ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-10628/2015 от 01.03.2018 АС Тульской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5

тел./факс (4872) 250-800;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Тула                                                                                               Дело № А68-10628/2015

Дата объявления резолютивной части решения: 01 марта 2018 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 12 марта 2018 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Л.В. Елисеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косокиной И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального казенного предприятия «Алексинский химический комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными решений№439 от 08.07.2015г.,

при участии в заседании:

от заявителя  – представитель ФИО1 по доверенности от 27.12.2017 № 11-06-901,

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2018 № 03-05/00088,

Федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат» (далее – ФКП АХК, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (далее – МИФНС России № 8 по Тульской области, инспекция) от 08.07.2015 № 439 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2016г. производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А68-10627/2015. Определением от 21.11.2017  производство по делу № А68-156/2016 было возобновлено.

МИФНС России № 8 по Тульской области заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ФКП АХК на основе уточненного налогового расчета по налогу на имущество организаций за полугодие  2012 года, представленной предприятием в инспекцию 26.12.2015.

По результатам проверки составлен акт камеральных налоговых проверок от 09.04.2015 № 1425.

По результатам рассмотрения акта от 09.04.2015 № 1425 письменных возражений предприятия, начальником МИФНС России № 8 по Тульской области вынесено решение от 08.07.2015 №№ 439 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно резолютивной части решения от 08.07.2015 № 439 ФКП АХК доначислен налог на имущество организаций в размере 363 661 руб., начислены пени в размере 1 484,52 руб.

Основания доначисления налога в указанных решениях одинаковые.

Инспекция в результате проверки уточненных налоговых деклараций пришла к выводу о том,  что ФКП «Алексинский  химический комбинат» в течение 2014 года неправомерно распространило льготу, установленную пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на имущество, не относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в результате чего завысило среднегодовую стоимость необлагаемого имущества, что привело к исчислению авансовых платежей по налогу на имущество организаций  и налога на имущество организаций за спорные периоды в заниженном размере.

ФКП АХК обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на решение Инспекции от 08.07.2015№ 439 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением УФНС по Тульской области от 30.09.2015 №07-45/154405 решение инспекции оставлено без изменения.

Заявитель считает оспариваемое решение недействительным по следующим основаниям.

Положения пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее то тексту решения -  НК РФ, Кодекс) связывают момент возникновения объекта обложения налогом на имущество организаций с фактом нахождения имущества в составе основных средств, в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 21, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н, имущество, полученное государственным унитарным предприятием (казенным предприятием) в оперативное управление, учитывается на его балансе.

Исходя из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ имущество должно быть зарегистрировано, как государственная собственность и закреплено за государственным предприятием. Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации.

Основанием для государственной регистрации закрепления федерального имущества за предприятием на праве оперативного управления является решение собственника о закреплении за предприятием имущества.

Распоряжением от 22.07.2015 № 163-р ТУ Росимущество закрепило объекты недвижимого имущества, входящие в охранный периметр на праве оперативного управления за предприятием.

ФКП АХК, ссылаясь на письмо ФНС России от 27.01.2009 № ШС-17-3/17@, указывает, что если право государственной собственности и право оперативного управления не оформлено в установленном законодательстве порядке, то основания для постановки на баланс (в состав основных средств) государственного унитарного предприятия (казенного предприятия) данных объектов недвижимого имущества отсутствуют. Данные объекты не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения налогом на имущество.

Учет основных средств без правовых оснований, фактическое нахождение спорного имущества в пользовании предприятия не является основанием для начисления налога (Обзор практики применения законодательства РФ о налоге на имущество (глава 30 Кодекса) от 05.10.2007).

С учетом изложенного заявитель считает, что среднегодовая стоимость спорных объектов не может быть включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций, налог на имущество доначислен необоснованно.

Заявитель отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень, в котором указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ, подлежащие льготированию при налогообложении имущества организаций.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

ФКП АХК считает, что подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым (письмо Минфина России от 13.07.2006 № 03-01-04/143).

