Осмотр загрязненной территории с участием понятых и представителя Общества, с составления соответствующего протокола (акта) с надлежащей фиксацией фактов неудовлетворительного состояния земельного участка (фотографирование, забор проб почвы и т.д.) не производился, изъятия проб почвы, и их дальнейшее исследование на предмет загрязнения (пригодности) почвы не осуществлялось.

В тоже время, Акт приема-сдачи рекультивированных земель от 2000г. (без номера и без даты) не может свидетельствовать о факте невыполнения Обществом обязанности по приведению земель, площадью 4,2 га., находящихся на лицензионном участке ОАО «Томскнефть» ВНК, в коридоре коммуникаций к кусту №6 Северного месторождения нефти (квартал №497, выдел 22 Охтеурского участкового лесничества), в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации, т.к. такой информации не содержит.

Других доказательств, подтверждающих факт не приведения Обществом земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. совершение последним административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст.8.7 КоАП РФ, представителем Ответчиком в ходе судебного разбирательства представлено не было, в связи с чем, данный факт судом считается недоказанным.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответ­ственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его приня­тия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к администра­тивной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспари­ваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения пол­ностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, постановление Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г., является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 168-170, 210, 211 АПК РФ, ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №26 о назначении административного наказания от 12.08.2009г., вынесенное Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, административное производство в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой Арбитражный апелляционный суд.

Судья В.И. Гелбутовский.