ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-8509/18 от 26.09.2018 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 8509/2018

26 сентября 2018 г. – дата объявления резолютивной части решения

27 сентября 2018 г. – дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Томской области в составе судьи М.О. Попилова,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Шестеровой,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Коракс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

3-е лицо: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области

о взыскании 360 000 руб.

при участии:

от истца – М.А. Виденко, представителя по доверенности от 27.10.2017 № 7743,

от ответчика – С.О. Совы, директора на основании устава, ФИО1, представителя по устному ходатайству,

от 3-его лица – ФИО2, представителя по доверенности от 09.01.2018 № 1,

установил:

Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (далее – администрация) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственность «Коракс» (далее – ООО «Коракс») о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии, в сумме 360 000 руб.

В обоснование заявленного требования истец сослался на то, что между администрацией и ООО «Коракс» заключен договор о предоставлении субсидии от 19.12.2015 № ПШ2015-30 в размере 360 000 руб. По результатам контрольных мероприятий установлено нарушение ООО «Коракс» пункта 4.3.8 договора о предоставлении субсидии, а именно: не исполнена обязанность по созданию и сохранению рабочих мест. Последствием нарушения данной обязанности является возврат полученной ответчиком субсидии (л.д. 2-6 т. 1).

Ответчик в ходатайстве о рассмотрении дела по общим правилам искового производства требования истца не признал, указав, что все существенные условия договора о предоставлении субсидии от 19.12.2015 № ПШ2015-30 ответчиком выполнены, предпринимательский проект успешно реализован, осуществлено софинансирование со стороны ответчика. В процессе реализации проекта было создано 3 рабочих места: директор, мастер производства и помощник в цехе. В соответствии со штатным расписанием директор совмещал должность помощника в цехе. Круг их должностных обязанностей не совпадал, оплата НДФЛ и страховых взносов осуществлялась по указанным лицам. В дополнительных пояснениях ответчик указал, что им предпринимались попытки поиска работника, которые оказались безрезультатны (л.д. 22-23, 48-49 т. 3).

Третье лицо в отзыве на исковое заявление возражало против удовлетворения исковых требований, сославшись на то, что субсидия использована по целевому назначению, не достижение ответчиком отдельных финансово-экономических показателей (создание и сохранение рабочих мест) не является достаточным и существенным основанием для изъятия субсидии у ответчика (л.д. 44-48 т. 3).

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика требования истца не признал, просить в иске отказать.

Представитель 3-его лица поддержал доводы ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 19.12.2015 между администрацией Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» (администрация) и ООО «Коракс» (получатель), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением администрации Томской области от 17.06.2011 № 186а «О предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам муниципальных образований Томской области в целях поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства», муниципальной программой муниципального образования «Город Томск» «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 938, Положением о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 году, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029 «О проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 году» (далее - «Положение о конкурсе»), протоколом заседания комиссии по проведению конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» от 11.12.2015 № 2, распоряжением управления экономического развития администрации Города Томска от 15.12.2015 № 4 «Об утверждении итогов конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 году» (л.д. 86-89 т. 2).

Предметом договора является предоставление администрацией получателю денежных средств в форме субсидии в целях возмещения обоснованных и документально подтвержденных затрат в рамках реализации предпринимательского проекта «Компания по производству изделий из искусственного камня «Corax» (далее – проект), на условиях софинансирования расходов в соответствии с требованиями Положения о конкурсе в размере и порядке, которые предусмотрены договором (далее – субсидия).

Данным договором предусмотрено, что источником финансирования субсидии является бюджет муниципального образования «Город Томск» (средства субсидии из федерального бюджета в размере 360 000 рублей) в соответствии с пунктом 1 задачи 2 таблицы 4 «Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы муниципального образования «Город Томск» «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 938 (пункт 2.2); размер субсидии, предоставляемый получателю, составляет 360 000 руб. (пункт 3.1); документами, подтверждающими затраты получателя на сумму субсидии и расходы, понесенные в порядке софинансирования, являются: справка-расчет на предоставление субсидии, содержащаяся в приложении 1 к договору (далее – справка-расчет) и документы, подтверждающие затраты по проекту в соответствии с пунктами 9.2-9.6 положения о конкурсе (пункт 3.2); предоставление субсидии осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на счет получателя субсидии (пункт 3.4); получатель обязан реализовать проект в срок, не более 12 месяцев с даты заключения договора, в том числе обеспечить достижение финансово-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных пунктами 4.3.7 и 4.3.8 настоящего пункта договора (пункт 4.3.6); получатель обязуется сохранить и создать в течение срока реализации проекта, установленного подпунктом 4.3.6 договора, количество рабочих мест по проекту в соответствии с формой 6 «Финансово-экономические показатели реализации предпринимательского проекта», содержащейся в заявке получателя, поданной на конкурс начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг», а именно 3 рабочих места (пункт 4.3.8); получатель обязуется обеспечить в срок до 31 декабря года, следующего за годом реализации предпринимательского проекта, сохранение общего количества рабочих мест, созданных с момента регистрации получателя в качестве юридического лица до окончания срока реализации проекта, установленного подпунктом 4.3.6 настоящего пункта договора (пункт 4.3.9); получатель обязан возвратить средства перечисленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления уполномоченного органа в случае нарушения условий допуска заявителей к участию в конкурсе, установленных положением о конкурсе, нарушения условий договора, за исключением условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 10.1 положения о конкурсе, подпунктом 5.1.3 пункта 5.1 настоящего договора – в сумме предоставленной субсидии (пункт 6.3); в случае выявления администрацией в лице уполномоченного органа фактов нарушения условий, предусмотренных пунктом 6.3 договора, администрация в лице уполномоченного органа составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения и роки их устранения, и направляет указанный акт в течение 10 рабочих дней с момента выявления нарушения получателю. В случае, если получатель не устранит выявленные нарушения в сроки, указанные в акте, администрация в лице уполномоченного органа направляет получателю уведомление о расторжении действующего договора в порядке, установленном разделом 7 договора, и (или) уведомление о возврате средств перечисленной субсидии в соответствии с пунктом 6.3 договора (пункт 6.4); договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязанностей по договору (пункт 9.1).