Право на льготу по налогу на имущество имеет организация, не осуществляющая деятельность в сфере электроэнергетики, в отношении находящихся у нее на балансе линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью, используемых для собственных и производственных нужд (письмо Минфина России от 14.06.2012 № 03-05-05-01/34).

Определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

Техническая документация на реконструкцию охранного периметра с полным комплексом ИТСО (1 очередь), разработанная ФГУП «Центромашпроект», предусматривала проведение работ подрядчиком ООО «Эл Би Скай Глобал» по оснащению охранного периметра охранной системой и связанных с этим работ: реконструкция внешнего основного ограждения (забора общекомбинатского), организация системы охранной сигнализации по внешнему ограждению, организация системы охранного освещения, организация системы электроснабжения и реконструкция контрольно-пропускных пунктов, расположенных в зданиях 2-а, 2-б, 20-0.

ФКП АХК считает, что все поименованные спорные объекты являются составной частью охранной системы, указанной в Примечании Перечня к линии электропередачи воздушная, код ОКОФ (12 4521125), которая подлежит льготе.

Реконструкция забора общекомбинатского и зданий проходных связана с размещением в них охранной системы, специальной электрической аппаратуры, линий электропередач и трансформаторных подстанций, автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов, что позволяет их отнести к ОКОФ 11 452 1012 «Здания электрических сетей».

Реконструируемый забор представляет собой сигнальное ограждение оцинкованной сетчатой конструкции, с встроенной системой охранной сигнализации периметра T-REX 6000, закрепленными по всей длине периметра датчиками системы вибрационного действия, смонтированными на кабеле (сенсорной линии SL - 6000), что подтверждается приложенным техническим паспортом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Данные от датчиков получает и анализирует блок обработки сигнала (БОС), который устанавливается вдоль линии периметра и состоит из платы приема, обработки и передачи сигнала и устройств грозозащиты. Блоки обработки сигнала объединяются с центральным контроллером системы и между собой. Тревожные сигналы передаются на центральный контролер системы и автоматизированные рабочие места операторов по линии связи.

АРМ оператора выполняет функции контроля и управления техническими средствами охраны и обеспечивает передачу информации от охранных извещателей на АРМ операторов, обмен информацией в реальном времени с контроллерами, отображения состояния технических средств периферийной аппаратуры, меню для подачи команд управления на технические средства, регистрация всех сообщений от аппаратуры и команд оператора, автоматический контроль работоспособности технических средств. При поступлении тревожных сообщений АРМ оператора включает звуковой сигнал, отображает графический план объекта с устройством, сформировавшим тревогу.

В льготированный Перечень входит «аппаратура электрическая низковольтная (до 1000В)» код ОКОФ 14 3120020, к которой относится автоматизированные рабочие места оператора АРМ T-REX, блоки обработки сигнала (БОС) с платой грозозащиты FU-16, центральные контроллеры системы охранной сигнализации периметра Т- REX 6000, ящики управления освещением.

Комплектная трансформаторная подстанция модульного типа КТП-2 относится к коду ОКОФ 14 3115020 «подстанции трансформаторные комплектные», что подтверждается ведомостью амортизации основных средств. Согласно паспорту изготовителя комплектная трансформаторная подстанция мощностью 400 кВА предназначена для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока.

Трансформаторы ТМГ, камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46022) с первоначальной стоимостью 309 660, 21руб. и камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46023) с первоначальной стоимостью 450 002, 53руб. относятся к ОКОФ 143120010 «Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1 000 В).

Согласно паспорту изготовителя камера КСО 298 номинальным напряжением 10 кВ предназначена для распределительных устройств переменного трехфазного тока частотой              50 Гц сетей с изолированной или заземленной, через дугогасительный реактор, нейтралью, то есть является составной частью распределительных устройств высокого напряжения, имеет выключатели, контакторы, разъединители, короткозамыкатели, разрядники (ограничители перенапряжений), токоограничивающие реакторы, устройства защиты от перенапряжений, устройство релейной защиты и автоматики, что указано в Примечании льготированного перечня.

