ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7701/13 от 20.02.2014 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Томск Дело №А67-7701/2013

21.02.2014г. (полный текст)

20.02.2014г. (резолютивная часть)

Судья Арбитражного суда Томской области Гелбутовский В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Ю. Мячиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Старый город» ОГРН 1127017011439, ИНН 7017303574 (далее по тексту: ООО «СУ «Старый город», «Общество», «Заявитель»)

к Городской административной комиссии г.Томска (далее по тексту: «административный орган», «Ответчик»)

о признании незаконным и отмене постановления №47/5 Городской административной комиссии города Томска от 03.12.2013г.

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от Заявителя: Райх О.П. (доверенность от 11.10.2013г.);

от Ответчика: не явился (извещен).

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительная компания «Старый город» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Городской административной комиссии г.Томска о признании незаконным и отмене постановления №47/5 Городской административной комиссии города Томска от 03.12.2013г., согласно которому Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 №295-ОЗ «Кодекс Томской области об административных правонарушениях» (далее по тексту: «КТОАП») и последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Представитель Заявителя в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, в том числе, указала, что Общество не является субъектом данного правонарушения, отсутствует событие инкриминируемого правонарушения, отсутствие разрешения, в виде отдельного документа, не может быть поставлено в вину Заявителю.

Представитель Ответчика о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя административного органа.

В письменном отзыве по делу представитель Ответчика против удовлетворения требований возражал, полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку временный объект Обществом был размещен в отсутствие разрешения на его установку, при этом наличие расчета арендной платы за земельный участок, оплаты за фактическое пользование земельным участком не является основанием для размещения временного объекта; протокол составлен должностным лицом в пределах своих полномочий.

Более подробно доводы сторон изложены в заявлении, письменном отзыве по делу и дополнениях к ним.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства по делу, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Должностным лицом Аминистрации Октябрьского района города Томска в отношении ООО «СК «Старый город» составлен протокол об административном правонарушении от 25.10.2013г., в котором зафиксирован факт нарушения Обществом требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением Мэра г. Томска 04.09.2007г. №536, выразившийся в размещении последним, на земельном участке, расположенном по адресу: г.Томск, ул.Иркутский тракт, 85 «б» (условно), временного некапитального объекта – остановочного комплекса с торговыми помещениями, не имея при этом правоустанавливающих документов и согласия правообладателя земельного участка на размещение указанного временного объекта.

Городская административная комиссия г.Томска, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установив, что ООО «СК «Старый город» по адресу: г.Томск, ул.Иркутский тракт, 85 «б» (условно), в нарушение п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением Мэра города Томска от 04.09.2007г. №536, разместило временный объект – остановочный комплекс с торговыми помещениями, без соответствующего разрешения, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 №295-ОЗ «Кодекс Томской области об административных правонарушениях», приняла постановление №47/5 Городской административной комиссии города Томска от 03.12.2013г., в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.1 КТОАП в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

ООО «СК «Старый город» считая указанное постановление незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления №47/5 Городской Административной комиссии города Томска от 03.12.2013г., которое, по мнению арбитражного суда, подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Необходимыми элементами состава административного правонарушения являются: надлежащий субъект, наличие события правонарушения, его противоправность, вина субъекта правонарушения.

Наличие события или состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении, которые, в свою очередь устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами, предусмотренными названным Кодексом.

Согласно ч.2 ст.8.1 КТОАП нарушение установленных органами местного самоуправления правил размещения временных объектов на территории муниципального образования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц двухсот тысяч рублей.

Порядок размещения и контроля за размещением временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск» определен Положением «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным постановлением Мэра города Томска от 04.09.2007г. года №536 " (далее по тексту: «Положение»).

В соответствии с п.1.2 Положения под временными (некапитальными) объектами понимаются объекты из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, которые могут быть разобраны и перенесены без значительного ущерба для них, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе объекты, предусмотренные настоящим Положением.

