ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-8376/2021 от 25.10.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                    Дело № А67-8376/2021

Резолютивная часть объявлена 25.10.2021

Полный текст решения изготовлен 26.10.2021

Судья Арбитражного суда Томской области Чиндина Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 105/1; ОГРН 1167031072328, ИНН 7017411643)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Феникс» (634061, г. Томск, ул. Лебедева, дом 41, квартира 148, ИНН 7017005306, ОГРН 1027000904600) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от административного органа – Гаврилов  И.В. (доверенность от 12.01.2021 №Д-9/2)

от Ответчика – Бойко В.В. (паспорт);

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области (далее по тексту – Управление Росгвардии по Томской области, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Феникс» (далее по тексту – ООО ЧОП «Феникс», Общество, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 30.09.2021 судебное заседание по делу назначено на 25.10.2021.

В судебном заседании представитель Управления Росгвардии по Томской области поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в частности, указал, что обществом допускаются грубые нарушения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению частной охранной деятельности, что свидетельствует о наличии оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель ООО ЧОП «Феникс, не возражая по существу заявленных требований, просил назначить административное наказание в виде предупреждения.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО ЧОП «Феникс» зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 25.08.1999 за регистрационным номером 20317/11799 (ОГРН 1027000904600, ИНН 7017005306).

03.03.2017 Управлением Росгвардии по Томской области ООО ЧОП «Феникс» была выдана лицензия № 0700000015435 на осуществление частной охранной деятельности со сроком действия до 03.03.2022.

На основании распоряжения врио начальника Управления Росгвардии по Томской области Кулагина А.Г. от 18.08.2021 № 725/9-2362 должностными лицами Управления Росгвардии по Томской области в период с 25.08.2021 по 21.09.2021 в отношении ООО ЧОП «Феникс» проведена внеплановая выездная проверка с целью установления соблюдения обязательных лицензионных требований, по результатам которой составлен акт проверки от 21.09.2021 № 725/9-2871 с указанием на выявленные нарушения.

В частности, в ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО ЧОП «Феникс» при осуществлении охранной деятельности нарушены лицензионные требования в части оборота оружия, патронов и специальных средств, а именно:

- в нарушение требований, содержащихся в пункте 4 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, в ООО ЧОП «Феникс» отсутствуют документы, подтверждающие приобретение специальных средств (шлем защитный, жилет защитный, наручники) (утрачены в процессе хранения);

- в нарушение требований пункта 126 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 (далее Инструкция № 288), документы на оружие и патроны не подшиты в учетные дела. Описи документов отсутствуют;

- в нарушение требований пункта 146 Инструкции № 288 перед проведением ежеквартальных сверок, соответствия фактического наличия оружия и патронов, находящихся на хранении в ООО ЧОП «Феникс», в книгах и журналах учета оружия и патронов не подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов;

- в нарушение требований пункта 161 Инструкции № 288 отдельное учетное дело хранения первых экземпляров акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и других материалов инвентаризации в рамках проверочных мероприятий отсутствует;

- в нарушение требований статьи 16 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», норм обеспечения служебным огнестрельным оружием, утвержденных приложением № 5 постановления Правительства от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» и пунктов 1, 11 приложения 13 Постановления, не соблюдены нормы обеспечения служебным огнестрельным оружием, с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, а именно в ООО ЧОП «Феникс» имеется 16 ед. служебного огнестрельного оружия и 3 ед. газового оружия при фактической численности работников, имеющих квалификацию, позволяющую выполнять функциональные обязанности с использованием служебного оружия в количестве 27 человек (т.е. количество охранников не соответствует требованиям, предусмотренным нормами обеспечения, а именно одна единица на двух частных охранников имеющих квалификацию, позволяющую выполнять обязанности с использованием служебного оружия);

- в нарушение требований статьи 16 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ООО ЧОП «Феникс» допустило выдачу специальных средств (палка резиновая, жилет защитный, шлем защитный) работникам не прошедшим периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств (Исмаилов Махаббат Тофик Оглы - дата выдачи 16.09.2021, Слижиков Максим Михайлович - дата выдачи 10.09.2021, Скорынин Андрей Викторович - дата выдачи 26.08.2021);

- в нарушение требований статьи 16 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», пункта 10 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 № 387, в ООО ЧОП «Феникс» не организовано прохождение периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, работниками ООО ЧОП «Феникс» (Адамян А.Г., Артемов А.П., Бойков А.А., Влад О.Г., Гнедин С.К., Давыдов Д.В., Долецкий Э.В., Дубовцев М.В., Дубовцев М.В., Железнова Н.М., Земсков В.Ю., Исмаилов М.Т., Кислицкая М.В., Ковылин В.В., Колесников А.В., Кудинов Ю.П., Легостаев Е.А., Ломакин В.Е., Марков С.Н., Мисник В.Н., Пастухова И.В., Петроченко К.С, Притужалов Е.А., Приходченко И.В., Провоторов П.Г., Рыжакова Т.А., Рязанов С.С., Сергеева А.Н., Скорынин А.В., Слижиков М.М., Тайлашев А.Н., Токарев А.В., Трафимов В.А., Тютерева С.Н., Федосеенко А.В., Худобин П.В., Шеховцов П.Л., Яременко С.И.);