По паспорту изготовителя трансформатор ТМГ 400/10 имеет номинальную мощность 400 Кв, выключатели, контакторы, разъединители, короткозамыкатели, разрядники (ограничители перенапряжений), токоограничивающие реакторы, устройства защиты от перенапряжений, устройство релейной защиты и автоматики, что позволяет отнести к коду ОКОФ 143120010.

Система наружного освещения охранного периметра ФКП «АХК» (инв.№ 20043) с первоначальной стоимостью 10 059 682, 02 руб. и система охранной сигнализации (инв.                    № 20044) с первоначальной стоимостью 20 129 354, 04 руб. относятся к ОКОФ 12 4521125 «линия электропередачи воздушная», что подтверждается техническим паспортом органов инвентаризации.

Кроме того, заявитель отмечает, что ФКП «АХК» участвует в процессе передачи электроэнергии сторонним потребителям; линии электропередач ФКП «АХК» являются единой энергосистемой, через которую в настоящее время осуществляет переток электрической энергии сторонним потребителям; охранный периметр является частью энергосистемы ФКП «АХК», оснащен сложным оборудованием, имеет в своем составе комплексную трансформаторную подстанцию посредством которой также идет прием, преобразование и распределение электрической энергии.

Отнесение данного имущества к льготируемому подтверждается решением Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2015 года по делу № А68-10749/2014, вступившим в законную силу.

При таких обстоятельствах заявитель просил требования удовлетворить.

МИФНС России № 8 по Тульской области считает требования заявителя необоснованными по следующим основаниям.

Основанием для применения льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, то есть, следуя буквальному смыслу пункта 11 статьи 381 Кодекса, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между сооружениями и линиями энергопередачи.

Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Налогоплательщиком необоснованно отнесены спорные объекты основных средств к отнесены к льготируемому имуществу согласно Перечню №504: к линии энергопередачи воздушная (код ОКОФ 124521125) и к зданиям электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 114521012).

Функциональное назначение охранного периметра предприятия с полным комплексом инженерно-технических средств охраны является защита (охрана) предприятия (объектов, расположенных на территории) от внешних угроз и преступных посягательств, эксплуатация рассматриваемого охранного периметра осуществляется сотрудниками ведомственной охраны, следовательно, спорные объекты не являются имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

По мнению налогового органа, ФКП «АХК» применяет льготу по объектам комплекса инженерно-технических средств охраны, не участвующим в передаче электроэнергии; поскольку спорные основные средства не относятся к линиям энергопередачи, к сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, налогоплательщику правомерно доначислен налог на имущество организаций за спорный период.

При этом ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.

Согласно ведомостям амортизации основных средств, а также инвентарным карточкам учета объектов основных средств ФКП «АХК» приняты к бухгалтерскому учету (здание 2-А (центральная проходная) - 01.06.1939, здание 2-Б (проходная №5) - 01.06.1941, забор общекомбинатский - 01.06.1946, наружное освещение - 01.06.1986, система наружного освещения охранного периметра - 01.12.2011)и используются в деятельности Предприятия спорные объекты основных средств.

Указанные объекты учитываются налогоплательщиком на бухгалтерском счете 01 «Основные средства».

Работы по реконструкции охранного периметра с полным комплексом ИТСО (1 очередь) приняты актом рабочей комиссии от 17.12.2010 и актами о приемке выполненных работ (КС-2).

Согласно ведомостям амортизации основных средств за 2012-2014 гг. на данные объекты ФКП «Алексинский химический комбинат» начислялась амортизация.

Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, поэтому порождает обязанность общества исчислять и уплачивать названный налог в порядке, установленном главой 30 НК РФ.

Поскольку предприятие самостоятельно поставило спорные объекты на учет на бухгалтерском счете 01 «Основные средства», самостоятельно включило их в налоговую базу по налогу на имущество, довод ФКП «АХК» об отсутствии права постановки на баланс объектов охранного периметра без государственной регистрации права, является несостоятельным.