В п.1.3 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) перечислены объекты, относящиеся к временным, при этом к временным объектам относятся киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, их комплексы, в том числе остановочные комплексы (п.1.3.1 Положения), а также к временным объектам относятся, в том числе, иные временные объекты, отвечающие признакам, указанным в абзацах 1 и 2 пункта 1.2 настоящего Положения и соответствующие типам временных объектов согласно ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения» (п.1.3.13 Положения).

Согласно п. 2.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании:

- муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта);

- протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

- договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица;

- паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).

Земельный участок для размещения временного объекта предоставляется в аренду на срок, предусмотренный договором аренды (п.2.2 Положения в редакции, действовавшей на момент возведения объекта)

В соответствии с п.2.4 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица, допускается только с согласия правообладателя земельного участка при условии соответствия разрешенного использования указанного земельного участка назначению временного объекта.

При этом п. 2.5 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.

Постановлением Администрации г.Томска №721 от 29.06.2012г. (действовавшим в период установки временного объекта) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов» (далее по тексту: «Регламент»).

Согласно п.6.1 Регламента результатом I этапа предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов» является получение заявителем одного из следующих документов:

- информационного письма о выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов и расчета платы за фактическое использование земельного участка по установленным ставкам арендной платы за весь период эксплуатации временного объекта, указанный в заявлении о предоставлении муниципальной услуги, с предложением произвести оплату в соответствии с расчетом платы за фактическое использование земельного участка;

- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов;

- информационного письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно п.6.2 Регламента результатом II этапа предоставления муниципальной услуги является получение заявителем следующего документа:

- разрешения на размещение временного (некапитального) объекта;

- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что временный объект, для которого необходимо получение разрешительных документов на его установку, это самостоятельный объект, устанавливаемый строго на земельный участок в соответствии с документом, подтверждающим права на использование земельного участка, при этом установка временного объекта - остановочного комплекса (в рассматриваемом случае) должна осуществляться на основании разрешения, выданного в установленном порядке и форме.

Как следует из материалов дела, ООО «СК «Старый город» являясь участником реализации проекта «Новые остановки Томска», заключило с МУП «Агентство развития Города Томска» Агентский договор №2/3 от 05.06.2013г., согласно которому последний обязуется выполнить все фактические и юридические действия по согласованию размещения остановочных комплексов, и оформлению необходимой разрешительной документации (п.3.1.1 Агентского договора), а Общество обязуется установить остановочный комплекс, в том числе, остановочный комплекс, расположенный по адресу: г.Томск, Иркутский тракт, 85 «б», соответствующий требованиям, предусмотренных муниципальными правовыми актами (п. 3.2.1 Агентского договора).

МУП «Агентство развития города Томска» письмом №121/1 от 15.07.2013г. уведомило ООО «СК «Старый город», что Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, на основании поданных заявок на размещение временных (некапитальных) объектов – остановочных комплексов представлены расчеты за фактическое использование участка, в том числе по адресу : г.Томск, Иркутский тракт, 85б.

Из представленного расчета за фактическое использование земельного участка -2013г. по состоянию на 12.07.2013г. усматривается, что данный расчет является платой за землю по адресу: г.Томск, ул. Иркутский тракт, 85б, согласно протоколу комиссии №10 от 05.07.2013г.

ООО «СК «Старый город» заключило с ООО «Пик Строй» Договор подряда №04 от 28.06.2013г., согласно которому последний обязуется изготовить, осуществить монтаж и установку остановочного комплекса в г.Томск на площадке по адресу: ул. Иркутский тракт, 85б (ориентировочно) (п. 1.2 договора).

31.07.2013г. сторонами договора подписан Акт о приемке выполненных работ №17, согласно которому изготовление остановочного комплекса по адресу: г.Томск, Иркутскому тракту, 85 «б» выполнено полностью и в срок, Заявитель претензий по объему, качеству и срокам претензий не имеет.

