ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-9309/2021 от 03.12.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                 Дело № А67-9309/2021

Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2021

Полный текст решения изготовлен 07.12.2021

Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области (г. Томск, пр. Ленина, дом 111, строение 2; ОГРН 1067017142246, ИНН 7017143465)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Производственно-строительное предприятие «Томскстрой» (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 35, офис 1; ОГРН 1027000886780, ИНН 7021047891) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от Заявителя – Горносталева А.О. (доверенность №72-01-0005 от 12.01.2021);

от Ответчика – Батрацкая Е.П. (доверенность от 21.06.2021);

УСТАНОВИЛ:

Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (далее – ГИ ГСН Томской области, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Производственно-строительное предприятие «Томскстрой» (далее также ООО ПСП «Томскстрой», ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 25.11.2021 судебное заседание по делу назначено на 02.12.2021.

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 03.12.2021.

В судебном заседании как до, так и после перерыва представитель ГИ ГСН Томской области указал на то, что обществом не исполнены в установленный срок пункты 1, 3 предписания от 20.01.2021 № 1/74-09-ПР7, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.

Представитель ООО ПСП «Томскстрой» возражал относительно привлечения общества к ответственности, указав на то, что проектной документацией «Административный комплекс с торгово-выставочными помещениями и гаражами-автостоянками по пер. Спортивному, 4 в г.Томске», имеющей положительное заключение экспертизы от 09.06.2005 № 24-0217-1-05/ТГЭ-0961 (Томскгосэспертиза), с утвержденными Изменениями № 1 от 26.12.2006 № 483 (Томскгосэкспертиза), заказ 5299-ОС - организация строительства, л.2и не предусмотрено наличие козырька на временном ограждении со стороны пр.Фрунзе. ППРк 03.007.15, с изменениями 08.2020, также не предусмотрено наличие козырька на временном ограждении со стороны пр.Фрунзе (л. 41и ППРк). Проектная документация «Административный комплекс с торгово-выставочными помещениями и гаражами-автостоянками по пер. Спортивному,4 в г.Томске» разработана и утверждена в 2005 году. В состав проектной документации входил альбом 5299-ГП - схема планировочной организации земельного участка, 5299-ОС - организация строительства. По проекту имеется положительное заключение экспертизы от 09.06.2005г № 24-0217-1 -05/11Э-0961 (Томскгосэспертиза), с утвержденными Изменениями № 1 от 26.12.2006г № 483 (Томскгосэкспертиза). Согласно письма ОГАУ «Томскгосэкспертиза» №072 от 14.02.2014г., срок действия экспертных заключений по проектной документации законодательством не предусмотрен. Таким образом, оно является действующим на сегодняшний день. В 2015 г. проектная документация по заданию заказчика Жилищно-строительного кооператива «Беркут» была откорректирована (шифр 15-03). В альбоме «5299-ОС Организация строительства» заменен лист 2И. По откорректированной проектной документации выдано положительное заключение экспертизы № 70-2-1-2-0019-17 от 31.03.2017г. (ООО «СтройЭкспертБюро»). Как следует из данного заключения, по проекту в части схемы планировочной организации земельного участка внесены незначительные изменения. Все остальные решения по организации земельного участка остались без изменения и ранее согласованы на стадии проведения экспертизы в Управлении Главэкспертизы России по Томской области в 2005г.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО ПСП «Томскстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 03.02.1997 за регистрационным номером 12982/8675 (ОГРН 1027000886780).

На основании распоряжения начальника ГИ ГСН Томской области от 04.12.2021 № 1/74-09-РСП17 в отношении ООО ПСП «Томскстрой» в период с 16.12.2020 по 20.01.2021 на объекте: «Здание административного комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами-стоянками, пер. Спортивный, 4», расположенном по адресу: г. Томск, пер. Спортивный, 4, была проведена внеплановая выездная проверка с целью предупреждения, а также выявления и пресечения нарушений градостроительного законодательства.

20.01.2021 по результатам проверки был составлен акт № 1/74-09-АК17, содержащий указания на выявленные нарушения, а также ООО ПСП «Томскстрой» выдано предписание № 1/74-09-ПР7 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 20.01.2021 в отношении объекта капитального строительства: «Здание административного комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами-стоянками, пер. Спортивный, 4», расположенного по адресу: г. Томск, пер. Спортивный, 4, согласно которому ООО ПСП «Томскстрой» предписано в срок до 10.09.2021 устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.

