ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-8768/15 от 17.02.2016 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-8768/2015

17 февраля 2016 года – дата оглашения резолютивной части

24 февраля 2016 года – дата изготовления полного текста

Судья Арбитражного суда Томской области А.Н.Гапон, рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ТомскГАЗПРОМгеофизика» (634041, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Сибирскому управлению Ростехнадзора (634041, <...>)

об отмене постановления №28 Т/Т-33-юл от 04.12.2015г.,

при участии:

от заявителя – ФИО1 - по доверенности от 30.12.2015, паспорт; ФИО2 по доверенности от 17.02.2016, паспорт;

от ответчика – ФИО3 - по доверенности от 29.01.2016, удостоверение; ФИО4 – по доверенности от 11.01.2016, удостоверение

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльшайдт Т.В.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» (далее – ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Сибирскому управлению Ростехнадзора (далее по тексту – административный орган, Ростехнадзор) об отмене постановления №28 Т/Т-33-юл от 04.12.2015г. о назначении административного наказания.

Представители заявителя в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в том числе, указали, что: - состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.19 КоАП РФ, в действиях ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» отсутствует, поскольку «Участок транспортирования опасных веществ» (<...>) с момента вступления в силу приказа № 168 от 07.04.2011 не является опасным производственным объектом; - неправомерность отнесения к опасным производственным объектам участка транспортирования опасных веществ, имеющего в составе только транспортные средства, также подтверждается приказом Ростехнадзора от 04.09.2007№606, приложением к письму Ростехнадзора от 02.09.2013 №00-04-05/1541; - в 2013 году административным органом произведена регистрация ОПО «Участок транспортирования опасных веществ», который не отвечал критериям опасного производственного объекта.

Представитель ответчика в отзыве на заявление, дополнениях к нему, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в том числе, указав, что: - опасный производственный объект – «Участок транспортирования опасных веществ», зарегистрированный по адресу: <...>, был зарегистрирован за Обществом до 01.12.2015; - опасный производственный объект – участок транспортирования опасных веществ, эксплуатируется без договора страхования гражданской ответственности владельца, что подтверждается материалам проверки; - с момента регистрации опасного производственного объекта в Государственном реестре и до момента его исключения из сведений Государственного реестра владелец опасного производственного объекта несет обязательства по страхованию гражданской ответственности в случае аварии на таком объекте; - регистрация опасных производственных объектов носит заявительный характер.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

В период с 16.11.2015 по 04.12.2015 на основании распоряжения № 4-06/887-р от 10.11.2015 в отношении ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» была проведена плановая выездная проверка опасного производственного объекта – участок транспортирования опасных веществ, расположенный по адресу: 634041, <...>, рег.№ А62-03021-0004 (III класс опасности), на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемы технологических процессов.

По результатам проверки составлен акт проверки №28Х/Т-35/А от 30.11.2013 согласно которому ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности опасного производственного объекта – участок транспортирования опасных веществ рег. № А 62-03021-0004 (3 класс опасности), зарегистрирован по адресу: 634041, <...>, что является нарушением ч.1 ст.9, ст. 15 Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.1 ст. 10 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» №225ФЗ от 27.07.2010.

03.12.2015 государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортирования опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО4 в отношении ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» при участии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.19 КоАП РФ.

04.12.2015 государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортирования опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО4 в отношении ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» вынесено постановление №28Т/Т-33/юл о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Признание незаконным и отмена указанного постановления является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, где указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно статье 9.19 КоАП РФ эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ является установление нарушений обществом правил эксплуатации опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере защиты жизни, здоровья и имущества физических лиц (включая работников владельца опасного объекта), а равно имущества юридических лиц от причинения вреда в результате аварии на опасном объекте.

Объективная сторона заключается в осуществлении эксплуатации опасного объекта в случае несоблюдения его владельцем обязательного положения о том, чтобы на условиях и в порядке, которые установлены законом, за свой счет застраховать (выступить в качестве страхователя) имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями, могут выступать как должностные, так и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере возложены на Ростехнадзор.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (далее – Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.

Также в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из анализа приведенных норм следует, что законодатель возложил обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов при осуществлении производственной деятельности на организации, осуществляющие эксплуатацию именно опасных производственных объектов.

Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (статья 15 Федерального закона N 116-ФЗ).

С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте" (далее - Закон N 225-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 225-ФЗ договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Как ранее указано, опасными производственными объектам в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (далее – Закон N 116-ФЗ) являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.

В Приложения N 1 указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному Закону количествах опасные вещества, в том числе: взрывчатые вещества (пункт «г»).

В то же время, согласно части 2 этой же статьи опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Пункт 2 данных правил указывает, что информация об объектах классифицируется также по следующим разделам:

а) признаки объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Как следует из материалов дела, за обществом в государственном реестре опасных производственных объектов 30.01.2008 за номером А62-03021-004 зарегистрирован опасный производственный объект - "Участок транспортирования опасных веществ", о чем заявителю выдано свидетельство N А62-03021. На момент регистрации в 2008 году согласно действующему законодательству в области промышленной безопасности, а также положениям приказа Ростехнадзора от 05 марта 2008 года № 131 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» данный участок соответствовал признакам опасного производственного объекта. Данный факт не оспаривается сторонами по делу.

