ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-10315/17 от 18.04.2022 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, г. Тула, Красноармейский пр., 5

тел./факс (4872) 250-800;

e-mail: a68.info@arbitr.ru;

http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                            Дело № А68-10315/2017

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2022 года                                                                                        

Решение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2022 года

Обозначения характерных точек

Х,м

У,м

н 1

753038,19

262008,29

н2

753025,74

262013,18

Н3

753021,11

262015,23

н4

752987,49

262028,58

н5

752939,05

262047,66

н6

752912,35

262058,38

н7

752906,73

262060,66

н8

752900,55

262063,00

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи  Андреевой Е. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих М. В., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению исковое заявление товарищества собственников недвижимости «Садоводческое товарищество «Пенсионер» (ОГРН 1027100524703, ИНН 7103030225) к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1177154000132, ИНН 7106058814), администрации муниципального образования город Тула  об установлении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ Пенсионер» со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ по точкам от н1 до н8 со следующими координатами:

третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области, садоводческое некоммерческое товарищество  «Сад - 5» ТОЗ, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, СНТ ТПАП № 2 «Уют», СНТ «Садовод»,

при участии в заседании:

от истца: Селивохина И. И. - представитель по доверенности от 24.08.2020,                  Закошанский А. А. - представитель по доверенности от 14.11.2017 №5,

от министерства имущественных и земельных отношений Тульской области: Трухтанов С. В. – представитель по доверенности от 27.12.2021, диплом,

от администрации муниципального образования город Тула: Гайнединова А. С. – представитель по доверенности от 28.12.2021, диплом,

от СНТ «Сад - 5» ТОЗ: Глазков А. А. – председатель (выписка из протокола от 21.05.2017 № 1), Левицкая С. М. - представитель по доверенности от 01.07.2020, Буравлев И. А. - представитель по доверенности от 20.09.2019, диплом,

от СНТ ТПАП № 2 «Уют»: Глазков А. А. - председатель (выписка из протокола от 21.05.2017 №1);

от СНТ «Садовод»: Глазков А. А. – председатель (выписка из протокола от 21.05.2017 № 1),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:  

Товарищество собственников недвижимости «Садоводческое товарищество «Пенсионер» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации муниципального образования город Тула об установлении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ Пенсионер» со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ по точкам от н1 до н8 со следующими координатами:

Обозначения

характерных точек

Х,м

У,м

н 1

753038,19

262008,29

н2

753025,74

262013,18

нЗ

753021,11

262015,23

н4

752987,49

262028,58

н5

752939,05

262047,66

н6

752912,35

262058,38

н7

752906,73

262060,66

н8

752900,55

262063,00

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области, садоводческое некоммерческое товарищество  «Сад - 5» ТОЗ, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, СНТ ТПАП № 2 «Уют», СНТ «Садовод».

Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования.  

Представители ответчиков оставили вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда, возражали против отнесения на них судебных расходов.

 Представители третьих лиц СНТ  «Сад - 5» ТОЗ, СНТ ТПАП № 2 «Уют», СНТ «Садовод» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Спор рассмотрен в порядке ст.156 АПК РФ.   

Суд установил:  

В соответствии с постановлением Главы администрации Зареченского района г. Тулы от 14.10.1992г. №1057 садоводческому товариществу «Пенсионер» для садоводства предоставлено 37245,1 кв.м., из них в коллективно-совместную собственность – 5052,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 30.12.1993г. рег. №2882.

На основании данного постановления садоводческому товариществу «Сад 5» ТОЗ для садоводства предоставлено 181 000 кв.м., из них в коллективно-совместную собственность –       1 684 кв.м., о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю от 07.05.1997г. рег. №2914. СНТ «Сад 5» ТОЗ обратилось в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (указом губернатора Тульской области от 15.09.2011г. №1 «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области) с заявлением от 15.11.2010г. о предоставлении земельного участка для садоводства. Решением от 07.12.2010г. №2270 «О предоставлении СНТ «Сад-5» ТОЗ в собственность бесплатно земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в городе Туле, Зареченский район, Хомяковское шоссе, 14» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области предоставил СНТ «Сад 5» ТОЗ земельный участок, площадью 29 857 кв.м. в городе Туле, Зареченский район, Хомяковское шоссе, 14, для садоводства бесплатно. В целях реализации решения от 07.12.2010г. №2270 СНТ «Сад 5» ТОЗ надлежало обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. СНТ «Сад 5» ТОЗ осуществил постановку земельного участка на кадастровый учет 10.10.2011г., земельному участку присвоен кадастровый номер 71:30:060620:316, 01.12.2011г. СНТ «Сад 5» ТОЗ зарегистрировало право собственности на данный земельный участок, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Садоводческое товарищество «Пенсионер», не согласившись с решением департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.12.2010г. №2270, обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным решения департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.12.2010г. №2270 «О предоставлении СНТ «Сад-5» ТОЗ в собственность бесплатно земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в городе Туле, Зареченский район, Хомяковское шоссе, 14». Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2014г., оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014г. и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 04.09.2014г. по делу №А68-391/2012 признано недействительным решение департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.12.2010г. №2270 «О предоставлении СНТ «Сад-5» ТОЗ в собственность бесплатно земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в городе Туле, Зареченский район, Хомяковское шоссе, 14». Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014г. отказано в передаче кассационной жалобы СНТ «Сад-5» ТОЗ на решение от 07.03.2014г. и постановления от 28.05.2014г., от 04.09.2014г. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

