ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-11739/20 от 10.06.2021 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, <...>

тел. <***>, E-mail: info@tula.arbitr.ru, http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                           Дело № А68-11739/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2021 года

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Елисеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Липатовым А.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),

третье лицо - администрация муниципального образования Киреевский район (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании денежных средств в размере 1 485 000 руб., полученных в виде гранта по соглашению от 18.12.2017 № 47,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель Гуменная А.А. по доверенности от 13.01.2021 № 23-01-03/52, диплом,

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Тульской области (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 485 000 руб., полученных в виде гранта по соглашению от 18.12.2017                           № 47.

Определением суда от 07.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Киреевский район (ОГРН <***>,  ИНН <***>).

Ответчик и третье лицо письменных пояснений по существу заявленных требований не представили.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» постановлением правительства Тульской области от 07.03.2017 № 81 (действовавшим в период предоставления гранта) утверждены Правила предоставления субсидий на содействие достижению целей показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее – Правила).

Субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств – министерством сельского хозяйства Тульской области из бюджета Тульской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий (п. 1 Правил).

В соответствии с п. 3 Правил субсидии предоставляются в целях государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса Тульской области независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по следующим мероприятиям, направленным на развитие агропромышленного комплекса: поддержка начинающих фермеров.

Согласно п. 2 приложения № 3 Правил целью предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров является увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направления в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, для ведения иных видов деятельности – в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, при этом срок использования средств государственной поддержки начинающим фермерам составляет не более 18 месяцев с даты ее получения.   

Постановлением правительства Тульской области от 14.12.2017 № 600 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на оказание поддержки малым формам хозяйствования» утвержден порядок предоставления субсидий на оказание поддержки малым формам хозяйствования, который закрепил аналогичные условия предоставления субсидий.

В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, министерством сельского хозяйства Тульской области приказом от 27.10.2014 № 62 утверждена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2015-2017 годы».

Целью данной программы является развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, в целях увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.  

В соответствии с п. 6 приложения № 3 Правил заявку на участие в конкурсе может подать гражданин РФ, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством РФ, с приложением документов, подтверждающих соответствие условиям, прописанным в Правилах.

Условиями предоставления гранта являются:

- наличие протокола Конкурсной комиссии об отборе КФХ, с указанием размера гранта;

- заключение КФХ с Министерством Соглашения о предоставлении гранта с заявителями, прошедшими конкурсный отбор.

Постановлением правительства Тульской области от 24.06.2015 года № 284 «О конкурсной комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ» (далее – постановление Правительства ТО от 24.06.2015 № 284) образована конкурсная комиссия по отбору участников ведомственных целевых программ (далее – конкурсная комиссия), определен состав конкурсной комиссии, утверждено положение конкурсной комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ, направленных на поддержку начинающих фермеров на территории Тульской области.

Конкурсная комиссия по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2015-2017 годы», утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Тульской области от 27.10.2014 № 62 и ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2015-2017 годы», утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Тульской области от 27.10.2014 № 61, на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, на создание и развитие семейной животноводческой фермы создана в целях реализации мероприятий повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Приложения № 2 к постановлению Правительства ТО от 24.06.2015 № 284).

Основными задачами конкурсной комиссии является рассмотрение представленных гражданами Российской Федерации заявок для признания их участниками Программ, обеспечение равного доступа к участию в Программах и отбор участников в соответствии с условиями подачи гражданами Российской Федерации заявок для признания их участниками Программ (п. 5 Приложения № 2 к постановлению Правительства ТО от 24.06.2015 № 284).

В соответствии с п. 24 Приложения № 2 к постановлению Правительства ТО от 24.06.2015 № 284 по результатам рассмотрения документов и собеседования конкурсная комиссия принимает решение путем общего голосования о признании заявителя участником Программы. Решение оформляется в форме протокола.

В соответствии с п. 1.1 протокола № 5 заседания конкурсной комиссии по отбору участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2015-2017 годы» от 18.12.2017 одним из заявителей на получение гранта на поддержку начинающих фермеров в 2017 году зарегистрирован                      ИП ФИО1 КФХ ФИО2

Рассмотрев все представленные участниками конкурса документы, на основании результатов оценки поступивших заявок в соответствии с критериями отбора, в связи с выделением дополнительных лимитов в рамках областного бюджета, в соответствии с п. 4.5 протокола № 2 заседания конкурсной комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ от 22.08.2017, 23.08.2017, конкурсная комиссия приняла решение признать одним из победителей конкурса на получение грантов на поддержку начинающих фермеров в 2017 году ИП ФИО1 КФХ ФИО2 и установить грант в размере                        1 485 000 руб.

