ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-11149/19 от 06.03.2020 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

РЕШЕНИЕ

г. Тула                                                                                              Дело № А68-11149/2019

Дата объявления резолютивной части решения 06 марта 2020 года

Дата изготовления решения в полном объеме    16 марта 2020 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Тажеевой Л.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каркала А.А.

рассмотрев исковое заявление

общества с ограниченной ответственностью «Астек» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ФИО1

об обязании передать документацию, связанную с хозяйственной деятельностью ООО «Астек»

при участии:

от истца – ФИО2 пасп., довер, диплом от 19.04.2000 МГЮА ДВС 0249406 Рег. номер 3754 юрист «Юриспруденция»;

от ответчика – не явились, ув. надлежаще;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Астек» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к ФИО1 об обязании, с учетом уточнения исковых требований от 25.12.2019, передать бухгалтерскую, финансовую, техническую и иную документацию, связанную с хозяйственной деятельностью ООО «Астек».

Истец пояснил, что ответчик ФИО1 являлся генеральным директором ООО «Астек» в период с 18.05.2018 по 30.05.2019. Между прежним генеральным директором ООО «Астек» ФИО3 и новым генеральным директором ФИО1 был оформлен акт приема-передачи документации №1 от 18.05.2018. ФИО1 был освобожден от должности генерального директора ООО «Астек» 29.05.2019. При увольнении он не передал обществу документацию, связанную с его хозяйственной деятельностью. Актом инвентаризации №2 от 30.05.2019 подтверждается перечень как имеющейся в ООО «Астек», так и отсутствующей в этом обществе документации по состоянию на 30.05.2019. Требование истца о передаче ему документации общества ответчик не исполнил.

Ответчик в судебные заседания не являлся, отзыв по делу не представил. Заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вынесения Центральным районным судом г. Тулы решения по трудовому спору ответчика с ООО «Астек» по делу №2-3412/2019. Заявил, что документы, которые у него истребует истец, подвергнуты Центральным районным судом г. Тулы сомнению и являются объектом почерковедческой экспертизы.

Судом установлено следующее:

ООО «Астек» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 31.10.2014.

Ответчик ФИО1 являлся генеральным директором ООО «Астек» в период с 18.05.2018 по 29.05.2019 включительно.

Приказом №1-Г от 18.05.2018 на ФИО1 также были возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета.

В день назначения ФИО1 генеральным директором ООО «Астек», между прежним генеральным директором ООО «Астек» ФИО3 и ФИО1 был оформлен акт приема-передачи документации №1 от 18.05.2018, в котором перечислен перечень передаваемых ФИО1 документов этого общества, начиная с даты его создания (31.10.2014) по дату, предшествующую вступлению ФИО1 в должность. Генерального директора ООО «Астек» (17.05.2018). Указанный акт приема-передачи документации подписан ФИО1 без замечаний.

18.05.2018 между ООО «Астек» (работодатель) и ФИО1 был подписан трудовой договор №2/2018 о возложении на ФИО1 обязанностей генерального директора этого общества.

П.10.8 трудового договора предусмотрено, что после расторжения договора или в срок установленный отдельными соглашениями сторон, локальными нормативными актами, работник передает работодателю все документы и имущество общества, использовавшиеся им при выполнении трудовых обязанностей.

На  основании заявления ФИО1 об увольнении его из ООО «Астек» с 29.05.2019, решением №9 от 30.05.2019 единственного участника этого общества были сняты полномочия генерального директора ООО «Астек» с ФИО1 и возложены на ФИО4

Приказом №7и от 30.05.2019 генеральный директор ООО «Астек» ФИО4 распорядилась провести инвентаризацию имущества, финансовых активов, обязательств, документов по состоянию на 30.05.2019, назначив инвентаризационную комиссию.

Актом инвентаризации №2 от 30.05.2019 удостоверено, что инвентаризация проводилась инвентаризационной комиссией  в присутствии ФИО4 и ФИО1 В акте инвентаризации отдельно отражены перечни имеющейся документации и отсутствующей документации.

Подпись ФИО1 в акте инвентаризации №2 от 30.05.2019 отсутствует. Инвентаризационной комиссией и генеральным директором ООО «Астек» ФИО4 подписан акт №1 от 30.05.2019 об отказе подписать акт инвентаризации, в котором указано, что ФИО1, занимавший до 29.05.2019  должность генерального директора ООО «Астек», отказывается подписать акт инвентаризации №2 от 30.05.2019, а также отказывается давать письменные и устные пояснения по факту отсутствия документов, отраженных в этом акте инвентаризации.  

Приказом №8И от 31.05.2019 генеральный директор ООО «Астек» ФИО4 утвердила итоги инвентаризации согласно акту инвентаризации №2 от 30.05.2019 и распорядилась провести проверку по факту отсутствия документации, недостачи материальных ценностей, указанных в акте №2.

