ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-8110/20 от 27.01.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

М О Т И В И Р О В А Н Н О Е

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск                                                                                                    Дело № А67-8110/2020

27 января 2021 года подписана резолютивная часть

08 февраля 2021 года изготовлено в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области Ю.М. Сулимская,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление

Акционерного общества «ТомскРТС» (634050, Томская область, г. Томск, пер. Нахановича, 4А, ОГРН 1145543013880, ИНН 7017351521)

к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41, ОГРН 1027000907944,  ИНН 7021052041),

об отмене Постановления № 195 от 06.10.2020,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ТомскРТС»   (далее – АО «ТомскРТС»», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее – департамент,  административный орган, ответчик) об отмене постановления № 195 от 06.10.2020.

Определением суда от 19.11.2020 года заявление принято к производству, суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов арбитражным судом 27.01.2021г. в соответствии со ст. 229 АПК РФ подписана резолютивной часть решения, в соответствии с которым постановление № 195 от 06.10.2020 изменено в части назначения наказания, а именно, суд указал определить меру ответственности Акционерному обществу «ТомскРТС» по Постановлению о назначении административного наказания № 195 от 06.10.2020 в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

В материалы дела от Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу №А67-8110/2020.

В соответствии с п.39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части. Суд общей юрисдикции, арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.

В обоснование требований, заявитель указал, что состав правонарушения в действиях общества отсутствует, поскольку тепловые сети в эксплуатацию заявителю не передавались, таким образом, ответственность  за имущество, принадлежащее иным лицам, общество нести не может. Ответчики в отзыве на заявление указал, что факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, процессуальных нарушений не имеется.Подробно доводы участвующих в деле лиц изложены письменно.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства. Акционерное общество «ТомскРТС» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1145543013880, ИНН 7017351521.

Как следует из материалов дела, 23.07.2020 в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области  поступило перенаправленное из Прокуратуры Советского района города Томска обращение граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу:  г. Томск, ул. Олега Кошевого, д. 40 (вх. Кол-3897 от 23.07.2020) по вопросу нарушения сроков подачи горячего водоснабжения в период с 19.06.2020, также 31.07.2020 в Департамент поступило обращение Заместителя Мэра Города Томска – начальника департамента городского хозяйства администрации Города Томска об отсутствии горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме.

По результатам рассмотрения  поступившей информации, Департаментом 28.07.2020 вынесено определение № Кол-3897 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ в отношении АО «Томск РТС» по факту отсутствия горячего водоснабжения многоквартирного дома по ул. О. Кошевого, 40 в г. Томске в период с 19.06.2020 (на дату возбуждения дела горячее водоснабжение отсутствовало).

По результатам рассмотрения дела государственным жилищным инспектором установлено, что в период с 20.06.2020 по 30.07.2020 (41 календарный день) у потребителей по адресу: г. Томск, ул. О. Кошевого, 40, в нарушение допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды отсутствовало водоснабжение, чем нарушены требования  п. 4 ст. 3 ЖК РФ, пп. «б», «в», «г» п. 3 Правил № 354, п. 4 приложения №1 к Правилам, о чем в отношении АО «ТомскРТС» 22.09.2020г. в присутствии представителя заявителя составлен Протокол №кол-3897 об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ

В результате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области вынесено Постановление № 195 о назначении административного наказания от 06.10.2020, согласно которому ОАО «ТомскРТС» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, на заявителя наложен административный штраф в размере 9 000 руб. за нарушение последним правил предоставления коммунальных услуг (горячее водоснабжение).

Заявитель, считая Постановление №195 о назначении административного наказания  от 06.10.2020 незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Признание незаконным данного постановления является предметом требования заявителя по настоящему делу.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

К числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ.

Статьей 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 540 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Статьей 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

На основании ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать, в том числе, порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  (далее – Правила №354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Согласно п.2 Правил №354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно пп. «б», «в», «г», «д» п. 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 4 Приложения №1 к Правилам № 354 установлено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

В соответствии с п. а) п. 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Права и обязанности исполнителя установлены в п. 31 Правил № 354.

В соответствии с пп. а) п. 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Пункт 2 статьи 26.2 КоАП РФ определяет, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что административным органом в ходе проверки было установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. О. Кошевого, д. 40, от 03.02.2014 собственниками помещений выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом, в качестве обслуживающей организации выбрано ООО «Жилремсервис».

Как указывалось выше, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Таким образом, проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что, ресурсоснабжающая организация - АО «ТомскРТС» будет нести ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг населению в случае, если собственники выбрали непосредственный способ управления домом, заключили с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку коммунальных ресурсов и обслуживание внутридомового инженерного оборудования.

В ходе судебного заседания установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. О. Кошевого, д. 40, подключен от ТК-11-51/3 на участке тепловой сети У-201Б - ТК-2А-07 тепловой магистрали ТМ-11.

Согласно информации ООО «Жилремсервис» (вх. № 02-02/2125 от 28.07.2020, вх. № 02-02/2601 от 17.09.2020) горячее водоснабжение указанного дома осуществляется от выносного узла (далее - ВНУ) по отдельному трубопроводу, проходящему по лотку тепловой трассы от ВНУ до данного многоквартирного дома. Система горячего водоснабжения открытая.

