АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-8407/09
“01” февраля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 01.02.2010.
Резолютивная часть объявлена 29.01.2010.
Арбитражный суд Томской области
в составе:
судьи Л.А.Мухамеджановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Чиндиной
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Томского регионального общественного благотворительного фонда «Фауна» (далее - ТРОБФ «Фауна», заявитель)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области (далее - Управление ФНС России по Томской области, ответчик)
о признании незаконными действий по исключению ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Н.Ф.Былина;
от Управления ФНС России по Томской области - главного специалиста-эксперта правового отдела Управления ФИО1 (доверенность от 29.12.2009 №06-19/13222);
от Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области - специалиста 1 разряда юридического отдела инспекции ФИО2 (доверенность от 22.04.2009);
от Управления ПФ РФ в Молчановском районе Томской области - ведущего специалиста-эксперта юрисконсульта ФИО3 (доверенность от 13.01.2010 №15)
установил: ТРОБФ «Фауна» обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению ФНС России по Томской области о признании незаконными действий по исключению ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц по следующим основаниям:
Фонд работает на общественных началах и не имеет штатного персонала, не занимается коммерческой деятельностью.
В настоящее время организация продолжает свою работу: подает отчеты в Пенсионный фонд, подает информацию в Управление Росрегистрации по Томской области, организация подала заявки на получение охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства и на земельный участок. К настоящему моменту ТРО БФ «Фауна» прошел экологическую экспертизу. В областной газете помещалось объявление по поводу закрепления охотничьих угодий и предполагаемой деятельности по ведению охотничьего хозяйства, произведена оплата за лицензию. Заключен договор о содействии с крупным охотпользователем - Молчановским райохотобществом на оказание финансовой помощи для развития охотничьего хозяйства в районе.
Все вышеперечисленное подтверждается документально и свидетельствует о ведущейся хозяйственной деятельности ТРО БФ «Фауна».
Буквальное толкование норм пункта 1 статьи 11 и пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» позволяет сделать вывод о том, что основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, то есть, в данном случае - решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра.
ТРО БФ «Фауна» полагает, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра не является окончательным правовым актом, на основании которого вносится запись в ЕГРЮЛ.
Заявитель считает, что Управление ФНС России по Томской области нарушило права и законные интересы организации – ТРО БФ «Фауна», которое продолжает заниматься уставной деятельностью, нарушив порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный законом.
В ходе рассмотрения дела заявитель дополнил основание заявленных требований ссылкой на часть 2 статьи 119 ГК РФ: «Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц». Нарушив данную норму, Управление ФНС России по Томской области вышло за пределы своих полномочий. Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности статьи 21.1, 22, должны применяться, по мнению заявителя, в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Управление ФНС России по Томской области возражало против требований заявителя, исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством. Исключения по представлению документов налоговой отчетности, связанные с отсутствием деятельности, законодательством не предусмотрены.
Кроме того, согласно статьей 15 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.
Томский региональный общественный благотворительный фонд «ФАУНА» с момента постановки на налоговый учет (14.05.2001г.) не представлял документы налоговой и бухгалтерской отчетности, несмотря на неоднократное направление ему соответствующих уведомлений: 11.04.2003 №11, 27.06.2006 №07-15/8665, 08.11.2006 №07-15/16134, 13.11.2006 №07-10/16373, 01.12.2006 №07-10/18134.
На уведомления, направляемые инспекцией, от руководителя фонда ФИО4 получен ответ, в котором сообщалось об отсутствии каких-либо поступлений денежных средств или о произведенных выплатах, что позволяет сделать вывод об отсутствии деятельности у данной организации.
Для реализации процедуры исключения из реестра юридических лиц данного плательщика как недействующего инспекцией 04.04.2007г. №07-10/5158 был направлен запрос в банк о движении денежных средств по расчетному счету, открытому плательщиком в филиале ОАО «Газпромбанк». 10.04.2007г. получен ответ из банка №1-11/3373 об отсутствии движения денежных средств в течение последних 12-ти месяцев по расчетному счету Томского регионального общественного благотворительного фонда «ФАУНА».
Таким образом, организация имела все признаки отсутствующего должника и на этом основании инспекцией были сформированы справки о наличии признаков недействующего юридического лиц:
справка №60-О от 19.04.2007 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах;
справка №60-С от 19.04.2007 об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
В ходе длящейся процедуры исключения недействующего юридического лица данной организации еще раз направлялись уведомления о необходимости представления отчетности: 24.04.2007 №06-07-15/6741, 26.04.2007 №07-06-15/7001, 10.05.2007 №07-15/8192.
Несмотря на предыдущие сообщения налогоплательщика об отсутствии движения денежных средств по расчетному счету и непредставление в инспекцию документов отчетности, в рассматриваемом заявлении руководитель фонда заявляет о прохождении экологической экспертизы, размещении объявления в газете, оплате лицензии, ходатайстве о выделении фонду земельных участков под строительство охотничьих домиков. Все это предполагает наличие и расходование денежных средств, и, как следствие, представление в налоговый орган отчета о целевом использовании в составе налоговой декларации по налогу на прибыль в соответствие с пунктом 14 статьи 250 НК РФ. Согласно данной статье налогоплательщики, получившие имущество, работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, должны представлять в налоговые органы отчет о целевом использовании этих средств.