Платежным поручением от 30.12.2015 № 86801 ответчику перечислено 360 000 руб. субсидии (л.д. 90 т. 2).

Согласно пункту 4.2.1 договора от 19.12.2015 № ПШ2015-30 администрация имеет право осуществлять контроль за ходом реализации проекта и мониторинг реализации проекта путем сбора и обработки предоставляемой получателем отчетности, направления запросов в компетентные органы и иные организации, а также путем проведения выездного мониторинга.

Истец по результатам контрольных мероприятий установил нарушение ООО «Коракс» пункта 4.3.8 договора о предоставлении субсидии от 19.12.2015 № ПШ2015-30, а именно: не исполнена обязанность по созданию и сохранению рабочих мест.

В связи с тем, что ООО «Коракс» не полностью исполнил условия предоставления субсидии, администрация направила ответчику претензию от 13.11.2017 № 1755 о возврате средств перечисленной субсидии (л.д. 92). Претензия получена ответчиком 18.01.2018.

Невозврат ООО «Коракс» полученных бюджетных денежных средств в виде субсидии, послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 3393/10.

Как следует из искового заявления, требование администрации мотивировано нарушением ответчиком условий договора от 19.12.2015 № ПШ 2015-30, а именно пункта 4.3.8, в соответствии с которым получатель обязуется сохранить и создать в течение срока реализации проекта, установленного подпунктом 4.3.6 договора, количество рабочих мест по проекту в соответствии с формой 6 «Финансово-экономические показатели реализации предпринимательского проекта», содержащейся в заявке получателя, поданной на конкурс начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг», а именно: 3 рабочих места.

В силу пункта 4.3.9 названного договора получатель обязуется обеспечить в срок до 31 декабря года, следующего за годом реализации предпринимательского проекта, сохранение общего количества рабочих мест, созданных с момента регистрации получателя в качестве юридического лица до реализации проекта.

Согласно пункту 4.3.6 договора срок реализации проекта – не более 12 месяцев с даты заключения договора, т.е. до 19.12.2016. Срок исполнения обязательств получателя субсидии в сохранении созданных рабочих мест – до 31.12.2017.

Таким образом, ООО «Коракс» обязался в срок, не более 12 месяцев с даты заключения спорного договора соблюдать следующие условия:

-обеспечить в срок, не более 12 месяцев с даты заключения договора (не позднее 19.12.2016), достижение финансово-экономических показателей реализации проекта в части сохранения и создания 3 рабочих мест в соответствии с формой 6 «Финансово-экономические показатели реализации предпринимательского проекта»;

-обеспечить в срок до 31.12.2017 сохранение 3 рабочих мест, созданных до 19.12.2016.

Ответчик, возражая против иска, указал, что им были созданы и сохранены три рабочих места, однако по независящим от него причинам руководителю пришлось осуществлять трудовую деятельность на двух рабочих местах (директор и помощник в цехе).

Вместе с тем следует отметить, что для целей положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 году, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029 «О проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 году» под рабочим местом понимается обеспечение самозанятости индивидуальным предпринимателем, а также привлечение граждан к реализации предпринимательского проекта на основании трудового договора. При этом под сохранением рабочих мест понимается неуменьшение количества рабочих мест; под вновь созданными рабочими местами (создание рабочих мест) понимаются все рабочие места, созданные с момента регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая рабочее место руководителя юридического лица, а также рабочее место индивидуального предпринимателя.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места). При этом понимается, что замещенные рабочие места для организаций, предприятий - это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей - это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).

Вместе с тем, ответчик при заключении спорного договора и в период реализации предпринимательского проекта к истцу за разъяснениями о том, что следует понимать под понятием «рабочее место», не обращался.

Из материалов дела следует, что ответчик в указанный в договоре срок не обеспечил создание и сохранение трех рабочих мест.

В отчете о выполнении проекта за 4 квартал 2016 года подтверждаются только сохранение 2 действующих рабочих мест. Согласно информации, предоставленной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области, в 4 квартале 2016 года (письмо от 28.02.2017 № 2729, л.д. 10-11 т. 3) и ИФНС России по г. Томску на 2 квартал 2017 года (письмо № 25-48/29026, л.д. 8-9 т. 3) количество застрахованных лиц – наемных работников в ООО «Коракс» составило 2 человека.

В качестве доказательства того, что ООО «Коракс» предпринимались попытки поиска работника, отвечающего требованиям к должности (помощник в цехе), последним представлен договор на поиск и подбора персонала от 13.06.2016 № 0034, заключенный с ООО «Империя+» и ответ от 24.09.2018. Вместе с тем указанные доказательства исключены из числа доказательств по делу (протокол судебного заседания от 19.09.2018). Иных доказательств поиска работников ответчиком в материалы дела не представлено.

Таким образом, ответчик в нарушение условий договора о предоставлении субсидии от 19.12.2015 № ПШ2015-30, предусмотренных пунктом 4.3.8, свои обязательства не исполнил.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца о взыскании с ответчика 360 000 руб., выплаченных в виде субсидии, подлежащими удовлетворению.

Государственная пошлина по делу в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 3 статьи 110, статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коракс» в пользу муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска 360 000 руб. основного долга.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коракс» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10 200 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции (Седьмой арбитражный апелляционный суд) в месячный срок с момента изготовления текста решения в полном объеме.

Судья М.О. Попилов