В соответствии с п. 17 приложения № 3 Правил Министерство в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола конкурсной комиссии заключает соглашение о предоставлении гранта с заявителем, прошедшим конкурсный отбор, в соответствии с которым стороны принимают на себя соответствующие обязательства.

В соответствии с Соглашением о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 18.12.2017 № 47 (далее – Соглашение) ИП ФИО1 КФХ ФИО2 обязался принять грант и распорядиться им в соответствии с целями, условиями, в порядке и сроки, установленными Соглашением.

В соответствии с платежным поручением от 27.12.2017 № 1118 на расчетный счет                 ИП ФИО1 КФХФИО2 министерством сельского хозяйства Тульской области перечислены денежные средства в размере – 1 485 000 руб.

Грант предоставляется в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий) «Выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции» (п. 1.1.2.1 Соглашения).

В рамках заключенного Соглашения в обязанности Министерства входит осуществление контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (п. 4.1.6 Соглашения).

В соответствии с п. 22 приложения № 3 Правил в случае выявления по истечении                  18 месяцев со дня получения гранта нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и (или) непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные планом расходов Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта о возврате в бюджет Тульской области полученного гранта в полном объеме.

Согласно пунктам 23, 24 приложения № 3 Правил получатель гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования обязан перечислить в бюджет Тульской области сумму полученного гранта в полном объеме. В случае, если субсидии не возвращены в установленный срок, они взыскиваются Министерством в доход бюджета Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством.

Аналогичные санкции за нарушение положений заключенного Соглашения и меры ответственности содержат пункты 49-51 главы IV Порядка предоставления субсидий на оказание поддержки малым формам хозяйствования, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 14.12.2017 № 600.

Министерством сельского хозяйства Тульской области в отношении ИП ФИО1 КФХ ФИО2 12.02.2020 проведено выездное мероприятие с целью проверки целевого использования средств гранта. В ходе указанного мероприятия составлен акт посещения крестьянского (фермерского) хозяйства. Из указанного акта следует, что к осмотру представлен погрузчик LonkingCDM 833 (заводской № машины LSH0833NVHAA08058,год выпуска 2018, двигатель WP6G125E22), грабли ворошилка ПН-610 № 108 (год выпуска 2002) не заявленные в плане расходов. В данном акте указаны предписания, которые выполнены не были.

В Министерство не представлена выписка по итогам расходования гранта, с расчетного счета банка, который в соответствии с п. 3.2.1 Соглашения предназначен для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса                      ИП ФИО1 КФХ ФИО2 обязан был не зачислять на указанный расчетный счет иные средства и осуществлять расходование гранта путем безналичных расчетов.

В нарушение п. 4.3.8 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии, а именно, в 2018 году посевная площадь составила 570 га, вместо 772 га, валовый сбор зерновых и зернобобовых составил 865, 5 тонн, вместо 1690 тонн; в 2019 году посевная площадь составила 672 га, вместо 772 га, валовый сбор зерновых и зернобобовых составил 1200 тонн, вместо 1522 тонн.

В нарушение пункта 4.1.5.1 Соглашения не представлены квартальные отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия за 4 квартал 2017 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года, 1, 2 кварталы 2019 года, отчеты по форме 1-КФХ за 2017, 2018, 2019 годы. Также в Министерство не представлены отчеты о достижении значений показателей результативности по форме, утвержденной в приложении № 2 к Соглашению за 2018-2019 годы.

ИП ФИО1 КФХ ФИО2 в Министерство не представлены документы, подтверждающие целевое использование средств гранта в софинансировании с собственными денежными средствами на сумму 1 700 000 руб.

В связи с невыполнением ответчиком принятых на себя обязательств, Министерством в адресИП ФИО1 КФХ ФИО2 направлялось соответствующее уведомительное письмо от 07.08.2020 № 23-01-03/3008 о необходимостиисполнения принятых на себя обязательств, а также необходимости возврата предоставленных денежных средств (гранта). ИП ФИО1 КФХ ФИО2 был уведомлен о том, что в случае невозврата денежных средств гранта, их взыскание с фермера будет осуществлено в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с п. 7.1 Соглашения.