Однако данной организацией так и не были представлены документы налоговой и бухгалтерской отчетности.
На основании указанных справок от 19.04.2007 начальником отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления ФНС России по Томской области ФИО5 22.06.2007 принято решение №98 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - Томского регионального общественного благотворительного фонда «ФАУНА».
Пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Сведения о принятом решении опубликованы Управлением ФНС России по Томской области в Журнале «Вестник государственной регистрации» №25 от 27.06.2007.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если в течение трех месяцев заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических путем внесения в него соответствующей записи.
Поскольку заявления от юридического лица, в отношении которого было принято решение о предстоящем исключении, а также от кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивались в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не поступили, Управление ФНС России по Томской области исключило Томский региональный общественный благотворительный фонд «ФАУНА» путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ: ГРНЗ 2077000033229 от 31.10.2007.
В дополнениях к отзыву Управление ФНС России по Томской области сообщило:
Порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ предусмотрен статьями 21.1 и 22 Федерального закона №129-ФЗ. Вынесение специального отдельного решения Управлением об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица не предусмотрено законодательными актами РФ.
Пункт 2 статьи 119 ГК РФ не может быть применен, так как процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с ликвидацией (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №67). Законодательством предусмотрен внесудебный (административный порядок) исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а именно в статье 21.1 Закона №119-ФЗ.
Третье лицо (Межрайонная ИФНС России №3 о Томской области) в письменном отзыве пояснило следующее:
Томский региональный общественный благотворительный фонда «Фауна» поставлен на налоговый учет по местонахождению юридического лица в ИМНС РФ по Молчановскому району Томской области, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №3 по Томской области , 14 мая 2001 года.
Несмотря на направляемые Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области в организацию соответствующие уведомления (11.04.2003 исх.№11, 27.06.2006 исх №07-15/8665, 08.11.2006 исх. №07-15/16134, 13.11.2006 исх. №07-10/16373, 01.12.2006 исх. №07-10/18134.) , ТРО БФ «Фауна» с даты постановки на налоговый учет, в нарушение пункта 1 статьи 23 НК РФ, налоговую и бухгалтерскую отчетность в Межрайонную ИФНС России №3 по Томской области не представлял.
На указанные уведомления 20 ноября 2006 года руководителем ТРО БФ «Фауна» в Межрайонную ИФНС России №3 по Томской области представлен ответ, согласно которого организация платежные перечисления не производит, поступлений денежных средств не имеет.
04 апреля 2007 года Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области направлен запрос (исх. № 07-10/5158) в банк о движении денежных средств по расчетному счету № <***>, открытому Томским региональным общественным благотворительным фондом «Фауна» в филиале ОАО «Газпромбанк». На указанный запрос 16 апреля 2007 года получен ответ (исх.№ 1-11/3373 от 10 апреля 2007 года) об отсутствии движения денежных средств в течение 12 месяцев по вышеуказанному расчетному счету.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Томский региональный общественный благотворительный фонд «Фауна» на 19 апреля 2007 года - на дату составления Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области справки №60-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах и справки №60-С об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов имел все признаки недействующего юридического лица.
В ходе процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области данной организации направлялись уведомления о необходимости представления отчетности: 24.04.2007 исх. №06-07-15/6741, 26.04.2007 исх. № 07-06-15/7001, 10.05.2007 исх. №07-15/8192. Однако ТРО БФ «Фауна» так и не были представлены документы налоговой и бухгалтерской отчетности.
06.11.07г. после исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц 31.10.2007г Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области в адрес Фонда «Фауна» было ошибочно направлено уведомление (исх. № 07-15/20824) о необходимости представления отчетности.
Третье лицо (Управление ПФ РФ в Молчановском районе) пояснило:
Дата постановки на учет в ПФР ТРБФ Фауна 21.05.2001.
Дата снятия с учета ТРБФ Фауна 31.10.2007г. (основание - выписка из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности от 15.10.2009г., поступившая в ГУ УПФР в Молчановском районе 4.12.2009г.);
Регулярные отчеты (индивидуальные сведения, расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, годовые декларации) страхователем Томский региональный благотворительный фонд «Фауна» за период с 21.05.2001 года по настоящее время в Пенсионный фонд не представлялись и платежи на счет ПФР не поступали.
Справка от 21.10.2009 выдана ошибочно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, ТРОБФ «Фауна» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области 03 мая 2001 года за №1870, о чем Управлением МНС России по Томской области 27 января 2003 года в Единый государственный реестр юридических внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, за основным государственным регистрационным номером 1037000001983, и выдано свидетельство серия 70 №000771885.
ТРОБФ «Фауна» поставлен на налоговый учет 14.05.2001.
На основании справок Межрайонной ИФНС России №3 по Томской области от 19.04.2007 №60-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и №60-С об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, начальником отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления ФНС России по Томской области ФИО5 22.06.2007 принято решение №98 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ТРОБФ «ФАУНА».
