ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-11424/20 от 16.02.2021 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

   300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5

            Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: а68.info@arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Тула                                                                                                        Дело № А68-11424/2020

Дата объявления резолютивной части решения: 16 февраля 2021 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 24 февраля 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Чубаровой Н.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление акционерного общества  «Особое конструкторское бюро «Октава» (ИНН 7107032270, ОГРН 1027100968861) к Отделению по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ОГРН 1037700013020, ИНН  7702235133) об отмене постановления № ТУ-70-ЮЛ-20-9292/3120-1  от  10.11.2020, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кузнецов Н.А.,

при участии в заседании представителей:

от  акционерного общества «Особое конструкторское бюро «Октава» - Жестерев М.О. доверенность от 10.09.2020, диплом,

от Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Отделению по Тульской области - Старов Е.Е. по доверенности, диплом,

от Кузнецова Н.А. - по доверенности Сечко А.Ф. по доверенности, диплом,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество  «Особое конструкторское бюро «Октава» (далее – АО  «ОКБ «Октава», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявление к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Отделению по Тульской области (далее – Банк России, административный орган) об отмене постановления № ТУ-70-ЮЛ-20-9292/3120-1  от  10.11.2020 о назначении предупреждения по делу.

Из материалов дела следует, что в отдел Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г. Орел (далее - отдел Службы) поступило обращение Кузнецова Николая Антоновича (далее - потерпевший) о возможных нарушениях Обществом требований законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг (вх. № ОЭ-164503 от 03,09.2020, далее - жалоба).

Из жалобы следует, что годовой отчет Общества за 2019 год, размещенный в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее - сеть, Интернет), не содержит сведений в отношении генерального директора Общества Грибачева А.В., предусмотренных пунктом 70.3 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 454-П), а именно: сведения о сделках совершенных в течение отчетного года лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки.

Исходя из информации, представленной Кузнецовым Н.А., генеральным директором Общества Грибачевым А.В. в декабре 2019 года совершенно 25 сделок по приобретению акций Общества.

Кузнецов Н.А. просил провести проверку по вышеуказанному факту и привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В ходе проверки установлено, что согласно Уставу Общества (утвержден решением общего собрания акционеров 19 мая 2017 года Протокол № 27) АО «ОКБ «ОКТАВА» является непубличным акционерным обществом.

Исходя из документов и информации, представленной Обществом (вх. № 144855 от 06.10.2020) согласно запросу отдела Службы от 11.09.2020 № ТС59-14-7/12352, Общество осуществляет раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 69.5 Положения в сети Интернет по адресу: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=29289.

Годовой отчет Общества за 2019 год (утвержден годовым общим собранием акционеров 03.07.2020, протокол № 31) подписан, в том числе генеральным директором Общества Грибачевым А.В. и размещен на странице эмитента в сети Интернет 06.07.2020. Данный документ содержит все основные разделы информации, предусмотренные пунктом 70.3 Положения.

ОАО «Агентство «Региональный независимый регистратор» (письмо от 15.09.2020 исх. № ЛИП/ОКТ/20-1) в ответ на запрос отдела Службы от 11.09.2020 № ТС59-14-7/12352 представлена справка об операциях за период с 01.01.2019 по31.12.2019 по лицевому счету акционера Грибачева А.В. в реестре владельцев ценных бумаг Общества. Согласно данной справке Грибачевым А.В. в период с 12.12.2019 по 30.12.2019 совершено 25 сделок о приобретении акций Общества. Вместе с тем в разделе «Генеральный директор» Годового отчета отсутствуют сведения о сделках, совершенных в течение отчетного года генеральным директором Общества Грибачевым А.В. о приобретении акций Общества, а также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций Общества, являвшихся предметом сделки. Также в указанном разделе отсутствуют краткие биографические данные генерального директора Общества Грибачева А.В. (год рождения, сведения об образовании, сведения об основном месте работы).

Согласно сведениям, представленным Обществом, с 19.10.2019 функции единоличного исполнительного органа Общества (ВРИО генерального директора) исполнял Грибачев А.В. по решению совета директоров общества от 18.10.2019. На внеочередном общем собрании акционеров Общества 20.12.2019 Грибачев А.В. был избран генеральным директором Общества.

Банк России пришел к выводу о том, что Обществом нарушен пункт 70.3 Положения, усмотрел в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП.

