ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-11851/18 от 05.02.2019 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула    

Дело № А68-11851/2018

12 февраля 2019 года

     Резолютивная часть решения изготовлена 05 февраля 2019 г.

     Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019г.

     Арбитражный суд Тульской области в составе:

     Судьи Нестеренко С.В. (единолично),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой М.Н., рассмотрел в судебном заседании исковое заявление

    Общества с ограниченной ответственностью «Триумвират» (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

    к участнику Общества с ограниченной ответственностью «Триумвират» ФИО1

     о взыскании расходов за изготовление копий документов в сумме 14 871 руб. 80 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.,

     при участии в заседании: от ООО «Триумвират»: ФИО2 представитель по доверенности, от ФИО1: ФИО1 лично, паспорт,  ФИО3 представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

     Общество с ограниченной ответственностью «Триумвират» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании расходов за изготовление копий документов в сумме 14 871 руб. 80 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

    Суд ознакомился с доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

    Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 г. по делу №А68-2137/2017  на ООО «Триумвират» возложена обязанность передать участнику Общества с ограниченной ответственностью «Триумвират» ФИО1 копии следующих документов:

   -приказы директора, касающихся финансово-хозяйственной деятельности общества, приказы о премировании, выдачи материальной помощи, приказы об утверждении штатного расписания, приказы о назначении на должность главного бухгалтера за 2015, 2016, 2017 годы;

     -договоры (контракты), заключенные с контрагентами общества, а именно: договоров аренды имущества, договоров оказания услуг, договоров подряда, договоров поставки, договоров купли-продажи с марта 2014 года, за 2015 год, за 2016 год, за 2017 год со всеми прилагаемыми документами (актов КС-2, КС-3, накладных, товарно- транспортных накладных, актов выполненных работ, услуг; документов отгрузки, реализации) за 2015, 2016, 2017 годы;

   -регистры бухгалтерского учета, предусмотренных программой «1С Бухгалтерия» (карточек счетов хозяйственных операций в хронологическом порядке), а именно по счетам: 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки», Забалансовые счета: 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду» за 2015, 2016, 2017 годы;

   -платежные поручения за 2015, 2016 и 2017 годы;

   -кассовые документы (приходных и расходных кассовых ордеров), кассовые книги, авансовые отчеты за 2015, 2016 и 2017 годы;

  -расчетно-платежные ведомости по заработной плате за 2015, 2016 и 2017 годы;

  -книги учета доходов и расходов за второе полугодие 2017 года;

  - оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки», Забалансовые счета: 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду» за второе полугодие 2017 года;

   -скопировать информацию, содержащуюся в компьютерных файлах программы «1С Бухгалтерия», на электронный носитель информации (в общераспространенном формате текстового компьютерного файла).

    27.07.2018 в адрес ФИО1 направлено письмо с просьбой явиться для получения изготовленных копий документов.

   07.08.2018 ФИО1 явился  для получения изготовленных копий документов по решению суда.

    Актом от 07.08.2018 подписанным между ООО «Триумвират», ФИО1 и представителем ФИО3 зафиксирован факт передачи документов в  пяти папках в общем объеме 3 233 листа. Папки были проверены ФИО1 по количеству листов в них. Указанные папки прошиты и имеют номера на листах, которые прошиты и проставлены ООО «Триумвират». Документы по решению суда получены ФИО1 частично, на что было указано в акте лично ФИО1

    Довод ФИО1 о том, что истец не изготовил все требуемые копии документов, при этом переданные копии в количестве 2 833 шт. (3233-400) не соответствуют решению суда судом проверен и установлено, что действительно, не все копии документов по решению суда были переданы согласно акту приема-передачи документов от 07.08.2018 г., вместе с тем, суд не усматривает из акта от 07.08.2018 г., подписанного ФИО1, что часть переданных документов не имеет отношении к запрошенной информации.    

    07.08.2018 ФИО1 также был получен счет на оплату №345 от 26.04.2018 на сумму 14 871 руб. 80 коп. без НДС за «изготовление копий документов ФИО1 по постановлению Двадцатого арбитражного апелляционного суда» в количестве 3 233 листов по цене 4 руб. 60 коп./лист. Согласно надписи совершенной ФИО1 07.08.2018 на счете на оплату №345 от 26.04.2018 следует, что счет на оплату за изготовление копий документов получен, оплату произведу после получения данных документов.

    Приказом №1дп от 15.01.2018 директором ООО «Триумвират» ФИО4 установлена стоимость изготовления копии одной страницы документа формата А4 в размере 4 руб. 60 коп.

    Приказом №1н от 02.04.2018 директором ООО «Триумвират» ФИО4, экономисту ФИО5, привлеченному к изготовлению копий документов по решению суда, установлена единовременная доплата к должностному окладу в размере 9 700 руб.         

