ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-10064/18 от 19.10.2018 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, <...>

тел./факс <***>;

e-mail: a68.info@arbitr.ru;

http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                           Дело № А68-10064/2018

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2018 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Горьковой Е.В.

протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Миронова И.С.

рассмотрел  в  судебном  заседании дело по иску ООО «Виадук-М» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственному учреждению Тульской области «Тулаавтодор» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании задолженности в размере 5 752 024,28 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 51 760 руб.

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, по доверенности от 07.10.2017,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 02.04.2018,     

Суд установил.

15 февраля 2017 между ООО «Виадук-М» и ГУ ТО «Тулаавтодор» заключен контракт № 72-16 на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Красивая Меча на автомобильной дороге Лапотково-Ефремов км 95+575 у г. Ефремов Тульской области (далее Контракт).

В соответствии с указанным контрактом (п. п. 1.1 и 1.2) ООО «Виадук-М» принял на себя обязательство выполнить весь комплекс работ по реконструкции и вводу в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику.

В соответствии с п. 3.1 Контракта Цена настоящего контракта составляет 313 593 030 руб. и включает стоимость работ, материалов, уплату всех налогов, таможенных пошлин, сборов, отчислений, других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, транспортных и иных расходов подрядчика, связанных с исполнением контракта. В общей стоимости работ по контракту учтены затраты на получение всех и любых согласований, одобрений, разрешительных документов, какие только могут потребоваться в целях надлежащего исполнения контракта.

Всего выполнено истцом, принято и оплачено ответчиком работ по актам КС-2 №№ 1-22 на сумму 90 343 387 руб. без учета сумм за временные сооружения и зимнее удорожание. Суммы оплат за временные сооружения и зимнее удорожание ответчик (заказчик) к учету и оплате не принимает по различным надуманным основаниям, вынуждая заказчика корректировать акты КС-2. Исключая из них данные спорные суммы.

При этом, из п. 7 главы 8 Приложения № 16 к Контракту - Сводный сметный расчет стоимости строительства следует, что оплата временных зданий и сооружения рассчитывается в виде процентного отношения в общему объему затрат в размере -4,1% с К-0,8=3,28.

Также из главы 9 главы 8 Приложения № 16 к Контракту - Сводный сметный расчет стоимости строительства следует, что оплата производства работ в зимнее время рассчитывается в виде процентного отношения к общему объему затрат в размере - 4,3 %.

Согласно Расчету корректировки актов выполненных (при этом принятых и оплаченных заказчиком) работ по объекту, по актам КС-2 №№ 1-22 недоплата заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений и зимнего удорожания составляет в общей сумме 5 752 024,28 руб.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Представитель ответчика выполнение работы не оспаривал. Ответчик не возражал против требований истца о взыскании обозначенного долга и расходов по оплате государственной пошлины в размере 51 760 рублей из средств бюджета Тульской области (субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Тульской области) по коду экономического классификатора (КОСГУ) 310.

Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно п. 1.1. Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства, именуются временными зданиями и сооружениями.

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные. Титульными временными зданиями признаются вспомогательные объекты, затраты на возведение, содержание и демонтаж которых включены в главу 8 "Временные здания и сооружения" сводного сметного расчета стоимости строительства (п. 4.83 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1). При этом, расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения (п.3.2.), порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства (п.3.3.)

Исходя из того, что отношения между Заказчиком и Подрядчиком возникли изконтракта, отношения по которым складываются и регулируются нормами гражданского законодательства, а именно - из договора подряда (глава 37 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ст. 740 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

В соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.

В соответствии со ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

В силу пункта 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС-81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.

Таким образом, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по нормам, установленным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 N 45, или за фактически построенные временные здания и сооружения по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений.

Возможность применения порядка проведения расчетов за временные здания и сооружения по установленной норме подтверждается также письмами Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.05.2008 N 11402-СК/08, от 23.06.2009 N 19269-ИП/08 и от 20.10.2009 N 34541-ИП/08. Указано, что выбор способа расчета за титульные временные здания и сооружения (по процентной норме, предусмотренной сводным сметным расчетом стоимости строительства или на основе проектно-сметной документации за фактически построенные временные здания и сооружения) устанавливается договором подряда. Если при определении договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме и порядок взаиморасчетов предусматривает их оплату по этим нормам, дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.

Также в данной части следует учесть постановление Госстроя России от 12.01.2004 N 6 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004.

Так, например, мобильные здания контейнерного типа, как правило, являются собственностью Подрядчика, или, в отдельных случаях, арендуются Подрядчиком. По этой причине в нормативах затрат на временные здания и сооружения предусматриваются не полное возмещение Подрядчику стоимости временных зданий и сооружений, а только амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного   типа   (кроме   затрат   по   зданиям   санитарно- бытового обслуживания, учтенных в составе норм накладных расходов) и перемещение этих зданий на строительную площадку и обратно, устройство оснований и фундаментов, ввод инженерных сетей, восстановление площадки после демонтажа зданий (п.п. 4 и 5 приложения 2 к ГСН 81-05-01 -2001).

