ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-9744/18 от 10.10.2018 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                             Дело № А67-9744/2018

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи Соколова Д. А. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О. П. Савченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска  ИНН <***>, ОГРН <***>

к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» ИНН <***>, ОГРН <***>

3-е лицо: Счетная палата города Томска ИНН <***> (<...>)

о взыскании 2 304 826,64 руб.,

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, по доверенности от 12.03.2018;

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 01.01.2017;

от 3-го лица – не явился (извещен);

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Город Томск» в лице департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска (далее по тексту Департамент) обратилось в Арбитражный суд Томской области к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее по тексту УМП «Спецавтохозяйство г. Томска») с иском о взыскании 2 304 826,64 руб. неосновательного обогащения  по муниципальному контракту № Ф.2016.62629 от 29.04.2016.

В обоснование заявленного искового требования истец указал, что в рамках проведенной Счетной палатой Города Томска проверке законности, результативности и эффективности расходования в 2016 году бюджетных средств на ремонт дорог, в том числе выделенных бюджету МО «Город Томск» по государственной программе «Развитие транспортной системы в Томской области» (отчет от 26.10.2017) были выявлены факты нецелевого использования  бюджетных средств на общую сумму 2 304 826,64 руб., которые истец рассматривает в качестве неосновательного обогащения ответчика, подлежащего возврату. В качестве правового основания заявленного иска указаны статьи 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением арбитражного суда от  30.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Счетная палата города Томска (л.д. ).

Ответчик в отзыве на исковое заявление считает требование истца необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам:

- в рассматриваемом случае УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не является получателем бюджетных средств, и, соответственно, не осуществляет их целевое использование;

- УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» выполняло работы в строгом соответствии с условиями муниципального контракта № Ф.2016.62629 от 29.04.2016. Предварительные заявки по работам были получены и утверждены истцом, который является заказчиком по муниципальному контракту. работы были приняты без замечаний по объемам и качеству выполненных работ и оплачены Департаментом. Истцом не оспаривается тот факт, что все три объекта имеются в приложении № 3 к контракту.

При указанных обстоятельствах, полученные истцом денежные средства не выходят за рамки содержания обязательства, соответственно, не могут являться неосновательным обогащением (л.д. 80-82 т. 4).

Третье лицо в отзыве на исковое заявление указало, что считает недостаточно обоснованным утверждение истца о наличии при указанных в иске обстоятельствах неосновательного обогащения на стороне ответчика, так как спорные объекты были включены в муниципальный контракт, причем самим заказчиком (истцом) (л.д. 79 т. 4).

В письменных возражениях на отзыв ответчика истец указал, что несмотря на то, что работы по ремонту дорожного покрытия по ул. Профсоюзной тротуара вдоль многоквартирного дома по пер. Светлый, 30, устройству нового пешеходного тротуара на противоположной стороне дороги вдоль домов по пер. Светлый, 38, 40, были выполнены по заявке истца, последний считает денежные средства, уплаченные не по целевому назначению, подлежащими возврату, так как получены они ответчиком были в нарушение решения Думы Города Томска от 08.12.2015 № 76 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов».  В свою очередь, ответчик, являясь профессиональным участником подрядных отношений, при ознакомлении с аукционной документацией и в последствии, давая согласие на выполнение работ, являющихся предметом закупки электронного аукциона, зная о бюджетных источниках финансирования, в целях исключения рисков финансово – хозяйственной деятельности, должен был проявить предусмотрительность и ознакомиться с решением о бюджете. Что, в свою очередь, могло не повлечь выполнение работ, не предусмотренных Перечнем объектов улично-дорожной сети, на которых было запланировано проведение ремонта дорожного покрытия в 2016 году (Приложение № 5 к подпрограмме «Обеспечение безопасности дорожного движения»  муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы»).

Третье лицо, извещенное о времени  и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении спора в отсутствие своего представителя. Дело было рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленного иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика с исковым требованием не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Между Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска, действующим от имени МО «Город Томск» (заказчиком) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 29.04.2016 № Ф.2016.62629 (л.д. 13-28 т. 1), в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательства по заданию заказчика выполнять работу по ремонту улично-дорожной сети МО «Город Томск», а заказчик обязался принимать и оплачивать выполненные работы в порядке, установленном настоящим контрактом (пункт 1.1).

