ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-11911/13 от 20.05.2014 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

  300041, Россия, <...>

тел./факс <***>;

e-mail: a68.info@arbitr.ru;

http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-11911/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2014г.

Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2014г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Андреевой Е.В.

протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Коликова А.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению главы Крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации МО Воловский район Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий администрации МО Воловский район и главы администрации МО Воловский район по выделению земельных участков на торгах (с учетом уточнения)

3-е лицо - ООО «Геоземкадастр» (ИНН <***>)

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен;

от ответчика – не явился, извещен;

от 3-его лица – не явился, извещен

Суд установил.

08.08.2012г. ФИО1 зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности – сельскохозяйственное производство (свидетельство 71 №002278872).

29.10.2012г. ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Воловский район с заявлением о предоставлении информации по земельным участкам на территории бывшего СПК им. Калинина и при возможности предоставления их для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В ответе от 15.10.2012г. администрация муниципального образования Воловский район сообщила о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, бывших в аренде у КФХ «Гурово» площадью 94 га и КФХ «Подкова» площадью 95га, и возможности их предоставить, указав на необходимость проведения межевых работы в отношении испрашиваемых земель и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявителя с видом деятельности - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.

29.10.2012г. ФИО1 обратился в администрацию Воловского района с заявлениями о выдаче разрешения на межевание испрашиваемых земель.

Письмом от 20.11.2012г. № А-647 администрация МО Воловский район сообщила ФИО1 о необходимости соблюдения требований статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» при подаче заявления о предоставлении спорных земельных участков.

03.12.2012г. ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Воловский район с просьбой ускорить процесс выдачи разрешительных документов, при этом указав в заявлении, что не является главой КФХ и требования Федерального закона от 11.06.2003г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к нему применимы быть не могут.

07.12.2012г. администрация муниципального образования, рассмотрев обращение ФИО1, дала разрешение на проведение межевания и составление схемы расположения (проекта границ) территориального землеустройства на спорные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разъяснив о возможности проведения торгов при получении нескольких заявок после опубликования в районной газете информации о предоставлении спорных земельных участков.

Постановлениями администрации муниципального образования от 01.03.2013г. № 139 и 140 на основании заявлений ФИО1 от 18.02.2013г. утверждены схемы расположений спорных земельных участков, которые были поставлены на кадастровый учет.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.04.2013г. № 6306А/2013 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 15.04.2013г.

Администрация муниципального образования Воловский район в общественно-политической газете «Время и люди» от 30.08.2013г. № 34 публикует объявление о предоставлении в аренду для производства сельскохозяйственной продукции земельных участков площадью 676 000 кв.м. и 1 024 500 кв.м., расположенных по адресу: Тульская область, Воловский район в 2 км юго-западнее и 0,4 км южнее <...> д. Новоаннинка. Срок предоставления заявок в течение 30 дней со дня публикации.

На данную публикацию заявок не поступает.

Администрация муниципального образования Воловский район в общественно-политической газете «Время и люди» от 18.10.2013г. № 41 и от 01.11.2013г. № 43 публикует объявления о предоставлении в аренду для производства сельскохозяйственной продукции земельных участков с кадастровыми номерами 71:06:040201:101, площадью 676 000 кв.м. и 71:06:040201:102, площадью 1 024 500 кв.м. Срок предоставления заявок в течение 30 дней со дня публикации.

04.11.2013г. в адрес главы администрации муниципального образования Воловский район поступило два заявления от ООО «Баскаково» о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 71:06:040201:101 и 71:06:040201:102, сроком на 10 лет.

18.11.2013г. от ФИО1, как от главы КФХ, в администрацию муниципального образования Воловский район поступили два заявления о предоставлении в аренду для создания крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков с кадастровыми номерами 71:06:040201:101 и 71:06:040201:102, сроком на 49 лет.

20.11.2013г. в адрес главы администрации муниципального образования Воловский район поступило заявление ФИО2, как главы КФХ, о предоставлении в аренду для создания крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка с кадастровым номером 71:06:040201:102, сроком на 49 лет.