29.10.2020 должностным лицом Отделения по Тульской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации (Банк России) был составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-70-ЮЛ-20-9292/1020-1, в котором действия Общества квалифицированы по  части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Постановлением № ТУ-70-ЮЛ-20-9292/3120-1 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении № ТУ-70-ЮЛ-19-9292 от 10.11.2020 АО  «ОКБ «Октава» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ,  и Обществу назначено наказание в виде предупреждения, Общество, обратилось в суд с настоящим заявлением, указывая при этом, должностное лицо в тексте обжалуемого постановления не мотивировало свой вывод о необоснованности и несостоятельности доводов общества о малозначительности совершенного правонарушения, в том числе не указало, в чем полагает существенность совершенного правонарушения, и в чем состоит вред охраняемым общественным отношениям.

Заявляя о малозначительности правонарушения, Общество указало, что информация, которая подлежала раскрытию, но не была раскрыта обществом, а именно сведения о совершенных Грибачевым А.В. 25 сделках по приобретению 117 акций общества, что составляет 4,82% от их общего количества, в результате чего принадлежащая ему доля голосующих акций общества увеличилась с 64,35% до 68,96%, не является информацией, которая может являться основанием для принятия инвестиционных решений (то есть решений о приобретении или продаже ценных бумаг), особенно с учетом того обстоятельства, что публикация годового отчета состоялась спустя почти полгода после совершения сделок. Соответственно, нераскрытие указанной информации не могло повлечь причинение ущерба потерпевшему. Устранение нарушения путем опубликования сведений о совершенных сделках не привело к совершению сделок с акциями общества (как реакция на публикацию). В том числе, не совершались сделки и самим потерпевшим, права (конкретные, а не абстрактные) которого якобы были нарушены совершением правонарушения.

Обществом выпущено всего 2 429 акций, акции не торгуются на бирже либо в торговых системах, котировки акций не объявляются участниками рынка ценных бумаг, таким образом, рынка акций общества (на котором существует постоянный спрос и предложение) фактически не существует. Возможность купить или продать акции в короткие сроки отсутствует, то есть акции фактически являются малоликвидными. Исходя из конкретных обстоятельств дела, нераскрытие информации не могло причинить вред инвесторам и, соответственно, общественным отношениям, охрана которых осуществляется в соответствии со статьей 15.19 КоАП РФ.

По мнению заявителя, административный орган не раскрывает, какие именно негативные последствия для потерпевшего повлекло или могло повлечь указанное нераскрытие с учетом конкретных обстоятельств (в частности содержания нераскрытой информации). О наличии негативных последствий могло бы, например, свидетельствовать наличие у потерпевшего упущенной возможности для осуществления обоснованных действий в связи с получением в рамках годового отчета информации о совершенных сделках.

Несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, степень общественной опасности допущенного заявителем правонарушения: 1. не носит существенного и систематического характера,  2. не создает существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений,  3. не содержит вредных последствий / или их не повлекло,  4.  правонарушение не причинило существенного вреда интересам государства.

Заявитель считает, что у должностного лица имелись все основания для вывода о малозначительности совершенного административного правонарушения и освобождения общества от ответственности.

Банк России в отзыве на заявление заявленные требования не признает, указывая при этом, что  обжалуемое постановление, а также порядок его принятия полностью соответствует закону, у Банка России имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности и назначении ему предупреждения в качестве меры ответственности. Совершенное правонарушение ущемляет права и законные интересы потерпевшего по контролю и участию в управлении деятельностью Общества. Доводы, приведенные в обоснование применения статьи 2.9 КоАП РФ, не являются основанием для признания правонарушения малозначительным и освобождения лица от административной ответственности.

Кузнецова Н.А. (его представитель) поддерживает правовую позицию Банка России, указывая при этом, что, начиная с октября 2019 года в АО «ОКБ «Октава» сложился корпоративный конфликт после отстранения от должности и в последующем  увольнения генерального директора Общества Жилиной Н.В. по инициативе ее родного брата Грибачева А.В., как мажоритарного акционера, обладающего достаточным пакетом акций Общества для принятия необходимых корпоративных решений по его единоличной воле.

В период с ноября 2019 года по июнь 2020 года Кузнецов Н.А. неоднократно запрашивал в Обществе информацию, в предоставлении которой в большинстве случаев было отказано по формальным причинам. На письмо миноритарных акционеров Грибачев А.В. не дал никакого ответа. В этих условиях миноритарные акционеры вынуждены были объединиться, подписав Акционерное соглашение от 03.08.2020 (выписка из Соглашения и уведомление Общества в копии прилагаются). Фактически Кузнецов Н.А. выступает и защищает интересы миноритарных акционеров, владеющих около 20% акций Общества в возникшем конфликте интересов мажоритарных и миноритарных акционеров.