Ссылка заявителя на то, что отнесение данного имущества к льготируемому подтверждается решением Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2015 года по делу № А68-10749/2014, вступившим в законную силу, отклоняется налоговым органом,  поскольку в данном судебном споре инспекция не участвовала, соответственно, в силу части 2 части 69 АПК РФ факты, установленные решением Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2015 по делу №А68-10749/2014, не имеют преюдициального значения и устанавливаются на общих основаниях.

При таких обстоятельствах МИФНС России № 8 по Тульской области просит в удовлетворении требований отказать.

Проанализировав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (без-действия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Из приведенных норм Кодекса следует, что основанием для применения льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, то есть, следуя буквальному смыслу пункта 11 статьи 381 Кодекса, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между сооружениями и линиями энергопередачи.

Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень № 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

К линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, вышеназванный Перечень относит следующее имущество:

- код ОКОФ 124521125 (линия электропередачи воздушная: линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи;

- код ОКОФ 114521012 (здания электрических и тепловых сетей) относятся: инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т. д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.

При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом) относящимся в соответствии с Перечнем №504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.

Включение имущества в Перечень осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, одним из перечисленных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.

В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если НК РФ не предусматривает иное. Поскольку в налоговом законодательстве понятие «линии электропередачи» отсутствует, в силу статьи 11 НК РФ для уяснения соответствующих терминов следует руководствоваться отраслевыми законами и стандартами, в т.ч., Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», статьей 3 которого установлено, что объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачиэлектрической энергии оборудование.

В соответствии с ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» линии электропередачи (ЛЭП) ­электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачиэлектрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431. Электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Заключение с абонентом договора энергоснабжения осуществляется при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При этом договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон №35-Ф3) любые юридические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Кроме того, согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, к потребителям услуг по передаче электрической энергии относятся лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и объектами электроэнергетики. Таким образом, потребитель электроэнергии должен располагать необходимым оборудованием (энергопринимающими устройствами), посредством которого он осуществляет прием энергии от поставщика и ее потребление. Помимо этого он может владеть объектами энергетики, к которым в соответствии со статьей 3 Закона №35-Ф3 относятся, в частности, и линии электропередачи.

Пунктом 1 статьи 5 Закона №35-Ф3 определено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

В соответствии со статьей 7 Закона №35-Ф3 единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 №648 и от 26.01.2006 №41.

Согласно статье 26 Закона №35-Ф3 любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Поэтому потребитель электроэнергии должен располагать необходимым оборудованием (энергопринимающими устройствами), посредством которого им осуществляется прием и потребление энергии от поставщика.

Таким образом, льготируются линии энергопередачи и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью линий энергопередач, то есть льготируются объекты, непосредственно предназначенные для производства и передачи электроэнергии.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФКП «АХК» представлены в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет объектов недвижимого имущества, уточненные налоговые расчеты за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2014 года, налоговая декларация за 2014 год, в которых заявлены льготы по налогу на имущество в отношении части объектов.

Так, предприятием из состава облагаемых налогом на имущество основных средств были исключены: здание 2-а центральная проходная (инв. № 00037, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 114521012); здание 2-б проходная 5 (инв. № 00125, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 114521012); забор общекомбинатский (инв. № 20130, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 114521012); система наружного освещения охранного периметра (инв. № 20043, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 124521125); наружное освещение (инв. № 20210, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 124521125).

Таким образом, спорные объекты основных средств отнесены заявителем к линии энергопередачи воздушная (код ОКОФ 124521125) и к зданиям электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 114521012), то есть, отнесены к льготируемому имуществу согласно Перечню №504.

При этом как указывалось ранее, право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).

Следовательно, с учетом понятия «линии энергопередачи», прямого указания на линии энергопередачи в пункте 11 статьи 381 НК РФ и в Перечне № 504, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ, как налогоплательщик, претендующий на применение льготы, должен доказать наличие у него на балансе имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.