Поскольку на публикации поступило несколько заявлений, администрация муниципального образования Воловский район в общественно-политической газете «Время и люди» от 24.01.2014г. № 4 опубликовала постановление от 20.01.2014г.№ 25 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков и по продаже земельного участка», согласно которого датой определения участников аукциона установлено 14.02.2014г.

Согласно п.п.1.1. к продаже права на заключение договора аренды выставлены:

- лот № 1 земельный участок с кадастровым номером 71:06:040201:101, площадью 676 000 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Воловский район в 2 км юго-западнее <...> д. Новоаннинка, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения;

- лот № 2 земельный участок с кадастровым номером 71:06:040201:102, площадью 1 024 500 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Воловский район в 0,4 км южнее <...> д. Новоаннинка, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно протоколу № 1 от 14.02.2014г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, признания заявителей участниками аукциона, назначенного на 25.02.2014г. аукцион признан несостоявшимся, т.к. подана только одна заявка – ООО «Баскаково».

Постановлением от 28.02.2014г. № 114 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», опубликованным в газете «Время и люди» № 9 от 28.02.2014г., администрация МО Воловский район определила дату проведения аукциона по продаже права аренды на спорные земельные участки 01.04.2014г.

Считая, что действия по предоставлению спорных земельных участков на торгах являются незаконными, не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В ходе судебного разбирательства заявитель отказался от заявленного требования в отношении ООО «Геоземкадастр», отказ судом принят.

На неоднократные предложения суда уточнить заявленные требования либо предмет спора, 18.03.2014г. заявитель уточнил заявленные требования и просил:

- признать выделение земельного участка на торгах незаконным со ссылкой на нарушение статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», т.к. по мнению заявителя, при создании крестьянского фермерского хозяйства земельный участок выделяется без торгов лицу, пожелавшему его получить при наличии соответствующего статуса главы КФХ;

-признать действия главы МО Воловский район неправомерными со ссылкой на статью 169 Уголовного кодекса РФ.

Ответчик возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 21.02.2014г. № 01-48/474.

3-е лицо возражало против удовлетворения требования заявителя.

В судебном заседании 16.05.2014г. был объявлен перерыв до 20.05.2014г. до 10ч.30 мин. После перерыва судебное заседание было возобновлено.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в части. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проанализировав отсутствие законодательного регулирования ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендуют одновременно специальный субъект, отвечающий требованиям Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и обычный субъект предпринимательской деятельности, суд пришел к выводу о том, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.

Указанный вывод сделан судом на основании системного толкования положений Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту решения – Федеральный закон № 101-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее по тексту решения – Федеральный закон № 74-ФЗ).

По мнению суда, нормы статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ, статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае подлежат применению (толкованию) с учетом положений статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно правилам статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (пункт 1).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2).

Статьей 10 Федерального закона № 101-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности. В качестве основного способа предоставления земельных участков указаны торги.

Так, согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).

В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.

При этом, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом № 74-ФЗ.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Федерального закона № 74-ФЗ.

Статья 12 Федерального закона № 74-ФЗ предусматривает порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

В соответствии с п. 1 указанной статьи граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В силу п. 2 данной статьи к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. При этом в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (ст. 4 Федерального закона № 74-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона № 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ч. 3 - 5 ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке, что свидетельствует о законодательно предусмотренной возможности такого отказа.

Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Федерального закона № 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.

Суд считает, что нормы Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией МО Воловский район и главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 Если на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют специальный субъект, отвечающий требованиям Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и обычный субъект предпринимательской деятельности, то право аренды необходимо передать специальному субъекту без торгов, так как законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Смысл статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ направлен на то, чтобы создать особые льготные условия для особого субъекта права - крестьянских хозяйств, представляющих собой объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. По существу воля законодателя направлена на защиту данной социальной группы населения, осуществляющей предпринимательскую деятельность в области производства сельскохозяйственной продукции, доход от которой является основным источником существования соответствующих граждан.

Из материалов дела следует, с 08.08.2012г. ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности – сельскохозяйственное производство.

29.10.2012г. ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Воловский район с заявлением о предоставлении информации по земельным участкам на территории бывшего СПК им. Калинина.