На основании распоряжения начальника ГИ ГСН Томской области от 17.09.2021 № 1/74-09-РСП18 должностным лицом ГИ ГСН Томской области проведена внеплановая выездная проверка ООО ПСП «Томскстрой» в целях проверки выполнения предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021, срок исполнения которого истек 10.09.2021, по результатам которой составлен акт проверки от 08.10.2021 № 1/74-09-АК18, содержащий указания на выявленные нарушения.

В частности, согласно акту проверки от 08.10.2021 должностным лицом ГИ ГСН Томской области установлено, что пункты 1, 3 предписания № 1/74-09-ПР7 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 20.01.2021 не исполнены, а именно:

1. Пунктом 1 предписания было установлено: «Проектная документация № 5299, подготовленная ОГУП ПИ «Томскгражданпроект», для строительства данного объекта была откорректирована в связи с изменением «конфигурации здания каркаса со стороны главного фасада по оси «А», путем увеличения на один этаж высоты здания в осях «1-10/А-Б», «исключения 2-ой очереди строительства данного объекта» и т.д., в данных целях подготовлена проектная документация № 1503 (проектная организация - ООО «АКМ-3»), получено положительное заключение экспертизы № 70-2-1-2-0019-17 (стр. 8, 11 заключения).

При этом, обязательный, согласно ч. 12 и ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздел проектной документации «Проект организации строительства» с учетом данных особенностей объекта также должен быть откорректирован.

Порядок проектирования установлен - Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).

Застройщиком данного объекта - ЖСК «Беркут» в ГИ ГСН Томской области были предоставлены отдельные откорректированные листы раздела проектной документации «Проект организации строительства» (№1503-ПОС лист 2и, №5299 ОС лист 2и).

В этой связи, отсутствует откорректированный раздел ПОС в котором указано:

- описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки (требования подп. «ж» п. 23 Положения),

- обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном 'плане строительства сроков завершения строительства (требования подп. «з» п. 23 Положения),

- технологическая последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов (требования подп. «к» п. 23 Положения), тогда как фактически в данное время, часть объекта в осях «2-4/Г-Ж» (место стоянки башенного крана) одновременно с другими частями здания не возводится.

Таким образом, лицо осуществляющее строительство данного объекта - ООО ПСП «Томскстрой», выполняет строительно-монтажные работы в отсутствии откорректированного раздела проектной документации - ПОС, учитывающего измененную конфигурацию фасада здания по оси «А» и увеличение количества этажей здания.

Во исполнение пункта 1 лицо, осуществляющее строительство, представило отдельные откорректированные листы раздела проектной документации «Проект организации строительства» 1503-ОС лист 2и, 1503-ПОС лист 2и.

Тем не менее, откорректированный раздел ПОС с описанием особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, обоснованием принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства, описанием технологической последовательности работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов представлен не был.

2. В пункте № 3 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021 было установлено: «Согласно представленного откорректированного листа 2и проектной документации № 1503-ПОС, а также проекта производства работ с применением ПС (башенного крана) № ППРк 03.007.15, ограждение строительной площадки по всему периметру должно быть установлено с козырьком, при этом запрещается использовать существующие стены зданий и ограждения (листы 4, 6, 41), тогда как на ограждении строительной площадки частично отсутствует козырек со стороны переулка Спортивного, а также на ограждении со стороны существующих зданий по адресам: г. Томск, пр. Фрунзе, 19Б и пер. Спортивный, 6/1».

Во исполнение пункта 3 лицо, осуществлявшее строительство, выполнило монтаж навеса на временном ограждении, представив отдельные откорректированные листы раздела «Проект организации строительства» проектной документации №1503-ОС лист 2и, №1503-ПОС лист 2и, содержащим графическое изображение временного ограждения строительной площадки с указанием его типов.

Тем не менее, на временном ограждении строительной площадки, предусмотренный листами проектной документации №1503-ОС лист 2и, №1503-ПОС лист 2и козырек со стороны проспекта Фрунзе отсутствует.

19.10.2021 консультантом – государственным строительным инспектором ГИ ГСН Томской области Алексеевым С.Ю. в отношении ООО ПСП «Томскстрой» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт неисполнения пунктов 1, 3 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021, срок исполнения которого истек 10.09.2021, выданного уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В порядке п. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены ГИ ГСН Томской области в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО ПСП «Томскстрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в неисполнение лицом в установленный срок законного предписания, вынесенного органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в частности, осуществление регионального государственного строительного надзора.

Частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Согласно п. 1 Положения о Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 17.02.2006 № 18, Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (ГИ ГСН Томской области) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством.

Для реализации возложенных на ГИ ГСН Томской области целей и задач последняя осуществляет, в том числе, региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством (п.п. 7 п. 9 Положения о Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 17.02.2006 № 18).

Частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Таким образом, ГИ ГСН Томской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, и вправе выдавать предписания об устранении нарушений, неисполнение которых влечет ответственность по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Исходя из требований Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для выдачи предписания является установление нарушения нормативных правовых актов в области строительства, технических регламентов, проектной документации.

Из материалов дела следует, что в декабре 2020г. - январе 2021г. в ходе проверки соблюдения ООО ПСП «Томскстрой» градостроительного законодательства на объекте капитального строительства: «Здание административного комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами-стоянками, пер. Спортивный, 4», расположенном по адресу: г. Томск, пер. Спортивный, 4, установлено нарушение требований части 12 статьи 48, части 5.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 РД 11-03-2006 «Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1130; требований проектной документации 1503-ПОС (лист 2И), проекта производства работ с применением ПС (башенного крана) № ППРк 03.007.15 (листы 4, 6, 41). По результатам проверки ООО ПСП «Томскстрой» выдано предписание от 20.01.2021 № 1/74-09-ПР7 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.09.2021. Предписание вручено уполномоченному представителю ООО ПСП «Томскстрой», что подтверждается его подписью в предписании, доверенностью от 10.10.2020.

В ходе проверки выполнения ООО ПСП «Томскстрой» ранее выданного предписания административным органом установлено неисполнение ООО ПСП «Томскстрой» пунктов 1, 3 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021.

В судебном заседании ООО ПСП «Томскстрой», возражая относительно привлечения к ответственности, указало на то, что указанные пункты исполнены обществом.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к выводу, что не исполнение пункта 3 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021 в части нарушений требований проектной документации 1503-ПОС (лист 2И), проекта производства работ с применением ПС (башенного крана) № ППРк 03.007.15 (листы 4, 6, 41), вменено административным органом необоснованно.

В частности, в ходе рассмотрения дела ООО ПСП «Томскстрой» представлена проектная документация «Административный комплекс с торгово-выставочными помещениями и гаражами-автостоянками по пер. Спортивному,4 в г.Томске», имеющая положительное заключение экспертизы от 09.06.2005 № 24-0217-1-05/ТГЭ-0961 (Томскгосэспертиза), с утвержденными Изменениями № 1 от 26.12.2006 № 483 (Томскгосэкспертиза), заказ 5299-ОС - организация строительства, л.2и. которой не предусмотрено наличие козырька на временном ограждении со стороны пр. Фрунзе. ППРк 03.007.15, с изменениями 08.2020, также не предусмотрено наличие козырька на временном ограждении со стороны пр. Фрунзе (л.41и ППРк).

Каких-либо оснований для сомнений в достоверности представленной проектной документации у арбитражного суда не имеется. Доказательств, опровергающих представленную ответчиком проектную документацию, административным органом в материалы дела не представлено.

При этом само по себе представление Обществом в рамках проведения проверки по исполнению ранее выданного предписания копии листов проекта организации строительства №1503-ПОС лист 2и, №1503-ОС лист 2и, не подписанного всеми указанными в нем лицами, не может быть принят во внимание, как бесспорный документ, свидетельствующий о внесении изменений в документацию в части установления ограждения с навесом (козырьком).

В связи с этим, вменение в вину ООО ПСП «Томскстрой» не исполнения требований пункта 3 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021 признается судом необоснованным.

В части не исполнения требований пункта 1 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021 арбитражный суд отмечает следующее.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий в соответствии с градостроительным планом земельного участка, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для него не устанавливается градостроительный регламент), требованиями технических регламентов и техническими условиями (часть 2, 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ред. от 29.12.2004).

В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2004) в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитально, строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

11) проектно-сметная документация объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 2 лист 1и проектной документации шифр 5299-ОС все строительно-монтажные работы нужно выполнять в соответствии с требованиями, в том числе СНиП 3.01.01-85* «Организация строительства».