15.02.2016г. министерство экономического развития Тульской области в связи со вступлением в законную силу решения арбитражного суда от 07.03.2014г. по делу №А68-391/2012 обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права на земельный участок с кадастровым номером 71:30:060620:316. 29.02.2016г. право собственности СНТ «Сад-5» ТОЗ на земельный участок было прекращено, о чем Управление Росреестра по Тульской области уведомило садоводческое товарищество в письме от 29.02.2016г. №71/001/005/2016-685. Полагая действия регистрирующего органа по прекращению права собственности  незаконными,  СНТ «Сад-5» ТОЗ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Тульской области о признании незаконными действий по прекращению права собственности СНТ «Сад-5» ТОЗ на земельный участок с кадастровым номером 71:30:060620:316, расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, Зареченский район, Хомяковское шоссе, 14, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.12.2011г. за №71-71-01/047/2011-333, и восстановлении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанной записи от 01.12.2011г. Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.08.2016г., оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016г. и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2017г. по делу №А68-3314/2016 в удовлетворении заявления СНТ «Сад-5» ТОЗ отказано.

В обоснование исковых требований по настоящему делу ТСН «СТ «Пенсионер» указало, что ввиду пересечения границ земельного участка с кадастровым № 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования истца с земельным участком с кадастровым номером 71:30:060620:316 отсутствует возможность оформления надлежащим образом скважины, которой истец пользуется с 1973г. Кадастровым инженером Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был подготовлен технический план сооружения - скважина, но постановка скважины как объекта недвижимости на государственный кадастровый учет не произведена.  По результатам выполнения кадастровых работ установлено, что сооружение (скважина) фактически расположена на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060622:54 и частично на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060620:316. 15.05.2017г. кадастровым инженером АО «ТулаТИСИЗ» был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:0606622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ «Пенсионер». Границы земельного участка были сформированы согласно сложившемуся порядку пользования более 15 лет и сведениям ГКН на смежные участки. Уточнение местоположения границ земельного участка произведено в существующих границах. В   границы   формируемого   земельного   участка   с   кадастровым номером 71:30:0606622:54 включен земельный участок, занимаемый скважиной ТСН «СТ «Пенсионер», относящейся к имуществу общего пользования.

24.05.2017г. Управлением Росреестра по Тульской области вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:0606622:54 с границами земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316. 22.08.2017г. по вышеуказанной причине Управлением Росреестра по Тульской области вынесено уведомление о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий.

Указывая на то, что земельный участок с кадастровым номером 71:30:0606622:54, относящийся к имуществу общего пользования истца частично налагается на земельный  участок  с  кадастровым  номером 71:30:060620:316 и установление местоположения границ земельного участка ТСН «СТ «Пенсионер» невозможно без изменения границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Решением Арбитражного суда Тульской области по делу А68-10315/2017 от 02.07.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019,  в удовлетворении исковых требований Товариществу собственников недвижимости «Садоводческое товарищество «Пенсионер» отказано.  

При вынесении судебных актов суды исходили из того, что согласно заключению эксперта ООО «Негосударственная экспертиза» Сазонова А. П. от 18.06.2019 № 523 в границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316 по точкам от н1 до н8 в соответствии с межевым планом, подготовленным АО «Тула ТИСИЗ», в проезде расположена однополосная проезжая часть шириной 3,8 – 4,9 м., насосная с артскважиной, павильоном и ограждением и надземные резервуары воды; проезд организован на землях части земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316 и части неразграниченных земель кадастрового квартала 71:30:060622; артскважина расположена на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060620:316; насосная с артскважиной, павильоном и ограждением и надземные резервуары воды расположены с нарушением требований СП 53.13330.2011. Руководствуясь изложенным, суды пришли к выводу, что удовлетворение требований ТСН «СТ «Пенсионер» об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:0606622:54 и земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316 по точкам от н1 до н8 в соответствии с межевым планом от 15.05.2017г. может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе членов СНТ «Сад-5» ТОЗ и породить коллизии в использовании спорного земельного участка.

