ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-10727/09 от 09.12.2009 АС Тульской области

Арбитражный суд Тульской области

300041 г.Тула, Красноармейский проспект, 5

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула

«16» декабря 2009 г. Дело № А68-10727/09

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2009 года. Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Драчена А.В.,

протокол вела секретарь судебного заседания Пименова О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области

3-и лица: ТУ Росимущества в Тульской области, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления

при участии в заседании:

от заявителя – представителя Смоляниновой Ю.В. – по доверенности от 10.02.2009 г.

от Управления Росреестра по Тульской области – представителя Боевой А.В. – по доверенности от 23.11.2009 г.

от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области – представителя Печуриной Е.Ф. – по доверенности от 17.02.2009 г.

от ТУ Росимущества в Тульской области – представитель не явился, извещен, уведомление №83604.

от Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы – представитель не явился, извещен, уведомление №83606.

установил:   Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области в государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения первого этажа с номерами на поэтажном плане №№1-24, лит.А, нежилые помещения первого этажа №№1-3, лит. А7, нежилые помещения технического этажа №№1-2, общей площадью 671,8 кв.м., расположенные по адресу: г.Тула, Красноармейский проспект, д.1. Также заявитель просил обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права на указанные объекты.

Определением от 24.11.2009 г. произведена замена ответчика в порядке процессуального правопреемства на Управление Росреестра по Тульской области.

Заявитель считает отказ в регистрации права оперативного управления от 03.07.2009 г. №01/004/2009-1 незаконным, так как право собственности Российской Федерации на незавершенный строительством объект возникло в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1. Правоустанавливающим документом является выписка из реестра федерального имущества и распоряжения ТУ Росимущества по Тульской области №314-р от 12.07.2007 г. и №99-р от 02.04.2009 г.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. №8 выписка из реестра является документом, подтверждающим право федеральной собственности на объект.

Все необходимые документы были представлены в регистрирующий орган и оснований для отказа в регистрации не имелось.

ТУ Росимущества в Тульской области поддержало позицию заявителя. В отзыве на заявление указало, что право, возникшее до момента вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признается юридически действительным.

В соответствии с абз.2 п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» спорный объект относится к федеральной собственности как имущество, право на которое не разграничено.

Согласно данным технического учета здание №1 по Красноармейскому проспекту г.Тулы является жилым домом, в котором расположены спорные помещения. Здание является жилым домом, строительство которого завершено в 1990 г.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований. В отзыве на заявление указал, что среди представленных на регистрацию документов отсутствовали документы, однозначно свидетельствующие о принадлежности спорных помещений Российской Федерации.

В материалах регистрационного дела имеется выписка из реестра имущества Тульской области, куда включены спорные помещения. Помещения входят в состав незавершенного строительством объекта – Театра кукол в г.Туле. Имеются сведения о финансировании строительства данного объекта за счет средств бюджета Тульской области после 1991 года.

Для разрешения возникших противоречий был направлен запрос №01-1281ЕЛ от 03.06.2009 г. На данный запрос руководитель ТУ Росимущества в Тульской области письмом от 02.07.2009 г. сообщил, что поскольку здание, расположенное по адресу: г.Тула, Красноармейский проспект, д.1, частью которого являются помещения, закрепленные за Управлением Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям, создавалось за счет бюджетов разных уровней, ТУ Росимущества в Тульской области обратилось к губернатору Тульской области о возможности оформления права собственности РФ на спорные помещения.

Таким образом, полномочия РФ, как собственника помещений, подтверждены не были.

Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области поддержал позицию ответчика.

Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы сообщил, что спорные помещения не включены в реестр муниципальной собственности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

Распоряжением ТУ Росимущества по Тульской области от 12.10.2007 г. №314-р (пункт 4) было закреплено на праве оперативного управления за Управлением Россельхознадзора по Тульской области (640 кв.м.) и за ФГУ «Центррыбвод» (70 кв.м.) встроено-пристроенное нежилое помещение по адресу: г.Тула, ул.Советская, 10.

Распоряжением ТУ Росимущества по Тульской области от 29.11.2007 г. №365 внесены изменения в распоряжение ТУ Росимущества по Тульской области от 12.10.2007 г. №314-р. В частности указанное распоряжение дополнено пунктом 6, предписывающим Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства г.Тулы» и Управлению Россельхознадзора по Тульской области оформить передачу имущества актом приема-передачи.