ФКП «АХК» в обоснование заявленной льготы по налогу на имущество представлены технические паспорта спорных объектов.

Из технического паспорта объекта (здание 2-а центральная проходная) следует, что данный объект является нежилым зданием, вид использования - по назначению.

При этом из экспликации к поэтажному плану строения (здание 2-а центральная проходная) следует, что данный объект состоит из: тамбуров, блокпостов, служебного помещения, электрощитовой, коридора, кладовой, туалета, умывальной, т.е. ни одно из перечисленных помещений не является имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Из технического паспорта объекта (здание 2-б проходная №5) следует, что данный объект является нежилым зданием, вид использования - по назначению.

При этом из экспликации к поэтажному плану строения (здание 2-б проходная №5) следует, что данный объект состоит из: проходной, комнат отдыха, электрощитовой, раздевалок, коридоров, комнат хранения и заряжения оружия, архива, комнаты приема пищи, комнаты помощника начальника караула, кабинета начальника караула, кабинета зам. начальника отряда, кабинета начальника отряда, помещений отдела кадров, складов, сушилки, учебного класса, умывальной, туалета, кладовой, камеры хранения.

Из технического паспорта объекта (забор общекомбинатский) следует, что данный объект представляет собой металлический решетчатый забор, по металлическим столбам с охранной системой АКЛ типа «Егоза», назначение объекта - объект вспомогательного назначения, вид использования - по назначению.

Техпаспорт на сооружение «Система наружного освещения охранного периметра ФКП «АХК» свидетельствует о том, что для эксплуатации данного объекта применяются элементы, имеющие определенный код ОКОФ, указанный в Перечне №504.

Вместе с тем, согласно Техническому решению по проекту «Реконструкция охранного периметра с полным комплексом ИТСО на ФКП «Алексинский химический комбинат», г. Алексин Тульской области (1 очередь)» подлежал реконструкции охранный периметр, в том числе:

-реконструкция внешнего основного ограждения;

-планировка охранной зоны линии периметра основной площадки;

-организация системы охранной сигнализации по внешнему ограждению;

-организация системы охранного освещения;

-организация системы электроснабжения;

-реконструкция контрольно-пропускных пунктов.

Таким образом, согласно Техническому решению спорные объекты недвижимого имущества (здание 2-а (центральная проходная), здание 2-б (проходная №5), забор общекомбинатский, наружное освещение) входят в охранный периметр.

Представленное заявителем Техническое решение свидетельствует о принятии ФКП «АХК» решения реконструировать и организовать систему охранной сигнализации, охранного освещения и систему электроснабжения по внешнему ограждению, а также реконструкцию контрольно-пропускных пунктов.

Из представленного Технического решения следует, что обоснованием для проводимых работ является организация распределенной структуры постов охраны, обеспечение дальнейшего развития комплексов инженерно-технических средств охраны объекта по части интеграции системы телевизионного наблюдения, постовой связи и т.д., в т.ч. для построения более функционального комплекса инженерно-технических средств охраны.

При этом функциональное назначение охранного периметра предприятия с полным комплексом инженерно-технических средств охраны является защита (охрана) предприятия (объектов, расположенных на территории) от внешних угроз и преступных посягательств, эксплуатация рассматриваемого охранного периметра осуществляется сотрудниками ведомственной охраны, следовательно, спорные объекты не являются имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Таким образом, суд считает, что в рассматриваемом случае объекты охранного периметра не относятся к линиям электропередачи, а также не являются неотъемлемой технологической частью линии энергопередачи.

Исходя из позиции ФКП «АХК», к объектам электропередачи можно отнести все основные средства предприятия (цеха, административные здания, гаражи и т.д., водонапорные башни оборудованные электронасосами), поскольку все указанные объекты подключены к системе электроснабжения и не могут эксплуатироваться без поступающей по кабелям (имеющий определенный ОКОФ) электроэнергии.

