АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело №А67-9618/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2017 года
Полный текст изготовлен 27 февраля 2017 года
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Н.В. Панкратовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Чиндиной, с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (634041, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении закрытого акционерного общества «Томсккосмосвязь» (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Заявителя: ФИО1, доверенность от 10.01.2017 (до перерыва); ФИО2, доверенность от 09.01.2017; ФИО3, доверенность от 16.02.2017;
от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО4, доверенность от 15.02.2017; ФИО5, доверенность от 15.02.2017;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (далее по тексту – Управление Роскомнадзора по Томской области, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества «Томсккосмосвязь» (далее по тексту – ЗАО «Томсккосмосвязь», Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 09.01.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 31.01.2017, суд, в целях необходимости выяснения дополнительных обстоятельств по делу, перешел рассмотрению спора по общим правилам административного производства
В обоснование заявленного требования Управление Роскомнадзора по Томской области указало, что ЗАО «Томсккосмосвязь» при осуществлении лицензируемого вида деятельности – оказание телематических услуг связи по лицензии от 05.03.2012 № 95087 на возмездной основе – не обеспечило соответствие оказываемых услуг связи Правилам оказания услуг связи в части соблюдения требования об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку не осуществляет ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
ЗАО «Томсккосмосвязь» в представленном отзыве возражало относительно удовлетворения заявления, указав на отсутствие вины во вменяемом правонарушении.
В судебном заседании, в котором на основании ст.163 АПК РФ судом объявлялся перерыв, представители административного органа требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представители Общества просили отказать в удовлетворении требований заявителя, поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнениях к нему.
В судебном заседании по ходатайству представителя Заявителя был допрошен сотрудник ФГУП «РЧЦ ЦФО» в СФО, который дал показания относительно порядка функционирования АС «Ревизор» в части выявления информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также по ее сертифицированию.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ЗАО «Томсккосмосвязь» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН <***>.
ЗАО «Томсккосмосвязь» имеет лицензию на оказание телематических услуг связи от 05.03.2012 № 95087 со сроком действия до 05.03.2017, на основании которой оказывает услуги связи на возмездной основе.
07.12.2016 Управлением по Томской области филиала ФГП «РЧЦ ЦФО» в СФО проведен мониторинг ограничения доступа к ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, с использованием оборудования «Аппаратно-программный агент АС «Ревизор», установленного на узле оператора связи ЗАО «Томсккосмоссвязь» по адресу: <...>.
По результатам мониторинга составлены протокол мониторинга информации от 13.12.2016 №70/181, акт мониторинга№70/181 от 13.12.2016, которые направлены в Управление Роскомнадзора по Томской области для принятия соответствующих мер.
По результатам мониторинга ограничения доступа оператором связи к сайтам, внесенным в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, административным органом было установлено, что ЗАО «Томсккосмоссвязь» не осуществляет ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно акту мониторинга №70/181 от 13.12.2016, ЗАО «Томсккосмоссвязь» не осуществило блокировку сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: https://staticl.e621.net/data/76/bb/76bb4bdlc24c78elba3f63c8a0b91984.jpg, http://www.ispovednik.com./veroispovedanie-rospc-vi, http://www.ispovednik.com./veroispovedanie-rospc-i, http://www.ispovednik.com./veroispovedanie-rospc-iii,
http://www.ispovednik.com./prilozhenie-no-l,
http://best-muzon.com,
http://lib.rus.ec.
По данному факту Управлением Роскомнадзора по Томской области в отношении ЗАО «Томсккосмосвязь» составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2016 № АП-70/4/557 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении направлены в арбитражный суд, уполномоченный рассматривать данную категорию дел.
Изучив материалы дела, арбитражный суд считает заявление Управления Роскомнадзора по Томской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
На основании статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу подп. 36 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, оказание услуг связи подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ федеральными законами, регулирующими осуществление деятельности по оказанию услуг связи, телевизионному вещанию и (или) радиовещанию, могут устанавливаться особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.
В соответствии с п. 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, телематические услуги подлежат лицензированию и внесению в лицензии.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан, в том числе, оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу пункта 5 главы XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией.
В соответствии с лицензионными требованиями при оказании услуг по лицензии от 05.03.2012 №95087 и пункта 4 раздела XVI «Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» (далее - Перечень лицензионных условий), общество обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Согласно подпункту «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги связи по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Законом № 149-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона об информации №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»- ЕАИС.
В ЕАИС включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
Основаниями для включения в ЕАИС соответствующих сведений являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также решения федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи.
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101.
Согласно пункта 13 Правил № 1101 перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» обновляется ежедневно в 09 часов 00 минут и 21 часов 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет», чего в соответствии с материалами дела ответчиком сделано не было.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что административный орган представил в материалы дела достаточные доказательства (акты об изготовлении скриншотов, акт и протокол мониторинга, протокол об административном правонарушении от 26.12.2016 №АП-70/4-557), свидетельствующие о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанным бездействием ответчика нарушены требования, предусмотренные частью 5 статьи 46 Закона о связи, подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, пункта 5 лицензионных требований (приложение к лицензии № 95087), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Доводы Ответчика о том, что доказательства, полученные с использованием АС «Ревизор», являются недопустимыми, в связи с тем, что административным органом не представлено документального подтверждения прохождения АС «Ревизор» метрологической проверки, а также надлежащего сертификата, отклоняются судом.
