ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-12077/19 от 21.07.2020 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5

тел. (4872) 250-800, E-mail: info@tula.arbitr.ru, http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                        Дело № А68-12077/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2020 года              

Арбитражный суд Тульской области в составе  судьи Чубаровой Н.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» ИНН (7121500508) ОГРН (1127154009619) к Правительству Тульской области в лице Министерства сельского хозяйства Тульской области  ИНН (7107032488) ОГРН (1037101129163)  о взыскании недополученных субсидий в размере           800 000 руб.,

при участии в заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» – Вилль Д.А. представитель по доверенности от 22.05.2019,

от Министерства сельского хозяйства Тульской области  - Юдин Ю.В. по доверенности от 30.01.2019 №23-01-03/291,

У С Т А Н О В И Л:

         Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс»  (далее – ООО «Прогресс») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Правительству Тульской области в лице Министерства сельского хозяйства Тульской области   о взыскании недополученных субсидий в размере  800 000 руб.

         ООО «Прогресс» заявлением от 10.03.2010 уточнило ответчика и просит считать надлежащим ответчиком Министерство сельского хозяйства Тульской области  и взыскать с него недополученные субсидии в размере 800 000 руб. на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году.

В обоснование своих требований истец ссылается на следующие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему.

На основании постановления правительства Тульской области от 17.08.2017 № 357 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера» сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области, включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, предоставляются субсидии, в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства,утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 №013/1, согласно приложению № 1 к Постановлению.

Согласно письму министерства сельского хозяйства Тульской области  субсидия будет выплачиваться только в размерах суммы убытков, отраженных в отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2016 год.

ООО «Прогресс» представило в  министерство сельского хозяйства Тульской области документы, предусмотренные разделом 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от 17.08.2017 № 3 57.

Согласно представленным в Министерство документам общий размер убытков истца составил 2 171 460 руб.:  1 240 460 руб. - гибель 150 гектар горохо-овсянной смеси;   931 000 руб. - гибель 100 гектар ячменя.

Исходя из данных о фактических затратах, представленных в материалы дела, фактические затраты на выращивание 1 га ячменя до стихийного бедствия составили 13 100 руб.,  площадь  гибели  ячменя от  наступившего  стихийного  бедствия  составила  100 га, т.е. 13 100 х 100 = 1 310 000 руб. Таким образом, фактические затраты до стихийного бедствия составили 1 310 000 руб.

Как указывает истец, согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной    ситуации    природного    характера  субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области (далее - заявители), включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 № 013/1,  согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с учетом фактически отраженных погибших площадей и суммы затрат в отчете о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме № 9-АПК или фактически отраженных посеянных и убранных площадях в информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме № 1-КФХ.

Ущерб определен по формуле, установленной пунктом 4 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера ущерб (по прямым затратам) сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, повлекших гибель посевов сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений

В материалах дела имеется копия Акта от 26.12.2016  №013/1 анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года. Приложением к данному Акту является реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года.

В указанном реестре по порядковым номером 5 указаны данные по ущербу, нанесенному ООО «Прогресс»:

Наименование культуры

Площадь Га всего

Площадь Га гибели

Фактические затраты до СБ на 1 Га

Фактические затраты  до СБ, всего, тыс.руб.

Ячмень

100

100

13100

1310

100

100

1310

131

Горохо-овсянная смесь

150

150

12900

1935

150

150

8269,74

1240,46

В таблице в отношении ячменя верхняя строчка - данные с мест, нижняя  - данные экспертизы согласно Акту.

Как пояснил истец, в столбце «Фактические затраты до стихийного бедствия на 1 га произошла техническая ошибка и вместо суммы 13 100 руб. указана сумма 1 310 руб., что повлекло за собой дальнейшее несоответствие данных, которые были указаны в Реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации.

В связи с допущенной технической ошибкой в Реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области (Приложение №1 к Порядку предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера) ответчиком было перечислено на счет истца только 1 371 460  руб.:  1 240 460 руб. - компенсация гибели 150 гектар горохо-овсянной смеси;   131 000 руб. - компенсация гибели 100 гектар Ячменя. Недоплата составила 800 000 руб.