- в нарушении требований статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», статьи 16 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ООО ЧОП «Феникс» допустило выдачу аэрозольного устройства, снаряженного слезоточивым веществом, сертифицированных в качестве гражданского оружия самообороны, работнику ООО ЧОП «Феникс» Коновалову Антону Ивановичу, не прошедшему соответствующую подготовку (Коновалов А.И. является частным охранником 4 разряда);

- в нарушении требований части 8 статьи 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» руководитель ООО ЧОП «Феникс» Бойко Вячеслав Владимирович является директором ООО ЧОП «ФЕНИКС-ЛТД» (ИНН 7017168011), юридический адрес: 634059, Томская область, г. Томск, пр. Мира, дом 29, 44.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Росгвардии по Томской области в отношении ООО ЧОП «Феникс» составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2021 № 70ЛРР001220921000072 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО ЧОП «Феникс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление о привлечении ООО ЧОП «Феникс» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к указанной норме КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

ООО ЧОП «Феникс», будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, и имеющее лицензию на осуществление частной охранной деятельности, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 32 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ частная охранная деятельность относится к лицензируемому виду деятельности.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон № 2487-1), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона № 2487-1 частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В соответствии со статьей 1.1 Закона № 2487-1 частной охранной организацией является организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Статьей 3 Закона № 2487-1 установлены виды услуг, составляющих охранную деятельность.

Порядок лицензирования частной охранной деятельности, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг регламентированы соответствующим Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №498  (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», является соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.

Согласно подпункту «б» пункта 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является, в частности, нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Требования к хранению и учету оружия и патронов, установлены в статьях 22 и 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в соответствии с которыми правила хранения, учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации, в частности в пунктах 51 и 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, согласно которому юридические лица обязаны осуществлять хранение и учет оружия и патронов на оснований настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 2487-1 частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.

Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности (Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации).

Пунктом 10 приказа Росгвардии от 25.11.2019 № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» предусмотрено, что по месту нахождения ЧОО заявитель (руководитель либо иное уполномоченное должностное лицо ЧОО) в течение 1 месяца после назначения на должность частного охранника либо не менее чем за 1 месяц до истечения 1 года с даты прохождения последней периодической проверки направляет в комиссию, созданную в территориальном органе на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы ЧОО, письменное обращение, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, номер удостоверения частного охранника, контактная информация заявителя, содержащая номер контактного телефона, адрес, а также адрес выбранного места проведения периодических проверок.

Согласно подпункту «д» пункта 3 Положения № 498 лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», является соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.

Следовательно, прохождение периодической проверки частными охранниками на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, является обязательным правилом оборота оружия и (или) специальных средств в частной охранной организации.

Однако, как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований в ООО ЧОП «Феникс» не организовано прохождение периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, работниками ООО ЧОП «Феникс» (Адамян А.Г., Артемов А.П., Бойков А.А., Влад О.Г., Гнедин С.К., Давыдов Д.В., Долецкий Э.В., Дубовцев М.В., Дубовцев М.В., Железнова Н.М., Земсков В.Ю., Исмаилов М.Т., Кислицкая М.В., Ковылин В.В., Колесников А.В., Кудинов Ю.П., Легостаев Е.А., Ломакин В.Е., Марков С.Н., Мисник В.Н., Пастухова И.В., Петроченко К.С, Притужалов Е.А., Приходченко И.В., Провоторов П.Г., Рыжакова Т.А., Рязанов С.С., Сергеева А.Н., Скорынин А.В., Слижиков М.М., Тайлашев А.Н., Токарев А.В., Трафимов В.А., Тютерева С.Н., Федосеенко А.В., Худобин П.В., Шеховцов П.Л., Яременко С.И.).

Согласно статье 2 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к гражданскому газовому оружию относятся аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с § 262а. Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и (или) профессиональных стандартов, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секритариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30, охранники подразделяются на следующие разряды:

при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, разрешенных в частной охранной деятельности - 4-й разряд;

при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств и гражданского оружия, разрешенных в частной охранной деятельности - 5-й разряд;

при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности - 6-й разряд.

В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

Согласно типовой программе профессионального обучения для работы в качестве частных охранников - «Программа профессиональной подготовки охранников», утвержденной приказом Росгвардии от 30.11.2019 № 396 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников»:

срок обучения по Программе зависит от присваиваемого квалификационного разряда, который определяется с учетом исполнения частным охранником обязанностей, связанных с использованием оружия и специальных средств:

по программе профессиональной подготовки охранников 4 разряда (использование только специальных средств) - не менее 40 аудиторных часов;

по программе профессиональной подготовки охранников 5 разряда (использование гражданского оружия и специальных средств) - не менее 60 аудиторных часов;

- по программе профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - не менее 80 аудиторных часов.