Пунктом 1.3* СНиП 3.01.01-85* «Организация строительства» установлено, что строительство должно вестись в технологической последовательности в соответствии с календарным планом (графиком) с учетом обоснованного совмещения отдельных видов работ. Выполнение работ сезонного характера (включая отдельные виды подготовительных работ) необходимо предусматривать в наиболее благоприятное время года в соответствии с решениями, принятыми в проекте организации строительства.

Пунктами 3.2, 3.5, 3.8 СНиП 3.01.01-85* предусмотрено, что запрещается осуществление строительно-монтажных работ без утвержденных проекта организации строительства и проекта производства работ. Не допускаются отступления от решений проектов организации строительства и проектов производства работ без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими их.

Проект организации строительства является обязательным документом для заказчика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение строительства.

Состав и содержание проектов организации строительства должны соответствовать прил. 2*(обязательное), а формы основных проектных документов – прил. 3*.

В состав проекта организации строительства включаются (Приложение 2):

а) календарный план строительства, в котором определяются сроки и очередность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, технологических узлов и этапов работ, пусковых или градостроительных комплексов с распределением капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по зданиям и сооружениям и периодам строительства (прил.3*, форма 1).

Календарный план на подготовительный период составляется отдельно (с распределением объемов работ по месяцам);

б) строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов строительства с расположением постоянных зданий и сооружений, указанием мест временных, в том числе мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, постоянных и временных железных и автомобильных дорог и других путей для транспортирования оборудования (в том числе тяжеловесного и крупногабаритного), конструкций, материалов и изделий; путей для перемещения кранов большой грузоподъемности; инженерных сетей, мест подключения временных инженерных коммуникаций (сетей) к действующим сетям с указанием источников обеспечения стройплощадки электроэнергией, водой, теплом, паром; складских площадок; основных монтажных кранов и других строительных машин, механизированных установок; существующих и подлежащих сносу строений, мест для знаков закрепления разбивочных осей зданий и сооружений.

В случаях когда организационными и техническими решениями охватывается территория за пределами площадки строительства, кроме строительного генерального плана разрабатывается также ситуационный план строительства с расположением предприятий материально-технической базы и карьеров, жилых поселков, внешних путей и дорог (с указанием их длины и пропускной способности), станций примыкания к путям МПС, речных и морских причалов, линий связи и электропередачи, с транспортными схемами поставки строительных материалов, конструкций, деталей и оборудования, с нанесением границ территории возводимого объекта и примыкающих к ней участков существующих зданий и сооружений, вырубки леса, участков, временно отводимых для нужд строительства;

в) организационно-технологические схемы, определяющие оптимальную последовательность возведения зданий и сооружений с указанием технологической последовательности работ;

г) ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных строительных работ, определенных проектно-сметной документацией, с выделением работ по основным зданиям и сооружениям, пусковым или градостроительным комплексам и периодам строительства (прил.3*, форма 2*);

д) ведомость потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании с распределением по календарным периодам строительства, составляемая на объект строительства в целом и на основные здания и сооружения исходя из объемов
работ и действующих норм расхода строительных материалов (прил.3*, форма 5*);

е) график потребности в основных строительных машинах и транспортных средствах по строительству в целом, составленный на основе физических объемов работ, объемов грузоперевозок и норм выработки строительных машин и средств транспорта;

ж) график потребности в кадрах строителей по основным категориям;

з) пояснительная записка, содержащая:

характеристику условий и сложности строительства;

обоснование методов производства и возможность совмещения строительных, монтажных и специальных строительных работ, в том числе выполняемых в зимних условиях, с указанием сроков выполнения работ сезонного характера, а также технические решения по возведению сложных зданий и сооружений; при необходимости данные о сроках выполнения, объемах геодезических работ и потребности в материальных и трудовых ресурсах для их выполнения следует отражать в документах, предусмотренных подпунктами «а», «в», «е» и «ж» настоящего пункта;

указания о методах осуществления инструментального контроля за качеством сооружений;

мероприятия по охране труда;

перечень условий сохранения окружающей природной среды;

обоснование потребности в основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, электрической энергии, паре, воде, кислороде, ацетилене, сжатом воздухе, а также временных зданиях и сооружениях с решением по набору мобильных (инвентарных) зданий и сооружений и указанием принятых типовых проектов;

перечень основных строительных организаций с характеристикой их производственной мощности;

обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций и оборудования, а также решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования и укрупненных строительных конструкций;

перечень специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок, а также сложных временных сооружений и сетей, рабочие чертежи которых должны разрабатываться проектными организациями в составе рабочих чертежей для строительства объекта;

требования, которые должны быть учтены в рабочих чертежах в связи с принятыми в проекте организации строительства методами возведения строительных конструкций оборудования и монтажа;

обоснование потребности в строительных кадрах, жилье и социально-бытовом обслуживании строителей;

обоснование принятой продолжительности строительства объекта в соответствии со СНиП 1.04.03-85.