ООО «Прогресс» неоднократно обращалось в Министерство сельского хозяйства Тульской области с просьбой о помощи в сложившейся ситуации и восстановления нарушенных прав и законных интересов истца путем выплаты истцу недополученной суммы субсидии. От Министерства был получен ответ о продолжении взаимодействия с Департаментом растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ, ФГБУ Россельхозцентр.

При таких обстоятельствах ООО «Прогресс», ссылаясь на статью 78  Бюджетного кодекса Российской Федерации,  статьи 12, 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации,  просит его требования удовлетворить.

Министерство сельского хозяйства Тульской области заявленные требования ООО «Прогресс» не признало, указывая при этом в отзыве на иск и дополнениях к нему, что истцом пропущен срок для  обращения в арбитражный суд,  предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Кроме того,  ответчик сослался на Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.14.2014 № 1441, которые устанавливают порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

Актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 №013/1 оценка ущерба ООО «Прогресс» по направлению «ячмень» составила 131 тыс. руб.

Постановлением правительства Тульской области от 17.08.2017 № 357 утвержден Порядок, который определяет механизм и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области в целях компенсации им ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2016 году (пункт 1 Порядка).

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области, включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 № 013/1, согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).

В соответствии с Приложением № 1 к Порядку, с учетом Акта Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 № 013/1 сумма субсидий ООО «Прогресс» по направлению «ячмень» составила 131 000 руб.

В соответствии с приведенными нормативными актами Российской Федерации и Тульской области ООО «Прогресс» для получения субсидий, указанных в пункте 1 Порядка,  27.10.2017 обратилось в Министерство сельского хозяйства Тульской области в соответствии с пунктом 4 Порядка с заявлением о предоставлении субсидий в размере 1 371 460 руб. Согласно приложенному расчету к заявлению сумма заявленных средств по направлению «ячмень» составила 131 000 руб.

Согласно заявлению и приложенному расчету ООО «Прогресс» Министерством сельского хозяйства Тульской области была перечислена соответствующая заявлению сумма 1 371 460 руб. (платежное поручение № 776443 от 03.11.2017).

Каких-либо требований о несоответствии сумм ООО «Прогресс» не предъявлялось (не заявлялось). Более того, между ООО «Прогресс» и Министерством сельского хозяйства Тульской области заключено соглашение № 113 от 27.10.2017 о предоставлении субсидии обществу в заявленном размере. Сторонами данное соглашение подписано, взаимные претензии друг к другу не предъявлены.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявленные (уточненные) требования  не подлежащими удовлетворению.  Суд исходит из следующего.

Частью 4 статьи 198 АПК РФустановлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными  может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

ООО «Прогресс» обратилось в арбитражный суд 30.09.2019 не с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, а с имущественным иском.

Общий срок исковой давности вы силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ) составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Как следует из статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Срок исковой давности следует исчислять от даты получения субсидии (платежное поручение № 776443 от 03.11.2017), в связи с чем  срок исковой давности  истцом не пропущен.

Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 2 этой статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Как установлено пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации

Из пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила).

Согласно пункту 1 в редакции, действовавшей в 2016, 2017 годах, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - иные межбюджетные трансферты).

Как установлено пунктом 2 Правил, иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемый бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по установленной в этом пункте формуле.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов (далее - соглашение).

На основании пункта 7 Правил в соглашении предусматриваются, в том числе:

а) целевое назначение иных межбюджетных трансфертов;

б) размер и сроки предоставления иных межбюджетных трансфертов .

В пункте 8 Правил указано, что перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Постановлением правительства Тульской области от 17.08.2017 № 357 (далее - Постановление № 357) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014  № 1441 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера»  утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера (далее - Порядок).

Как указано в пункте 1 Постановления № 357, настоящий Порядок определяет механизм и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области в целях компенсации им ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2016 году (далее - субсидии).

Согласно пункту 2 Постановления № 357, субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств - министерством сельского хозяйства Тульской области (далее - Министерство) из бюджета Тульской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.