На момент получения гражданского оружия самообороны Коновалов А.И. имел квалификацию охранника 4 разряда, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, в нарушении требований статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», статьи 16 Закона № 2487-1 ООО ЧОП «Феникс» допустило выдачу аэрозольного устройства, снаряженного слезоточивым веществом, сертифицированных в качестве гражданского оружия самообороны работнику ООО ЧОП «Феникс» Коновалову Антону Ивановичу, не прошедшему соответствующую подготовку (Коновалов А.И. является частным охранником 4 разряда).

Также из материалов дела следует, что в нарушение требований статьи 16 Закона № 2487-1 ООО ЧОП «Феникс» допустило выдачу специальных средств (палка резиновая, жилет защитный, шлем защитный) работникам не прошедшим периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств (Исмаилов Махаббат Тофик Оглы - дата выдачи 16.09.2021, Слижиков Максим Михайлович - дата выдачи 10.09.2021, Скорынин Андрей Викторович - дата выдачи 26.08.2021).

В соответствии со статьей 15.1 Закона № 2487-4 руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Вместе с тем, в нарушении требований части 8 статьи 15.1 Закона РФ № 2487-1  руководитель ООО ЧОП «Феникс» Бойко Вячеслав Владимирович является директором ООО ЧОП «ФЕНИКС-ЛТД» (ИНН 7017168011), юридический адрес: 634059, Томская область, г. Томск, пр. Мира, дом 29, 44.

В соответствии с пунктом 126 Инструкции № 288 документы на оружие и патроны подшиваются в учетные дела, а формализованные документы, заполненные на средствах автоматизированного учета, - в книги, которые формируются согласно требованиям по ведению учетных дел. Сведения о подшитых документах предварительно заносятся в соответствующие описи дел и книг.

Пунктом 146 Инструкции № 288 установлено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения «Сверка проведена. Расхождений нет» и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.

В силу п. 161 Инструкции № 288 первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в орган внутренних дел, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУТ МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование.

Однако, исходя из представленных административным органом материалов проверки, в нарушение указанных требований Инструкции № 288:

- документы на оружие и патроны не подшиты в учетные дела. Описи документов отсутствуют;

- перед проведением ежеквартальных сверок, соответствия фактического наличия оружия и патронов, находящихся на хранении в ООО ЧОП «Феникс», в книгах и журналах учета оружия и патронов не подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов;

- отдельное учетное дело хранения первых экземпляров акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и других материалов инвентаризации в рамках проверочных мероприятий отсутствует.

В соответствии с пунктом 4 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств, хранятся до принятия ее руководителем решения об их уничтожении, продаже (передаче).

Вместе с тем, в нарушение указанной нормы в ООО ЧОП «Феникс» отсутствуют документы, подтверждающие приобретение специальных средств (шлем защитный, жилет защитный, наручники) (утрачены в процессе хранения).

Нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами установлены приложением № 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Однако, в нарушение требований Закона № 2487-1, Норм обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, не соблюдены нормы обеспечения служебным огнестрельным оружием, с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, а именно в ООО ЧОП «Феникс» имеется 16 ед. служебного огнестрельного оружия и 3 ед. газового оружия при фактической численности работников, имеющих квалификацию, позволяющую выполнять функциональные обязанности с использованием служебного оружия в количестве 27 человек (т.е. количество охранников не соответствует требованиям, предусмотренным нормами обеспечения, а именно одна единица на двух частных охранников имеющих квалификацию, позволяющую выполнять обязанности с использованием служебного оружия).

Указанные нарушения свидетельствуют об осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Федерального закона № 99-ФЗ, Закона № 2487-1, Положения № 498, нарушение которых было вменено ему административным органом.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Доказательств отсутствия у общества возможности соблюсти правила, за нарушение которых соответствующей нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения.

Протокол от 22.09.2021 № 70ЛРР001220921000072 об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в присутствии представителя ООО ЧОП «Феникс», его содержание соответствует требованиям, предусмотренным в ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

В ходе рассмотрения настоящего дела ООО ЧОП «Феникс» не приведено и арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности, в связи с чем, правовые основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что факт наличия в действиях ООО ЧОП «Феникс» состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При этом, наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о которой говорится в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, должно явно следовать из обстоятельств совершенного правонарушения.

Из представленных административным органом материалов дела не следует, что совершенное ООО ЧОП «Феникс» правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ООО ЧОП «Феникс» является субъектом малого предпринимательства (малое предприятие), что подтверждается Сведениями из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд, учитывая характер и обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения, принимая во внимание, что ООО ЧОП «Феникс» является субъектом малого и среднего предпринимательства; ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекалось, доказательств обратного материалы дела не содержат; доказательств причинения вреда или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера административный орган не предоставил; с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, считает возможным назначить ООО ЧОП «Феникс» административное наказание в виде предупреждения.

При этом арбитражный суд отмечает, что в данном случае применение к ответчику административного наказания в виде предупреждения отвечает общим конституционным принципам справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, разумности и является достаточным для реализации превентивного характера мер административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Феникс» (634061, г. Томск, ул. Лебедева, дом 41, квартира 148, ИНН 7017005306, ОГРН 1027000904600)  к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок  со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                    Е.В. Чиндина