Постановлением Арбитражного суда  Центрального округа от 21.01.2020 решение Арбитражного суда Тульской области от 02.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу №А68-10315/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области. При этом суд кассационной инстанции указал, что судам необходимо установить является ли скважина объектом недвижимости, в случае подтверждения данного факта, установить время ее создания, дать оценку относительно самовольного расширения проезда в сторону территории ТСН «СТ «Пенсионер», СНТ «Сад-5» ТОЗ, а также были ли нарушены естественные и искусственные границы территории и порядок землепользования, а также установить, каким образом в случае признания артезианской скважины объектом недвижимости, охранные зоны могут влиять на эксплуатацию спорного земельного участка третьими лицами.

При новом рассмотрении дела, с учетом результатов судебной экспертизы, изложенной в экспертном заключении ООО «Управления кадастра недвижимости» от 22.11.2021, истец уточнил требования и просил установить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ Пенсионер» со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ по точкам от н1 до н8 со следующими координатами:

Обозначения

характерных точек

Х,м

У,м

н 1

753038,19

262008,29

н2

753025,74

262013,18

нЗ

753021,11

262015,23

н4

752987,49

262028,58

н5

752939,05

262047,66

нб

752912,35

262058,38

н7

752906,73

262060,66

н8

752900,55

262063,00

Суд, повторно рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства,  принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное или оспоренное право, или законный интерес.

Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст.305 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).

Положениями пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.02.2017г. по делу №310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действующий на дату обращения в суд) имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Пунктом 4.1 Строительные нормы и правила СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 10.09.1997г. №18-51 (далее - СНиП 30-02-97) установлено, что организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения.

В силу пункта 5.2 СНиП 30-02-97 территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования. На территорию садоводческого (дачного) объединения с числом садовых участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - не менее двух въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м, калитки - не менее 1 м.

Согласно пункту 5.4 СНиП 30-02-97 земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

В соответствии с пунктом 5.6 СНиП 30-02-97 планировочное решение территории садоводческого (дачного) объединения должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем индивидуальным садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования.

На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц - не менее 15 м; для проездов - не менее 9 м.

Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0 м, для проездов - не менее 3,5 м (пункт 5.7 СНиП 30-02-97).

Согласно п.5.10 СП 53.13330.2011[6] здания и сооружения общего пользования должны отстоять от границ садовых участков не менее чем на 4 м.

Согласно п.8.2 СП 53.13330.2011[6] на землях общего пользования садоводческого, дачного объединения должны быть предусмотрены источники питьевой воды. Вокруг каждого источника организуется зона санитарной охраны радиусом от 30 до 50 м (для артезианских скважин устанавливается гидрогеологами).

Для артскважины в комплексе с водозаборным узлом зону I пояса по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы допускается сократить до 15 м.

При первоначальном рассмотрении дела судом, по ходатайству истца, была назначена судебная землеустроительной экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Негосударственная экспертиза».

На разрешение эксперта был поставлен следующий вопрос: какова фактическая ширина части проезда между земельными участками с кадастровым номером 71:30:060622:54, принадлежащим на праве собственности ТСН «СТ «Пенсионер», и земельным участком с кадастровым номером 71:30:060620:316, находящемся в пользовании СНТ «Сад 5»ТОЗ, между точками н1 до н8, указанными в межевом плане, выполненным АО «Тула ТИСИЗ» по заказу истца, со следующими координатами:

Сведения о характерных точках границы земельного участка

Обозначение

характерных точек

Существующие

 координаты, м

Уточненные

координаты, м

Средняя квадратическая

погрешность положения

характерной точки (М,), м

Описание

закрепления

точки

X

Y

X

Y

н1

-

-

753038,19

262008,29

0,10

-

н2

-

-

753025,74

262013,18

0,10

-

н3

-

-

753021,11

262015,23

0,10

-

н4

-

-

752991,07

262026,14

0,10

-

н5

-

-

752980,47

262031,15

0,10

-

н6

-

-

752938,79

262047,26

0,10

-

н7

-

-

752906,56

262060,48

0,10

-

н8

-

-

752900,30

262063,43

0,10

-

                                сведения о частях границ уточняемого земельного участка

Обозначение части границ

Горизонтальное проложение(S),м

Описание прохождения части границы

от т.

до т.

н1

н2

13,38

-

н2

н3

5,06

-

н3

н4

31,96

-

н4

н5

11,72

-

н5

н6

44,69

-

н6

н7

34,84

-

н7

н8

6,92

-

а также  какова должна быть ширина проезда между земельными участками с кадастровым номером 71:30:060622:54, принадлежащим на праве собственности ТСН «СТ «Пенсионер», и земельным участком с кадастровым номером 71:30:060620:316, находящемся в пользовании СНТ «Сад 5»ТОЗ, в соответствии с требованиями дорожно-транспортной и пожарной безопасности, требованиями технических регламентов и санитарных норм и правил? 

