ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-10488/14 от 27.03.2015 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, г. Тула, Красноармейский пр-т, 5. Тел. (4872) 250-800 (факс)

http://www.my.arbitr.ru http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

27 марта 2015 года Дело № А68-10488/2014

город Тула

Дата объявления резолютивной части решения: 27 марта 2015 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 27 марта 2015 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Большакова Д. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Устиновой А. С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации муниципального образования Белевский район (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 24.07.2014 № 3367, и обязании передать в аренду земли сельскохозяйственного назначения без проведения торгов

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 06.10.2014

от ответчика: ФИО3 – представителя по доверенности от 31.10.2014

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» (далее – ООО «ФИО1 объединенная агропромышленная компания», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Белевский район (далее – администрация, ответчик) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 24.07.2014 № 3367, и обязании в установленном законом (статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации) порядке передать в аренду 749,3 га из земель сельскохозяйственного назначения Болотского сельского округа Белевского района Тульской области (в районе с. Болотово, п. Пронино, д. Дмитровка, д. Булычево), на которых расположены принадлежащие обществу яблоневые сады, на срок 5 лет, для чего обязать администрацию совершить следующие действия:

- в месячный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого в аренду земельного участка площадью 749,3 га на кадастровом плане Болотского сельского округа муниципального образования Белёвский район Тульской области (в районе с. Болотово, п. Пронино, д. Дмитровка, д. Булычево),

- в двухнедельный срок со дня представления обществом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в аренду и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка;

- в недельный срок со дня принятия указанного выше решения заключить с обществом договор аренды земельного участка.

Заявлением от 05.03.2015 общество уточнило свои требования к администрации и просило признать недействительным решение, оформленное письмом от 24.07.2014 № 3367, и обязать передать в аренду 749,3 га из земель сельскохозяйственного назначения Болотского сельского округа Белевского района Тульской области (в районе с. Болото, п. Пронино, д. Дмитровка, д. Булычево), на которых расположены принадлежащие обществу яблоневые сады, на срок 5 лет без проведения торгов.

Уточненные требования заявителя приняты судом к рассмотрению на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик не возражал против удовлетворения уточненных требований заявителя, пояснив при этом, что предоставление обществу в аренду земельного участка будет осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, ООО «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» по договору купли-продажи от 30.05.2014 № 4 приобрело у ФИО4 по цене 2 278 004 руб. 94 коп. плодоносящие яблоневые сады, расположенные на 749,3 га в с. Болото, п. Пронино, д. Дмитриевка, д. Булычево Белевского района Тульской области, в количестве 164 025 деревьев.

По акту приема-передачи от 30.05.2014 № 4 объект купли-продажи передан покупателю, по платежному поручению от 06.06.2014 № 21 произведена оплата по договору.

18.06.2014 общество обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило дать согласие на передачу в аренду сроком на 5 лет 749,3 га земель, находящихся под садами, расположенными в с. Болото, п. Пронино, д. Дмитриевка, д. Булычево Белевского района Тульской области и приобретенными заявителем на основании указанного договора купли-продажи.

В письме от 24.07.2014 № 3367 администрация сообщила о том, что по результатам рассмотрения заявления общества комиссией по вопросам выбора, предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Белевский район принято решение организовать продажу земельных участков общей примерной площадью от 600 до 790 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах СПК «Веженский», для сельскохозяйственного производства посредством проведения аукциона, учитывая высокое дотационное положение муниципального образования и низкую эффективность в плане пополняемости бюджета от аренды данных земельных участков.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и обязании администрации передать 749,3 га из земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов.

Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит требования ООО «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» о признании недействительным решения администрации подлежащими удовлетворению с возложением при этом на уполномоченный орган иных, чем заявлено обществом, обязанностей, направленных на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. При этом суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению.

Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) установлен специальный порядок предоставления в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции, действовавшей в спорный период) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10).

Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.

В пункте 2 статьи 34 ЗК РФ указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения.

Из изложенного следует, что первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве является утверждение схемы расположения земельного участка, которое, в свою очередь, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления данному лицу земельного участка; в рамках этого этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.

В рассматриваемом случае ООО «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» в заявлении от 18.06.2014 просило администрацию дать согласие на передачу в аренду сроком на 5 лет 749,3 га земель, находящихся под садами, расположенными в с. Болото, п. Пронино, д. Дмитриевка, д. Булычево Белевского района Тульской области.

Указанное заявление соответствовало требованиям части 3 статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем администрации следовало совершить действия, предусмотренные статьей 34 ЗК РФ и статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, в письме от 24.07.2014 № 3367 администрация сообщила заявителю о том, что по результатам рассмотрения его заявления принято решение организовать продажу земельных участков общей примерной площадью от 600 до 790 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах СПК «Веженский», для сельскохозяйственного производства посредством проведения аукциона.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недействительности решения от 24.07.2014 № 3367 ввиду его противоречия статьей 34 ЗК РФ и статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

При этом суд отклоняет ссылку общества на заключение специалиста Автономной некоммерческой организации «Центр экологических экспертиз» от 03.10.2014 № 006743/15/77001/372014/И-3576, содержащее выводы о том, что яблони, расположенные в принадлежащих обществу яблоневых садах имеют высокие показатели качественного состояния по декоративности, жизнеспособности и продуктивности и их пересадка без причинения несоразмерного ущерба невозможна и нецелесообразна, поскольку в данном случае заявитель обращался в администрацию за предоставлением земельного участка в аренду в порядке статьи 34 ЗК РФ, а не в порядке статьи 36 ЗК РФ.

Согласно пунктам 3 частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание недействительными ненормативного правового акта или решения, оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Испрашиваемый способ устранения допущенных нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления земельного участка в аренду на 5 лет без проведения торгов судом применен быть не может, поскольку земельный участок может быть предоставлен только с соблюдением порядка, установленного статьей 34 ЗК РФ: утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, принятие решения о предоставлении его в аренду, заключение договора аренды, и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что указанный порядок в данном случае на момент обращения общества в суд не соблюден, не имеется и правовых оснований для применения испрашиваемой заявителем правовосстановительной меры ввиду того, что таковая является преждевременной.

В данном случае в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Белевский район совершить на основании заявления общества от 18.06.2014 действия, предусмотренные статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьей 34 ЗК РФ.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, перечисленной заявителем при обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с администрации в пользу общества.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей за подачу заявления о принятии обеспечительных мер на основании статьей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», относятся на общество в связи с тем, что определением арбитражного суда от 17.10.2014 в применении таких мер заявителю было отказано.

Государственная пошлина в сумме 4 000 рублей, перечисленная по платежному поручению от 13.10.2014 № 79, является излишне уплаченной, в связи с чем подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение администрации муниципального образования Белевский район от 24.07.2014 № 3367 как не соответствующее статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию муниципального образования Белевский район устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» путем совершения на основании заявления общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» от 18.06.2014 исх. № 1 действий, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации муниципального образования Белевский район в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей за подачу заявления о признании недействительным решения администрации муниципального образования Белевский район от 24.07.2014 № 3367.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей за подачу заявления о принятии обеспечительных мер отнести на общество с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания».

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1 объединенная агропромышленная компания» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 13.10.2014 № 79.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Д. В. Большаков