В ответе от 15.10.2012г. администрация муниципального образования Воловский район сообщила о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, бывших в аренде у КФХ «Гурово» площадью 94 га и КФХ «Подкова» площадью 95га, и возможности их предоставить, указав на необходимость проведения межевых работ в отношении испрашиваемых земель и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.

29.10.2012г. ФИО1 обратился в администрацию Воловского района с заявлениями о выдаче разрешения на межевание испрашиваемых земель.

Письмом от 20.11.2012г. № А-647 администрация МО Воловский район сообщила ФИО1 о необходимости соблюдения требований статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» при подаче заявления о предоставлении спорных земельных участков.

03.12.2012г. ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Воловский район с просьбой ускорить процесс выдачи разрешительных документов, при этом указав в заявлении, что не является главой КФХ и требования Федерального закона от 11.06.2003г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к нему применимы быть не могут.

07.12.2012г. администрация муниципального образования, рассмотрев обращение ФИО1, дала разрешение на проведение межевания и составление схемы расположения (проекта границ) территориального землеустройства на спорные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разъяснив о возможности проведения торгов при получении нескольких заявок после опубликования в районной газете информации о предоставлении спорных земельных участков.

Постановлениями администрации муниципального образования от 01.03.2013г. № 139 и 140 на основании заявлений ФИО1 от 18.02.2013г. утверждены схемы расположений спорных земельных участков, которые были поставлены на кадастровый учет.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.04.2013г. № 6306А/2013 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 15.04.2013г.

Администрация муниципального образования Воловский район в общественно-политической газете «Время и люди» от 30.08.2013г. № 34 публикует объявление о предоставлении в аренду для производства сельскохозяйственной продукции земельных участков площадью 676 000 кв.м. и 1 024 500 кв.м., расположенные по адресу: Тульская область, Воловский район в 2 км юго-западнее и 0,4 км южнее <...> д. Новоаннинка. Срок предоставления заявок в течение 30 дней со дня публикации.

На данную публикацию заявок не поступило.

Администрация муниципального образования Воловский район в общественно-политической газете «Время и люди» от 18.10.2013г. № 41 и от 01.11.2013г. № 43 публикует объявления о предоставлении в аренду для производства сельскохозяйственной продукции земельных участков с кадастровыми номерами 71:06:040201:101, площадью 676 000 кв.м. и 71:06:040201:102, площадью 1 024 500 кв.м. Срок предоставления заявок в течение 30 дней со дня публикации.

04.11.2013г. в адрес главы администрации муниципального образования Воловский район поступило два заявления от ООО «Баскаково» о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 71:06:040201:101 и 71:06:040201:102, сроком на 10 лет.

18.11.2013г. от ФИО1, как от главы КФХ, в администрацию муниципального образования Воловский район поступили заявления о предоставлении в аренду для создания крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков с кадастровыми номерами 71:06:040201:101 и 71:06:040201:102, сроком на 49 лет.

20.11.2013г. в адрес главы администрации муниципального образования Воловский район поступило заявление ФИО2, как главы КФХ, о предоставлении в аренду для создания крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка с кадастровым номером 71:06:040201:102, сроком на 49 лет.

Таким образом, на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым № 71:06:040201:101 заявление подали ООО «Баскаково» от 04.11.2013г. и глава КФХ ФИО1 от 18.11.2013г., т.е. предприятие, осуществляющее сельскохозяйственное производство и специальный субъект, желающий получить земельный участок для создания КФХ.

При таких обстоятельствах глава КФХ ФИО1 имел право на получение в аренду земельного участка с кадастровым № 71:06:040201:101 в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона № 174-ФЗ, в связи с чем действия органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги суд признает незаконными. Оспариваемое действие уполномоченного органа местного самоуправления повлекло нарушение прав и интересов главы КФХ ФИО1, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду с использованием процедуры, установленной специальным законом.

Администрация МО Воловский район, рассмотрев два поданных заявления, имела право отказать ФИО1 в предоставлении земельного участка в аренду в связи с несоответствием его заявления требованиям пункту 1статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ либо принять решение о предоставлении ФИО1 указанного земельного участка в аренду без проведения торгов в силу положений Федерального закона № 74-ФЗ.