Согласно выводов эксперта ООО «Негосударственная экспертиза» Сазонова А.П. между земельными участками с кадастровым номером 71:30:060622:54, принадлежащим на праве собственности ТСН «СТ «Пенсионер», и земельным участком с кадастровым номером 71:30:060620:316, находящемся в пользовании СНТ «Сад 5»ТОЗ, между точками н1 до н8, указанными в межевом плане, выполненным АО «ТулаТИСИЗ» по заказу истца, проезд отсутствует. Требования дорожно-транспортной и пожарной безопасности, требования технических регламентов и санитарных норм и правил не регламентируют ширину проезда между земельными участками.

Согласно дополнительного заключения эксперта ООО «Негосударственная экспертиза» Сазонова А.П. от 18.06.2019г. №523 на участке Н1-Н8 расположен проезд шириной 8,9 - 11,1 м. В проезде расположена однополосная проезжая часть шириной 3,8 - 4,9 м., насосная с артскважиной, павильоном и ограждением и надземные резервуары воды. Проезд организован на землях части земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316 и части неразграниченных земель кадастрового квартала 71:30:060622. Схема проезда приведена в приложении№2 к заключению эксперта. Артскважина расположена на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060620:316. Насосная с артскважиной, павильоном и ограждением и надземные резервуары воды расположены с нарушением требований СП 53.13330.2011[6], поскольку размещение указанных сооружений не предусмотрено в пределах проезда и расстояние от границ садовых участков составляет: до скважины - 3,7 м., до павильона - 2,0 - 2,1 м., до ограждения - 1,2 м., до надземных резервуаров воды - 0,8 - 0,5 м.

Таким образом, согласно выводов эксперта ООО «Негосударственная экспертиза» Сазонова А.П. фактическое расположение проезда (автомобильной дороги) в границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316 по точкам от H1 до Н8 в соответствии с межевым планом, подготовленным АО «Тула ТИСИЗ» приведено в приложении №1 к заключению эксперта. В проезде расположена однополосная проезжая часть шириной 3,8 - 4,9 м., насосная с артскважиной, павильоном и ограждением и надземные резервуары воды. Проезд организован на землях части земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316 и части неразграниченных земель кадастрового квартала 71:30:060622. Артскважина расположена на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060620:316. Насосная с артскважиной, павильоном и ограждением и надземные резервуары воды расположены с нарушением требований СП 53.13330.2011.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.

С учетом изложенных норм права следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, определением суда от 07.12.2020 по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «ЭкспертСтройКонсалтинг».

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1.Является ли объект – скважина, принадлежащая ТСН «СТ «Пенсионер», расположенная на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060622:54 по адресу: г. Тула, Хомяковское шоссе, д. 8 ТСН «СТ «Пенсионер»  капитальным, имеющим прочную связь с землей?

2. Может ли объект - скважина, принадлежащая ТСН «СТ «Пенсионер», расположенная на земельном участке с кадастровым номером 71:30:060622:54 по адресу: г. Тула, Хомяковское шоссе, д. 8 ТСН «СТ «Пенсионер» быть перемещен на другое место без несоразмерного ущерба его назначению?

По результатам проведенной экспертизы в материалы дела 28.12.2020 ООО «ЭкспертСтройКонсалтинг» представлено экспертное заключение № 1008-20, в котором эксперт пришел к следующим выводам.

Согласно проведенного экспертного осмотра  прослеживается,   что   скважина   пробурена   Тульской ПМК «Тулводстрой» в 1973г., глубиной - 90,0 м, на упинском водоносном горизонте.    

Территория скважины огорожена забором. Скважина имеет металлический павильон с отмосткой по периметру, внутри объект оборудован насосом ЭЦВ 6-10-110 и работает в автоматическом режиме. Подземная часть состоит из обсадной трубы D273 мм (+0,3 -51,0 м); фильтровой колонны D 219мм (49,0 - 90,0м); фильтра щелевого (82,0-86,0м).

Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 21 июня 2012 г. № 15319-АП/08 «О сооружениях, не относящихся к объектам капстроительства»: при рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам капитального строительства необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).

В частности, сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются:

1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);

2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты, и пригружаемой фундаментными блоками;

3)мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

Исследуемая скважина, по мнению эксперта, не подходит ни к одному из перечисленных выше пунктов, поскольку было установлено, что имеет иные технические характеристики.