      Из предоставленной истцом калькуляции фактических затрат (расчет от 14.12.2018) по изготовлению копий документов по требованию ФИО1 следует, что стоимость изготовления одного документа составила 4 руб. 60 коп. Указанная стоимость сложилась из следующих показателей:

1. доплата к должностному окладу сотруднику, привлеченному к изготовлению копий, в размере  9 700 руб. в месяц, поскольку в должностные обязанности которых не входит изготовление копий документов;

2. взносы с фонда оплаты труда (взнос на обязательное пенсионное страхование, взнос в фонд медицинского страхования, взнос в фонд социального страхования, страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) 3 руб. 92 коп.;

3. расходы на оплату электроэнергии, амортизация оборудования;

4. расходные материалы (картридж, тонер) (390руб./1600)  0 руб. 25 коп.;

5. расходные материалы (лист бумаги А4) (215 руб./500 листов) 0 руб. 43 коп.

Суд отклоняет довод ФИО1 о том, что истец не предоставил доказательства фактически понесенных затрат на изготовление копий документов, поскольку материалы дела содержат указанные сведения, в частности, предоставлена калькуляция затрат, товарный чек об оплате стоимости картриджа CactusCS-CE285A черный для HPLJP1102/P1102W/M1130?M1132 (1600 стр.), товарный чек об оплате бумаги SvetoCopy 80г/м2 бел. 146, А4.  

Ответчик считает, что фактические затраты на изготовление копии документов, не должны превышать цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за изготовление копий документов, согласно расчету ФИО1 затраты за изготовление одного документа составляют 1 руб. 53 коп. и состоят из стоимости бумаги (1 руб. 20 коп.), заправки картриджа (0 руб. 07 коп.), затрат на электроэнергию (0,0256 руб.), амортизацию МФУ (0,0025 руб.), заработную плату (0,23 руб.). Вместе с тем, суд отмечает, что приведенный расчет ФИО1 является голословным и не подтверждается допустимыми доказательствами.  

Судом отклоняются доводы ответчика о сопоставимости расходов с коммерческой стоимостью изготовления копий, поскольку предоставление участнику копий документов не относится к коммерческой деятельности общества, преследующей извлечение прибыли.

         Статья 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью") предусматривает право участника общества получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном уставом порядке.

Общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к документам, предусмотренным пунктами 1 и 3 статьи 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования указанные документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов.

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение копий документов. Выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется участником, при этом его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами (п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144).

При этом согласно п. 4 ст. 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственность" плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Также согласно разъяснениями, изложенными в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", оценивая обоснованность требований хозяйственного общества о взыскании с участника расходов на изготовление копий документов, суды должны исходить из того, что взимаемая обществом плата, включающая в себя затраты на изготовление копий документов, не должна превышать цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за изготовление копий документов.

Таким образом, участник общества обязан компенсировать обществу только те расходы, которые непосредственно связаны с изготовлением копий документов и которые общество не понесло бы без обращения участника о предоставлении копий.

В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле.

Согласно калькуляции расходов, на которую ссылается истец, в стоимость изготовления копии документа включены:

1. доплата к должностному окладу сотруднику, привлеченному к изготовлению копий, в размере  9 700 руб. в месяц, поскольку в должностные обязанности которых не входит изготовление копий документов;

2. взносы с фонда оплаты труда (взнос на обязательное пенсионное страхование, взнос в фонд медицинского страхования, взнос в фонд социального страхования, страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) 3 руб. 92 коп.;

3. расходы на оплату электроэнергии, амортизация оборудования;

4. расходные материалы (картридж, тонер) (390руб./1600)  0 руб. 25 коп.;

5. расходные материалы (лист бумаги А4) (215 руб./500 листов) 0 руб. 43 коп.

Исходя из наличия в ООО «Триумвират» оргтехники, необходимой для изготовления копий документов, суд включает затраты в расходы в размере, определенном истцом, на оплату электроэнергии, расходные материалы (картридж)расходные материалы (картридж, тонер) (390руб./1600)  0 руб. 25 коп.,расходные материалы (лист бумаги А4) (215 руб./500 листов) 0 руб. 43 коп.; поскольку в штате организации отсутствует сотрудник в должностные обязанности которого входит изготовление копий документов, суд включает в состав затрат  взносы с фонда оплаты труда (взнос на обязательное пенсионное страхование, взнос в фонд медицинского страхования, взнос в фонд социального страхования, страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) 3 руб. 92 коп.непосредственно связанные с изготовлением  экономистом ФИО5 копий документов.  Доказательств того, что такая стоимость является завышенной ответчиком не представлено.

Исходя из приведенного истцом расчета, стоимость затрат на изготовление копии одного листа составляет 4,60 руб./лист×3233 шт. = 14 871 руб. 80 коп.  

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны; в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного, государственная пошлина в сумме 2 000 руб. относится судом на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тульской области

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Триумвират» расходы за изготовление копий документов в размере 14 871 руб. 80 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

На решение может быть подана жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня вынесения решения. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Тульской области.

Судья                                                                                                         С.В. Нестеренко