ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7658/2021 от 08.09.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск

08.09.2022 – дата оглашения резолютивной части

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Д.А.Гребенникова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.М.Востриковой (до перерыва), помощником судьи Русиновой С.В. после перерыва, 

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Трестстрой-2000» (ИНН <***>, ОГРН <***>)к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Томский лесотехнический техникум» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,

третье лицо - Комитет  по охране объектов культурного наследия Томской области

при участии в судебном заседании:

от истца (онлайн) – ФИО1, ФИО2 по доверенности от 01.08.2019 (паспорт);

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 06.12.2021 (паспорт);

от третьего лица – ФИО4 по дов. от 10.01.2022,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Трестстрой-2000» (далее – ООО «Трестстрой-2000») обратилось в суд с иском к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Томский лесотехнический техникум» (далее – ОГБПОУ «ТЛТ») о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 08652000003190014150001 от 16.09.2019, заключенного между областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Томский лесотехнический техникум» и обществом с ограниченной ответственностью «Трестстрой-2000» на разработку научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище» по адресу: <...>.

В обоснование иска истец указал, что 16.09.2019 г. между ОГБПОУ «ТЛТ» (Заказчик) и ООО «Трестстрой-2000» (Подрядчик) заключен контракт № 08652000003190014150001, в соответствии с которым Подрядчик обязуется выполнить разработку научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище», по адресу: <...> в соответствии с Техническим заданием и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, установленные контрактом. Письмом от 31.08.2021 г. № 743/01-14 Заказчик уведомил ООО «Трестстрой-2000» об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.09.2019 г. № 08652000003190014150001 в связи с существенным нарушением условий контракта, указав, что медленные действия Подрядчика по разработке научно-проектной документации на выполнение работ явилось существенным нарушением контракта (п. 2 ст. 715 ГК РФ). В ходе исполнения Контракта возникла необходимость внесения изменений в предмет охраны объекта культурного наследия, без которых невозможно выполнить контракт в соответствии с техническим заданием, что явилось препятствием исполнения договора в срок предусмотренный контрактом; указанные в письме основания принятия решения об одностороннем отказе от договора не соответствуют фактическим обстоятельствами дела, в связи с чем, решение об одностороннем отказе от исполнения контакта не является законным и обоснованным (л.д. 7-11).

Определением суда от 30.09.2021 исковое заявление принято и возбуждено производство по делу.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление и письменные пояснения, в которых против удовлетворения требований возражает, ссылаясь на то, что подрядчик, являясь профессиональным участником рынка строительных работ, ознакомившись с условиями контрактов, действуя без принуждения и в условиях конкурентной среды, обязано было предусмотреть все риски, которые могут возникнуть при исполнении обязательств; в течение срока подачи заявок подрядчик, как участник закупки не сделал какого-либо запроса; бездействия подрядчика по разработке СТУ повлекли за собой неисполнение контракта с его стороны; заказчиком оказывалось содействие истцу для исполнения им контракта; действия ответчика по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта являются законными и обоснованными (т.1 л.д. 118-124). Ответчик указал, что принимал все необходимые меры для оказания содействия подрядчику.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области.

Третье лицо представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что Комитетом были предприняты все возможные меры по содействию в решении вопроса о внесении изменений (уточнений) в предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище», в рамках действующего законодательства. В данном отзыве представитель третьего лица возражал против удовлетворения исковых требований.

Определением от 01.08.2022 судебное разбирательство по делу отложено на 30.08.2022; в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 08.09.2022.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме; поддержал ходатайство о назначении повторной экспертизы.

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему.

Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 16.09.2019 между областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Томский лесотехнический техникум» (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «Трестстрой-2000» (подрядчиком) заключен контракт № 08652000003190014150001 на разработку научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище» по адресу: <...> (л.д. 125-142 т. 1), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить разработку научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище», по адресу: <...> (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и порядке, которые установлены контрактом (п. 1.1).

В пункте 1.2 контракта указано, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики работ установлены Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту). Объем проектно-сметной документации должен быть достаточен для получения положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, получения положительного заключения проверки достоверности сметной стоимости, и согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области.

Пунктом 3.3.2 контракта предусмотрено, что подрядчик вправе запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках контракта.

Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний, приостановить работу при обнаружении обстоятельств, влекущих неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работ (п. 3.4.2).

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что сроки начала работ: с даты заключения контракта, а сроки завершения работ: в течение 240 календарных дней с даты заключения контракта,то есть работы должны быть выполнены Подрядчиком не позднее 13.05.2020.