Согласно пункту 1.2 работы, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего контракта, выполняются в соответствии с техническим заданием № 1 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Томск», ведущих к объектам  сферы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, для целей  организации и проведения ремонта (Приложение № 1 к контракту), техническим заданием № 2 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети МО «Город Томск» (Приложение № 2 к контракту).

Срок выполнения работ: с момента заключения настоящего контракта до 15.10.2016 (пункт 2.2).

В соответствии с пунктом 2.4 рассматриваемого муниципального контракта, работы выполняются подрядчиком в соответствии с предварительными заявками заказчика, с соблюдением технологических карт, разработанных подрядчиком и утвержденных заказчиком.

К предварительной заявке должны быть приложены утвержденные заказчиком дефектная ведомость отдельно по каждому объекту ремонта, с указанием перечня работ и объемов работ, подлежащих выполнению, предварительная схема (разбивочный план) с указанием границ ремонтируемого участка и его привязка к местности, предварительный локальный счетный расчет отдельно по каждому объекту ремонта (пункт 2.5).

Цена контракта (в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2016 № 2) составляет 303 882 506 руб. (л.д. 136 т. 2).

В силу пункта 2.17 муниципального контракта от 29.04.2016 № Ф.2016.62629, обязательство подрядчика выполнить работы в срок, установленный настоящим контрактом для работ в целом и для этапов работ, считается исполненным подрядчиком, когда результат выполненной работы был принят заказчиком путем подписания актов о приемке выполненных работ формы КС-2.

Оплата выполненных работ производится за фактически выполненные и принятые работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 20 рабочих дней с момента подписания сторонами актов о приемке выполненных работ  формы КС-2, предоставления заказчику справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и финансовых расчетных документов, но не позднее 25.12.2016.

Действие вышеназванного муниципального контракта прекращено надлежащим исполнением (часть 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оплата работ по муниципальному контракту была произведена истцом в полном объеме.

Данные обстоятельства, лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Впоследствии, Счетной палатой Города Томска была проведена проверка законности, результативности и эффективности расходования в 2016 году бюджетных средств на ремонт дорог, в том числе выделенных бюджету муниципального образования «Город Томск» в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы в Томской области».

Результаты проверки оформлены в виде отчета Счетной палатой Города Томска от 26.10.2017, утвержденного ее председателем ФИО3 (л.д. 73-150 т. 3).

В ходе контрольного мероприятия выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 2 304 826,64 руб., в том числе на оплату работ по ремонтуавтомобильных дорог общего пользования местного значения, ведущих к объектам сферы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, в том числе на обустройство пешеходных переходов, производимых в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы в Томской области», в размере 1 045 681,80 руб., а именно:

- в соответствии с данными акта о приемке выполненных работ формы № КС-2 от 28.10.2016 № 80, в рамках муниципального контракта от 29.04.2016 № Ф.2016.62629 в период с 26.07.2016 по 06.08.2016 проведены работы по ремонту дорожного покрытия по ул. Профсоюзной общей стоимостью 1 259 144,84 руб. (субподрядной организацией ООО «Ремдорстрой» на основании договора субподряда от 10.05.2016 № 39-16, заключенного с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска). Согласно решению Думы Города Томска от 08.12.2015 № 76 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов» Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска утверждены ассигнования по подразделу 0409 «Дорожная деятельность», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», целевой статье 1530100000 на реализацию основного мероприятия «Поддержание улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск» в нормативном состоянии»  подпрограммы «Обеспечение безопасности дорожного движения»  муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы». Перечень объектов улично-дорожной сети, на которых было запланировано проведение ремонта дорожного покрытия в 2016 году, был утвержден в Приложении № 5 к подпрограмме (ред. от 30.12.2016). В данное приложение ремонт дорожного покрытия по ул. Профсоюзной не был включен.Тем не менее, этот объект содержится в приложении № 3 к муниципальному контракту № Ф.2016.62629, которое определяет место выполнения ремонтных работ в 2016 году (согласно п. 2.1 контракта).