В акте служебного расследования №1/2019 от 31.05.2019 указано, что причиной отсутствия указанной в акте инвентаризации №2 от 30.05.2019 документации является изъятие документации, связанной с финансово-хозяйственной деятельности, ФИО1, исполнявшим обязанности генерального директора ООО «Астек» в период с 18.05.2018 по 29.05.2019. ФИО1 отказался давать письменные и устные пояснения по факту отсутствия документов, указанных в акте инвентаризации №2 от 30.05.2019.

Исследовав материалы дела, суд считает уточненные исковые требования истца к ответчику подлежащими удовлетворению на основании следующего:

П. 1 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 50 вышеназванного закона общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Как следует из ст. 54 ГК РФ, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

П. 12.2 устава ООО «Астек» установлено, что это общество хранит документы  по месту нахождения генерального директора общества.

Как пояснил представитель истца и подтверждается сопоставлением содержания представленных в арбитражное дело акта приема-передачи документации №1 от 18.05.2018 и акта инвентаризации №2 от 30.05.2019, истцом от ответчика истребуются документы, которые были переданы ответчику при его вступлении в должность, но которые отсутствовали на момент проведения инвентаризации на следующий день после подписания ФИО1 приказа о своем увольнения с должности.

Доказательств принятия им мер к передаче обществу документов общества при своем увольнении, ответчик не представил.

Ссылка ответчика на  нахождение указанных документов на почерковедческой экспертизе, в связи с рассмотрением в Центральном районном суде г. Тулы трудового спора между ФИО1 и ООО «Астек», опровергнута поступившей в арбитражный суд из Центрального районного суда г. Тулы письменной информацией о том, что 18.12.2019 Центральным районным судом г. Тулы вынесено решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Астек» и что в рамках этого дела почерковедческая экспертиза не проводилась. 

С учетом изложенного, суд считает исковые требования истца к ответчику ФИО1 об обязании передать документы общества подлежащими удовлетворению.

При этом, с учетом объема подлежащих передаче документов, суд считает, что документы должны быть переданы в десятидневный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «Астек» к ФИО1  удовлетворить полностью.

Обязать ФИО1 в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью «АСТЕК» бухгалтерскую, финансовую, техническую и иную документацию, связанную с хозяйственной деятельностью Общества с ограниченной ответственностью "АСТЕК", а именно:

1.            Ежеквартальные, годовые отчеты в Фонд Пенсионного страхования Сведения о застрахованных лицах в ПФР (СЗВ-М), Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) за период с 31.10.2014 по 30.04.2019.

2.            Ежеквартальные, годовые отчеты в Фонд Социального страхования: Расчет 4-ФСС, за период с 31.10.2014 по 30.04.2019.

3.            Ежеквартальные, годовые отчеты в ИФНС Справки 2-НДФЛ, Расчет 6-НДФЛ, Расчет по страховым взносам, Декларация по налогу на прибыль (при ежеквартальной сдаче отчетности), Декларация по налогу при УСН, Единая упрощенная декларация, Баланс за период с 31.10.2014 г по 31.05.2018.

4.            Акты выполненных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, оформленные между ООО "АСТЕК" и собственниками помещений жилых домов, находящихся в управлении ООО "ФИО5 с 01.08.2016 по 30.04.2019.

5.            Акты выполненных работ и услуг за ремонт, оформленные между ООО "АСТЕК" и подрядными организациями с 01.08.2016 по 30.04.2019.

6.            Сметы на работы и услуги, выполняемые в рамках договоров управления по домам находящихся в управлении ООО "АСТЕК" с 01.08.2016 по 29.05.2019.

7.            Счета фактуры за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

8.            Товарно-транспортные накладные по форме ТОРГ-12, за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

9.            Счета на оплату, оплаченные счета за период с 31.10.2014 г по 29.05.2019.

10.          Требование -накладные за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

11.          Акты списания товарно- материальных ценностей за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

12.          Акты приема передачи материальных ценностей за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

13.          Авансовые отчеты подотчетных лиц за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

14.          Товарно-кассовые чеки за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

15.          Паспорта готовности многоквартирных домов за период с 01.09.2016 по 29.05.2019.

16.          Акты осмотров ( весенние, осенние) многоквартирных домов за период с 01.09.2016 по 29.05.2019.

17.          Отчеты по начислению заработной платы за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

18.          Табеля учета рабочего времени за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

19.          Приказы на прием на работу за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

20.          Приказы на увольнение работников за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

21.          Приказы организации (внутренние) за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

22.          Трудовые договора за период 31.10.2014 по 31.05.2018

23.          Приходно-кассовые ордера за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

24.          Расходно-кассовые ордера за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

25.          Платежные ведомости за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

26.          Кассовая книга с приложениями за период 31.10.2014 по 31.05.2018.

27.          Реестр выданных доверенностей с 31.10.2014 по 29.05.2019.

28.          Отчеты по начислению налогов за период с 31.10.2014 по 30.04.2019.