В соответствии с приказом ФГУП «РЧЦ ЦФО» от 07.04.2016 № 72 автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (АС «Ревизор») введена в промышленную эксплуатацию. Контроль за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к запрещенным ресурсам в сети Интернет операторами связи измерением не является. Требования, применяемые к средствам измерения, такие как метрологические испытания, не могут применяться к оборудованию, применяемому при контроле (аппаратный агент АС «Ревизор»). В соответствии с Временным порядком проведения мониторинга соблюдения операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети интернет, исключено автоматизированное направление результатов контроля в ЕАИС Роскомнадзора. Работник ФГУП «РЧЦ ЦФО», ответственный за проведение мониторинга, в обязательном порядке осуществляет проверку в ручном режиме сформированных акта и протокола мониторинга, а также приложения к Протоколу мониторинга из архива файлов, содержащего скриншоты информационных ресурсов в сети «Интернет», доступ к которым не был ограничен оператором связи. По результатам проверки работник ставит личную подпись под актом мониторинга и направляет материалы проверки в управление Роскомнадзора на бумажном носителе.
Пояснения ответчика относительно невозможности предпринять меры по осуществлению блокировки сайтов ввиду их многочисленности, а также ввиду того, что соответствующие полномочия переданы по договору ПАО «Ростелеком», судом также отклоняются, поскольку указанная обязанность возложена законодательством РФ непосредственно на оператора связи, оказывающего лицензируемый вид деятельности, и не является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
При этом суд исходит также из нижеследующего. Любой запрещенный ресурс характеризуется следующими основными критериями: url-ссылка (указатель страницы сайта в сети «Интернет»), доменное имя и IP-адрес. Именно по данным критериям может быть осуществлена блокировка запрещенных ресурсов.
Согласно Правилам создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, ведение ЕАИС осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
В ЕАИС содержатся полные сведения (характеристики) о запрещенных ресурсах (url-ссылки, доменные имена, IP-адреса).
С момента включения IP-адреса запрещенного ресурса в ЕАИС оператор связи, зная полные сведения о запрещенных ресурсах из ЕАИС, должен блокировать запрещенный ресурс согласно пункту 10 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Способ блокирования оператор связи выбирает самостоятельно, но при этом данный способ в обязательном порядке должен привести к неотображению запрещенных ресурсов на страницах браузера абонента (пользователя), то есть данный способ блокирования должен быть эффективным.
У каждого сайта существует свое доменное имя, которое вместе с содержанием сайта хранится на хостинге.
Хостинг - услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет. Обычно хостинг входит в пакет по обслуживанию сайта и подразумевает как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (вебсервер). Как правило, в обслуживание уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища на специально выделенном файл-сервере и т.п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.
Услуги хостинга пользователи могут получать в любой точке мира. Количество точек хранения информации не ограничено. Один и тот же ресурс может располагаться на различных хостингах, а значит иметь различные IP-адреса. При этом доменное имя запрещенного ресурса является неизменным даже при переносе этого ресурса на другой хостинг.
Положения Закона № 149-ФЗ обязывают ответчика блокировать запрещенные ресурсы, то есть не допускать доступность url-ссылок, доменных имен, запрещенных ресурсов для абонентов (пользователей) сети ЗАО «Томсккосмосвязь».
Между тем, Управлением установлено, что Общество не осуществило ограничение доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию;
б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»;
в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью;
г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
Материалами дела подтверждается, что соответствующая информация была внесена в ЕАИС. Положений о необходимости обязательного внесения только IP-адреса сайта указанные Правила не содержат.
В силу части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Позиция общества, о том, что выявленные административным органом нарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку требование о соблюдении законодательства в целом не может являться лицензионным требованиям, поскольку это противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), не принимается судом ввиду нижеследующего.
Согласно пункту 4 статьи 8 Закона № 99-ФЗ к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг
Исходя из положений вышеуказанной статьи, можно сделать вывод, что к лицензионным требованиям не относятся требования по соблюдению общих норм законодательства, соблюдение которых является обязательным для всех субъектов предпринимательской деятельности в независимости от наличия (отсутствия) лицензии. Пунктом 5 приложения установлена обязанность оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае обществу вменяется в вину несоблюдение норм Правил и статьи 46 Закона № 126-ФЗ как следует из указанных норм, они не носят общий характер, а устанавливают требования обязательные только для операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», которыми в силу положений статьи 2 Закона № 126-ФЗ могут являться юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Учитывая изложенное можно сделать вывод, что несоблюдение обществом норм статьи 46 Закона № 126 и Правил, является нарушением лицензионных требований и условий и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ
По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании анализа материалов дела арбитражный суд приходит к выводу о виновности Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, т.к. ответчик, имея лицензию на осуществление телематических услуг связи, не принял все зависящие от него достаточные меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении указанной деятельности; при этом обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности для соблюдения установленных лицензионных требований и условий в сфере оказания телематических услуг связи, из материалов дела не следуют.
С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, в том числе, протоколом об административном правонарушении № АП-70/4/557 от 26.12.2016, протоколом мониторинга № 70/181 от 13.12.2016, скриншотами страниц сайтов. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Содержание протокола об административном правонарушении от 26.12.2016 № АП-70/4/557 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, составлен в присутствии представителя ЗАО «Томсккосмосвязь» ФИО4
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Управления Роскомнадзора по Томской области, управомоченным составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.44 КоАП РФ, приказа Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком не приведено и арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности, в связи с чем правовые основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения ЗАО «Томсккосмосвязь» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.
С учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, обстоятельств дела, учитывая, что Общество впервые привлекается к административной ответственности по части 3 ст.14.1. КоАП РФ (иного не следует из материалов дела), характера выявленных нарушений, суд считает возможным назначить ЗАО «Томсккосмосвязь» наказание в рамках санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Привлечь закрытое акционерное общество «Томсккосмосвязь» (Томск, ул. Белинского, 5, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Н.В. Панкратова