ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-9036/2021 от 20.12.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

М О Т И В И Р О В А Н Н О Е

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск                                                                                                    Дело № А67-9036/2021

20 декабря 2021 года подписана резолютивная часть

14 января 2022 года изготовлено в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области Ю.М.Сулимская,

рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению акционерного общества «ТомскРТС» (634050, г. Томск, пер. Нахановича, дом 4А, ОГРН 1145543013880, ИНН 7017351521) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, г. Томск, пр. Ленина, 111, 50, ОГРН 1027000886384, ИНН 7019027633) о признании незаконным и отмене Постановления от 29.09.2021 по делу 070/04/9.21-346/2021,  с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратуры Томской области (634050, г. Томск, ул. Белинского, 14 ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851), Нерсисяна Мишы Гарегиновича  (г. Томск),

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ТомскРТС» (далее – АО «ТомскРТС», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России, управление, ответчик) о признании незаконным и отмене Постановления от 01.10.2021 № АБ/5499 по делу 070/04/9.21-346/2021. Также заявитель просит суд, в случае если суд придет к выводу о наличии состава правонарушения, признать его малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Определением от 21.10.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Томской области, Нерсисян Миша Гарегинович.

Определением от 23.11.2021 судом принято заявление акционерного общества «ТомскРТС» об уточнении требований, согласно которому заявитель просит о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.09.2021 по делу 070/04/9.21-346/2021.

 По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов арбитражным судом 20.12.2021г. в соответствии со ст. 229 АПК РФ подписана резолютивной часть решения, в соответствии с которым в удовлетворении требований отказано. В материалы дела от АО «ТомскРТС» поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу №А67-9036/2021.

В соответствии с п.39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части. Суд общей юрисдикции, арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.

Как следует из заявления, в обоснование требований общество указало, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и необоснованно, состав правонарушения отсутствует. Общество не является организацией, к которой следовало обратиться за выдачей технических условий, поскольку основания для применения правил № 787 отсутствуют, так как объект заявителя не попадает в радиус эффективного теплоснабжения. АО «ТомскРТС» предприняло все зависящие от него меры для поиска оснований для заключения договора о подключении к тепловым сетям с Нерсисян М.Г. и направленный им в адрес Нерсисян М.Г. ответ на заявку о подключении к системе теплоснабжения является обоснованным и соответствует действующему законодательству. Кроме того, проверка проведена прокуратурой в отсутствие правового обоснования. Также АО «ТомскРТС» просило признать совершенное правонарушение малозначительным.

В представленном отзыве Томское УФАС России с требованиями не согласилось, указало, что постановление является законным, обоснованным и не подлежащим отмене; в том чсле, ответчик указал, что АО «ТомскРТС» нарушило порядок подключения к тепловым сетям, а именно 5-дневный срок направления в адрес гражданину письма с предложением выбора вариантов подключения, установленный пунктом 16 Правил № 787.

Прокуратура Томской области в представленном в материалы дела отзыве указала, что постановление о привлечении АО «ТомскРТС» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является справедливым и минимальным в пределах санкции статьи. Проверка проведена в рамках Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования Федерального закона №294-ФЗ на данный вид проверок не распространяются. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, и.о. заместителя прокурора г. Томска, в соответствии со статьями 1, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на основании поручения Прокуратуры Томской области от 12.04.2021 № 07-40-2021 и в связи с наличием сведений о возможных нарушениях закона, вынесено решение № 23/1-2021 о проведении проверки в отношении АО «ТомскРТС» по предмету: исполнение законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении технологического подключения. Указанное решение 06.07.2021 направлено генеральному директору АО «ТомскРТС».

В ходе проведения проверки установлено, что 10.06.2021 Нерсисян М.Г. обратился в АО «ТомскРТС» с заявкой о подключении к системе теплоснабжения одноэтажного блокированного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Московский тракт, 95.

АО «ТомскРТС», рассмотрев заявку и установив факт отсутствия технической возможности подключения  данного объекта, 29.06.2021 направило в адрес заявителя Нерсисян М.Г. уведомление об отказе в заключении договора подключения объекта к системе теплоснабжения от 22.06.2021 № 544/ТРТС/ПС/1274 с нарушением пятидневного срока, установленного пунктом 16 Правил. Кроме того, уведомление от 22.06.2021 № 544/ТРТС/ПС/1274 не содержало предложения о праве выбора заявителя одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил.

По результатам проведенной проверки, усмотрев в действиях АО «ТомскРТС», не обеспечившего направления Нерсисяна М.Г. в установленные сроки уведомления об отсутствии технической возможности подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям и не обеспечившего разъяснение права выбора заявителю одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, заместителем прокурора г. Томска Малышевой Е.В. вынесено Постановление от 02.09.2021 о возбуждении в отношении АО «ТомскРТС» дела об административном правонарушении, которое с материалами проверки направлено в Томское УФАС России для рассмотрения.

29.09.2021 Томским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/9.21-346/2021, которым АО «ТомскРТС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.

Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, АО «ТомскРТС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, на основании которой заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

В данном случае, объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в области технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к сетям теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к тепловым сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.

Субъектами административною правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП. являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.01.2015 № 17 в соответствии с пунктами 5.6.17 Правил теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012№ 808, АО «ТомскРТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории г. Томска и является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, при этом являясь субъектом естественной монополии в этой области.

