Именем Российской Федерации
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041, Россия, <...>
тел./факс <***>;
e-mail: a68.info@arbitr.ru;
http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-11238/12
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Андреевой Е.В.
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Коликова А.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Аэрозоль Новомосковск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ГУ МЧС России по Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по Новомосковскому району ГУ МЧС России по Тульской области от 29.10.2012г. №2-ЧС
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 23.10.2012г.;
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 09.01.2013г.
Суд установил.
В период с 19.09.2011г. по 13.10.2011г. на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Тульской области №188-ГОЧС от 26.08.2011г. должностным лицом ОНД по Новомосковскому району ГУ МЧС России по Тульской области была осуществлена плановая выездная проверка ООО «Аэрозоль Новомосковск» с целью контроля за соблюдением ООО «Аэрозоль Новомосковск» установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В результате проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о чем составлен акт №188-ГОЧС от 13.10.2011г. и выдано предписание №188/4/130-4 от 13.10.2011г.
В период с 02.10.2012г. по 29.10.2012г. на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Тульской области №11-ГОЧС от 25.09.2012г. должностным лицом ОНД по Новомосковскому району ГУ МЧС России по Тульской области была осуществлена внеплановая выездная проверка выполнения ООО «Аэрозоль Новомосковск» ранее выданного предписания от 13.10.2011г. №188/4/130-4.
В результате проверки был установлен факт невыполнения ООО «Аэрозоль Новомосковск» ранее выданного предписания от 13.10.2011г. №188/4/130-4 и выдано предписание №2-ЧС от 29.10.2012г., согласно которого ООО «Аэрозоль Новомосковск» предписано: осуществить накопление в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения на территории, расположенной в границах зоны возможного опасного загрязнения (заражения), противогазов из расчета на 100% от общей численности сотрудников учреждения; осуществить для обеспечения защиты работников учреждения накопление в запасах (резервах) дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и ирное время из расчета 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака; обеспечить в полном объеме замену фильтрующих элементов в системе вентиляции защитного сооружения, согласно нормативным документам.
07.12.2011г. ООО «Аэрозоль Новомосковск» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по Новомосковскому району Главного управления МЧС России по Тульской области от 29.10.2012г. №2-ЧС по основаниям, изложенным в заявлении.
ГУ МЧС России по Тульской области возражало против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.4 ст.18 Федерального закона № 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
В соответствии с п.3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с п.10 данного Положения одним из основных мероприятий по гражданской обороне является накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Согласно п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008г. №687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной защиты, в частности, накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций, разрабатывают планы выдачи и распределения средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работникам организаций в установленные сроки.
В соответствии с п.3 Положение о организации обеспечения СИЗ накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
Согласно п.4 данного Положения обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями – работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Пунктом 8 Положения об организации обеспечения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Пунктом 7 Положения об организации обеспечения установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В соответствии с п. 6 Положения об организации обеспечения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
В соответствии с Федеральным законом №28-ФЗ территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – это территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998г. №1149 «О порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне» муниципальное образование город Новомосковск входит в Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
ООО «Аэрозоль Новомосковск» включен в перечень потенциально опасных объектов Тульской области (5 класс опасности, вид опасности взрывопожароопасный объект), утвержденный комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Тульской области 16.02.2012г. №3.
Таким образом, ООО «Аэрозоль Новомосковск» является объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем возложение на ООО «Аэрозоль Новомосковск» обязанности по обеспечению проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения на территории, расположенной в границах зоны возможного опасного загрязнения (заражения), согласно нормативным документам суд считает обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Из статьи 17 Закона № 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание государственного органа, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Согласно предписанию ОНД по Новомосковскому району ГУ МЧС России по Тульской области от 29.10.2012г. №2-ЧС ООО «Аэрозоль Новомосковск» предписано:
п.1 - осуществить накопление в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения на территории, расположенной в границах зоны возможного опасного загрязнения (заражения), противогазов из расчета на 100% от общей численности сотрудников учреждения;
п.2 - осуществить для обеспечения защиты работников учреждения накопление в запасах (резервах) дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и ирное время из расчета 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака;
п.3 - обеспечить в полном объеме замену фильтрующих элементов в системе вентиляции защитного сооружения, согласно нормативным документам.
Однако, ни в акте проверки, ни в каком-либо документе, составленном по результатам проверки, ни в оспариваемом предписании не указано, какие конкретно фильтрующие противогазы, патроны к фильтрующим противогазам должны быть закуплены Обществом, какую степень защиты должны обеспечивать, от какого вида заражения, каких фильтрующих элементов не обеспечена замена, какой конкретно пункт Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583, нарушен ООО «Аэрозоль Новомосковск».
Следовательно, предписание Отдела надзорной деятельности по Новомосковскому району ГУ МЧС России по Тульской области от 29.10.2012г. №2-ЧС в связи с его неконкретностью не может быть признано законным.
В соответствии требованиями пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный кодекс) уплата государственной пошлины является условием для обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 110 Арбитражного кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам этой же статьи государственная пошлина относится к судебным расходам.
То обстоятельство, что ответчиком является орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, не может быть основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ГУ МЧС РФ по Тульской области в пользу ООО «Аэрозоль Новомосковск» судебные расходы в размере 2 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование ООО «Аэрозоль Новомосковск» удовлетворить.
Признать незаконным предписание Отдела надзорной деятельности по Новомосковскому району ГУ МЧС России по Тульской области от 29.10.2012г. №2-ЧС.
Взыскать с ГУ МЧС России по Тульской области в пользу ООО «Аэрозоль Новомосковск» судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Е.В.Андреева