Однако, в настоящее время приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 утверждены Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Пункт 17 данных требований содержит указание, что в качестве "участка транспортирования опасных веществ" идентифицируется объект организации, по признаку транспортирования, описание данного признака дано в примечании <67>. Примечание закрепляет, что "участок транспортирования опасных веществ" - объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды или другом законном основании:

- путями (дорогами) необщего пользования для транспортирования опасных веществ;

- техническими средствами, предназначенными для транспортирования (перемещения) опасных веществ.

Таким образом, в настоящее время для идентификации объекта как "участка транспортирования опасных веществ" необходимо наличие двух этих признаков в совокупности.

Из материалов дела следует, что общество для транспортирования взрывчатых материалов имеет исключительно технические устройства (автомобили: КАМАЗ -43114-15, гусеничный снегоболотоход ГАЗ 34039-23), три лаборатории перфораторной станции (ЛПС -7.98 ТС58844А, ЛПС-7 ТС492011, ЛПС. УРАЛ 4320-1151-41), а также с 2011 года в состав ОПО включена еще станция взрывного пункта СВП-6-02, однако доказательства того, что заявитель владеет на правах собственности или аренды или другом законном основании путями (дорогами) необщего пользования, которые он использует для транспортирования (перемещения) опасных веществ, управлением не представлены.

Согласно пункту 9 Приложения N 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, при идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

В письме Ростехнадзора от 02.09.2013 № 00-04-05/1541 указано, что транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, емкостное транспортное оборудование) не могут быть категорированы и зарегистрированы в качестве опасных производственных объектов, так как относятся к техническим устройствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, и соответственно, количество опасных веществ, одновременно (суммарно) находящихся в таких устройствах, не учитывается.

Согласно пункту 4 письма Ростехнадзора от 02.09.2013 № 00-04-05/1541 для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом, участки транспортирования самостоятельно (отдельно) не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, производится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект.

Таким образом, из совокупного анализа норм действующего законодательства и обстоятельств дела, следует, что в настоящее время объект общества – Участок транспортирования опасных веществ, не отвечает признакам опасного производственного объекта. Следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Соответствующая обязанность общества была прекращена в момент утраты принадлежащим ему производственным объектом (Участок транспортирования опасных веществ) статуса опасного - начала действия приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 (23.09.2011).

Тот факт, что в 2013 году заявителем была произведена перерегистрация ОПО «Участок транспортирования опасных веществ» и до 01.12.2015 участок не исключен из государственного реестра опасных производственных объектов, не свидетельствует о наличии у заявителя обязанности по заключению договора страхования гражданской ответственности в отношении производственного объекта, фактически утратившего признаки опасного в силу установленных приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 критериев.

Пунктом 9 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 на Ростехнадзор возложена, в том числе функция контроля правильности идентификации опасных производственных объектов для целей их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно пункту 29, 29.8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, основанием для приостановления исполнения государственной функции и возврата документов, является, в том числе, выявление ошибок идентификации, осуществленной эксплуатирующей организацией для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Пунктом 34.4 Регламента от 04.09.2007 №606 установлено, что при установлении фактов несоответствия требованиям, перечисленным в п. 29, специалист регистрирующего органа уведомляет эксплуатирующую организацию о наличии препятствий для начала осуществления процедуры государственной регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых в ее составе, указывает выявленные в представленных документах недостатки, предлагает меры по их устранению.

При обращении ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» в Ростехнадзор в 2013 году с документами о перерегистрации ОПО «Участка транспортирования опасных веществ», административный орган фактически перерегистрировал, указанный участок, как опасный производственный объект, хотя на момент перерегистрации, указанный объект признакам ОПО, установленным Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 №168, не отвечал, однако каких-либо замечаний, препятствий для осуществления процедуры перерегистрации, указанного объекта, административный орган на момент перерегистрации объекта, не установил, заявителю не сообщил, что свидетельствует о исполнении функций по контролю правильности идентификации объекта ОПО административным органом не в полной мере.

Кроме того, 01.12.2015 (до вынесения оспариваемого постановления) ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» обратилось с заявлением (исх. №1012) в Сибирское управление Ростехнадзора об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов участка транспортирования опасных веществ, как самостоятельного опасного производственного объекта и включение технических устройств, ранее входящих в опасный производственный объект (участок транспортирования опасных веществ), в состав ранее зарегистрированного (09.09.2010) за Обществом опасного производственного объекта «Склад взрывчатых материалов». На основании данного заявления ОПО «Участок транспортирования опасных веществ» Ростехнадзором исключен из Государственного реестра опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №А62-03021 от 28.12.2015.

Как следует из материалов дела, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производстве от 13.02.2015 серия 111 № 0101124608 на опасный производственный объект «Постоянный поверхностный расходный склад взрывчатых материалов» у ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика» имеется.

Таким образом, с учетом того, что участок транспортирования опасных веществ на момент проведения проверки не соответствует критериям опасного производственного объекта, обязанности по страхованию гражданской ответственности в отношении данного объекта у Общества, не имеется.

При таких обстоятельствах состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ст. 9.19 КоАП РФ в действиях ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика», отсутствует.

В силу ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление №28 Т/Т-33-юл от 04.12.2015г. о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «ТомскГАЗПРОМгеофизика» по ст.9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб. признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья А.Н. Гапон