Статьей 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также -договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ в случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается. Нормативные сроки его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации в пределах нормативных сроков подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, установленных правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений. В случае, если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, потребитель, в том числе застройщик, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.

Во исполнение статей 4 и 14 Федерального закона № 190-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (далее – Правила № 787).

Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил № 787 основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности.

Пунктом 14 Правил № 787 установлено, что в случае, если заявитель определил необходимую ему подключаемую нагрузку, он обращается в теплоснабжающую или теплосетевую организацию с заявлением о заключении договора о подключении, при этом, указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.

Согласно пункту 15 Правил № 787 подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения; б) заключение договора о подключении; в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении; г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; д) получение временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования в отношении объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в пункте 49 настоящих Правил; е) подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования; ж)  составление акта о подключении; з) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения:

- подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;

- подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.

В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения.

В случае если заявитель выбирает вариант подключения к системам теплоснабжения, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, он в ответном письме исполнителю подтверждает свое согласие на осуществление подключения после выполнения исполнителем мероприятий, указанных в пункте 18 настоящих Правил, независимо от срока их выполнения.

В силу пункта 17 Правил № 787 техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения и выбора заявителем процедуры подключения в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 16 Правил, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора заявителем порядка подключения обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.

Согласно пункту 20 Правил № 787 в случае если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, заявитель вправе потребовать возмещение убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в антимонопольный орган.

Из материалов дела следует, что 10.06.2021 Нерсисян М.Г. обратился в АО «ТомскРТС» с заявкой о подключении к системе теплоснабжения одноэтажного блокированного жилого дома с придомовыми участками, расположенного по ул. Московский тракт, 95, г. Томск.

АО «ТомскРТС», рассмотрев заявку и установив факт отсутствия технической возможности подключения данного объекта, 29.06.2021 направило в адрес Нерсисяна М.Г. уведомление об отказе в заключении договора подключения жилого дома к системе теплоснабжения от 22.06.2021 г. № 544/ТРТС/ПС/1274 с нарушением 5-дневного срока, установленного пунктом 16 Правил № 787.

Кроме того, указанное уведомление не содержало предложения о праве выбора заявителя одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил № 787.

Доводы АО «ТомскРТС» о том, что общество не является организацией, к которой следовало обращаться за выдачей технических условий, признаются судом необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 787 договор о подключении к системе теплоснабжения (далее - договор о подключении) является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации. При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении (далее - заявители).

Соответственно, обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями подлежат любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении.

При этом, включение или не включение объекта заявителя в радиус эффективного теплоснабжения не освобождает АО «ТомскРТС» от обязанности совершить действия, обозначенные в пункте 16 Правил № 787.

С учетом изложенного, факт нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям, установленный административным органом и послуживший основанием для привлечения заявителя к ответственности, подтвержден. В действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

По мнению арбитражного суда, АО «ТомскРТС», осуществляющее предпринимательскую деятельность, и обязанное знать законодательство в области подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям, при наличии возможности не нарушать соответствующие требования, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, не предприняло всех необходимых и достаточных, зависящих от него мер по обеспечению соблюдения требований законодательства. Доказательств невозможности соблюдения АО «ТомскРТС» указанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в действиях заявителя подтверждаются материалами дела.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Статей 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее – Закон № 2202-1) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона № 2202-1 прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В силу требований пункта 1 статьи 25 Закона № 2202-1 прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 54 Закона № 2202-1 к прокурорам (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пунктах 3 и 4 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7 и 10, пункте 1 статьи 22, статьях 25 и 27, пункте 1 статьи 30, статье 31, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 - 4 статьи 35, статье 37, пункте 3 статьи 40, пунктах 1 и 5 статьи 40.1, статье 40.4, пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41, статье 41.1, статье 41.4, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 43.4, пунктах 2, 3, 5 и 7 статьи 44, статьях 44.1, 45, пункте 3 статьи 46, статье 47, пунктах 1, 2, 6, 10 - 12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) относятся - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Таким образом, при вынесении постановления от 02.09.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении АО «ТомскРТС», заместитель прокурора г. Томска действовал в пределах своей компетенции.

Постановление о назначении административного наказания от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении № 070/04/9.21-346/2021 вынесено врио руководителя Томского УФАС России в рамках предоставленных полномочий. Постановление вынесено в присутствии представителей АО «ТомскРТС».

Доводы АО «ТомскРТС» об инициировании поверки в отсутствие обращения Нерсисян М.Г., а также не включении проверки в реестр плановых проверок подлежат отклонению, поскольку основанием прокурорской проверки, наряду с обращением гражданина (часть 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), может являться поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на организацию и проведение прокурорской проверки не распространяются.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

В ходе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №  10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, с учетом разъяснений данного Пленума, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в ненадлежащем отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного предприятием деяния, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Также арбитражным судом в ходе рассмотрения дела не установлено оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку АО «ТомскРТС» не относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства.

При вынесении постановления Томским УФАС России размер административного штрафа назначен в минимальном размере, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно в размере 100 000 руб.

Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих снизить размер административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей, в материалы дела заявителем не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт нарушения и вина АО «ТомскРТС» подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не усматривается. Нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

Руководствуясь статьями 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Акционерного общества «ТомскРТС» о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу об административном нарушении от 29.09.2021 № 070/04/9.21-346/2021, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области,  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня  принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                Ю.М.Сулимская