Поскольку принятые ответчиком обязательства не выполнены, возврат полученных денежных средств не осуществлен, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора.

Судом из материалов дела установлено, что в рамках реализации программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2015-2017 годы» и на основании Протокола № 5 от 18.12.2017 между истцом и ответчиком 18.12.2017 заключено Соглашение № 47 об участии в ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2015-2017 годы» по предоставлению гранта в целях реализации проекта «Выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции». На основании Соглашения Министерство безвозмездно передает денежные средства (грант) для целевого использования ИП ФИО1 КФХ ФИО2, а последний обязуется принять грант и распорядится ими в соответствии с целями, условиями, в сроки и в порядке, установленном Соглашением.

Согласно п. 2.1 Соглашения размер гранта составляет 1 485 000 руб.

Судом установлено, что Министерство перечислило на расчетный счет ответчика денежные средства в размере 1 485 000 руб., что подтверждается платежным поручением      № 1118 от 27.12.2017.

Ответчик не представил в материалы дела доказательств обратного, в силу чего суд признает доказанным факт перечисления Министерством сельского хозяйства Тульской области ИП ФИО1 КФХ ФИО2 денежных средств в размере 1 485 000 руб.

Министерство вправе потребовать от начинающего фермера вернуть полученный грант в полном объеме в случаях:

- нецелевого расходования средств гранта, нарушения порядка использования гранта;

- неиспользование средств гранта в полном объеме в установленный Соглашением срок;

- невыполнения условия по созданию дополнительных рабочих мест (создание постоянных рабочих мест является одним из условий предоставления гранта начинающим фермерам);

- невыполнение обязательства по ведению деятельности в рамках действующего хозяйства не мене пяти лет с момента получения гранта;

- непредставление отчетности в порядке, по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства (приложение № 2 к Соглашению);

- непредставление в Министерство промежуточных и годовых отчетов о финансово-экономическом состоянии по формам и в сроки, установленным Министерством;

- непредставление по требованию Министерства дополнительных документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих целевое использование средств государственной поддержки;

- непредставление в Министерство отчета о реализации плана расходов по истечении 18 месяцев со дня получения гранта;

- расторжения Соглашения.

В соответствии с п. 4.1.6 Соглашения Министерство осуществляет контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком в нарушение п. 4.3.8 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии, а именно, в 2018 году посевная площадь составила 570 га, вместо 772 га, валовый сбор зерновых и зернобобовых составил 865, 5 тонн, вместо 1690 тонн; в 2019 году посевная площадь составила 672 га, вместо 772 га, валовый сбор зерновых и зернобобовых составил 1200 тонн, вместо 1522 тонн.

В нарушение пункта 4.1.5.1 Соглашения не представлены квартальные отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия за 4 квартал 2017 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года, 1, 2 кварталы 2019 года, отчеты по форме 1-КФХ за 2017, 2018, 2019 годы. Также в Министерство не представлены отчеты о достижении значений показателей результативности по форме, утвержденной в приложении № 2 к Соглашению за 2018-2019 годы.

ИП ФИО1 КФХ ФИО2 в Министерство не представлены документы, подтверждающие целевое использование средств гранта в софинансировании с собственными денежными средствами на сумму 1 700 000 руб.

Судом установлено и не оспорено ответчиком, что ответчик не надлежащим образом исполнял свои обязательства по Соглашению.

На письма Министерства, направленные в адрес ответчика о предоставлении необходимой информации о целевом расходовании гранта, о предоставлении ежеквартальных отчетов и информации о реализации проекта, ответчик не ответил, запрашиваемую Министерством информацию не представил.

Доказательств надлежащего исполнения обязательств по Соглашению                                    № 47 от 18.12.2017 ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Поскольку доказательств надлежащего исполнения обязательств по Соглашению                              № 47 от 18.12.2017, а также доказательств возврата денежных средств в размере                            1 485 000 руб., ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено и в материалах дела не имеется, арбитражный суд на основании статей 309, 310 ГК РФ удовлетворяет требование истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 1 485 000 руб.

При этом суд указывает, что в силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, опровергающие доводы истца, а также доказательства возврата денежных средств.

Согласно статьям 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску в сумме 27 850 руб. относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования министерства сельского хозяйства Тульской области удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в пользу министерства сельского хозяйства Тульской области денежные средства в размере 1 485 000 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 27 850 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья                                                                                                                Л.В. Елисеева