Для приобретения в аренду земельного участка с кадастровым № 71: 06:040201:102 было подано три заявления: ООО «Баскаково», глава КФХ ФИО1 и глава КФХ ФИО2, т.е. два специальных субъекта, в связи с чем администрацией МО Воловский район правомерно было принято решение о проведении торгов. В ходе рассмотрения заявок на участие в торгах, в том числе заявлений от 18.11.13г. ФИО1 и 20.11.2013г. ФИО3, администрация должна была оценить их на соответствие пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ и принять решение о возможности участия данных заявок в торгах либо нет. Из представленного в материалы дела администрацией МО Воловский район протокола № 1 от 14.02.2014г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе отсутствует информация по оценке заявок глав КФХ А-вых.

Довод администрации МО Воловского района о том, что поскольку после публикаций в газете «Время и люди» от 18.10.2013г. № 41 и 01.11.2013г. № 43 предложений о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения заявления подали несколько претендентов, то они могут быть предоставлены исключительно на торгах, является несостоятельным по следующим основаниям.

Не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил статьи 10 Закона № 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса. Цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Федерального закона № 74-ФЗ (при наличии к тому установленных данным Законом оснований).

Таким образом, подача заявления о предоставлении земельного участка для создания крестьянского хозяйства после публикации информации о наличии на территории муниципального образования свободных земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о нарушении главой КФХ ФИО1 процедуры предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 12 Федерального закона № 74-ФЗ.

Кроме того, из материалов дела следует, что глава КФХ ФИО1 обратился к администрации органа местного самоуправления с заявлениями от 18.11.2013г. о предоставлении спорных земельных участков для создания КФХ в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства.

Обращение главы крестьянского хозяйства с заявлением о предоставлении земельного участка в силу Федерального закона № 74-ФЗ, предусматривающего специальный порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, препятствовало администрации выставлению права аренды земельного участка с кадастровым номером № 71:06:040201:101 на торги, а наличие второго заявления от ООО «Баскаково» от 04.11.2013г. о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 10 лет не являлось препятствием для применения специальной нормы закона.

Изложенные выше выводы подтверждаются судебной практикой, а именно Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012г. по делу № ВАС-17192/12, в котором ВАС РФ указал, что статья 12 Закона о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).

В настоящем деле по земельному участку с кадастровым № 71:06:040201:101 лишь один из претендентов являлся крестьянским (фермерским) хозяйством, а, следовательно, имел право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требовалось.

Судом не принимается во внимание довод заявителя о том, что формирование спорных земельных участков с кадастровыми номерами № 71:06:040201:101 и № 71:06:040201:102 было осуществлено за счет ФИО1, следовательно, они должны быть предоставлены только ему.

Суд отмечает, что факт формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет не влияет на право крестьянского хозяйства приобрести его на праве аренды, поскольку положения статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ о необходимости формирования земельного участка за счет заявителя носят технический характер и лишь обеспечивают механизм реального предоставления участка. Законодательство не содержит ограничений по предоставлению крестьянским хозяйствам в порядке статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ уже сформированного земельного участка.

Действия органов местного самоуправления, направленные на допуск к финансированию формирования земельного участка заинтересованного лица, не предопределяют возможность реализации преимущественного права указанного лица на получение земельного участка и не исключают применение специального порядка предоставления земельного участка, установленного Федеральным законом для крестьянских хозяйств.

Довод администрации МО Воловский район о том, что наличие иных заявок обуславливает избрание торгов в качестве единственного способа предоставления участков в аренду, не принимается.

В рассматриваемом случае доказательства отнесения ООО «Баскаково» к специальным субъектам, названным в Федеральном законе № 74-ФЗ, в деле отсутствуют. В то же время по смыслу названного Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ, как уже указывалось выше, предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств).

Правила статьи 12 Федерального закона №74-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 10 Федерального закона № 101-ФЗ и статье 34 Земельного кодекса, не содержат запрета на предоставление ранее сформированного не за счет заявителя земельного участка указанным в нем лицам (фермерам), а также не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.