Из пункта 3 названного Постановления (в редакции, действовавшей в 2017 году) следует, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области (далее - заявители), включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 № 013/1, согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Разделом 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, предусмотрен  перечень документов, представляемых в Министерство для получения субсидии:

4. Для получения субсидий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, заявители представляют в Министерство следующие документы:

копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя на территории Тульской области;

заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

расчет размера средств субсидии по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку;

копию отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме № 9-АПК или информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме № 1-КФХ отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2016 год, заверенную руководителем;

копию акта, подтверждающего списание погибших площадей сельскохозяйственных культур, заверенную руководителем;

справку об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по заработной плате за подписью руководителя;

справку об отсутствии в отношении заявителя принятого решения о ликвидации либо введенной одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также об отсутствии возникновения признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) за подписью руководителя;

сведения, подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

В соответствии с пунктом 7 Порядка по итогам рассмотрения документов, не позднее 10 рабочих дней со дня их регистрации, Министерством принимается решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, о чем делается соответствующая запись в журнале регистрации заявлений.

Как предусмотрено пунктом 9 Порядка, в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидии Министерство заключает с заявителем соглашение о предоставлении субсидии (далее - Соглашение), предусматривающее согласие ее получателя на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, по форме, утверждаемой министерством финансов Тульской области.

На основании пункта 11 Порядка министерство не позднее десятого рабочего дня после принятия решения по результатам рассмотрения им документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в сроки, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляет перечисление субсидий.

Как следует из представленных материалов,  на основании распоряжения Администрации муниципального образования Арсеньевский район №243-р от 25.08.2016 года была создана комиссия по обследованию посевов сельскохозяйственных культур. 23.09.2016 года Комиссией был составлен акт № 2 обследования посевов ООО «Прогресс», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Согласно данному акту площадь гибели составила 250 га, из которых: ячмень 100 га; однолетние травы (овес+горох) 150 га.  Общая сумма материального ущерба составила 3 245 000 руб.

26.12.2016 сотрудниками ООО «Прогресс» был составлен Акт № 1 на списание посевов сельскохозяйственных культур. Согласно данному акту площадь гибели составила 250 га, из которых: ячмень - 100 га; горохо-овсянная смесь - 150 га.  Прогнозируемая сумма ущерба: ячмень - 1310 тыс. руб.; горохо-овсянная смесь - 1240,46 тыс. руб. Фактическая  сумма ущерба: ячмень - 931 тыс. руб.; горохо-овсянная смесь - 1534 тыс. руб.  Общая сумма ущерба составила 2 465  тыс. руб., в том числе: ячмень - 931  тыс.  руб.;  горохо-овсянная смесь - 1 534 тыс. руб.

Актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 №013/1 анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, ООО «Прогресс» включено в Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года. Приложение к акту).

Однако указанным актом утверждена фактическая оценка ущерба ООО «Прогресс» по культуре «ячмень»  - 131 тыс. руб.,  горохо-овсянной смеси - 1240,46 тыс. руб.; общая утвержденная сумма компенсации составила 1 371 460 руб. с учетом ущерба от гибели.

Возможно, в акте в отношении размера компенсации по ячменю  допущена техническая ошибка.

Однако при этом, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, как следует из пункта 4 Порядка, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1787-р распределены межбюджетные трансферты на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате  чрезвычайных ситуаций природного характера в 2016 году на территориях субъектов Российской Федерации. В Тульскую область распределено 429 329,5 тыс. руб.

Приложением № 1  к Порядку предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 17.08.2017 № 357,  является  Реестр   сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, для получения субсидии на компенсацию ущерба.

 В указанный Реестр включено ООО «Прогресс» с суммой субсидии: по ячменю  - 131 тыс. руб., по, горохо-овсяной смеси  - 1249,46 тыс. руб.; всего 1371,46 тыс. руб.

Далее ООО «Прогресс» представило 27.10.2017 в Министерство сельского хозяйства Тульской области заявление (№ 140) о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку с приложением документов, предусмотренных пунктом 4 раздела 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

При этом в заявлении от 27.10.2017№ 140  ООО «Прогресс» просило  на основании постановления правительства Тульской области от 17.08.2017 № 357 предоставить субсидию по указанному выше основанию только в сумме 1 371 460 руб. (как утверждено Актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 № 013/1), с учетом того, что сумма  компенсации (субсидии) по культуре «ячмень» составила 131 тыс. руб.

В приложенном ООО «Прогресс» к заявлению расчете размера субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате  чрезвычайных ситуаций природного характера,  указано также:

по ячменю: площадь погибших посевов согласно акту анализа материалов по гибели объектов растениеводства  - 100 га,  объем причитающихся субсидий  согласно акту анализа материалов по гибели объектов растениеводства -  131 000 руб.;

по  горохо-овсяной смеси: площадь погибших посевов - 150 га, объем причитающихся субсидий  - 1 240 460 руб.