В соответствии с пунктом 4.5 контракта результатом выполненной работы по Контракту является: проектная и рабочая документация в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 2 экземплярах в электронном виде в графическом формате (PDF) и в  электронном редактируемом формате (dwg, doc) на электронном носителе (flash-накопитель), эскизный проект на бумажном носителе формата A3 в 4 экземплярах и на электронном носителе в формате PDF в 1 экземпляре.

Проект в электронном виде должен быть четко структурирован и разделен по папкам, разделам. Чертежи в dwg не должны иметь посторонних чертежей, элементов, листы должны упорядочены.

Сметы выдать в формате программы «Гранд-Смета», к каждой локальной смете представить перечень работ с указанием объемов в электронном виде.

Пояснительная записка в составе проектной документации, должна содержать перечень материалов и оборудования, используемых в данной проектной документации с указанием технических характеристик, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), требований к размерам. В случае указаний в проектной документации ссылки на товарный знак (по материалам и оборудованию) необходимо также указать показатели эквивалентности предлагаемых к использованию при выполнении работ материалов и оборудования с указанием максимальных и (или) минимальных значений и показатели, значения которых не могут изменяться.

Пунктом 8.4 контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

31.08.2021 ответчиком направлено истцу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта  №743/01-14 от 31.08.2021 в связи с медленными действиями по исполнению контракта (т. 1 л.д. 41).

Согласно исковому заявлению истец получил решение ответчика №743/01-14 от 31.08.2021 об отказе от исполнения Контракта на основании п. 8.4 Контракта.

Не согласившись с решением ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО «Трестстрой-2000» обратилось с настоящим иском в суд.

Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в срок надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Согласно ст. 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса).

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 1).

Согласно части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено п. 8.4 контракта.

На основании пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса предоставленное названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

Договор прекращается с момента получения указанного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Истцом получено решение № 743/01-14 от 31.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании п. 8.4 Контракта.

В качестве основания для принятия решения Ответчик указал на медленные действия Подрядчика по разработке научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия  регионального значения, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта; заказчик осуществлял данную закупку в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение доступности качественного среднего профессионального образования в лесной отрасли».

По утверждению истца, ООО «Трестстрой-2000» предпринимало все необходимые меры для исполнения контракта, однако, на дату расторжения договора ответа по внесению изменений в предмет культурного наследия либо отказу по внесению ООО «Трестстрой-2000» получено не было, как и не было принято решения о разработке СТУ. Содействия по выполнению контракта Заказчиком не оказывалось ни в части решения вопроса внесения изменений в предмет охраны культурного наследия, ни в части принятия решения о разработке СТУ.

Ответчик в отзыве утверждает, что нарушение сроков исполнения контракта возникло исключительно по вине истца.

В связи с имеющимся между сторонами спора относительно факта установления причин повлекших невозможность завершения работ по разработке научно-проектной документации, судом удовлетворено ходатайство истца о назначении экспертизы.

В соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением арбитражного суда от 20.01.2022 по делу назначалась судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Томского архитектурно-строительного университета ФИО5.

По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение (л.д. 78-175 т. 2).

Согласно экспертному заключению эксперт пришел к следующим выводам:

- в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту от 16.09.2019 №08652000003190014150001) подготовить проектно-сметную документацию было возможным при своевременном уведомлении заказчика о необходимости разработки специальных технических  на стадии предварительных исследований или при изучении конкурсной документации; подрядчику в процессе разработки проекта приспособления ОКН было известно наличие Предписания ГУ МЧС по Томской области № 25/1/1 от 18.07.2019, где указаны основные параметры несоответствия объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище» по адресу: <...> требованиям пожарной безопасности. Однако подрядчик, приступая к исполнению контракта не учел следующие обстоятельства: 1) отсутствие в техническом задании к контракту необходимости разработки Специальных технических условий (СТУ) потребовало бы дополнительных временных и финансовых средств; подрядчик, ознакомившись с условиями контракта, обязан был предусмотреть все риски, которые могли возникнуть при исполнении своих обязательств; бездействие подрядчика по своевременному уведомлению заказчика о необходимости разработки СТУ повлекли за собой неисполнение контракта с его стороны; 2) инициирование ООО «Трестстрой-2000» требований о внесении изменений в предмет охраны, привело к необоснованному затягиванию исполнения контракта, т.к. изменение утвержденного предмета охраны объекта культурного наследияосуществляется органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследияи дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия. Реализация данного пункта длительный регламентированный российским законодательством процесс, который невозможно было осуществить во временных рамках действующего контракта.