Ограничительное толкование норм, изложенных в статье 12 Федерального закона № 174-ФЗ (распространение ее действия только на участки, сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет по заявке и за счет фермера) повлечет невозможность (затруднительность) первичного (для организации хозяйства) предоставления уполномоченными органами земельных участков главам таких хозяйств в ситуации, когда все участки сельскохозяйственного назначения на территории соответствующего муниципального образования уже сформированы (поставлены на кадастровый учет).

Не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения и публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса. Как уже указывалось, цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Федерального закона № 74-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).

Данная норма означает, что в предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения о проведении торгов по продаже права аренды на спорные земельные участки явилось поступление нескольких заявок, однако в представленных ответчиком документах отсутствует информация об оценке заявлений глав КФХ на предмет их соответствия требованиям пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ и вообще результат рассмотрения их обращений в администрацию МО Воловский район с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду для создания КФХ.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Следовательно, по смыслу ст. 23 ГК РФ, чтобы претендовать на получение в аренду земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, необходимо либо зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство, либо будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, доказать свои намерения заниматься сельскохозяйственной деятельностью в форме крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.08.2012г. № 9313А/2012 ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственная деятельность значится среди видов экономической деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.04.2013г. № 6306А/2013 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 15.04.2013г. Следовательно, с 15.04.2013г. ФИО1 имеет статус главы КФХ и становится специальным субъектом по Федеральному закону № 74-ФЗ.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должно быть указано, в частности, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).

Из материалов дела следует, что ООО «Баскаково», подавшее заявки от 04.11.2013г. на получение спорных земельных участков в аренду, не относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам. ФИО1 является главой крестьянского фермерского хозяйства, следовательно, ФИО1 может быть отнесен к специальным субъектам, названным в Федеральном законе № 74-ФЗ, в связи с чем имелись основания для рассмотрения заявлений от 18.11.2013г. о предоставлении спорных земельных участков ФИО1 в порядке статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что спорные земельные участки должны были ему предоставить после публикации от 30.08.2014г. в связи с отсутствием иных заявлений, кроме заявления ФИО1 Однако в материалах дела отсутствует заявление ФИО1 о предоставлении спорных земельных участков в аренду от иной даты, нежели 18.11.2013г. Ни заявитель, ни ответчик не предоставили доказательств, явно свидетельствующих о том, что ФИО1 ранее 18.11.2013г. подавались заявления о предоставлении спорных земельных участков в аренду.

Таким образом, после публикации объявления от 30.08.2013г. не поступило ни одного заявления, в том числе от ФИО1 Доказательства иного у суда отсутствуют.

Суд отказывает в удовлетворении требования заявителя в признании неправомерными действий главы администрации МО Воловский район по выделению земельных участков на торгах по следующим основаниям.

Согласно статьи 27
Устава муниципального образования Воловский район администрация муниципального образования управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном Собранием представителей, в связи с чем уполномочена обеспечить исполнение решений органов местного самоуправления муниципального образования по реализации вопросов местного значения.

По статье 33 Устава глава администрации муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Собрания представителей, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации муниципального образования.

Статьей 35 Устава предусмотрены виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования перед населением, физическими и юридическими лицами, которые несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законами Российской Федерации, Тульской области.

Согласно статьи 34 Устава органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования несут ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Основаниями наступления ответственности депутата Собрания представителей, главы муниципального образования перед населением муниципального образования могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения их в судебном порядке.

ФИО1 просил признать неправомерными действия главы администрации МО Воловский район по выделению земельного участка на торгах со ссылкой на ст. 169 Уголовного кодекса РФ.

Статьей 169 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, а именно:

по части 1 - неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду на торгах принято администрацией МО Воловский район и оформлено постановлением № 25 от 20.01.2014г. «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков и по продаже земельного участка». Оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, влекущих признание действий главы администрации МО Воловский район несоответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителя, ФИО4 не привел. Проверка наличия в действиях главы администрации МО Воловский район состава преступления, предусмотренного статьей 169 УК РФ, не входит в компетенцию арбитражного суда.

Таким образом, заявитель не обосновал заявленное требование о признании незаконным действий должностного лица, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения данного требования.