Как полагает Кузнецов Н.А, правонарушение было совершено Обществом намеренно. Это проявилось в предварительном рассмотрении и утверждении советом директоров (одним из членов которого также является генеральный директор Общества - Грибачев А.В.) годового отчета АО «ОКБ «Октава» при подготовке к годовому общему собранно акционеров.

В ходе голосования по предварительному утверждению годового отчета АО «ОКБ «Октава», состоявшегося  на заочном заседании Совета директоров Общества от 29.05.2020, единственный независимый член СД Сечко А.Ф. сообщил Обществу и всем членам совета директоров том числе Грибачеву А.В.) о невозможности голосования ввиду многочисленных замечаний по тексту годового отчета Общества за 2019 год. Помимо всего прочего, в своем письме Сечко А.Ф. указывал на отсутствие в годовом отчете сведений о совершенных генеральным директором Общества Грибачевым А.В. сделках по приобретению акций акционерного общества и возможной административной ответственности. Несмотря на это годовой отчет был предварительно утвержден советом директоров, после чего подписан генеральным директором и передан на утверждение акционерам Общества. Таким образом, генеральный директор АО «ОКБ «Октава», как и подконтрольный ему Совет директоров Общества, осознанно пошли на совершение административного правонарушения, ставя своей целью ограничить миноритарных акционеров в доступе к корпоративной информации.

Как сообщает Кузнецов Н.А., сведения о совершенных генеральным директором АО «ОКБ «Октава» сделках с акциями Общества стали предметом исследования в деле №А68-5820/2020. Ввиду отсутствия таких сведений в годовом отчете Общества за 2019 год Арбитражный суд Тульской области был вынужден истребовать необходимую информацию в АО «Агентство» Региональный независимый регистратор».

Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или государственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере осуществления деятельности на финансовых рынках Российской Федерации.

Объективную сторону вменяемого правонарушения представляют действия (бездействия), в результате которых не выполняются установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами обязанности по раскрытию информации или ее раскрытию не в полном объеме, предоставлению достоверной информации  (уведомлений).

Как установлено пунктом 1.1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ), непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В соответствии со статьей  30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации, в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение, раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношения которой проведены действия по ее раскрытию.

Целью раскрытия информации является повышение уровня информационной открытости акционерного общества в связи с публичным ведением деятельности, что способствует защите интересов потенциально неограниченного круга инвесторов.

Согласно пункту 70.3. главы 70 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» годовой отчет акционерного общества должен содержать, помимо всего прочего, в случае, если в течение отчетного года имели место совершенные лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального исполнительного органа сделки по приобретению или  отчуждению акций акционерного общества, также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки.

Положением № 454-П определены требования к составу, порядку и срокам обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности эмитента эмиссионных ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 69.5 Положения № 454-П непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:

- годовой отчет непубличного акционерного общества;

- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

- сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций любого другого публичного или непубличного акционерного общества.

Пунктом 70.3 Положения № 454-П установлено, что годовой отчет акционерного общества должен содержать ряд обязательных сведений, в том числе сведения о лице, занимающем должность (осуществляющем функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества (директоре, генеральном директоре, председателе, управляющем, управляющей организации и т.п.), и членах коллегиального исполнительного органа акционерного общества, в том числе их краткие биографические данные (год рождения, сведения об образовании, сведения об основном месте работы), доля их участия в уставном капитале акционерного общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций акционерного общества, а в случае, если в течение отчетного года имели место совершенные лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального исполнительного органа сделки по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки.

Согласно Уставу Общества (утвержден решением общего собрания акционеров 19 мая 2017 года Протокол № 27) АО «ОКБ «Октава» является непубличным акционерным обществом.

 Годовой отчет Общества за 2019 год (утвержден годовым общим собранием акционеров 03.07.2020, протокол № 31) подписан, в том числе генеральным директором Общества Грибачевым AJB. и размещен на Странице эмитента в сети Интернет по адресу: https://www.e-dIsclosure.ra/portal/company.aspx?id=29289 06.07.2020 (далее - Годовой отчет). Данный документ содержит все основные разделы информации, предусмотренные пунктом 70.3 Положения.