Указанное подтверждается письмом от 22.06.2015 №13-6/9250 Приокского Управления Ростехнадзора – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экологического, технологического и атомного надзора, а также в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

Согласно данному письму здания 2-а и 2-б предназначены, прежде всего, для осуществления мероприятий по охране территории предприятия, в данных зданиях может располагаться распределительное устройство, от которого могут быть запитаны электроустановки для собственных нужд зданий и (или) цепи охранного освещения и рабочего освещения зданий, рядом стоящих объектов.

Из данного письма следует, что забор общекомбинатский также не является неотъемлемой технологической частью линии освещения; система наружного освещения охранного периметра предназначена не для передачиэлектрической энергии каким-либо потребителям, а для собственных нужд предприятия с целью освещения охранного периметра.

Как указывалось ранее, в Перечне № 504 указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, либо сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих линий, и соответствующие этим наименованиям коды ОКОФ.

Согласно введению в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Вместе с тем, в Перечень № 504 включены лишь те объекты, которые предназначены для производства и передачи электрической энергии, а не объекты, предназначенные для размещения специального оборудования электрических сетей (в частности, электрощитовая), а также объекты иного хозяйственного назначения (в частности, проходная, комнаты отдыха, раздевалки, комната приема пищи и т.д.) и факт наличия у предприятия охранного комплекса с входящими в него объектами, которым ФКП «АХК» обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к неотъемлемой части линий энергопередачи, поскольку они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня № 504.

При этом для использования спорных объектов в целях охраны предприятия, последнее потребляет электроэнергию, а не передает ее между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431, тогда как обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому, является наличие технологической связи между спорным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом) относящимся в соответствии с Перечнем № 504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что поскольку ФКП «АХК» участвует в процессе передачи электроэнергии сторонним потребителям путем перетока электрической энергии сторонним потребителям через единую энергосистему предприятия, составной частью которой является охранный периметр, оснащенный сложным оборудованием, имеющий в своем составе комплексную трансформаторную подстанцию посредством которой также идет прием, преобразование и распределение электрической энергии, налоговая льгота по имуществу, входящему в охранный периметр, заявлена предприятием правомерно.

Как указывалось ранее, функциональное назначение охранного периметра предприятия с полным комплексом инженерно-технических средств охраны является защита (охрана) предприятия (объектов, расположенных на территории) от внешних угроз и преступных посягательств, эксплуатация рассматриваемого охранного периметра осуществляется сотрудниками ведомственной охраны, спорные объекты не являются имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно спорные объекты участвуют в перетоке электрической энергии сторонним потребителям.

Таким образом, ФКП «АХК» применяет льготу по объектам комплекса инженерно-технических средств охраны, не участвующим в передаче электроэнергии, спорные основные средства не относятся к линиям энергопередачи, к сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, и, соответственно, налоговым органом правомерно доначислен налог на имущество организаций за спорные периоды в общей сумме 811 031 руб.

Судом отклоняется довод ФКП «АХК» об отсутствии оснований для постановки на баланс спорных объектов недвижимого имущества, поскольку право государственной собственности и оперативного управления за полугодие 2012 года  оформлено не было.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса (в редакции, действующей в проверяемом периоде) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В силу пункта 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - Положение ПБУ 6/01).

В соответствии с названным Приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

-объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владении и пользование или во временное пользование;

-объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше двенадцати месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает двенадцати месяцев;

-организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.

Пунктом 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд и в других случаях.

Таким образом, ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.

Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, поэтому порождает обязанность общества исчислять и уплачивать названный налог в порядке, установленном главой 30 НК РФ.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 № 16078/2007, в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2007 по делу № 8464/07.

Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, установлено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию) применяется акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1).

Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).

Принятие объекта в состав основных средств осуществляется организацией самостоятельно, однако, вопрос о включении приобретенного актива (имущество, иные объекты) в состав основных средств и, как следствие, в объект налогообложения налогом на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика - организации, а определяется экономической сущностью объекта, поэтому принятие актива (имущества) к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств должно производиться в случае, если указанный объект обладает всеми признаками, установленными пунктом 4 ПБУ 6/01.