Согласно ст. 1 п. 10.2 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Согласно произведенного обследования экспертом установлено, что конструкция скважины имеет прочную связь с землей, т.к. ее глубина составляет 90 м и основные ее части как указано выше  - обсадная труба, фильтровая колона и щелевой фильтр, также находятся в земле. Для устройства новой скважины необходимо будет провести геологическую разведку с определением уровня подземных вод, что может увеличить или уменьшить глубину залегания скважины изменив тем самым ее характеристики (существующий насос может не подойти по своим   характеристикам),   также   для   обустройства   новой   скважины, после геологической разведки, понадобится провести буровые работы и выполнить устройство   новых   фильтров   и   обсадной   трубы,   т.к.   старые невозможно демонтировать. Потребуется новое подключение к сетям электроснабжения и водоснабжения (водовод к водонапорным бакам).

Руководствуясь п. 2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Из п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что в первом поясе: не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Эксперт пришел к выводу, что объект исследования имеет длительный срок использования, а именно - 47 лет (скважина пробурена в 1973 года), технические характеристики, прочно связывающие его с землей - глубина скважины - 90 м (подземная часть оборудована обсадными трубами и фильтрами). Свободное перемещение объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению также невозможно, в связи с чем исследуемый объект - скважина, принадлежащая ТСН «СТ «Пенсионер», расположенная по адресу: г. Тула, Хомяковское шоссе, д. 8 ТСН «СТ «Пенсионер» является капитальным, имеющим прочную связь с землей.

В связи с тем, что перенос подземной части объекта невозможен (подземная часть является основной по назначению), а его обустройство на новом месте потребует значительных вложений по бурению новой скважины, а также подводу коммуникаций, объект - скважина, принадлежащая ТСН «СТ «Пенсионер», расположенная по адресу: г. Тула, Хомяковское шоссе, д.8 ТСН «СТ «Пенсионер» не может быть перемещен на другое место без несоразмерного ущерба его назначению.

Таким образом, экспертным заключением установлено, что водопроводная скважина является капитальным сооружением, имеющим прочную связь с землей и относится к общему имуществу членов СНТ. 

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулировались на момент спорных правоотношений Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ, действующий на дату обращения в суд).

В статье 1 Закона №66-ФЗ под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В силу абзаца второго пункта 4 статьи 14, пунктов 2 и 5 статьи 28 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Таким образом, как в период закрепления земель, так и в рамках действующего законодательства садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, товарищество вправе претендовать (оформлять права) только на земли, отнесенные к имуществу общего пользования.

Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Определением суда от 06.07.2021 по ходатайству истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Управление Кадастра Недвижимости».

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1.Соостветствует ли граница территории ТСН «СТ Пенсионер» границе согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером Родиным А. В. (АО «ТулаТИСИЗ») по точка от н1 до н8? В случае несоответствия определить географические границы (координаты) земельного участка ТСН «СТ Пенсионер» с кадастровым номером 71:30:060622:54 со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад – 5 ТОЗ».

2. Соответствуют или не соответствуют координаты пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:060622:54 и 71:30:060620:316 акту выноса в натуру угловых точек земельного участка от 25 октября 2020 года и межевого плана по точка н1 – н8? Если не соответствует, то вследствие чего? 

По результатам проведенной экспертизы в материалы дела 24.11.2021 ООО «Управление Кадастра Недвижимости» представлено экспертное заключение № 3-2021, в котором эксперт пришел к следующим выводам.

На основании постановления Главы администрации Зареченского района г. Тулы от 14.10.1992г. № 1057 садоводческому товариществу «Пенсионер» выдано свидетельство о праве собственности на землю рег.№2822 от 30.12.1993. Свидетельство о праве собственности на землю peг.№2882 от 30.12.1993 оформлено без чертежа границ земельного участка, что подтверждается письмом Управления Росреестра по Тульской области №02/10-19214ом от 22.07.2020.

Постановлением Совета Министров СССР от 24.02.1949г. №807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» урегулированы меры по оказанию рабочим и служащим помощи в коллективном и индивидуальном огородничестве, а так же обязательство Советов Министров республик выявить свободные земли городов, поселков, госземфонда, в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также свободные земли предприятий, учреждений и организаций. На основании постановления РСФСР № 1522 от 1955 года застройка территорий коллективных садов осуществляется в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории коллективного сада. Коллективные сады в зависимости от количества садовых участков подразделяются на: малые - от 30 до 100, средние - от 101 до 300, крупные - более 300 участков. На территорию коллективного сада следует предусматривать въезд шириной не менее 4,5 метра и калитки. При количестве садовых участков более 50 следует предусматривать не менее двух въездов.