Из п. 5 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001 однозначно следует, что мобильные здания контейнерного типа относятся к титульным временным зданиям и сооружениям. В составе накладных расходов, согласно п. 3 приложения 3 к ГСН 81-05-01-2001, учтены затраты на амортизационные отчисления (или арендную плату), затраты на про ведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и перемещение передвижных зданий санитарно-бытового назначения, к которым относятся душевые, кубовые, неканализованные уборные, помещения для обогрева рабочих.

Дополнительно следует отметить, что процентной нормой сметных затрат настроительство временных зданий и сооружений предусмотрены затраты по перебазировке контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку и их возврат со строительной площадки по завершению строительства в пределах района постоянного базирования строительной организации. При необходимости перебазирования указанных временных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений за пределы района постоянного базирования организации дополнительные затраты на их перебазировку включаются в 9 главу сводного сметного расчета, по данному вопросу также имеется письмо Росстроя от 28.01.2005 N26-36.

В соответствии с проектом организации строительства на строительство № 1065-15-ПОС-5.1 (том 5) и стройгенпланом по объекту: «Реконструкция мостового перехода через р. Красивая Меча на автомобильной дороге Лапотково-Ефремов км 95+575 у г. Ефремов Тульской области» ООО «Виадук-М» выполнен следующий перечень временных зданий и сооружений прибрежной площадки:

-прорабская;

-помещение для обогрева;

-туалет автономного типа;

-умывальная;

-емкость для сбора бытовых отходов;

-емкости пожарные;

-мойка колес;

--выездные ворота;

-ограждение;

-стоянка техники;

-устройство водоотводной канавы;

-устройство грунтовой дамбы;

-водоприемная емкость;

-рабочий проезд;

-площадка для складирования металла;

-воздухосборник;

-компрессорная;

-влагомаслоотделитель;

-помещение для сушки электродов;

-трансформаторная подстанция;

-технологический проезд;

-материально-технический склад.

В соответствии приложением 2 сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001 и ПОС ООО «Виадук М» выполнило следующий перечень, относящихся к титульным временным зданиям и сооружением учтенных в составе сметных норм, а именно:

-емкости пожарные;

-ограждение;

-стоянка техники;

-устройство водоотводной канавы;

-устройство грунтовой дамбы;

-водоприемная емкость;

-рабочий проезд;

-площадка для складирования металла;

-воздухосборник;

-компрессорная;

-влагомаслоотделитель;

-помещение для сушки электродов;

-трансформаторная подстанция;

-технологический проезд;

-материально-технический склад.

Указанное выполнение подтверждено ответчику документально и надлежащим образом.

Согласно введению к сборнику ГСН 81-05-02-2007, они рекомендуются к применению при определении сметной стоимости выполнения ремонтно-строительных работ на объектах промышленного строительства, дополнительные затраты при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время при капитальном ремонте жилых, общественных зданий, а также производственных зданий и сооружений, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство, определяются по Сборнику ГСНр 81-05-02-2001 (пункт 7 общих положений ГСН 81-05-02-2007).

Пунктом 3 технической части Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время. ГСНр 81-05-02-2001, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.06.2001 N 61, нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен и являются среднегодовыми, их следует применять для определения сметной стоимости капитального ремонта и при расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактического времени года, в течение которого выполняются работы. Положения о необходимости учета пропорции количества рабочих дней в зимний период и общего количества рабочих дней в ГСНр 81-05-02-2001 отсутствуют, коэффициент зимнего удорожания применяется к общей стоимости ремонтно-строительных работ независимо от времени года их фактического выполнения.

Согласно расчету недоплаченная ответчиком истцу сумма временных зданий и сооружений и зимнего удорожания составляет всего 5 752 024,28 руб.

На основании изложенного, с учетом признания ответчиком иска в полном объеме, суд удовлетворяет исковые требования ООО «Виадук-М» о взыскании с ответчика задолженности в размере 5 752 024 руб. 28 коп.

Истцом при подаче в арбитражный суд искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 51 760 руб., перечисленная платежным поручением №745 от 13.08.2018г. В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 51 760 руб. относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «Виадук-М» удовлетворить.

Взыскать с государственного учреждения Тульской области «Тулаавтодор» в пользу ООО «Виадук-М» из средств бюджета Тульской области (субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Тульской области) по коду экономического классификатора (КОСГУ) 310 задолженность в размере 5 752 024 рублей 28 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 51 760 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                                Е.В. Горькова