Согласно ведомостям амортизации основных средств, а также инвентарным карточкам учета объектов основных средств ФКП «АХК» приняты к бухгалтерскому учету и используются в деятельности предприятия спорные объекты основных средств, в том числе:

здание 2-А (центральная проходная) инвентарный номер №00037, принято к бухгалтерскому учету 01.06.1939;

здание 2-Б (проходная №5) инвентарный номер №00125, принято к бухгалтерскому учету 01.06.1941;

забор общекомбинатский инвентарный номер №20130, принят к бухгалтерскому учету 01.06.1946;

наружное освещение инвентарный номер №10210, принято к бухгалтерскому учету 01.06.1986;

система наружного освещения охранного периметра инвентарный помер №20043, принята к бухгалтерскому учету 01.12.2011.

Поименованные объекты учитываются налогоплательщиком на бухгалтерском счете 01 «Основные средства».

Работы по реконструкции охранного периметра с полным комплексом ИТСО (1 очередь) приняты актом рабочей комиссии от 17.12.2010 и актами о приемке выполненных работ (КС-2). Пусконаладочные работы и испытания комплексной трансформаторной подстанции КТП были проведены 16.12.2011г.

Охрана периметра с полным комплексом ИТСО ФКП «Алексинский химический комбинат» состоит из следующих объектов основных средств:

1)Автоматизированное рабочее место опeрaтора АРМ T-REX 600 (инв. № 40112, 40113, 40114) с первоначальной стоимостью 2 9 958,63 руб.;

2)Блок обработки сигнала (БОС) с платой грозозащиты FU-16 (инв. № 40108, 40109, 40110, 40103, 40104, 40105, 40106, 40107) с первоначальной стоимостью 133 136,99 руб.;

3)Центральный контроллер системы охран той сигнализации периметра T-REX 6000 (инв. № 40101, 40099, 40102) с первоначальной стоимостью 203 390,92 руб.;

4)Ящик управления освещением ЯУО 9602 (инв. № 40091, 40095, 40096, 40097, 40098, 40090) с первоначальной стоимостью 47 341,98 руб.;

5)Комплексная трансформаторная подстанция модульного типа КТП-2 (инв. № 40089) с первоначальной стоимостью 850 158,01 руб.;

6)Камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46022) с первоначальной стоимостью 309 660,21руб.;

7)Камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46023) с первоначальной стоимостью 450 002,53руб.;

8)Трансформатор ТМГ (инв. № 40087, 40088) с первоначальной стоимостью 183 051 руб.;

9)Система наружного освещения охранного, периметра ФКП «АХК» (инв. № 20043) с первоначальной стоимостью 10 059 682,02 руб.;

10)Система охранной сигнализации (инв. № 20044) с первоначальной стоимостью 20 129 354,04 руб.;

11)Силовой кабель от ТП-2 до ТП-10 (инв. № 50007) с первоначальной стоимостью 361 988,23 руб.;

12)Силовой кабель от TI1-5 до КПП-3 (инв. № 50002) с первоначальной стоимостью 374 165,61 руб.;

13)Силовой кабель от ТП-140 до КПП-5 (инв. № 50010) с первоначальной стоимостью 436 526,55 руб.;

14)Силовой кабель от ТП-37 до Kl II1-5 (инв. № 50011) с первоначальной стоимостью 623 609,35 руб.;

15)Силовой кабель от 111-8 до КПП-18 (инв. № 50008) с первоначальной стоимостью 852 569,49 руб.;

16)Силовой кабель от ТП-10 до КТП-18 (инв. № 50009) с первоначальной стоимостью 916 168,20 руб.;

17)Силовой кабель от ТП-1 до КТП-3 (инв. № 50006) с первоначальной стоимостью 1 309 579,64 руб.;

18)Реконструкция здания 2-А (центральная проходная) (инв. № 00037) с первоначальной стоимостью 4 979 615,53 руб.;

19)Реконструкция здания 2-Б (проходная № 5) (инв. № 00125) с первоначальной стоимостью 3 349 264,29 руб.;

20)Реконструкция здания 20-0 на 76 разъезде (инв. № 02011) с первоначальной стоимостью 723 593,21руб.;

21)Реконструкция забора общекомбинатского (инв. № 20130) с первоначальной стоимостью 48 677 002,51 руб.