Обоснования всех потребностей и затрат должны содержать решения по источникам их покрытия.

В проекте организации строительства необходимо приводить следующие технико-экономические показатели:

общую продолжительность строительства, в том числе подготовительного периода и периода монтажа оборудования, мес;

максимальную численность работающих, чел.;

затраты труда на выполнение строительно-монтажных работ, чел.- дни.

Таким образом, проект организации строительства объекта по адресу: г. Томск, пер. Спортивный, 4 должен был содержать всю информацию, указанную в СНиП, а не ограничиваться двумя листами.

Кроме этого, после изменения конфигурации здания каркаса со стороны главного фасада по оси «А», путем увеличения на один этаж высоты здания в осях «1-10/А-Б», «исключения 2-ой очереди строительства данного объекта» и т.д., изменения в проект должны были коснуться не только листа 2и 5299-ОС и остальных разделов проекта организации строительства.

Кроме того, проект содержит ссылки на недействующие нормативные правовые акты. Так, лист 1и 5299-ОС содержит СНиП 3.01.01-85*.

Вместе с тем, согласно пункту 4.7 Свода правил СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства». Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 базовой функцией лица, осуществившего подготовку проектной документации, (далее - проектировщика) в процессе строительства является внесение в установленном порядке изменений в проектно-сметную и рабочую документацию в случае изменения после начала строительства градостроительного плана земельного участка или действующих нормативных документов (выполняется в качестве дополнительной работы).

Учитывая, приведенное положение пункта 4.7 Свода правил СП 48.13330.2011 при корректировке проектной документации в 2015 году (шифр 1503) проектировщику необходимо было внести изменения в проект, в том числе в лист 1и 5299-ОС, в части актуализации нормативных правовых актов, определяющих строительство объекта капитального строительство на дату внесения изменений в проект.

С учетом изложенного, арбитражный суд признает обоснованными выводы ГИ ГСН Томской области о неисполнении ООО ПСП «Томскстрой» требований пункта 1 предписания № 1/74-09-ПР7 от 20.01.2021

Таким образом, факт невыполнения предписания ГИ ГСН Томской области от 20.01.2021 № 1/74-09-ПР7 в части пункта 1 подтверждается материалами дела, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

На основании анализа материалов дела арбитражный суд приходит к выводу о виновности ООО ПСП «Томскстрой» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, т.к. общество, осуществляя градостроительную деятельность, не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения законодательства в области градостроительной деятельности и исполнению законного предписания уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; при этом обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности для соблюдения установленных требований в сфере градостроительной деятельности и исполнения предписания, из материалов дела не следуют.

С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие представителя ООО ПСП «Томскстрой», извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения указанного процессуального действия.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО ПСП «Томскстрой» не установлено.

На момент принятия решения по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Оснований для признания совершенного ООО ПСП «Томскстрой» административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ арбитражный суд не усматривает.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.

С учетом обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с градостроительной деятельностью. Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности. При этом, нарушение требований градостроительного законодательства может влечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда имуществу физических и юридических лиц.

Исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П и смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанностей, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

Доказательства исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного ООО ПСП «Томскстрой» деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения не имеют свойства исключительности, природа допущенных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении ответчика к возложенным на него законом обязанностям, и исключает возможность в рассматриваемом случае применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения ООО ПСП «Томскстрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначения административного наказания.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный суд считает необходимым назначить ООО ПСП «Томскстрой» наказание по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Реквизиты для перечисления штрафа: единый казначейский счет № 40102810245370000058, казначейский счет 03100643000000016500; получатель УФК по Томской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с 04651055300); ИНН получателя 4200000206, КПП получателя 420501001; Банк получателя - Отделение Томск Банка России//УФК по Томской области г. Томск; БИК 016902004; ОКТМО 69701000; КБК 498 1 16 01191 01 0005 140; назначение платежа - наименование дохода, дата и номер решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Производственно-строительное предприятие «Томскстрой» (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 35, офис 1; ОГРН 1027000886780, ИНН 7021047891) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок  со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                Е.В. Чиндина