Согласно представленной ОАО «Агентство «Региональный независимый регистратор» справке об операциях за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по лицевому счету акционера Грибачева А.В. в реестре владельцев ценных бумаг Общества (письмо от 15.09.2020 исх. Ж ЛИП/ОКТ/20-1), Грибачевым А.В. в период с 12.12.2019 по 30.12.2019 совершено 25 сделок о приобретении акций Общества.

Однако в разделе «Генеральный директор» годового отчета отсутствуют сведения о сделках, совершенных в течение отчетного года генеральным директором Общества Грибачевым А.В, о приобретении акций Общества, а также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций Общества, являвшихся предметом сделки. Также в указанном разделе отсутствуют краткие биографические данные генерального директора Общества Грибачева А.В. (год рождения, сведения об образовании, сведения об основном месте работы).

Таким образом, Обществом нарушен пункт 70.3 Положения  454-П.

Действия АО «ОКБ «Октава» образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.10.2020 № ТУ-70-ЮЛ-20-9292/1020-1, указанной выше справкой ОАО «Агентство «Региональный независимый регистратор», иными материалами административного дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением    признается    противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу части 2 этой статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правонарушение допущено по вине Общества, которое имело возможность для соблюдения правил и норм, действующих  в сфере рынка ценных бумаг, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Общество обязано знать и соблюдать требования законодательства и с должной ответственностью подходить к исполнению своих обязанностей по раскрытию предусмотренной законом информации.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При рассмотрении настоящего дела Банком России Обществу назначено административного наказания в виде предупреждения.

Санкция части 2 статьи 15.19 КоАП РФ не предусматривает такого наказания, однако Банк России применил положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федераций об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, лицу, совершившему административное правонарушение, устанавливается административное наказание в виде предупреждения.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы, Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом информации о том, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности, не имеется.

Суд находит обоснованным при назначении Обществу наказания применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и не соглашается с доводом заявителя о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.03.98 № 8-П, по смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требования справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП России оценка малозначительности деяния должна соотноситься  с  характером и  степенью  общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Малозначительность является объективным свойством административного правонарушения. Критериями определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП России учитываются при назначении административного наказания.

Как следует из пункта 18.1 указанного постановления, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Следовательно, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, и определяется в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела в совокупности.

Исходя из характера административного правонарушения, обстоятельств его совершения, суд считает, что допущенное обществом правонарушение не отвечает критериям малозначительности.

Предмет, характер и обстоятельства выявленного правонарушения не позволяют исключить его социальную опасность, так как угроза охраняемым правоотношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным, и для привлечения к ответственности за указанное правонарушение достаточно самого факта нарушения, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса, посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере рынка ценных бумаг, и невыполнение установленных законодательством требований в указанной сфере свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере раскрытия достоверной информации для акционеров и иных ее пользователей.

Кроме того, раскрытие информации является одной из гарантий защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг и стабильности корпоративных отношений, а значит, несоблюдение норм действующего законодательства в данной области является социально опасным правонарушением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, наличие корпоративного конфликта, обращение лица с жалобой на действия АО  «ОКБ «Октава» по неполному раскрытию информации, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности.

Заявитель в обоснование своих доводов ссылается на имеющуюся  судебную практику, когда арбитражные суды подобные правонарушения оценивали как малозначительные.

Однако во всех тех случаях, на которые ссылается заявитель,  Банком России  при привлечении юридических лиц к  административной ответственности, предусмотренной частью 1 или 2 статьи 15.19 КоАП РФ, назначалось административное наказание в виде штрафа, который имел значительный размер  (в частности, часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусматривает штраф от семисот тысяч до одного миллиона рублей).

В рассматриваемом случае допущенное Обществом правонарушение совершено впервые, не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, именно поэтому Банк России самостоятельно применил положения  статья 4.1.1 КоАП РФ  и объявил  предупреждение. Указанная мера административного наказания адекватна тяжести совершенного Обществом правонарушения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и  обоснованности обжалуемого постановления. Заявленное  АО  «ОКБ «Октава» требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать акционерному обществу «Особое конструкторское бюро «Октава» в удовлетворении заявления об отмене постановления № ТУ-70-ЮЛ-20-9292/3120-1 Отделения по Тульской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации (Банк России) от 10.11.2020 о назначении предупреждения  по делу об административном правонарушении № ТУ-70-ЮЛ-19-9292.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

  Судья                                                                                                                      Н.И. Чубарова