В составе основных средств вышеперечисленные объекты учтены предприятием в декабре 2011г., согласно ОС-1 № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 от 30.12.2011г., ОС-3 № 5, 6, 7, 8 от 30.12.2011г.

Поскольку у предприятия отсутствовали затраты, связанные с передачей ему объектов основных средств, передача объектов недвижимости оформлена актами приемки-передачи, переданное имущество соответствовало необходимым требованиям для нормальной эксплуатации и фактически эксплуатировалось.

Работы, производимые в 2012г., направленные на улучшение объекта, не свидетельствуют о том, что данный объект не мог эксплуатироваться и использоваться в деятельности предприятия. Работы по улучшению объекта могут выполняться заявителем и в следующие периоды.

Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, в связи с чем порождает обязанность общества исчислять и уплачивать названный налог в порядке, установленном главой 30 НК РФ.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ведомостям амортизации основных средств за 2012-2014 гг. на данные объекты ФКП «Алексинский химический комбинат» начислялась амортизация.

При этом момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от условий, обозначенных в пункте 11 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации. Лишение налогоплательщика права начисления на незарегистрированные, но введенные в эксплуатацию объекты основных средств, амортизационных отчислений и их учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций противоречит положению пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6909/12).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из того, что отсутствие государственной регистрация права на объект основного средства из-за не реализации налогоплательщиком права на своевременное оформление этого объекта в собственность не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта через амортизацию, если этот объект отражен в качестве основного средства в бухгалтерском учете с определением первоначальной стоимости, введен в эксплуатацию и используется в производственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации включаются в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ в расходы, связанные с производством и реализацией, включаются расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Таким образом, учитывая спорные объекты недвижимого имущества на бухгалтерском счете 01 «Основные средства», предприятие вправе включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, суммы начисленной амортизации, а также суммы расходов на содержание и техническое обслуживание данных объектов.

Учитывая, что предприятие самостоятельно поставило спорные объекты на учет на бухгалтерском счете 01 «Основные средства» и самостоятельно включило их в налоговую базу по налогу на имущество, довод ФКП «АХК» об отсутствии права постановки на баланс объектов охранного периметра без государственной регистрации права, является несостоятельным.

Аналогичная позиция изложена в решениях по делам №А68-10627/2015,  №А68-155/2016 и других, в рамках которых рассмотрены споры между теми же сторонами  о доначислении налога на имущество организаций в отношении тех же объектов за периоды 1 квартал 2012 года, 1 кварта, полугодие,  9 месяцев 2013 года и другие периоды. Судами апелляционной и кассационной (либо апелляционной инстанции) решения суда первой инстанции по указанным делам оставлены без изменения.

Выводы арбитражного суда, содержащиеся в мотивировочной части решения по делу №А68-10749/2014 (реконструкция забора общекомбинатского и зданий проходных связана с размещением в них охранной системы, специальной электрической аппаратуры, линий электропередач и подстанций, АРМ операторов, что позволяет их отнести к ОКОФ 11 452 1012 «Здания электрических сетей») не имеет определяющего значения по рассматриваемому спору по делу № А68-156/2016.

При изложенныхобстоятельствах оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 08.07.2015 № 1893  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являются законными и обоснованными.

Согласно статьям 101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. отнести на заявителя.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), в связи с чем государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная обществом за принятие обеспечительных мер, подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

На основании п. 5 ст. 96 АПК РФ следует отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Тульской области от 11.11.2015.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 руб. отнести на Федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат».

Возвратить Федеральному казенному предприятию «Алексинский химический комбинат» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Отменить обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Тульской области от 11.11.2015, со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья                                                                                                                          Л.В.Елисеева