На основании данного распоряжения МУ «УКС г.Тулы» и Управлением Россельхознадзора по Тульской области 16.01.2008 г.подписан акт приема-передачи встроено-пристроенных нежилых помещений в незавершённом строительством объекте «Театр кукол», расположенном по адресу: г.Тула, ул.Советская, д.10, площадью 427 кв.м. балансовой стоимостью 2 274 200 руб.

Соглашением от 27.11.2008 г. в акт приема-передачи от 16.01.2008 г. внесены изменения в части определения адреса объекта и предписано вместо слов «Советская, 10» читать «Красноармейский проспект, д.1».

Распоряжением ТУ Росимущества по Тульской области от 05.11.2008 г. №469-р внесены изменения в распоряжение ТУ Росимущества по Тульской области от 12.10.2007 г. №314-р, согласно которым за Управлением Россельхознадзора по Тульской области закреплялось на праве оперативного управление встроено-пристроенное нежилое помещение балансовой стоимостью 2647 тыс. рублей, общей площадью 561,8 кв.м., расположенное по адресу: Г.Тула, Красноармейский проспект, д.1

11.01.2009 г. Управление Россельхознадзора по Тульской области обратилось в УФРС по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на указанные помещения. Расписка в получении документов от 11.01.2009 г. содержит уведомление заявителя о необходимости регистрации права собственности Российской Федерации на объект, а также о несоответствии площади объекта в распоряжении №469-р от 05.11.2008 г. и кадастровом паспорте.

03.03.2009 г. на основании заявления Управления Россельхознадзора по Тульской области регистрация права оперативного управления была приостановлена.

Распоряжением ТУ Росимущества по Тульской области от 02.04.2009 г. №99-р внесены изменения в распоряжение ТУ Росимущества по Тульской области от 12.10.2007 г. №314-р, согласно которым за Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой областям на праве оперативного управления закрепляется недвижимое имущество в виде:

- нежилых помещений первого этажа №№1-24, лит.А;

- нежилых помещений первого этажа №№1-3, лит.А7;

- нежилых помещений технического этажа №№1-29,

общей площадью 671,8 кв.м., расположенное по адресу: г.Тула, Красноармейский проспект, д.1, балансовой стоимостью 2647 тыс. руб.

Письмом от 03.07.2009 г. УФРС по Тульской области отказало в регистрации права оперативного управления на основании абзацев 6, 8, 10 п.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрирующий орган указал на отсутствие документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации и отсутствие сведений о регистрации права за Российской Федерацией.

Помещения входят в состав незавершенного строительством объекта – Театра кукол в г.Туле. Имеются сведения о финансировании строительства данного объекта за счет средств бюджета Тульской области после 1991 года. В материалах регистрационного дела имеется выписка из реестра имущества Тульской области, куда включены спорные помещения.

Рассмотрев основания принятия оспариваемого решения суд находит оспариваемый отказ законным и не нарушающим прав заявителя.

Статья 20 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает основания для отказа в государственной регистрации прав. В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества или не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзацы 6, 8, 10 п.1).

К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относится в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе для проведения правовой экспертизы (п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 16 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Согласно п.16 постановления Пленума ВАС РФ №8 от 25.02.1998 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу статьи 130 ГК РФ и статьи 25 Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не завершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу.

Поэтому при разрешении споров о праве собственности на не завершенные строительством объекты судам необходимо руководствоваться нормами, регулирующими правоотношения собственности на недвижимое имущество и совершение сделок с ним, с учетом особенностей, установленных для возникновения права собственности на не завершенные строительством объекты и распоряжения ими.

Помещения, право оперативного управления на которые просило зарегистрировать Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям, являются частью не завершенного строительством объекта – театра кукол в г.Туле.

Данный вывод основан на анализе технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: г.Тула, Красноармейский проспект, д.1, пояснительной записки к рабочей документации по объекту Театр кукол в г.Туле, акта приема-передачи от 16.01.2008 г., кадастрового паспорта помещения, письма ТУ Росимущества в Тульской области от 29.06.2009 г. №ВК 71-16/255.

В кадастровом паспорте помещения, представленном заявителем в составе комплекта документов на регистрацию, указано, что помещения являются незавершенными строительством.

