ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-8698/16 от 01.03.2017 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-8698/2016

09.03.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2017 года.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Токарева Е. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казицкой О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТрансЭнергоСтрой» ИНН 7017317954, ОГРН 1127017029380

к Управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска ИНН 7021054271 ОГРН 1037000100246, обществу с ограниченной ответственностью «МЕДЕЯ» ИНН 7017293460, ОГРН 1117017017490

третье лицо - Управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска

о признании недействительными результатов торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги,

при участии в судебном заседании: от ответчика Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска – представителя Куликова Е. А. (предъявлено служебное удостоверение), по доверенности от 12.01.2017 г.;

от третьего лица – представителя Комогорцева А. В. (предъявлено служебное удостоверение), по доверенности от 30 декабря 2016 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ТрансЭнергоСтрой» обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска (далее по тексту – Ответчик-1), обществу с ограниченной ответственностью «Медея» (далее по тексту – Ответчик-2) с требованиями:

- признать результаты аукциона в электронной форме «Работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53» № 0165300010516000640 от 08.07.2016 г. недействительными;

- признать недействительным контракт № Ф.2016.283235 от 04.10.2016, заключенный между Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска и ООО «МЕДЕЯ».

Определением суда от 08.12.2016 исковое заявление принято к производству.

От ответчика ООО «Медея» поступил отзыв на иск, согласно которому ответчик не признает исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 114-121 т.2).

От ответчика Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска через канцелярию суда поступил отзыв на иск, согласно которому ответчик не признает исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 44-48 т.2).

Определением суда от 16.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска. От названного третьего лица поступил отзыв на иск, в котором указано, что иск не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л. д. 124-136, т. 3).

Истец и Ответчик ООО «МЕДЕЯ», извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. Дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика ООО «МЕДЕЯ» по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ответчик Управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска (далее – Ответчик 1) утвердил документацию о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 (в приложении) (далее - Документация).

По мнению суда, документация соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требованиям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требованиям Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», Постановлению администрации Города Томска от 25.01.2016 №34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск», Постановлению администрации Города Томска от 29.04.2016 №351 «Об утверждении стандартов качества перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в муниципальном образовании «Город Томск» и др.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0165300010516000640 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 было размещено 08.07.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. Уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков муниципального образования «Город Томск», муниципальных бюджетных учреждений, созданных муниципальным образованием «Город Томск» управлением муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска.

Взаимодействие заказчика в лице управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска и уполномоченного органа в лице управления муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска регламентируется постановлением администрации Города Томска от 8.01.2014 № 39 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Томск».

Утверждение Истца о том, что Ответчик-1 допустил нарушение в порядке определения победителя, не находит своего подтверждения в силу следующего.

По мнению истца Ответчик-1 допустил нарушение в порядке определения победителя, а именно в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru во вкладке результаты определения поставщика указано, что предложение ООО «МЕДЕЯ» (далее - Ответчик-2) 1359305,02 руб., а предложение Истца – 1 359 335,00 руб., цена контракта, предложенная Истцом на 29,28 руб. больше, чем цена, предложенная Ответчиком-2. Таким образом, истец считает, что Ответчик-1 обязан был заключить контракт с Истцом.

Однако указанная позиция истца не подтверждается материалами дела.

Согласно ч.1 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 Федерального закона №44-ФЗ электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Согласно ч. 18 ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке.

Электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 (далее - Аукцион, документация) уполномоченным органом 08.07.2016 был размещен в единой информационной системе.

В п. 21 Документации указан адрес электронной площадки, на которой проводится электронный аукцион и размещается протокол проведения электронного аукциона (в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.rts-tender.ru.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указанной электронной площадке 16.09.2016 был проведен электронный аукцион (торги). После завершения торгов электронной площадкой опубликован протокол проведения электронного аукциона от 16.09.2016 (л.д. 147 т.2), после чего, 21.09.2016 на указанной электронной площадке размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2016 № 1334 (л.д.148-151 т.2).

Согласно названным протоколам участник электронного аукциона под № 9 ООО «МЕДЕЯ» (Ответчик-2) предложил - 3 214 160 руб. в 16 час. 37 мин. по московскому времени, участник электронного аукциона под № 4 ООО «ТрансЭнергоСтрой» (Истец) предложил – 3 214 160 руб. в 16час. 53 мин. по московскому времени.

