Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, <...>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
Дело №А68-1081/09
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2009г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2009г.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
Судьи Андреевой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1
к администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области
о признании недействительным постановления главы администрации г.Тулы №4696 от 21.11.2008г. в части установления цены предоставляемого земельного участка площадью 2532 кв.м., с кадастровым номером 71:30:010102:26, расположенного по адресу: г.Тула, Зареченский район, Алексинское шоссе, д.32, в размере 595853,79 руб.; об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области при заключении договора-купли продажи земельного участка установить в нем цену указанного земельного участка в размере 58417,04 руб.
3-е лицо: Администрация Тульской области
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО2, по доверенности
от администрации г.Тулы – ФИО3, по доверенности
от КИЗО – не явился, извещен
от Администрации ТО – ФИО4, по доверенности
от Департамента – ФИО5, по доверенности
установил:
На основании договора купли-продажи, заключенного предпринимателем ФИО1 с ООО ПКФ «СТРОЙКА» от 16.08.2006г., заявитель приобрел на праве собственности недвижимое имущество: нежилое здание (склад), лит.М общей площадью 268 кв.м. с сараями, литеры Г1, Г2, расположенные по адресу: <...>, о чем свидетельствует выданное свидетельство о государственной регистрации права от 15.09.2006г.
Данное недвижимое имущество перешло к ООО ПКФ «СТРОЙКА» от ООО «АДЕНТ» по договору купли-продажи от 18.08.2003г., к ООО «АДЕНТ» перешло от ООО «Туласанехпром» по договору купли-продажи №53 от 11.10.2002г., к ООО «Туласантехпром» перешло от АОЗТ ПФ «Туласантехника» по договору купли-продажи №54 от 05.04.2001г.
АОЗТ ПФ «Туласантехника» вышеуказанное недвижимое имущество перешло в результате приватизации на основании договора купли-продажи имущества государственного предприятия от 19.10.1992г., заключенного с Фондом имущества Тульской области.
Предприниматель ФИО1 обратился в администрацию г.Тулы с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым №71:30:010102:26, площадью 2532 кв.м., расположенного по адресу: г. Тула, Зареченский район, Алексинское шоссе, д.32 в собственность за плату.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 21.11.2008г. №4696 администрация города Тулы приняла решение о предоставлении вышеназванного земельного участка предпринимателю ФИО1 в собственность по цене 595853,79 руб.
25.02.2009г. предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным постановления главы администрации г.Тулы №4696 от 21.11.2008г. в части установления цены предоставляемого земельного участка площадью 2532 кв.м., с кадастровым номером 71:30:010102:26, расположенного по адресу: г.Тула, Зареченский район, Алексинское шоссе, д.32, в размере 595853,79 руб.; об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области при заключении договора-купли продажи земельного участка установить в нем цену указанного земельного участка в размере 58417,04 руб.
Администрация г. Тулы возражала против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве от 21.04.2009г. №567-ю.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области возражал против удовлетворения заявленного требования.
Администрация Тульской области возражала против удовлетворения заявленного требования.
Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Спор рассмотрен в порядке ст.156 АПК РФ.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Требования ст. 34 ч.1 ЗК РФ обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Статьей 36 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1.1. данной нормы установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Исходя из п.6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Предприниматель ФИО1 имеет на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимости на праве собственности, в связи с чем обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка является обоснованным.
Согласно ст. 2 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона 212-ФЗ от 24.07.2007г.) пункт 1 - до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Пункт 2 - до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Законом Тульской области «Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» от 18.03.2008г. № 984-ЗТО определено
п.1 - установить до 1 января 2010 года на территории Тульской области цену земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
п. 2 - установить до 1 января 2010 года на территории Тульской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, не указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, следующую цену земли:
в городе Туле - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Администрация г. Тулы принимая решение о продаже земельного участка по цене, предусмотренной п.2 ст.2 Закона Тульской области исходила из того, что недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом в собственность земельном участке, приобретено было заявителем у собственника здания по договору купли-продажи, а не получено в результате приватизации. При этом, администрация, обосновывая свою позицию, дополнила текст статьи 2 п.1 абз. 2 Федерального Закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» словом «непосредственно», в связи с чем данная норма стала звучать следующим образом: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были непосредственно отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Суд считает данный довод необоснованным, поскольку из буквального прочтения п.1 ст. 2 Федерального Закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ (в редакции Федерального Закона 212-ФЗ от 24.07.2007г.) следует, что определяющими условиями для применения данной нормы являются:
- наличие зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке;
- объект недвижимости должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности.
При этом положения пункта 1 данной статьи не содержат исключения по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность: лицо, непосредственно получившее объект недвижимости в собственность в результате приватизации либо иное лицо, в последующем приобретшее данное имущество на законных основаниях.
Согласно представленным документам недвижимое имущество, приобретенное предпринимателем ФИО1 по договору купли-продажи от 16.08.2003г., перешло в собственность ООО ПКФ «СТРОЙКА» от ООО «АДЕНТ» по договору купли-продажи от 18.08.2003г., к ООО «АДЕНТ» перешло от ООО «Туласанехпром» по договору купли-продажи №53 от 11.10.2002г., к ООО «Туласантехпром» перешло от АОЗТ ПФ «Туласантехника» по договору купли-продажи №54 от 05.04.2001г.
АОЗТ ПФ «Туласантехника» вышеуказанное недвижимое имущество перешло в результате приватизации на основании договора купли-продажи имущества государственного предприятия от 19.10.1992г., заключенного с Фондом имущества Тульской области.
Согласно ст. 198 ч.1 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 ч.2 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, на испрашиваемом земельном участке предприниматель ФИО1 имеет объекты недвижимости на праве собственности, которые были отчуждены из государственной собственности, т.е. присутствуют оба условия, указанные в п.1 ст.2 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ.
На основании изложенного, суд считает, что администрацией города Тулы при принятии решения о предоставлении в собственность предпринимателя ФИО1 земельного участка по выкупной цене в размере семнадцатикратной ставки земельного налога на единицу площади неверно применена норма права, в связи с чем, суд признает недействительным постановление главы администрации города Тулы №4696 от 21.11.2008г.
Руководствуясь ст. 170-176, 197-201АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы администрации города Тулы №4696 от 21.11.2008г. «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по Алексинскому шоссе, д.32, лит.М в Зареченском районе г.Тулы» в части установления выкупной цены предоставляемого земельного участка площадью 2532 кв.м., с кадастровым номером 71:30:010102:26, определив выкупную цену земельного участка в размере 58417,04 руб.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области заключить с ИП ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 2532 кв.м., с кадастровым номером 71:30:010102:26, расположенного по адресу: г.Тула, Зареченский район, Алексинское шоссе, д.32, установив в нем цену указанного земельного участка в размере 58 417,04 руб.
Возвратить предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Андреева Е.В.