В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, границей эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, является внешняя граница ограждающей конструкции здания. Таким образом, участок трубопровода от ВНУ до многоквартирного дома, не входит в состав общего имущества собственников помещений.

Установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. О. Кошевого, д. 40, 19.06.2020 в 09 час. 00 мин. произведено отключение горячего водоснабжения многоквартирных домов, подключенных от ВНУ, в том числе, дома по указанному адресу, в связи с повреждением тепловых сетей (акт АО «ТомскРТС» от 19.06.2020 № 4553).

Как указывалось выше, согласно п. 4 приложения № 1 к Правилам № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

Между тем, по состоянию на 30.07.2020 подача горячего водоснабжения в многоквартирный дом № 40 по ул. О. Кошевого в г. Томске не возобновлена.

Следовательно, горячее водоснабжение в доме № 40 по ул. О. Кошевого по вине АО «ТомскРТС» отсутствовало сверх установленных сроков в период с 19.06.2020 по 31.07.2020, что составляет 42 календарных дня. Факт отсутствия горячего водоснабжения не оспаривался заявителем.

При этом доводы Общества об отсутствии состава нарушения в действиях общества отклоняется в связи со следующим.

В ходе административного расследования установлено, что указанный многоквартирный дом подключен от участка тепловой сети У-201Б-ТК-2А-07, ТК-11-51/3 тепломагистрали ТМ-11.

Сеть теплоснабжения до жилого дома по адресу: г. Томск, ул. О. Кошевого, д. 40, входит в состав укрупненного объекта теплоснабжения «Теплосеть Т/М № 11ЮГ от ВИТП» по адресу: г. Томск, ул. Черноморская, 89т, который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Томск», о чем в ЕГРН внесена запись от 02.09.2013 № 70-70-01/241/2013-540. Указанный объект по договору аренды ресурсоснабжающей организации не передан.

Как установлено административным органом на основании информации, предоставленной АО «ТомскРТС» (вх. № 02-02/2164 от 31.07.2020), отсутствие горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме в период с 19.06.2020 по 31.07.2020 связано с повреждением на тепловых сетях, которое устранялось силами АО «ТомскРТС» для восстановления возможности оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам-потребителям в многоквартирных домах, подключенных от указанного участка тепловой сети.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что поскольку Общество, являясь исполнителем коммунальной услуги, получает плату с собственников за оказанные услуги, несет в силу указанных норм права ответственность за качество таких услуг, то вина Общества в данном случае, выразившаяся в нарушении допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды (отсутствовало горячее водоснабжение у граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. О. Кошевого, д. 40, в период с 19.06.2020 по 31.07.2020 (42 календарных дня) установлена административным органом в полном объеме.

Доводы общества об отсутствии состава правонарушения, а также о том, что Общество не является лицом, ответственным в данном случае за надлежащее качество предоставляемой коммунальной услуги, отклоняются судом, поскольку противоречат нормам материального права во взаимосвязи с фактически установленными выше по настоящему делу обстоятельствами.

Обстоятельство того, что сети не переданы Обществу, не освобождает его от ответственности за исполнение договорных обязательств по надлежащему водоснабжению, так как, как уже указывалось выше, АО «ТомскРТС» использует данную сеть, осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию за плату коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том числе, и через данный  участок сетей.

В связи с изложенным суд соглашается с выводами административного органа, что указанные нарушения является нарушением требований норм установленных Правилами № 354 и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов не следует, что заявителем не были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения соблюдения действующих правил. АО «ТомскРТС» осуществляющее предпринимательскую деятельность, и обязанное знать установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ЖК РФ нормы, при наличии возможности не нарушать указанные правила не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, не предприняло всех необходимых и достаточных, зависящих от него мер по обеспечению соблюдения установленных правил благоустройства.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины АО «Томск РТС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Томск РТС», не установлено. Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Основания для признания совершенного заявителем  административного правонарушения малозначительным отсутствуют. В данном случае, по вмененному Обществу правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении установленного порядка общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленного на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности. В данном случае установлено нарушение прав потребителя по предоставлению и получению коммунальной услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере предоставления коммунальных услуг. Основания применение положений п.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют.

Вместе с тем, арбитражный суд считает необходимым в настоящем деле учесть следующее.

Согласно ч. 3 ст. 4.1, п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в том числе, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст.7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Департамент, привлекая АО «ТомскРТС» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, применил санкцию в виде штрафа в размере 9000 рублей (не в минимальном размере), при этом,  в постановлении от 06.10.2020 основания назначения административного штрафа в данном размере не указаны, в тоже время указано, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.

В данном случае, поскольку административным органом не были установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, у него не имелось правовых оснований налагать на общество административный штраф в указанном выше размере.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая изложенное, арбитражный суд изменяет Постановление Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области о назначении административного наказания № 195 от 06.10.2020 в виде административного штрафа в размере 9 000 руб. и считает возможным определить меру ответственности за совершение данного административного правонарушения в виде административного штрафа в размере 5000 руб. В остальной части оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области о назначении административного наказания № 195 от 06.10.2020 в виде административного штрафа в размере 9 000 руб. изменить в части назначения наказания.

Определить меру ответственности Акционерному обществу «ТомскРТС» по Постановлению о назначении административного наказания № 195 от 06.10.2020 в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                       Ю. М. Сулимская