Протокол проведения формируется и публикуется в автоматическом режиме электронной площадкой. В данном протоколе лучшим предложением признается предложение участника под № 9 с ценой предложения на право заключения контракта 3 214 160 руб.

Данный протокол также был опубликован в единой информационной системе в сфере закупок. Помимо этого, единая информационная система формирует электронную версию протокола проведения электронного аукциона. По неопределённым причинам информация в электронной версии протокола единой информационной системе не соответствует информации направленной электронной площадкой РТС-Тендер и опубликованному протоколу.

Ни Уполномоченный орган, ни заказчик (Ответчик-1) ответственность за содержание информации по протоколу проведения электронного аукциона и протоколу проведения торгов электронного аукциона в единой информационной системе в сфере закупок не несет.

20.09.2016 состоялось второе заседание Аукционной комиссии по вопросу подведения итогов электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 (протокол № 1334 от 20.09.2016). Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Федерального закона 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с данным протоколом победителем электронного аукциона признан участник под номером 9 - ООО «МЕДЕЯ» (Ответчик-2). В соответствии с требованиями Федерального закона 44-ФЗ в данном протоколе цена предложения победителя аукциона не указывается.

Из материалов дела следует, что все протоколы по спорному аукциону опубликованы в сроки и в порядке, установленные Федеральным законом №44-ФЗ, каких-либо нарушений суд не усматривает.

В период проведения торгов по электронному аукциону №0165300010516000640 функционал оператора электронной площадки РТС-тендер не фиксировал повышенной нагрузки. Участникам обеспечен равный доступ к участию, в связи, с чем торги завершены в обычном режиме. Данная информация подтверждена оператором электронной площадкой РТС-тендер (письмо ООО «РТС-тендер» от 08.12.2016 №И-2016-1909).

Истец необоснованно указывает, что им предложена цена на право заключения муниципального контракта на сумму - 1 359 335,00 руб., в то время как в действительности Истец на электронной площадке во время торгов предложил - 3 214 160 руб.

Победитель электронного аукциона – Ответчик-2 предложил такую же сумму, как и истец, но его предложение поступило раньше, чем у Истца.

Муниципальный контракт с победителем электронного аукциона (Ответчиком -2) заключен на сумму 3 214 160,00 руб., а не на сумму 1 359 305,02, как указывает Истец в исковом заявлении.

Утверждение Истца о том, что Ответчик-1 допустил нарушение в порядке формирования предмета Контракта, предмета в извещения и предмета в Документации, не находят своего подтверждения в силу следующего.

Как указывает Истец, исходя из извещения, Документации и контракта, аукцион проводился на работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53, а аукцион на право заключения контракта может проводиться только в случае, указанном в ч. 23 ст. 68 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. По мнению истца, Ответчик-1 таким образом ввел участников в заблуждение, относительно предмета контракта, указав разный предмет в извещении и наименовании документации и данное наименование документации противозаконно.

По мнению суда, указанные доводы Истца являются несостоятельными и необоснованными в силу следующего.

Порядок проведения аукциона в электронной форме регламентируется статьями 59-71 Федерального закона № 44-ФЗ.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Федерального закона №44-ФЗ).

Электронный аукцион состоит из извещения, документации и проекта контракта. Необходимая информация, которая должна содержаться в извещении, документации и проекте контракта регламентируется статьями 33, 34, 42, 63, 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ст. 42 Федерально закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 44-ФЗ. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Федеральным законом №44-ФЗ, следующая информация:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона №44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно ст.33 Федерального закона №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Предметом спорного контракта являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (п.3 ч.1 ст.1, п.2 ст.42 Федерального закона №44-ФЗ).

Документация, извещение (наименование и объект), проект контракта электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 содержит всю необходимую информацию, предусмотренную Федеральным законом №44-ФЗ.

Наименование извещения - документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53;

Наименование объекта закупки - работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53;

Предмет Контракта - Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы (оказать услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 (далее - услуги), а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями Контракта (случае, когда не проводился аукцион на право заключить Контракт в соответствии с частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» далее - Федерального закона № 44-ФЗ).

Исполнитель обязуется выполнить работы (оказать услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/ НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна» (далее -техническое задание) (Приложение № 1 к Контракту), режимом работы по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 53 «поселок Росинка/ НПО «Вирион» - микрорайон "Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна» (Приложение № 2 к Контракту), схемой движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 53 «поселок Росинка/ НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна» (Приложение № 3 к Контракту), расписанием движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 53 «поселок Росинка/ НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна», утвержденным Заказчиком.