При этом, в техническом паспорте на жилой дом, расположенный по Красноармейскому проспекту, д.1, помещения обозначены как относящиеся к объекту - Театр кукол. (раздел 10 «исчисление площадей и объёмов зданий и сооружений, расположенных на земельном участке, и план стр. лит АА7). В отношении помещений также указано, что они являются незавершенными строительством (Экспликация к поэтажному плану здания (строения)).

Согласно пояснительной записке рабочей документации на объект – Театр кукол в г.Туле данное строение представляет собой 1-4 этажное здание с 2 этажной встроенной в жилой дом частью (п.1 раздела 2.3). Здание театра состоит из встроенной в жилом доме 2-х этажной части и 1-4 этажной с подвалом пристроенной части, которые соединены между собой по 2-му этажу переходом с устройством под ним главного, служебного входа и входа в административную часть. Во встроенной части расположены административно-хозяйственные помещения и часть помещений художественного руководства и производственных мастерских. (п.1 раздела 2.5.1 Архитектурное решение).

При передаче спорных помещений от МУ «УКС г.Тула» заявителю, в акте приема-передачи от 16.01.2008 г. и соглашении от 27.11.2008 г. о внесении изменений в акт приема-передачи от 16.01.2008 г. стороны указали, что передаются встроено-пристроенные нежилые помещения в незавершенном строительством объекте «Театр кукол».

Указанное обстоятельство не отрицалось руководителем ТУ Росимущества в Тульской области от 29.06.2009 г. №ВК 71-16/255.

Согласно п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Вместе с тем, строительство объекта Театр кукол в г.Туле осуществлялось и после 1991 г. Причем финансирование строительства осуществлялось бюджетами трех уровней: федеральным, областным и муниципальным.

Строительство объекта изначально осуществлялось по титулу УКСа горисполкома. Земельный участок был отведен решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся №5-133 от 01.03.1978 г.

Решением Тульского областного Совета народных депутатов от 11.12.1991 г. были отнесены к муниципальной собственности объекты незавершенного строительства, строящиеся по титулу УКСа горисполкома (за исключением объектов, строящихся для области).

Согласно перечню №1 предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденному решением Малого Совета Тульского городского Совета народных депутатов от 16.04.1992 г. №9/107 Управление капитального строительства Администрации города было передано в муниципальную собственность.

Постановлением Губернатора Тульской области от 29.12.2000 г. №467 УКС Управы г.Тулы был определен заказчиком строительства театра. Законами Тульской области от 29.12.2003 г. №425-ЗТО, от 28.12.2004 г. №499-ЗТО, от 31.12.2004 г. №500-ЗТО выделялись денежные средства областного бюджета на строительство театра кукол в г.Туле.

По договору №762-01-19 от 24.04.2002 г., заключенному между Администрацией Тульской области и Министерством культуры РФ, последнее выделяло субвенции бюджету Тульской области на строительство Театра кукол в г.Туле. При этом в договоре заказчиком-застройщиком назван УКС администрации г.Тулы.

Встроенные помещения включены как в реестр собственности Тульской области, так и в реестр федеральной собственности.

13.05.2005 г. МУ «УКС Управы г.Тулы» выдано разрешение на строительство нежилого здания (театра кукол), расположенного по адресу: г.Тула, Советский район, ул.Советская.

Из справки Департамента финансов Тульской области от 05.03.2007 г. №МР25-112-41 следует, что финансирование строительства осуществлялось за счет бюджетов всех уровней.

Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на Театр кукол в г.Туле не зарегистрировано. Такой объект права не существует.

Отнести его к ранее возникшим объектам не представляется возможным, так как его строительство и инвестиции в это строительство осуществлялись и после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В настоящее время указанный объект существует только как финансовые инвестиции бюджетов соответствующих уровней. При этом доли не определены.

Необходимость определения долей признается в письме ТУ Росимущества в Тульской области от 29.06.2009 г. №ВК 71-16/255.

До завершения строительства объекта выделение доли в натуре, в виде конкретных помещений невозможно. Иное может привести к невозможности завершения строительства и ввода такого объекта в эксплуатацию.

Также невозможна передача недвижимого имущества в оперативное управление до регистрации права собственности Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления принято в соответствии со ст.20 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В удовлетворении требований Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям следует отказать полностью.

Руководствуясьст.ст.167-170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья А.В. Драчен