Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
РЕШЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-1090/2014
Дата объявления резолютивной части решения «16» июля 2014 года
Дата изготовления решения в полном объеме «23» июля 2014 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Тажеевой Л.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой Т.П.,
рассмотрев исковое заявление
общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортные перевозки «Эксперсс» ИНН (7113022801) ОГРН (1037102382767)
к обществу с ограниченной ответственностью «Тульская транспортная компания» ИНН (7105516571) ОГРН (1127154028210)
о взыскании 115064 руб. 79 коп.
при участии:
от истца – не явились, ув. надлежаще;
от ответчика – ФИО1 пасп., доверен.;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортные перевозки «Экспресс» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тульская транспортная компания» о взыскании 115064 руб. 79 коп.
Истец пояснил, что 1.05.2013 между ним (перевозчик-принципал) и ООО «Ефремовская транспортная компания» (агент), правопреемником которой является ответчик, был заключен агентский договор №Е-16 по организации отправления пассажиров на объекте транспортной инфраструктуры и принятии провозной платы за выданные проездные документы пассажирам автобусов пригородных и междугородных маршрутов, в соответствии с которым агент обязался за вознаграждение по поручению перевозчика-принципала совершать от его имени и за его счет юридические и иные действия, в т.ч. осуществлять на автостанции/автовокзале агента продажу пассажирам проездных документов и принимать от них провозную плату, оплату за багаж по регулярным междугородным и пригородным маршрутам, выполняемым автобусами, принадлежащими перевозчику-принципалу, осуществлять организацию перевозочного процесса на территории автовокзала/автостанции. Пунктом 4.5 договора за подсадку пассажиров на автовокзале/автостанции агента и прилегающей территории до первой тарифной остановки, а также перевозку безбилетных пассажиров установлена ответственность перевозчика-принципала перед агентом в виде штрафа в сумме по 2000 руб. за каждый случай. Основанием для предъявления штрафа служит выписка из диспетчерского журнала или акт установленной формы в соответствии с приложением №1 к договору. При этом 85% стоимости проезда от начального до конечного пункта маршрута всех обнаруженных безбилетных пассажиров, помимо штрафа, удерживается агентом из выручки за проданные билеты, причитающейся агенту-принципалу. За период с 21.05.2013 по 29.07.2013 агент предъявил перевозчику-принципалу 46 актов на общую сумму 115064.79 руб. в связи с нарушением условий агентского договора. Представленные агентом акты не соответствуют установленной в приложении к договору форме, т.к. в них не указаны реквизиты перевозчика (ИНН, ОГРН, адрес), номер путевого листа, отметка о наличии фото-видео фиксации, отметка об ознакомлении с актом водителя транспортного средства, в актах имеется ссылка на некий договор от 1.05.2013. Водители, осуществлявшие перевозки пассажиров в даты, указанные в актах, пояснили, что они подсадку пассажиров не осуществляли, информацией о проведении контроля на линии в отношении них не располагают. Акты о нарушениях представлялись агентом не сразу после их составления, а по итогам работы вместе с актом выполненных работ. Согласно условиям договора перечисление заработанной выручки осуществляется после подписания акта выполненных работ. Допущенные агентом при составлении актов нарушения свидетельствуют, что акты составлялись без участия перевозчика-принципала, не соответствуют действительности, поэтому агент незаконно удержал причитающиеся перевозчику-принципалу денежные средства в сумме 115064.79 руб. Агент, составляя акты о нарушении, не соблюдал условия договора, не информировал водителей о выявленных нарушениях, фактически создавал условия для прекращения предпринимательской деятельности истца, обязав подписывать акты №В-0000000010 от 31.05.2013, №В-0000000020 от 30.06.2013, №В-0000000028 от 31.07.2013. Не подписывать акты истец не мог, т.к. не было средств на осуществление предпринимательской деятельности. Альтернативного автовокзала, с которым можно заключить договор на перонно-кассовое обслуживание на более мягких условиях, нет.