Согласно списку членов садоводческого товарищества, в соответствии с фактически занимаемыми участками, было предоставлено в собственность физическим лицам бесплатно 57 земельных участков. В связи с этим, ТСН «СТ Пенсионер» должен иметь не менее двух въездов на территорию СНТ. Так же экспертом, на основании данных публичной кадастровой карты, учитывая, что в товариществах нумерация участков сквозная и порядковая, было проанализировано ориентировочное количество участков садоводческих товариществ,а именно: садоводческое некоммерческое товарищество «Сад-5» ТОЗ — 275 участков; садоводческое некоммерческое товарищество ТПАП №2 «Уют» - 61 участок; садоводческое некоммерческое товарищество «Садовод» - 100 участков.

Согласно СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» по границе территории садоводческого объединения, как правило, предусматривается ограждение. Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.). Ограждение территории садоводческого объединения не следует заменять рвами, канавами, земляными валами. Территория садоводческого объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования. На территорию садоводческого объединения с числом садовых участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м, калитки - не менее 1 м.

На основании СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения. по границе территории ведения садоводства следует предусматривать ограждение высотой 1,5 - 2,0 м. Материал ограждения принимается с учетом местных условий. Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.). Рвы, канавы, земляные валы не следует использовать в качестве ограждения территории ведения садоводства. Вдоль границы береговой линии (границы водного объекта) предусматривается полоса земли общего пользования, в соответствии с требованиями Водного кодекса.

В ходе исследования экспертом было установлено, что территория ведения садоводства истца не соединена с автомобильной дорогой общего пользования подъездной дорогой, имеющей не менее одной полосы движения в каждую сторону минимальной шириной 2,75 м. На территорию ведения садоводства с числом земельных участков более 50 в данном случае не предусматривается двух въездов.

Как следует из экспертного заключения спорная скважина по планшету расположена примерно на одинаковом расстоянии от дороги, как и на топографической съемке, однако, скважина по планшету смещена севернее относительно скважины по топографической съемке. ЗСО скважины по координатам, определенным ЗАО «Тула ТИСИЗ» в больше мере расположена на дороге, что не соответствует фактическому расположению скважины. В соответствии с тем, что координаты прописаны в документе под названием схема – эксперт сделал вывод, что скважина в документе ЗАО «Тула ТИСИЗ» изображена схематично, с большой погрешностью и указывает ее приблизительное расположение.

Ввиду того, что экспертным заключением № 1008-20 от 28.12.2020  было выявлено, что скважина прочно связана с землей и не может быть перемещена на другое место, эксперт посчитал разночтение расположения скважины на планшете и топографической основе - некорректным определением координаты скважины на картографическом материале от 1997 года. Так как и на планшете и на топографической плане скважина находится на одинаковом расстоянии от дороги – экспертом сделан вывод, что в сторону СНТ «Сад-5 ТОЗ» смещений не произошло. В связи с чем эксперт посчитал допустимым размещение границы ТСН «СТ Пенсионер» по закрепленному на местности сетчатому ограждению, т.к. ограждение скважины требуется в соответствии с требованиями водного законодательства.

В соответствии с тем, что в материалах дела отсутствует какая-либо документация или подтверждающие фотообразы о переносе или изменении границ 2х-ярусной эстакады с водонапорными башнями и данная эстакада ориентировочно соответствует расположению эстакады на планшете от 1997г., проекция границы эстакады так же должна входить в состав территории ТСН «СТ Пенсионер».  Несмотря на то, что у ТСН «СТ Пенсионер» отсутствуют правоустанавливающие документы на 2х-ярусную эстакаду при осмотре сети водоснабжения на местности экспертом было определено, что скважина соединена с распределителем и водонапорными башнями, что говорит о том, что 2х-ярусная эстакада с водонапорными башнями эксплуатируется ТСН «СТ Пенсионер» и так же должна входить в земли общего пользования ТСН «СТ Пенсионер» как элемент водоснабжения земельных участков.

На основании п. 70 Требований приказа Минэкономразвития России от 08.12.20L5 г. №921 при отсутствии утвержденного проекта межевания территории и сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельного участка определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. В связи с отсутствием сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок; сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; наличие фактического местоположения границ территории ТСН «СТ Пенсионер», существующих на местности пятнадцать и более лет, эксперт посчитал невозможным определить исконно-правильные границы земельного участка разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ Пенсионер» и СНТ «Сад-5 ТОЗ».

Таким образом, эксперт пришел к выводу, что граница ТСН «СТ Пенсионер», установленная в ходе экспертных исследований частично не соответствует границе согласно межевого плана, выполненного кадастровым инженером Родиным А.В. (АО «Тула ТИСИЗ») по точкам от н1 до н8. Согласно межевого плана, выполненного кадастровым инженером Родиным А.В. (АО «Тула ТИСИЗ») оказались верными точки: н2, н3 и н5.