В порядке восстановления нарушенного права суд в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса должен обязать орган местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка либо отказать, однако суд при принятии решения не указывает на обязанность администрации МО Воловский район исходя из следующего.

Как уже указывалось, суд предлагал заявителю уточнить заявленное требование в ходе рассмотрения дела, т.к. по мнению суда, предметом рассмотрения данного дела должно было постановление администрации МО Воловский район от 20.01.2014г. № 25 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков и по продаже земельного участка» в части предоставления спорных земельных участков на торгах в аренду (лот №1,2).

Поскольку торги в отношении спорных земельных участков согласно протоколу № 1 от 14.02.2014г. признаны несостоявшимися, то постановлением от 24.02.2014г. № 114 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков» проведение торгов по лоту № 1 и № 2 были назначены на 01.04.2014г.

Согласно протоколу открытого аукциона от 01.04.2014г. торги:

- по лоту № 1 состоялись, было подано две заявки: ООО «Баскаково» и ИП глава КФХ ФИО5 Победителем признано ООО «Баскаково»;

-по лоту № 2 состоялись, было подано две заявки: ООО «Баскаково» и ИП глава КФХ ФИО5 Победителем признано ООО «Баскаково».

Ни ФИО1, ни ФИО2 заявок не подавали.

Таким образом, на дату принятия решения спорные земельные участки предоставлены на праве аренды ООО «Баскаково»; администрация МО Воловский район не рассмотрела заявления ФИО1 от 18.11.2013г. и ФИО2 от 20.11.2013г. на предмет их соответствия статье 12 Федерального закона № 74-ФЗ и не приняла по ним решения. Указанные обстоятельства лишают суд возможности обязать администрацию МО Воловский район совершить определенные действия. Однако отказывать в удовлетворении заявленного требования на основании отсутствия возможности по восстановлению нарушенного права в результате принятия решения по данному делу при явном нарушении норм права суд считает неправильным.

В соответствии требованиями пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием для обращения в арбитражный суд.

Согласно статье 110 Арбитражного кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам этой же статьи государственная пошлина относится к судебным расходам.

То обстоятельство, что ответчиком является орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, не может быть основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с администрации МО Воловский район Тульской области в пользу ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 200 руб.

Поскольку при подаче заявления ФИО1 было заявлено фактически пять требований: о признании незаконным выделение администрацией МО Воловский район земельных участков на торгах, о признании неправомерными действий главы МО Воловский район по предоставлению земельных участков на торгах, обязав администрацию МО Воловский район привести земельные участки в соответствие агротехническими нормами РФ и определив арендную плату по ставке МО на момент заключения договора аренды; о признании незаконными действий ООО «Геоземкадастр», государственная пошлина при подаче заявления была оплачена в размере 200 рублей, то в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий администрации МО Воловский район по предоставлению земельного участка с кадастровым № 71:06:040201:102, площадью 1024500кв.м. на торгах, признания неправомерными действий главы МО Воловский район по предоставлению земельных участков на торгах, с ФИО1 подлежит взысканию в федеральный бюджет неуплаченная госпошлина в размере 600 рублей.

Таким образом, суд приходит к следующему выводу:

-по земельному участку с кадастровым № 71:06:040201:101 при соответствии заявления ФИО1 от 18.11.2013г. требованиям статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ данный земельный участок должен быть ему предоставлен в аренду без торгов;

-по земельному участку с кадастровым № 71:06:040201:102 при соответствии заявлений ФИО1 от 18.11.2013г. и ФИО2 от 04.11.2013г. требованиям статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ данный земельный участок должен быть предоставлен в аренду на торгах.

Руководствуясь ст. 150,167-170, 176, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконными действия администрации МО Воловский район по предоставлению на праве аренды земельного участка с кадастровым №71:06:040201:101, площадью 676 000 кв.м., категории - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тульская область, Воловский район, в 2 км юго-западнее <...> д. Новоаннинка, на торгах.

В остальной части требований отказать.

В части требования о признании незаконным действий ООО «Геоземкадастр» производство по делу прекратить в связи с отказом истца от иска.

Взыскать с администрации МО Воловский район в пользу ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 200 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 600 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья Е.В. Андреева