Ответчик исковые требования истца не признал, пояснив, что согласно письменным объяснениям составлявших акты работников, подпись водителей истца при проверке получить было не возможно, т.к. наблюдение и выявление нарушений велось в пути следования автобусов, водители которых вели себя агрессивно и не пускали проверяющих в салон автобусов. Указать в акте о том, что водитель отказался от подписи, также не было возможности, поскольку как такового отказа заявлено не было, в связи с воспрепятствованием водителей проверяющим попасть в салон автобуса. В соответствии с представленным истцом паспортом маршрута, в состав которого входит тарификация маршрута, первой тарифной остановкой маршрута №286а ФИО2 (трансагентство) - Тула (станция Южная) после автовокзала г. ФИО2 является пос. Теплое. На территории г. Ефремова, кроме автовокзала, на данном маршруте до пос. Теплое остановочных пунктов нет. Акты о нарушениях вручались истцу немедленно, а не вместе с итоговым актом за месяц. Это подтверждается представленными истцом объяснительными записками водителей датированными после или датой нарушения, но не в одно и то же время в конце месяца. Ничто не мешало истцу предоставить агенту возражения по актам, но он этого не сделал. Не соответствуют действительности утверждения истца о том, что он не мог не подписать итоговые акты, т.к. якобы не получил бы деньги. Случаев задержки со стороны агента оплаты перевозчику-принципалу не было. Согласно п. 3.3 агентского договора авансовые платежи за текущий месяц продаж, за минусом агентского вознаграждения, перечисляются подекадно. В соответствии с п. 3.4 договора окончательный расчет по выручке от реализации билетов, за исключением агентского вознаграждения агента и сумм штрафов, перечисляется на расчетный счет перевозчика-принципала в течение 7 банковских дней с момента предоставления отчета агента за предшествующий отчетный месяц. Никакой связи между подписанием итоговых актов и перечислением собранной выручки от продажи билетов не было. С просьбой получить разъяснения по актам истец к агенту не обращался.
Судом установлено следующее:
1.05.2013 между истцом (перевозчик-принципал) и ООО «Ефремовская транспортная компания» (агент), правопреемником которой является ответчик, был заключен агентский договор №Е-16 по организации отправления пассажиров на объекте транспортной инфраструктуры и принятии провозной платы за выданные проездные документы пассажирам автобусов пригородных и междугородных маршрутов (далее - договор).
В соответствии с п. 1.1 договора агент обязался за вознаграждение по поручению перевозчика-принципала совершать от его имени и за его счет юридические и иные действия, а именно: осуществлять на автостанции/автовокзале агента продажу пассажирам проездных документов и принимать от них провозную плату, оплату за багаж по регулярным междугородным и пригородным маршрутам, выполняемым автобусами, принадлежащими перевозчику-принципалу, осуществлять организацию перевозочного процесса на территории автовокзала/автостанции и предоставлять иные услуги, предусмотренные договором.
П. 2.3.11 договора предусмотрено право агента контролировать наличие у пассажиров перевозочных документов во время посадки в салон автобуса, на территории автовокзала/автостанции, а также в пути следования автобуса.
Перевозчик обязался соблюдать установленную схему движения автобусов по маршруту следования (п. 2.4.4); осуществлять перевозки в строгом соответствии с маршрутом регулярных перевозок, согласованным в установленном порядке и указанным в паспорте маршрута и не производить посадку и высадку пассажиров при начале или окончании рейса вне автовокзала/автостанции (п. 2.4.5); не продавать билеты на территории автовокзала/автостанции и до первой тарифной остановки, предусмотренной паспортом маршрута, если иное не предусмотрено договором (п. 2.4.19).
В соответствии с п. 3.2 договора агентское вознаграждение составляет 15% от суммы реализованных агентом билетов на проезд пассажиров и 50% от суммы реализованных агентом багажных квитанций за провоз багажа.
Согласно п. 3.3 агентского договора авансовые платежи за текущий месяц продаж, за минусом агентского вознаграждения, перечисляются подекадно.
В соответствии с п. 3.4 договора окончательный расчет по выручке от реализации билетов, за исключением агентского вознаграждения агента и сумм штрафов, перечисляются на расчетный счет перевозчика-принципала в течение 7 банковских дней с момента предоставления отчета агента за предшествующий отчетный месяц.
П. 4.5 договора за подсадку пассажиров на автовокзале/автостанции агента и прилегающей территории до первой тарифной остановки, а также перевозку безбилетных пассажиров установлена ответственность перевозчика-принципала перед агентом в виде штрафа в сумме по 2000 руб. за каждый случай. Основанием для предъявления штрафа служит выписка из диспетчерского журнала или акт установленной формы в соответствии с приложением №1 к договору. При этом 85% стоимости проезда от начального до конечного пункта маршрута всех обнаруженных безбилетных пассажиров, помимо штрафа, удерживается агентом из выручки за проданные билеты, причитающейся агенту-принципалу.
Утвержденным департаментом транспорта и связи Тульской области паспортом автобусного маршрута №286а ФИО2 (трансагентство) - Тула (станция Южная) подтверждается, что остановочными пунктами маршрута являются: а/с Ефремовское ПАТП, п. Теплое, Тула (автовокзал).
Ответчиком в дело представлены подписанные диспетчерами-кассирами, старшим диспетчером-кассиром, инженером отдела эксплуатации специалистом по кадрам, медицинской сестры, водителями спецавтомобиля акты за период с 21.05.2013 по 29.07.2013, фиксирующие нарушения водителями автомобилей истца в конкретные даты условий договора при перевозке пассажиров (подсадку пассажиров до первой тарифной остановки). В актах содержатся сведения о марке и гос. номере автомобилей, ФИО водителя, рейсе.