В соответствии с вышеуказанным эксперт предложил вариант прохождения границы ТСН «СТ Пенсионер» по ряду древесно-кустарниковых насаждений. Каталог координат земельного участка ТСН «СТ Пенсионер» с К№ 71:30:060622:54 со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ Пенсионер» и СНТ «Сад-5 ТОЗ» представлен в следующей таблице:

№ точки

Х,м

Y, м

Длины линий, м

Дир. угол, м

1

753037,37

262006,89

13,12

157 27,6

2

753025,25

262011,92

1,35

68 45,0

3

753025,74

262013,18

5,06

156 07,1

4

753021,11

262015,23

1,10

250 25,0

5

753020,74

262014,19

31.98

157 42,6

6

752991,15

262026,32

11,72

155 39,9

7

752980,47

262031,15

44,59

158 16,1

8

752939,05

262047,66

28,77

158 07,5

9

752912,35

262058,38

6,06

157 55,1

10

752906,73

262060,66

6,61

159 15,7

11

752900,55

262063,00

------

------

Также эксперт пришел к выводу о том, что координаты пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:060622:54 и 71:30:060620:316 не соответствуют акту выноса в натуру угловых точек земельного участка от 25.10.2012 года и межевого плана по точкам н1-н8, т.к. в акте выноса от 25.10.2012г в координате X точки 3 опечатка.

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Статьей 64 АПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Доказательства должны быть получены и исследованы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ст.64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив заключения экспертов, суд признает их соответствующими требованиям ст.ст.64, 67, 68, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В силу статьи 39 Закона № 221-ФЗ в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно части 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Частью 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в Единый государственный реестр недвижимости.

Указанные правовой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 4275/11.

В рассматриваемом случае ТСН «СТ «Пенсионер» заявлено требование об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ Пенсионер» со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ по точкам от н1 до н8 со следующими координатами:

Обозначения

характерных

точек

Х,м

У,м

н 11

753038,19

262008,29

н2

753025,74

262013,18

н3

753021,11

262015,23

н4

752987,49

262028,58

н5

752939,05

262047,66

н6

752912,35

262058,38

н7

752906,73

262060,66

н8

752900,55

262063,00

В ходе судебного заседания представитель МИЗО Тульской области, являющегося надлежащим ответчиком по данному спору, т.к. смежными землями с земельным участком истца являются  неразграниченные земли, находящиеся в ведении МИЗО Тульской области, не возражал против удовлетворения заявленного требования, т.к. не нарушает прав и законных интересов ответчика.

Представитель администрации МО город Тула просил вынести решение на усмотрение суда, заявив о том, что является ненадлежащим ответчиком по иску в виду отсутствия соответствующих полномочий.

Установление границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ Пенсионер», не нарушает права и законные интересы СНТ «Сад-5» ТОЗ, т.к. как уже указывалось выше, 15.02.2016г. министерство экономического развития Тульской области в связи со вступлением в законную силу решения арбитражного суда от 07.03.2014г. по делу №А68-391/2012 обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права на земельный участок с кадастровым номером 71:30:060620:316. 29.02.2016г. право собственности СНТ «Сад-5» ТОЗ на земельный участок было прекращено.

Решение по данному делу не нарушает права и законные интересы СНТ ТПАП № 2 «Уют», СНТ «Садовод», т.к. установлению подлежит граница земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ «Пенсионер» со тороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ.

В результате рассмотрения данного дела будет устранена  неопределенность в прохождении границы земельного участка истца. Однако с учетом вышеизложенного, в целях более объективного и достоверного отражения спорной границы, суд считает возможным удовлетворить требование истца и установить границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ «Пенсионер» со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ по координатам, установленным в экспертном заключении от 24.11.2021 № 3-2021:

№ точки

Х,м

Y, м

Длины линий, м

Дир. угол, м

1

753037,37

262006,89

13,12

157 27,6

2

753025,25

262011,92

1,35

68 45,0

3

753025,74

262013,18

5,06

156 07,1

4

753021,11

262015,23

1,10

250 25,0

5

753020,74

262014,19

31.98

157 42,6

6

752991,15

262026,32

11,72

155 39,9

7

752980,47

262031,15

44,59

158 16,1

8

752939,05

262047,66

28,77

158 07,5

9

752912,35

262058,38

6,06

157 55,1

10

752906,73

262060,66

6,61

159 15,7

11

752900,55

262063,00

------

------

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 6 000 руб. и расходы на проведение экспертиз в размере 90 000 руб. относятся на МИЗО Тульской области и подлежат взысканию в пользу истца.