29.          Служебные записки за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

30.          Приказы на прием на работу за период с 31.10.2014 по 30.04.2018.

31.          Приказы на увольнение работников за период с 31.10.2014 по 30.04.2018.

32.          Приказы организации за период с 31.10.2014 года по 31.05.2018

33.          Заявления сотрудников на прием на работу за период с 31.10.2014 по 30.04.2018.

34.          Заявления сотрудников на увольнение за период с 31.10.2014 по 30.04.2018.

35.          Заявления сотрудников на отпуск за период с 31.10.2014 по 30.04.2018.

36.          Личные дела сотрудников, карточки учета кадров, налоговые карточки на сотрудников и др.) за период с 31.10.2014 по 31.05.2018.

37.          Отчеты работников о проделанной работе за период 31.10.2014 по 30.04.2019.

38.          Договоры управления за период с 01.08.2016 по 30.05.2019 по МКД: <...> д 3. Корп. 5, п-кт Ленина <...>, ул. Мира д 62, ФИО6 мкр-н <...>, ФИО7 <...>, <...>, ул. Макаренко д За, <...> д 2, д 4, <...> д 3, <...> <...>, Косая гора, ул Пушкина д 10, д 15, Октябрьская д 5, <...> д 18, д.9, ул Литейная <...> к 7, ул Вересаева <...>, <...> <...> <...> д 51, <...> <...> корп 1, ул Новоселов д 2 корп 2, ул Новоселов д 2 корп 4, ул Новоселов д 1 корп 5, ул Первомайская <...> корп 1, ул Октябрьская д 38 корп 2, ул Октябрьская д 38 корп 3, ул Октябрьская д 38 корп 4, ул Свободы <...> д 3, д За, Одоевское ш-се <...>.

39.          Протоколы общих собраний собственников МКД за период с 01.08.2016 по 30.05.2019 по МКД: Тула, ул Макаренко <...> д 16Е, д 16Д, д 18, д 20, <...> д 13 корп 3, д 3 корп 5, ул пр-т Ленина д 80а, д 137, Мира д 62, ФИО6 мкр-н д 3, д 5, ФИО7 д 1,д 3, д 8, <...> За, <...> д 2, д 4, <...> д 3, <...> <...>, Косая гора, ул Пушкина д 10, д 15, Октябрьская д 5, <...> <...> к 7, ул Вересаева <...>, <...> <...> <...>, <...> <...> корп 1, ул Новоселов д 2 корп 2, ул Новоселов д 2 корп 4, ул Новоселов д 1 корп 5, ул Первомайская <...> корп 1, ул Октябрьская д 38 корп 2, ул Октябрьская д 38 корп 3, ул Октябрьская д 38 корп 4, ул Свободы <...> д 3, д За, Одоевское ш-се д 19, уд Буденного д90б

40.          Договоры купли продажи материальных ценностей (товаров) с контрагентами за период с 31.10.2014 по 30.04.2018.

41.          Технические паспорта по МКД: <...> <...>, д 16Д, д 18, д 20, <...> д 13 корп 3, д 3 корп 5, ул пр-т Ленина д 80а, д 137, Мира д 62, ФИО6 мкр-н д 3, д 5, ФИО7 д 1,д 3, д 8, <...> За, <...> д 2, д 4, <...> д 3, <...> <...>, Косая гора, ул Пушкина д 10, д 15, Октябрьская д 5, <...> д 18, д19, ул Литейная <...> к 7, ул Вересаева <...>,д 141,ул9мая<...> <...> д 51, <...> <...> корп 1, ул Новоселов д 2 корп 2, ул Новоселов д 2 корп 4, ул Новоселов д 1 корп 5. ул Первомайская <...> корп 1, ул Октябрьская д 38 корп 2, ул Октябрьская д 38 корп 3, ул Октябрьская д 38 корп 4, ул Свободы <...> д 3, д За, Одоевское ш-се д 19, уд Буденного д 906.

42.          Технические паспорта на лифтовое оборудование: <...>, <...> д 137, д 141.

43.          Гарантийные письма с 01.01.2015 по 29.05.2019.

44.          Входящая корреспонденция с 31.10.2014 по 31.05.2018.

45.          Исходящая корреспонденция с 31.10.2014 по 31.05.2018.

46.          Журнал входящей документации с 31.10.2014 по 29.05.2019.

47.          Журнал исходящей документации с 31.10.2014 по 29.05.2019.

48.          Заявления, обращения граждан с 01.08.2016 по 29.05.2019.

49.          Конкурсная документация с 01.08.2016 по 31.12.2016.

50.          Договоры о материальной ответственности за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

51.          Акт приема передачи материальных ценностей за период с 31.10.2014 по 29.05.2019.

52.          Акты инвентаризации за период 31.10.2014 по 29.05.2019.

Взыскать с ФИО1 в пользу в пользу ООО «Астек» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Тульской области.

Судья                                                                                                              Л.Д. Тажеева