ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-8432/15 от 06.05.2016 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-8432/2015

16 мая 2016 года

06 мая 2016 года – дата оглашения резолютивной части решения

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Д.И. Янущика, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.П. Шустиковой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Управдом" ИНН <***> ОГРН <***>

к ООО "Райский уголок" ИНН ОГРН

о демонтаже рекламного баннера,

при участии:

от истца – ФИО1 по доверенности от 21.04.2015 г.,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 26.01.2016 г. № 001,

установил:

ООО «Управдом» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Райский уголок» об обязании за свой счет демонтировать рекламный баннер по адресу: <...>.

Ответчик – ООО «Райский уголок» в отзыве на исковое заявление требование истца не признало, указав на то, что информационный указатель не является рекламной конструкцией.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленного требования возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела решением собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, от 27.11.2014 г. ООО «Управдом» выбрано управляющей организацией для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома (л.д. 32).

Собственником встроенно-пристроенного нежилого помещения в указанном доме площадью 121 кв.м., расположенного на первом этаже, является ФИО3, которая по договору безвозмездного пользования от 25.08.2014 года передала указанное помещение во временное пользование ООО «Райский уголок», что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Над входом в помещение ответчика, расположена вывеска (баннер) с надписью «студия красоты «Райский уголок», что подтверждается имеющимися в материалах дела фотографическими материалами.

20.09.2014 г. решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, ООО «Управдом» уполномочено заключать от имени собственников договоры на размещение рекламных баннеров в их доме с 01.10.2014 г. (л.д. 7), стоимость пользования утверждена в размере 200 руб. за 1 кв.м баннера в месяц; денежные средства распределятся в следующем порядке: 75% от суммы – доход жилого дома по строке «прочие доходы», 10% от суммы – доход ООО «Управдом» по договору управления, 15% от суммы – налоговые расходы ООО «Управдом» (пункты 2, 3 решения о 20.09.2014 г.).

ООО «Райский уголок» указанный договор не подписало.

Ссылаясь на то, что ответчик незаконно разместил на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, рекламный баннер, истец обратился с настоящим иском в суд.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с подпунктами 2, 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» действие этого закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно положениям части 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может иметь фирменное наименование. Требование к фирменному наименованию устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наименование и местонахождение юридического лица указывается в учредительных документах (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 9 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации размещение юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой (Информационное письмо от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе». При этом Высшим Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 данного письма прямо указал, что по смыслу статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

С учетом изложенного, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации.

В соответствии с представленными в материалы дела фотографиями, на фасаде пристроенной части здания, расположенного по адресу: <...>, размещена вывеска, содержащая надпись «студия красоты Райский уголок».

Спорная вывеска, размещена непосредственно у входа в помещение, занимаемое ответчиком, не является рекламой, так как содержит обязательную информацию об услугах, предлагаемых потребителям. Размещение названной информации обязательно в соответствии со статьей 9 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости получения владельцем нежилых помещений у управляющей организации либо у собственников жилых и нежилых помещений разрешения для размещения вывесок, не носящих рекламного характера.

Указанное обстоятельство являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также земельный участок, на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства.

Таким образом, критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

В соответствии со статьями 65, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований, представив письменные доказательства, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, раскрыть те доказательства, на которые оно ссылается.

Истцом в материалы дела не представлены доказательства того, что спорная вывеска, размещенная ответчиком на пристроенной части здания у входа в занимаемое им нежилое помещение, нарушает права истца либо собственников помещений, расположенных в указанном доме.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Государственная пошлина по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.И. Янущик