Оплата работ произведена в полном объеме платежным поручением № 361576 от 10.11.2016 за счет финансирования, утвержденного в бюджете Города Томска на 2016 год по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство», целевой статье 153012470 «Муниципальная программа «»Безопасный Город» на 2015-2020 годы», Подпрограмма «Обеспечение безопасности дорожного движения», Основное мероприятие «Поддержание улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск» в нормативном состоянии, Средства местного бюджета». Оплата работ санкционирована (путем подписания справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 28.09.2016 № 80, счета на оплату от 01.10.2016 № 294184) заместителем Мэра Города Томска, начальником управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска ФИО4. Таким образом, бюджетные ассигнования, утвержденные для финансирования мероприятий подпрограммы «Обеспечение безопасности дорожного движения» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы», были направлены на оплату работ по ремонту объекта, подпрограммой не запланированного;

- согласно акту о приемке выполненных работ формы № КС-2 от 12.12.2016 № 212 в рамках муниципального контракта от 29.04.2016 № Ф.2016.62629в период с 06.06.2016 по 02.07.2016 проведены работы по ремонту на объекте «Пер. Светлый от пр. Мира до пер. Светлый, 30 ОГБУЗ Детская стоматологическая поликлиника №2, ул. Ф. Мюнниха 17, МАОУ Гимназия № 55, ул. Ф. Мюнниха 12/1 (тротуар) пер. Светлый от ул. Б.Подгорная до ул. Кедровой»,  в т.ч.  тротуар вдоль многоквартирного дома по пер. Светлый, 30, стоимостью 632 579,61 руб. (субподрядной организацией ООО «БРИКС» на основании договора субподряда от 16.05.2016 № 43-16, заключенного с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска). Согласно решению Думы Города Томска от 08.12.2015 № 76 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов» УДДБиТ утверждены ассигнования по подразделу 0409 «Дорожная деятельность», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», целевой статье 1530100000 на реализацию основного мероприятия «Поддержание улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск» в нормативном состоянии»  подпрограммы «Обеспечение безопасности дорожного движения»  муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы». Перечень объектов улично-дорожной сети, на которых было запланировано проведение ремонта дорожного покрытия в 2016 году, был утвержден в Приложении № 5 к подпрограмме (ред. от 30.12.2016). В данное приложение ремонт дорожного покрытия по пер. Светлому не был включен. Тем не менее, объект «пер. Светлый (от пр. Мира до ул. Б. Подгорной)» содержится в приложении № 3 к муниципальному контракту № Ф.2016.62629, которое определяет место выполнения ремонтных работ в 2016 году (согласно п. 2.1 контракта) на основании постановления администрации Города Томска от 29.02.2016 № 133 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск», ведущих к объектам сферы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, для целей организации и проведения ремонта».

Оплата работ на объекте «пер. Светлый от пр. Мира до пер. Светлый, 30 ОГБУЗ Детская стоматологическая поликлиника № 2, ул. Ф. Мюнниха 17, МАОУ Гимназия № 55, ул. Ф. Мюнниха 12/1 (тротуар) пер. Светлый от ул. Б. Подгорная до ул. Кедровой» произведена в полном объеме платежными поручениями № 828723 от 27.12.2016 и
№ 439612 от 29.12.2016 по подразделу 0409 «Дорожная деятельность», целевой статье 1530120360 «Муниципальная программа «Безопасный Город» на 2015-2020 годы. Подпрограмма «Обеспечение безопасности дорожного движения». Основное мероприятие «Поддержание улично-дорожной сети МО «Город Томск» в нормативном состоянии». Средства местного бюджета», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в размере 3 598 786,05 руб. и по целевой статье 1530140896 ««Муниципальная программа «Безопасный Город» на 2015-2020 годы. Подпрограмма «Обеспечение безопасности дорожного движения». Основное мероприятие «Поддержание улично-дорожной сети МО «Город Томск» в нормативном состоянии». Средства областного бюджета», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»  в размере 21 528,05 руб.  Оплата данных работ санкционирована (путем подписания справки о стоимости работ и затрат формы № КС-3 от12.12.2016 № 212 и счета от 12.12.2016 № 300436) и.о. заместителя Мэра Города Томска, начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска ФИО5.