Согласно ч. 2 ст.111 АПК РФ арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021г. № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции» установлено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в разумный срок (статья 6.1 АПК РФ) на основе принципов, обеспечивающих реализацию задач судопроизводства, определенных в статье 2 АПК РФ, в том числе принципов независимости судей (статья 5 АПК РФ), законности (статья 6 АПК РФ), равенства всех перед законом и судом (статья 7 АПК РФ), равноправия сторон (статья 8 АПК РФ), состязательности (статья 9 АПК РФ), непосредственности, гласности судебного разбирательства (статьи 10, 11 АПК РФ).

В силу принципов равноправия и состязательности сторон арбитражный суд не вправе принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон спора, не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Однако, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, суд осуществляет руководство процессом, оказывает содействие в реализации равных процессуальных прав лиц, участвующих в деле (статьи 8, 9 АПК РФ).

Отказ стороны от фактического участия в состязательном процессе, в том числе непредставление или несвоевременное представление отзыва на исковое заявление, доказательств, уклонение стороны от участия в экспертизе, неявка в судебное заседание, а также сообщение суду и участникам процесса заведомо ложных сведений об обстоятельствах дела в силу части 2 статьи 9 АПК РФ может влечь для стороны неблагоприятные последствия, заключающиеся, например, в отнесении на лицо судебных расходов (часть 5 статьи 65 АПК РФ), в рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам (часть 4 статьи 131 АПК РФ), оставлении искового заявления без рассмотрения (пункт 9 части 1 статьи 148 АПК РФ), появлении у другой стороны спора возможности пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (пункт 1 части 2 статьи 311 АПК РФ).

При применении принципа добросовестности необходимо учитывать, что поведение одной из сторон может быть признано злоупотреблением правом не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий лиц, участвующих в деле, от добросовестного поведения.

Суд считает возможным отнести на Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области все судебные расходы истца по данному делу, т.к. расценивает данное лицо в качестве надлежащего ответчика по спору; признает процессуальное поведение данного лица по спору в качестве злоупотребления правом, поскольку на протяжении всего периода рассмотрения дела ответчик занял крайне пассивную позицию, выражающуюся в не направлении представителей, предоставлении документов, отзывом с обозначением своей правовой позиции. Кроме того, как уже указывалось выше, данный спор возник в результате принятия 24.05.2017г. Управлением Росреестра по Тульской области уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:0606622:54 с границами земельного участка с кадастровым номером 71:30:060620:316, что привело невозможности оформления надлежащим образом скважины, которую истец эксплуатирует с 1973г. Суд также обращает внимание на следующий факт. 15.02.2016г. министерство экономического развития Тульской области в связи со вступлением в законную силу решения арбитражного суда от 07.03.2014г. по делу №А68-391/2012 обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права на земельный участок с кадастровым номером 71:30:060620:316.

29.02.2016г. право собственности СНТ «Сад-5» ТОЗ на земельный участок с кадастровым номером 71:30:060620:316  было прекращено. Вновь сформировать данный земельный участок в тех же границах для предоставления на праве собственности СНТ «Сад-5» ТОЗ невозможно, в связи с чем суд считает, что не совершение ответчиком действий по снятию земельного участка  с кадастровым номером 71:30:060620:316 в существующих границах с кадастрового учета проявлением злоупотреблением правом.

В удовлетворении требования истца к администрации МО город Тула суд отказывает.

На основании статьи 110, части 2 статьи 111 АПК РФ,  с учетом процессуального поведения ответчика, судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 6 000 руб. и расходы на проведение экспертиз в размере 90 000 руб. относятся на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области и подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Установить границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:060622:54, относящегося к имуществу общего пользования ТСН «СТ «Пенсионер» со стороны проезжей части, разделяющей территории садоводческих товариществ ТСН «СТ «Пенсионер» и СНТ «Сад-5» ТОЗ со следующими координатами:

№ точки

Х,м

Y, м

Длины линий, м

Дир. угол, м

1

753037,37

262006,89

13,12

157 27,6

2

753025,25

262011,92

1,35

68 45,0

3

753025,74

262013,18

5,06

156 07,1

4

753021,11

262015,23

1,10

250 25,0

5

753020,74

262014,19

31.98

157 42,6

6

752991,15

262026,32

11,72

155 39,9

7

752980,47

262031,15

44,59

158 16,1

8

752939,05

262047,66

28,77

158 07,5

9

752912,35

262058,38

6,06

157 55,1

10

752906,73

262060,66

6,61

159 15,7

11

752900,55

262063,00

------

------

В удовлетворении требования ТСН «СТ  «Пенсионер» к администрации МО город Тула отказать.

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Товарищества собственников недвижимости «Садоводческое товарищество «Пенсионер» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, судебные расходы за проведение экспертиз в размере 90 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                                                                            Е.В.Андреева