- Разработка специальных технических условий, примени­тельно к данному объекту культурного наследия, является обязательной,так как позволяет обеспечить неукоснительное соблюдениетребований Технических регламентов, содержащих дополнительные, к установленным или отсутствующим, технические требования в области пожарной и технической безопасности, которыеотражают особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований.

- Всостав технического задания (Приложение 1 к контакту) на разработку научно-проектной документации не включена разработка специальных технический условий (СТУ) Исполнителем по контракту. В ходе выполнения контракта необходимость разработки специальных технических условий была обоснована проектной организацией и комиссией экспертов при прохождении историко-культурной экспертизы.

- Разработка специальных технических условий(СТУ) касается основных разделов проектной документации, таких как архитектурно-планировочные решения, конструктивные решения, мероприятия по обеспечению требований пожарной безопасности (МПБ), мероприятия по обеспечению доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОДИ);

- Внесение изменений в предмет охраны для подготовки проектной документации не может гарантировать получение положительного заключения историко-культурной экспертизы, т.к. данные мероприятия не могут обеспечить неукоснительное выполнение строительных норм и правил, норм обеспечения пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и норм обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями к объекту культурного наследия. Действующий документ (Охранное обязательство), определяющий предмет охраны является достаточным при условии разработки специальных условий(СТУ) и компенсирующих мероприятий, что позволяет в полной мере выполнить условия сохранения внешнего облика и внутреннего убранства объекта культурного наследия в соответствии с требованиями охранного обязательства.

- Подрядчик, в полной мере мог определить необходимость подготовки специальных технических условий (СТУ) и /или внесение изменений в предмет охраны в процессе изучения Технического задания на разработку научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Женское епархиальное училище» еще до подписания Контракта. После заключения контракта, Подрядчик на стадии предварительных исследований,а также при разработке раздела проектной документации «Архитектурные обмеры» мог уведомить Заказчика о необходимости разработки Специальных технических условий (СТУ), в связи с выявленными отступлениями от действующих строительных, противопожарных и санитарно-гигиенических норм и правил, что также подтверждается материалами судебного дела (Приложение Б к настоящему экспертному заключению).

Исследовав заключение эксперта суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является ясным и полным, выводы эксперта носят последовательный непротиворечивый характер, полномочия и компетентность эксперта не оспорены.

Истцом представлены возражения на судебную экспертизу (л.д. 3-9 т. 3),  в которых истец оспаривает выводы эксперта о том, что выполнение работ без разработки специальных технических условий было невозможно, а также о том, что предпринятые ответчиком меры по внесению изменений в предмет охраны не могли привести к выполнению контракта. Истцом также представлена рецензия на заключение эксперта от 26.04.2022, дополнительные доводы после допроса эксперта.

Экспертов представленные ответы на рецензию  (т. 3 л.д. 45-60), эксперт был допрошен в судебном заседании.

Истцом заявлено ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы от 20.07.2022, в котором указано, что, что поступившее в материалы дела заключение эксперта б/н от 20.04.2022 г. не является допустимым доказательством по делу, вызывает сомнения, так как выводы эксперта носят противоречивый характер, так как не подкреплены действующими строительным нормами, основаны на сугубо субъективном мнении эксперта, а по некоторым поставленным вопросам являются ошибочными, что подтверждается представленной в материалы дела рецензией.. 

Суд, рассмотрев заявленное истцом ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, в его удовлетворении отказал по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Согласно части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Судебные экспертизы проводятся арбитражным судом в случаях, порядке и по основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Следовательно, заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства о назначении экспертизы не создает обязанности суда ее назначить (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 марта 2011 года N 13765/10).

Таким образом, ходатайство о назначении экспертизы, в частности повторной по тем же вопросам, подлежит удовлетворению только при подтверждении наличия оснований, предусмотренных законом для такого процессуального действия. В противном случае удовлетворение ходатайства может повлечь необоснованное затягивание рассмотрения дела и нарушить права и законные интересы участвующих в деле лиц.

Применительно к ходатайству о назначении повторной экспертизы должно быть приведено обоснование того, что выводы экспертов являются необоснованными либо противоречивыми.