Таким образом, наименование извещения, объект закупки и предмет контракта являются разными юридическими понятиями.

Доводы Истца, о том, что у Ответчика-1 сформулирован предмет Контракта по-разному в Извещении и Документации на Аукцион является несостоятельными, так как Извещение и Документация, согласно Федеральному закону №44-ФЗ не содержит предмет контракта, а только информацию об объекте закупки и краткое изложение условий контракта. Проект контракта является неотъемлемой частью Документации (ч.4 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ).

Доводы Истца о том, что аукцион на право заключения контракта может проводиться только в случае, указанном в ч. 23 ст.68 Федерального закона №44-ФЗ в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт также являются несостоятельными.

Согласно частям 10 и 11 ст. 69 Федерального закона №44-ФЗ, участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона. В случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Федерального закона №44-ФЗ, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ст.68 Федерального закона №44-ФЗ электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта.

Следовательно, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

Таким образом, участники вправе торговаться между собой путем снижения начальной (максимальной) цены контракта до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже (за право заключения контракта).

Заказчик при формировании документации электронного аукциона должен предусмотреть, что участники электронного аукциона вправе торговаться за право заключения контракта, так это право предусмотрено Федеральным законом №44-ФЗ.

Объявлять аукцион в электронной форме в соответствии с ч.23 ст.68 Федерального закона №44-ФЗ невозможно, так как заказчик не вправе устанавливать начальную (максимальную) цену контракта равную нулю или отрицательное значение. Указанная позиция подтверждается и судебной практикой (Девятый арбитражный апелляционный суд по делу № А40-75856/09-12-506 установил, что начальная (максимальная) цена контракта не может быть равна нулю).

Правильность выбора электронного аукциона к услугам по перевозке также подтверждается судебной практикой (постановлением седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А45-9021/2015 от 05.02.2016).

Утверждение Истца о том, что Ответчик-1 допустил нарушение в порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта, отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта в размере 3000 руб., не находят своего подтверждения в силу следующего.

В исковом заявлении Истец заявляет о том, что Ответчик-1 допустил нарушение Федерального закона № 44-ФЗ, применив неверный метод определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), не указав, по каким основаниям Ответчик-1 применяет метод сопоставимых рыночных цен, а не тарифный метод.

Указанные доводы Истца являются несостоятельными и необоснованными.

Объектом закупки являются работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53. Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) OK 034-2014 (КПЕС 2008) объекту закупки присвоен код 49.31.21.110 - услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом.

В соответствии со ст. 14 закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления либо иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законом № 44-ФЗ.

Таким образом, Федеральный закон № 220-ФЗ, регулируя отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, при заключении муниципального контракта между заказчиком и перевозчиком отсылает на нормы, установленные законом № 44-ФЗ.

Согласно статье 784 Гражданского Кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажу лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (статья 786 ГК РФ).

В силу положений статей 784, 786 Гражданского Кодекса РФ по результатам электронного аукциона заключается муниципальный контракт на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту, а не договор перевозки пассажиров по установленным тарифам, поскольку предметом данного контракта является организация муниципальным заказчиком транспортного обслуживания населения, и оказание перевозчиком услуг по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам по перевозке пассажиров. Данная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 16 марта 2015 № 305-ЭС14-8636, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 № А41-61185/13 согласно которой услуги по перевозке оказывались истцом непосредственно гражданам, а не администрации, являющейся заказчиком и стороной по муниципальному контракту на оказание услуг по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Города Томска выступает в роли организатора транспортного обслуживания населения. Постановление администрации Города Томска от 24.12.2014 № 1360 «Об утверждении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)» (далее - Постановление администрации Города Томска № 1360), устанавливающее тарифы для перевозки граждан, перед принятием было согласовано органами Прокуратуры. На момент размещения аукциона оно являлось действующим и не отменено, в том числе в судебном порядке. Постановлением администрации Горда Томска от 22.12.2016 №1340 «Об утверждении регулируемых предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Город Томск" в связи с принятием новых тарифов на перевозку пассажиров и багажа отменено Постановление администрации Города Томска № 1360.

На работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, нормативно-правовыми актами муниципального образования «Город Томск» цены не утверждались, соответственно расценки на эти виды работ (услуг) в муниципальном образовании «Город Томск» отсутствуют.

Постановлением администрации Города Томска № 1360 утверждены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа в автобусе, по которым исполнитель получает оплату от пассажиров на основании договора перевозки, а не из средств городского бюджета, и оставляет в своем распоряжении в соответствии с условиями документации и закона № 220-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Заказчиком при обосновании НМЦК правомерно выбран метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), поскольку согласно частей 6 и 10 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным. Правомерность использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) также подтверждена судебной практикой (Постановлением от 30.05.2016 № Ф06-8043/2016 Арбитражного суда Поволжского округа по делу №А65-21017/2015, Постановлением от 27.03.2015 Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу №А42-2927/2014).

Аналогичной позиции придерживается и Верховный суд РФ: поскольку предметом закупки по электронному аукциону является оказание транспортных услуг (пассажирские перевозки), начальная (максимальная) цена контракта должна быть обоснована методом сопоставимых рыночных цен (Определение от 11 августа 2016 № 306-КГ16-9318).

Кроме того, регулярные пассажироперевозки - это сфера деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК Министерством транспорта РФ (Постановление Правительства РФ от 11.10.2016 № 1028). Поскольку в настоящее время порядок не определён, заказчик руководствовался общими положениями закона № 44-ФЗ при формировании НМЦК, выбрав для формирования НМЦК приоритетный метод.

НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) была сформирована в полном соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок путем направления запросов действующим перевозчикам о стоимости оказания услуг по перевозке, и расчета среднеарифметической стоимости на основании их предложений по стоимости работ (услуг), связанных с осуществлением перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.

Таким образом, формирование НМЦК заказчиком осуществлено в полном соответствии с требованиями законодательства о закупке.

Доводы Истца о том, что в Документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены в размере 3000 руб., являются несостоятельными.

Порядок расчета и обоснование начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 в составе Документации на стр.23 в виде таблице, в которой указано цены трех поставщиков на основании коммерческих предложений от поставщиков и рассчитано среднее арифметическое значение цены в соответствии со ст.22 Федерального закона №44-ФЗ и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации).

Коммерческие предложения от поставщиков на основании которых производился расчёт НМЦК хранятся у заказчика (Ответчика-1). Согласно ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ и п. 2.1 Методических рекомендаций, коммерческие предложения, которые были использованы для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не подлежат размещению в единой информационной системе, и у заказчика есть право не раскрывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую ценовую информацию.

Утверждение Истца о том, что Ответчик-1 допустил нарушение Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как Ответчиком-1 не соблюдена процедура изменения вида регулярных перевозок, не находят своего подтверждения в силу следующего.

Согласно п. 17 ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ) регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (п. 18 ч.1 ст.3 Федерального закона №220-ФЗ).

В силу положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона №220-ФЗ тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Города Томска № 1360 утверждены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщении в размере 17 руб.

Постановлением администрации Города Томска от 25.01.2016 №34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» (ред. от 22.06.2016) установлены маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Город Томск». Данное постановление было обжаловано в судебном порядке и решением Советского районного суда от 01.07.2016 №2а-2424/2016 и от 19.09.2016 №2а-3056/2016 признано соответствующим действующему законодательству. Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда подтвердила, что установление «регулярных перевозок по регулируемым тарифам» не противоречит законодательству (апелляционное определение от 11.11.2016 №33-а-4473/2016 на решение Советского районного суда от 01.07.2016).

Постановление администрации Города Томска от 22.06.2016 №567 «Об отмене и установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Томск» и о внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Томск» было обжаловано в судебном порядке и решением Советского районного суда от 28.10.2016 №2а-3510/2016 признано соответствующим действующему законодательству.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда от 15.12.2016 по делу №33а-5153/2016 рассмотрела жалобу на решение Советского районного суда г. Томска от 19.09.2016, в котором оставила жалобу без удовлетворения.

Таким образом, Постановление администрации Города Томска от 22.06.2016 №567 соответствует действующему законодательству.

Все меры социальной поддержки по оплате проезда в общественном транспорте на территории муниципального образования «Город Томск» (далее - МО «Город Томск») предоставляются гражданам, имеющим право на получение данных мер социальной поддержки, в виде проездных билетов, талонов, компенсации расходов и ежемесячной денежной выплаты.

Постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 №71а «О реализации Закона Томской области от 30.12.2014 №199-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте» утверждены Порядки предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан общественным транспортом по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) и на основании социального проездного талона (СПТ) (далее - Порядки, субсидии). Согласно нормам Порядков перевозчики, имеющие действующие договоры на перевозку пассажиров по городским и пригородным маршрутам, самостоятельно или с привлечением третьих лиц осуществляющие перевозку пассажиров, в том числе пассажиров по ЕСПБ и СПТ, наделены правом получения субсидии при условии заключения с Департаментом социальной защиты населения Томской области соглашения о предоставлении субсидии. Данное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе порядок, объем и периодичность перечисления субсидии и пр.

Следовательно, действующим законодательством Томской области предусмотрено возмещение из областного бюджета части затрат перевозчиков, связанных с осуществлением перевозок пассажиров, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте.

Таким образом, перевозчики, надлежащим образом оформившие отношения о предоставлении субсидии и представившие отчеты о транспортной работе, будут получать возмещение за перевозку льготных категорий пассажиров.

Граждане, получающие льготы по проезду в общественном транспорте, установленные решением Думы Города Томска от 21.12.2010 №55 «О новой редакции Положения «Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Город Томск», в виде компенсации расходов или единовременных денежных выплат, финансируемых из бюджета МО «Город Томск», оплачивают проезд в полном размере по тарифу, установленному муниципальным правовым актом администрации Города Томска.

Постановлениями администрации Города Томска от 24.12.2014 №1360, от 22.12.2016 №1340, устанавливающими предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров всеми видами транспорта общего пользования по муниципальным маршрутам в МО «Город Томск», не предусмотрены льготы на проезд.

Таким образом, перевозка льготных категорий граждан на территории МО «Город Томск» подлежит компенсации в двух видах:

1) перевозчикам, осуществляющим перевозку льготников по ЕСПБ, в виде субсидии;

2) льготным категориям граждан в виде компенсационных и единовременных
 денежных выплат.

Возмещение убытков перевозчикам, связанным с перевозкой льготных категорий граждан федерального и регионального регистров, производится за счет средств федерального и бюджета субъекта РФ, порядок возмещения затрат перевозчикам, связанных с перевозкой льготной категории граждан, устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ. Такая позиция отражена в определениях Верховного Суда РФ от 16.03.2015 № 305-ЭС14-8636, от 28.04.2015 № 305-ЭС14-6995, от 23.09.2015 № А40-3954/2014, от 02.11.2016 № 303-ЭС15-6884, от 18.04.2016 № 309-ЭС16-2905, Верховного суда от 23.06.2010 №11-Г10-9. В подтверждение данной позиции Конституционный суд РФ указал, что субъекты РФ могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, являющиеся при этом их расходными обязательствами, - в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан предлагается возложение на субъекты РФ (Определение от 27.12.2005 № 502-О).

Таким образом, включение в муниципальный контракт условия о том, что исполнитель в своем распоряжении оставляет перечисленные средства по безналичному расчету за предоставление права льготного проезда отдельным категориям граждан, установленным законами Томской области, правомерно.

Утверждение Истца о том, что договор с победителем заключен в противоречии с Документацией, поскольку в техническом задании не было такого условия, как возможность распоряжения денежными средствами по своему усмотрению, тогда как в заключенном контракте такое условие появилось, не находят своего подтверждения в силу следующего.

В п. 2.4 проекта муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/ НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна» содержатся условия о том, что Исполнитель оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении, в том числе наличные денежные средства, полученные от пассажиров, перечисления денежных средств за перевозку пассажиров по системам безналичного расчета, перечисления средств по безналичному расчету за предоставление права льготного проезда отдельным категориям граждан, установленным законами Томской области.

Проект контракта является неотъемлемой частью Документации (ч.4 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ).

В Техническом задании содержится информация об объекте закупки. Информация о цене контракта и порядке расчетов содержится в проекте контракта, который является неотъемлемой частью Документации.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке (ч.1 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ).

Следовательно, утверждение Истца, о том, что вышеназванное условие не содержалось в Техническом задании, а затем появилось только в заключенном контракте, является несостоятельным и необоснованным, так как данные условия содержатся в Документации, а именно в проекте контракта.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законные права и интересы истца при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53, не нарушены.

Учитывая изложенное, исковые требования о признании недействительными результатов торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать полностью.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Токарев Е. А.