Отремонтированный тротуар вдоль многоквартирного жилого дома по пер. Светлому, 30, расположен на территории земельного участка (кадастровый номер 70:21:0100014:98), назначением которого является  эксплуатация и обслуживание жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (рисунок 6 отчета). Таким образом, бюджетные ассигнования, утвержденные для финансирования мероприятий подпрограммы «Обеспечение безопасности дорожного движения» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы», в размере 632 579,61 руб. (в т.ч. 628 784,13 руб. – средства местного бюджета, 3 795,48 руб. – средства областного бюджета)были направлены на оплату работ, подлежащих выполнению в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий» на 2015-2020 годы» муниципальной программы «Благоустройство Города Томска» на 2015-2020 годы».

Аналогично было выполнено устройство нового пешеходного тротуара на противоположной стороне дороги вдоль домов по пер. Светлому 38 и 40, стоимость строительства которого составила 413 102,19 руб. Контрольный расчет стоимости работ  приведен в приложении №86 к акту проверки). Данные фотоотчета подтверждают отсутствие пешеходного тротуара до начала производства работ (фото 15, 16 отчета)

В соответствии с Указаниями о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы по капитальным вложениям в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности осуществляются за счет финансирования, выделяемого по виду расходов 410 «Бюджетные инвестиции».

Таким образом, бюджетные ассигнования в размере 413 102,19 руб. (из них средства местного бюджета в размере 410 623,58 руб. и средства областного бюджета в размере 2 478,61 руб.), утвержденные решением Думы Города Томска от 08.12.2015 № 76 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов» для финансирования мероприятий подпрограммы «Обеспечение безопасности дорожного движения» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы» по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»,  были направлены на оплату работ, подлежащих выполнению за счет финансирования, выделяемого по виду расходов 410 «Бюджетные инвестиции». Оплата данных работ санкционирована (путем подписания справки о стоимости работ и затрат формы № КС-3 от12.12.2016 № 212 и счета от 12.12.2016 № 300436) и.о. заместителя Мэра Города Томска, начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска ФИО5.

Кроме этого, как указано в разделе по анализу формирования сметной стоимости работ, полномочия по реконструкции, строительству и капитальному ремонту объектов УДС возложены на департамент капитального строительства администрации Города Томска. Данные работы подлежат реализации в рамках муниципальной программы  «Развитие дорожного хозяйства» на 2015-2020 годы» (подпрограмма «Развитие улично-дорожной сети» на 2015-2020 годы»).

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств является нецелевым использованием бюджетных средств.

Основываясь на выводах Счетной палатой Города Томска относительно выявленных фактов нецелевого использования бюджетных средств, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Из диспозиции указанной нормы следует, что в предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входит установление обстоятельств (факта) получения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца; отсутствие для этого установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований; размер неосновательного обогащения.

Таким образом, для удовлетворения требования о взыскании неосновательного обогащения юридически значимым является обстоятельство приобретения (сбережения) имущества за счет другого лица.

Судом установлено, как и не оспаривалось в судебном заседании самим истцом, что перечисленными денежными средствами были оплачены работы, предусмотренные муниципальным контрактомот 29.04.2016 № Ф.2016.62629 (содержатся в приложении № 3 к контракту). При этом ответчиком выполнялись работы в соответствии с условиями указанного муниципального контракта по предварительным заявкам заказчика. Указанный муниципальный контракт фактически выполнен ответчиком и впоследствии оплачен.
Таким образом, отсутствует факт неосновательного обогащения у УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» за счет средств истца, следовательно, оснований для взыскания заявленной суммы в качестве неосновательного обогащения не имеется.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

При этом доводы истца об обратном, со ссылкой на то обстоятельство, что ответчик, являясь профессиональным участником подрядных отношений, при ознакомлении с аукционной документацией и в последствии, давая согласие на выполнение работ, зная о бюджетных источниках финансирования, должен был проявить предусмотрительность и ознакомиться с решением о бюджете, носят субъективный характер, не могут повлиять на изменение правовой квалификации сложившихся между сторонами правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца, однако, последний, освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                           Соколов Д. А.