Заявляя ходатайство о назначении повторной экспертизы, истец фактически оспаривает следующие выводы эксперта: инициирование ООО «Трестстрой-2000» требований о внесении изменений в предмет охраны, привело к необоснованному затягиванию исполнения контракта; бездействие подрядчика по своевременному уведомлению заказчика о необходимости разработки СТУ повлекли за собой неисполнение контракта с его стороны;

  При этом из материалов дела следует, что предложенные истцом изменения в предмет охраны не были одобрены Комитетом  по охране объектов культурного наследия Томской области, в течение срока выполнение контракта и за его пределами, что фактически привело к невозможности исполнения контракта тем способом, который избрал истец. Истец также утверждает, что ему не было сообщено том, что предложенные им изменения не могут быть согласованы и необходимо разработка специальных технических условий.

Вместе с тем, письмом от 02.03.2021 истцу было указано, что отсутствие разработанных специальных технических условий является препятствием для реализации целей контракта (т. 1 л.д. 36). В ответе на данное письмо истец указал, что полагает возможным выполнение проектной документации без разработки специальных технических условий (п. 1 л.д. 35). В письме от 31.05.2021 года истец просил в связи с невозможностью выполнить приспособление объекта к современному использованию без изменения его особенностей внести изменение в техническое задание и приостановить требование о выплате пени (п. 1 л.д. 38). В письме от 03.08.2021 года истец просит в связи с невозможностью внесения изменений в предмет охраны, принятием решения о финансировании разработки специальных технических условий подписать соглашение о расторжении договора (т. 1 л.д. 161-162). Таким образом, истцу до момента расторжения договора было известно о том, что внесение изменений  в предмет охраны невозможно.

Эксперт приходит к выводу о том, что данное  обстоятельство истцу должно было быть известно об этом обстоятельстве на первоначальном этапе выполнения работ.

Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что рассмотрение вопроса о внесении изменений в предмет охраны зависит от Комитета  по охране объектов культурного наследия Томской области. При этом  необходимо участие экспертов, которые проводят государственную историко-техническую экспертизу, в случае несогласование изменений необходима разработка специальных технических условий, что прямо следует из письма Комитета  по охране объектов культурного наследия Томской области от 25.03.2020 № 48-01-0662. При этом очевидно, что получение согласования изменений в объект охраны не копим образом не зависела от заказчика и не может рассматриваться как неисполнение заказчиком обязанностей по оказанию содействию заказчику (ст. 719 ГК РФ )

При таких обстоятельствах, принимая во внимание недоказанность доводов о возможной необоснованности заключения, с учетом требований статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об основаниях назначения повторной экспертизы, ходатайство о ее назначении признано судом необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

 Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В пункте 2 статьи 716 ГК РФ указано, что подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

В том числе, пунктом 3.4.2 контракта, также предусмотрено, что истец обязан немедленно предупредить ответчика и до получения от него указаний, приостановить работу при обнаружении обстоятельств, влекущих неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразности дальнейшего проведения работы.

Согласно контракту, срок исполнения обязательств был установлен - 240 календарных дней, с даты заключения контракта, однако, истец не смог исполнить контракт и в течение 712 дней (решение об одностороннем отказ от исполнения контракта принято Ответчиком 31.08.2021 г., тогда как срок исполнения контракта - до 13.05.2020 г.).

Подрядчик, как профессиональный участник рынка, должен быть предупредить заказчика о том, что внесение изменений в предмет охраны может не привести к положительному результату и поставить его в известность о необходимости разработки специальных технических условий на начальном этапе выполнения контракта, приостановить выполнение работ до получения указаний заказчика о способе выполнения работ.

Из материалов дела следует, что истец данную обязанность не выполнил

Как указывает ответчик и подтверждается судебной экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, изменение предмета охраны по контракту не могло быть согласовано третьим лицо, требовалась разработка специальных технических условий.

Так, пунктом 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2020 г. N 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (далее - Приказ) предусмотрено, что СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными к применению техническими требованиями в области безопасности, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, и могут содержать дополнительные к установленным национальными стандартами и сводами правил (частями таких стандартов и сводов правил), включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень, требования (далее - Обязательные требования), отступления от Обязательных требований, а также отсутствующие технические требования в области безопасности и отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства.

Согласно пункту 6 Приказа в техническом задании должны быть приведены обоснования необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также требований в области безопасности, необходимых для разработки СТУ.

Согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ, расторжение контракта возможно по
соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от
исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В разделе 8 контракта предусмотрен порядок изменения, дополнения и расторжение контракта, в том числе и расторжение контракта в соответствии с частями 8-25 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

 С учетом изложенного, действия ответчика по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании  ст. 715 ГК РФ являются законными и обоснованными

Таким образом, исковые требования ООО «Трестстрой-2000» удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области

Судья                                                                          Д.А. Гребенников