Сведения о принятом решении опубликованы Управлением ФНС России по Томской области в Журнале «Вестник государственной регистрации» №25 от 27.06.2007.
Поскольку заявления от юридического лица, в отношении которого было принято решение о предстоящем исключении, а также от кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивались в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не поступили, 31.10.2007 Управлением ФНС России по Томской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) за государственным регистрационным номером записи о прекращении деятельности 2077000033229.
ТРОБФ «Фауна» обратился 01.10.2009 в арбитражный суд с заявлением к Управление ФНС России по Томской области о признании незаконными действий по исключению ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу части 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав; споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания части 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем предусмотрены особенности обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе по сроку подачи заявления, который не может быть неопределенным и в данном случае установлен в течение года со дня, когда кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В Определении от 18 ноября 2004 года №367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).
Таким образом, несоблюдение установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ (пунктом 8 статьи 22 Закона о регистрации) срока для обращения в арбитражный суд в силу статьи 129 АПК РФ не является основанием для возвращения заявления. Статья 150 АПК РФ также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 31.01.2006 №9316/05, от 19.04.2006 №16228/05, от 31.10.2006 №8837/06, лишь пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом; отсутствие причин к восстановлению срока может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, которые могут служить основанием для восстановления судом сроков, предусмотренных частью 4 статьи 198 АПК РФ и пунктом 8 статьи 22 Закона о регистрации. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон о регистрации связывают начало течения срока на обращение в суд с моментом, когда заявитель - кредитор или иное лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В силу пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами; содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
На дату обращения 01 октября 2009 года с заявлением о признании незаконными действий Управления ФНС России по Томской области по исключению ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц, срок подачи заявления был пропущен, ходатайство о восстановлении срока не заявлено, уважительные причины к восстановлению срока отсутствуют, обстоятельства, препятствующие получению заявителем необходимой информации из единого государственного реестра юридических лиц, не доказаны. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления в связи с необходимость в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года №367-О, обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Кроме того, пункт 8 статьи 22 Закона о регистрации определяет круг лиц, которые могут обжаловать исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, - кредиторы или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. При этом названной нормой не предусмотрено обжалование исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц самим исключенным юридическим лицом, в данном случае, ТРОБФ «Фауна», в отличие от положений пункта 3 статьи 21.1 Закона о регистрации, который предусматривает направления заявлений как самим недействующим юридическим лицом, так и кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В удовлетворении заявления ТРОБФ «Фауна» также следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению, заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе рассмотрения дела по заявлению ТРОБФ «Фауна» к Управлению ФНС России по Томской области о признании незаконными действий по исключению ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц совокупность вышеуказанных условий не установлена.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемые действия Управления ФНС России по Томской области соответствуют положениям Закона о регистрации и совершены в пределах представленных законом полномочий: в связи с наличием указанных в пункте 21.1 Закона о регистрации признаков недействующего юридического лица (ТРОБФ «Фауна» в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлял операций хотя бы по одному банковскому счету) Управлением ФНС России по Томской области принято решение от 22 июня 2007 года №98 о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц; решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №25 от 27.06.2007; заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, не направлены.
Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемых действий Управления ФНС России по Томской области статье 119 Гражданского кодекса Российской Федерации является произвольной, противоречит положениям статьи 21.1 Закона о регистрации и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 Постановления Пленума от 20 декабря 2006 года №67 «О некоторых вопросах применения законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в соответствии с которой при применении указанной нормы судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому статья 119 ГК РФ, предусматривающая изменение устава и ликвидацию фонда, в данном случае применению не подлежит.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела не установлено и заявителем не доказано, что действиями Управления ФНС России по Томской области применительно к рассматриваемому периоду на дату исключении ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц были нарушены права и интересы фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Более того, заявитель в письмах от 17.11.2006, от 02.05.2007, от 14.01.2008 неоднократно сообщал о том, что по состоянию на ноябрь 2006 года фонд более двух лет не производил каких-либо платежных перечислений, нет поступления денежных средств, а также с 01.06.2006 по 31.12.2006 и за 2007 год не имел штатную численность, никаких выплат не производил, не получал каких-либо денежных и материальных средств, выплаты физическим лицам не производил.
Ссылки заявителя в обоснование доводов о «ведущейся хозяйственной деятельности ТРО БФ «Фауна» на то, что организация подала заявки на получение охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства и на земельный участок, проведена экологическая экспертиза, размещено объявление по поводу закрепления охотничьих угодий и предполагаемой деятельности по ведению охотничьего хозяйства, произведена оплата за лицензию, заключен договор о содействии с крупным охотпользователем - Молчановским райохотобществом на оказание финансовой помощи для развития охотничьего хозяйства в районе, не состоятельны, так как действия совершены после исключения фонда из единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления Томского регионального общественного благотворительного фонда «Фауна» к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области о признании незаконными действий по исключению ТРОБФ «Фауна» из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Л.А.Мухамеджанова