Как следует из Акта обследования земельного участка по адресу : г.Томск, ул. Иркутский тракт, 85б (условно) от 25.10.2013г., по вышеуказанному адресу установлен временный (некапитальный) объект – остановочный комплекс.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что за разрешением на установку указанного остановочного комплекса по поручению Общества в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска обращалось МУП «Агентство развития города Томска».

При этом согласно выписке из протокола №10 заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 05.07.2013 года, комиссией принято решение выдать разрешение на установку временного объекта по указанному адресу на период с 08.07.2013г. по 07.07.2018г.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Обществом были осуществлены все действия, необходимые для получения разрешения на размещение временного (некапитального) объекта – остановочного комплекса, при этом, по мнению суда, отсутствие разрешения в виде отдельного документа не может быть поставлено в вину Заявителю.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.8.1 КТОАП.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что из оспариваемого постановления не представляется возможным установить, в отсутствие каких документов осуществлена установка бытового вагончика.

Так в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2013г. указано, что Обществу вменяется нарушение требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения, выразившееся в размещении последним, на земельном участке по адресу: г.Томск, ул. Иркутский тракт, 85 «б» (условно), временного некапитального объекта – остановочного комплекса, без правоустанавливающих документов и согласия правообладателя указанного земельного участка.

Согласно оспариваемому постановлению нарушение пункта 2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении ООО «СК «Старый город» данного остановочного комплекса с торговым помещением без соответствующего разрешения.

Вместе с тем, Положение разграничивает порядок размещения временных объектов и документы, на основании которых осуществляется размещение и эксплуатация временных объектов.

Так, согласно п.2.1 Положения, за нарушение которого Общество привлечено к административной ответственности, размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании: муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта);- протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).

В тоже время, п.2.5 Положения, определяет, что размещение мобильных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 настоящего Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании только разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в установленной форме.

В качестве документального подтверждения правонарушения административный орган указывает, в том числе: справку №8897 от 22.10.2013г. Департамента развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска, согласно которой последний на обращение Администрации Октябрьского района г.Томска о наличии разрешения на размещение временного объекта (остановочного комплекса) по адресу: г.Томск, ул. Иркутский тракт, 85, указал, что Департаментом разрешение на размещение остановочного комплекса по указанному адресу не выдавалось.

При этом, документов, подтверждающих истребование Ответчиком правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г.Томск, ул. Иркутский тракт, 85 «б» (условно) общей площадью 100 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка, факт отсутствия которых зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, административным органом не представлено.

При изложенных обстоятельствах не представляется возможным определить событие вмененного Обществу правонарушения.

Ссылка представителя Ответчика на то, что в оспариваемом постановлении под отсутствием разрешения понимается отсутствие разрешительных документов, судом во внимание принято быть не может, поскольку, как указывалось выше, нормы Положения, предусматривают возможность выдачи либо разрешения, как отдельного документа, форма и порядок которого утвержден Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска либо документов, перечисленных в п. 2.4 Положения, процедура получения которых отлична от процедуры получения разрешения.

На основании изложенного, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание наличие положительного решение комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов, зафиксированного в протоколе комиссии №10 от 05.07.2013г., расчет за фактическое пользование земельного участка в 2013 году, оплату за аренду земельного участка по адресу: г.Томск, Иркутский тракт, 85, суд приходит к выводу об отсутствии правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 8.1 КТОАП.

В соответствии с п.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая, что законность и обоснованность оспариваемого постановления в ходе судебного разбирательства Ответчиком не подтверждены, требование Заявителя подлежит удовлетворению, а постановление №47/5 Городской административной комиссии г.Томска от 03.12.2013г. о привлечении ООО «СК «Старый город» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.1 КТОАП, в виде штрафа в общей сумме 200 000 руб. подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Постановление №47/5 Городской административной комиссии города Томска от 03.12.2013г., в части наложения на общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Старый город» по ч.2 ст.8.1 Закона Томской области от 26.12.2008г. №295-03 «Кодекс Томской области об административных правонарушениях» административного взыскания в виде штрафа в размере 200 000 руб., признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.И. Гелбутовский.