Помимо вышеназванных актов, отражавших нарушения, допущенные по конкретным рейсам, в дело представлены помесячные акты о размере оказанных агентом перевозчику-принципалу услуг, в которых, в т.ч. отражались и предусмотренные п. 4.5 договора санкции:
№В-0000000010 от 31.05.2013 (штраф в сумме 18000 руб., 85% стоимости безбилетных пассажиров - 4478 руб. 60 коп.);
№В-0000000020 от 30.06.2013 (штраф в сумме 22000 руб., 85% стоимости безбилетных пассажиров - 4030 руб. 74 коп.);
№В-0000000028 от 31.07.2013 (штраф в сумме 52000 руб., 85% стоимости безбилетных пассажиров - 14555 руб. 45 коп.).
Утвержденными директором ООО «Ефремовская ТК» должностными инструкциями на диспетчера-кассира, старшего диспетчера-кассира, инженера отдела эксплуатации, специалиста по кадрам, медицинскую сестру, водителя спецавтомобиля подтверждается, что в должностные обязанности указанных лиц входил, в числе иных обязанностей, контроль за работой водителей на линии и полнотой сбора выручки, проверку наличия билетов у пассажиров.
В инструкции водителя специального (легкового) автомобиля предусмотрена обязанность участвовать в работе с контролерами в контроле за соблюдением водителями и кондукторами правил перевозки пассажиров, правил безопасности дорожного движения, графиков и расписания движения, финансовой дисциплины на линии.
Положениями об оплате труда и премировании старших диспетчеров-кассиров, диспетчеров-кассиров автовокзала по итогам работы за месяц, о премировании специалистов ООО «Ефремовская ТК» по результатам работы за месяц подтверждаются пояснения ответчика о том, что количество составленных актов о нарушениях никак не влияло на премирование составивших эти акты сотрудников.
Ответчиком представлены табели учета рабочего времени и письменные пояснения составлявших и подписывавших вышеназванные акты сотрудников ООО «Ефремовская ТК» о том, что выявленные нарушения оформлялись актами, подпись водителя в актах поставить было невозможно, т.к. наблюдение велось в пути следования автобуса, водители вели себя агрессивно и не пускали в салон автобуса.
В свою очередь, истец представил копии путевых листов на водителей, в отношении которых сотрудниками ООО «Ефремовская ТК» составлялись акты о допущенных нарушениях и объяснительные этих водителей о том, что при выполнении рейсов по маршруту они безбилетных пассажиров не брали.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.
Довод истца о том, что представленные агентом акты не соответствуют установленной в приложении к договору форме, т.к. в них не указаны реквизиты перевозчика (ИНН, ОГРН, адрес), номер путевого листа, отметка о наличии фото-видео фиксации, отметка об ознакомлении с актом водителя транспортного средства, не служит основанием для вывода о том, что содержание указанных актов не соответствует действительности, либо, что проверяемое транспортное средство невозможно идентифицировать.
В актах содержатся сведения о наименовании перевозчика-принципала, марке и гос. номере автомобилей, ФИО водителя, рейсе. Отсутствие в актах сведений о номере путевого листа, ознакомлении с актом водителя проверяющие объяснили тем, что водители препятствовали проведению проверки, не пускали в салон автобуса, отсутствовала возможность проверки путевых листов.
Препятствия к проверке сотрудниками агента с помощью специального автомобиля, следовавшего за автомобилями перевозчика-принципала, соблюдения последним условий договора, отсутствовали.
Изложенные в актах данные о ФИО водителей, марке и гос. номере автомобилей перевозчика, за которыми в указанные в актах даты велось наблюдение сотрудниками агента, совпадают с данными представленных истцом путевых листов.
Утверждение истца о том, что акты о нарушениях представлялись агентом не сразу после их составления, а по итогам работы вместе с актом выполненных работ, опровергается представленными самим истцом объяснительными водителей, в которых проставлены даты написания объяснительных, совпадающие с датами проверок.
Итоговые акты подписаны истцом без замечаний.
Претензия агенту с требованием возвратить стоимость удержанных штрафных санкций была направлена истцом лишь 18.11.2013.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для вывода о том, что акты, послужившие основанием для применения к истцу установленных п. 4.5 договора санкций, были сфальсифицированы.
Возможность установления в договоре санкций, в т. ч. и штрафных, за его неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрена ст. 330 ГК РФ.
Согласно ст. ст. 309 - 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения исковых требований истца к ответчику отсутствуют.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать полностью обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортные перевозки «Экспресс» в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Тульская транспортная компания».
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4692 руб. 40 коп. отнести на общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортные перевозки «Экспресс».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Л.Д. Тажеева