объем субсидий   к перечислению  - 1 371 460 руб.

27.10.2017 между Министерством сельского хозяйства Тульской области  (Министерство), которому  как получателю средств бюджета Тульской области доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и ООО «Прогресс» (Получатель) было заключено Соглашение № 113 о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение).

Согласно пункту 1.1 (1.1.1) предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Тульской области в 2017 году субсидии: на компенсацию ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Тульской области, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2017 году 1 371 460 руб.

В частности, из  пункта 3.1 Соглашения следует, что  субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии:

3.1.1.      на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения;

3.1.2.      при представлении Получателем в Министерство документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении №1 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Согласно пункту 4.1 Министерство обязуется;

4.1.1. обеспечить предоставление Субсидии в соответствии с разделом III настоящего Соглашения;

осуществлять проверку представляемых Получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего Соглашения, в том числе на соответствие их Порядком предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня их получения от Получателя;

4.1.3.      обеспечивать перечисление Субсидии на счет Получателя, указанный в разделе VIII настоящего Соглашения, в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Соглашения.

4.1.9.      рассматривать предложения, документы и иную информацию, направленную Получателем, в том числе в соответствии с пунктом 4.4.1 настоящего Соглашения, в течение 20 рабочих дней со дня их получения и уведомлять Получателя о принятом решении (при необходимости).

Согласно пункту 4.4. Получатель вправе:

4.4.1. направлять в Министерство предложения о внесении изменений в настоящее Соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера Субсидии с приложением; информации, содержащейфинансово-экономическое обоснование данного изменения.

Министерством сельского хозяйства Тульской области была перечислена ООО «Прогресс» соответствующая заявлению и Соглашению сумма 1 371 460 руб., что подтверждается платежным поручением № 776443 от 03.11.2017 и не оспаривается ответчиком.

ООО «Прогресс» впоследствии обращалось  к заместителю правительства Тульской области - министру сельского хозяйства Тульской области  по вопросу недополученных в 2017 году субсидий на возмещение ущерба  от  чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, указав при этом, в частности, что в Реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы» в летний период 2016 года, не по вине ООО «Прогресс» допущена опечатка и вместо суммы 1310 тыс. руб. (по ячменю) указана сумма 131 тыс. руб. В результате ООО «Прогресс» не дополучило 800 тыс. руб. (фактическая сумма затрат по ячменю 0 831 тыс. руб. минус возместили только согласно ошибочному реестру 131 тыс. руб.).

ООО «Прогресс» просило разобраться в сложившейся ситуации.

Указанное письмо не содержит даты его направления адресату.

Письмом от 19.04.2018 №23-01-02/1380 заместитель правительства Тульской области - министр сельского хозяйства Тульской области ответил, что обращение рассмотрено. По решению вопроса выплаты  ООО «Прогресс» в полном объеме министерством продолжается взаимодействие с Департаментом растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБУ Россельхозцентр.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает, что согласно изложенному выше пункту 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441,  иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Пункт 2 указанных Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2018 № 1371 также определяет, что  иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1787-р трансферт бюджету Тульской области на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате  чрезвычайных ситуаций природного характера в 2016 году на территориях субъектов Российской Федерации, выделен в размере 429 329,5 тыс. руб.

Из указанной суммы  для ООО «Прогресс» на указанные цели выделено 1 371 460 руб., при этом в отношении компенсации по ячменю -  в размере 131 тыс. руб. (акт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 № 013/1).

Сумму 1 371 460 руб.  ООО «Прогресс» получило.

В рассматриваемом случае Министерство сельского хозяйства Тульской области вправе  предоставить субсидии  в пределах выделенных трансфертов из федерального бюджета. Доказательств предоставления дополнительных трансфертов из федерального бюджета для выплаты субсидий ООО «Прогресс» не имеется.

При изложенных обстоятельствах заявленные ООО «Прогресс» требования о взыскании с Министерства сельского хозяйства Тульской области не могут быть удовлетворены.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ООО «Прогресс»

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по оплате государственной пошлины отнести на общество с ограниченной ответственностью «Прогресс».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья                                                                                                          Н.И. Чубарова