Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
Дело NА68-1214/09- 56/15
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2009г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2009г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Андреевой Е.В.
протокол вела секретарь судебного заседания Васильева Е.Ю.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Тульской городской Думы
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
о признании недействительным решения от 25.11.2008г. №24/43-2008
3-и лица: Общественная организация «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области», администрация г. Тулы
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности
от ответчика – ФИО2, ФИО3, по доверенности
от администрации г. Тулы – ФИО4, ФИО5, по доверенности
от 3-его лица – ФИО6, ФИО7, протокол №3 общего собрания участников
Арбитражный суд установил.
24.09.2008г. Тульская городская Дума решением №52/1173 утвердила муниципальную программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы».
07.10.2008г. Общественная организация «Объединение малых предпринимателей г. Тулы» (решением общего собрания от 01.10.2008г. переименована в Общественную организацию «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области») обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области с заявлением о несоответствии муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы» федеральному законодательству, выразившемся в необоснованности выбора приоритетных видов деятельности и незаконности установления ограничений для получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства.
По результатам рассмотрения данного заявления и проведенного анализа комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области принято решение № 24/43-2008 от 25.11.2008г., которым Тульская городская Дума признана нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» в части включения в пункты 5.8, 5.9, 5.10.2, 5.11, 5.12, 5.13 муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы» (далее – Программа), утвержденной решением Тульской городской Думы №52/1173 от 24.09.2008г. норм, которые приводят и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
02.03.2009г. Тульская городская Дума обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – УФАС по Тульской области) от 25.11.2008г. №24/43-2008 по основаниям, изложенным в заявлении.
УФАС по Тульской области возражало против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 24.02.2009г. №3/790.
Общественная организация «Объединение малых предприятий и предпринимателей Тульской области» возражала против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 24.03.2009г. №6.11/35.
Администрация г. Тулы требования заявителя поддержала по основаниям, изложенным в отзыве.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что в удовлетворении требования заявителю следует отказать. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органы местного самоуправления могут предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности, муниципальную помощь с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа без проведения конкурса.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статья 14 данного Федерального Закона закрепляет основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одними из которых является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства , соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах и оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Часть 3 данной нормы установила перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не может быть оказана поддержка:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Статья 16 данного Федерального Закона определила формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций..
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
24.09.2008г. Тульская городская Дума решением №52/1173 утвердила муниципальную программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2009-2010 годы».
Программа определила условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, приоритетные виды экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5.5 Программы определены следующие приоритетные направления экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства:
-производственная деятельность;
-инновационная деятельность, разработка наукоемкой продукции;
- создание энергосберегающих технологий;
-производство работ по улучшению экологии и природопользования;
-выполнение работ по благоустройству города и обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства;
-ремесленная деятельность.
Данные приоритетные направления были выбраны представительным органом местного самоуправления, по мнению заявителя, с учетом местных социально-экономических условий, традиций, производственного и научного потенциала города Тулы и предоставленных полномочий.
В п. 20 ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» дано определение понятия государственная или муниципальная помощь как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Порядок предоставления муниципальной помощи предусмотрен ст. 20 Закона о конкуренции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с п.2, 3 ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о конкуренции) предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной помощи не требуется, если она предоставляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год. В этом случае, в законе о бюджете должны быть указаны конкретные получатели такой помощи, ее цели, размеры и основания предоставления. При этом следует учитывать, что цели предоставления государственной или муниципальной помощи должны соответствовать целям, указанным в ч.1 ст.19 Закона о конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст.20 Закона о конкуренции, если в законе (решении) о бюджете указывается только общая сумма средств, направленных на определенные цели, а в течение финансового года распорядителем средств будет являться орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, то на предоставление государственной или муниципальной помощи необходимо предварительное письменное согласие антимонопольного органа.
Пункты 5.8 и 5.12 Программы устанавливают единственный способ оказания имущественной и финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству путем их предоставления на конкурсной основе.
Согласно ст.16 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2008г. №195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» до 1 июля 2010 года разрешено заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008г. с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, действующее законодательство позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получить имущественную и финансовую поддержку, минуя публичную процедуру – торги, что свидетельствует, что Тульской городской Думой, при утверждении Программы, были установлены дополнительные ограничения в получении помощи, не предусмотренные федеральным законодательством.
Пункт 5.9 Программы устанавливает дополнительные ограничения для получения поддержки, а именно: имущественную поддержку может получить только субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность не более пяти лет с момента государственной регистрации и осуществляющие деятельность в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы, а финансовую поддержку, в соответствии с п.5.13 Программы – только субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы и не более десяти лет с момента государственной регистрации.
Пункт 5.10.2 Программы устанавливает требование к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – осуществление деятельности не менее 5 лет с момента государственной регистрации.
В ходе судебного разбирательства представитель Администрации г. Тулы (разработчик Программы) пояснил, что ограничения по сроку осуществления предпринимательской деятельности были установлены по результатам проведенных исследований, но документального подтверждения предоставить не может.
Таким образом, аргументов и доказательств, обосновывающих принятые по сроку осуществления деятельности ограничения, ни заявитель, ни администрация г. Тулы не предоставила.
Однако ст.14, 15, 18 Федерального закона от 24.08.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не содержат ограничений для получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, исходя из срока деятельности с момента государственной регистрации и осуществления деятельности в приоритетных направлениях, указанных в п.5.5 Программы.
В п.5.11 Программы имущественная поддержка организациям инфраструктуры предоставляется в заявительном порядке при выполнении следующих условий:
- соответствие требованиям, установленным в п.5.10 Программы;
- наличие положительного заключения общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации города Тулы.
Поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается органами местного самоуправления на тех же условиях, что и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обязательное наличие положительного заключения общественно-экспертного совета при получении поддержки организациями инфраструктуры противоречит ст. 13 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ.
Применение п.5.11 Программы может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выражающемся в создании благоприятных условий деятельности для одних хозяйствующих субъектов и в создании дискриминационных условий деятельности для других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, указанные пункты Программы вводят ограничения предпринимательской деятельности, которые противоречат действующему федеральному законодательству(209-ФЗ, 135-ФЗ) и могут привести к недопущению или устранению конкуренции между различными хозяйствующими субъектами в зависимости от даты государственной регистрации. Органы местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, не наделены полномочиями по введению ограничений в получении государственной и муниципальной помощи, установленных п. 5.8,5.9,5.10.2,5.11,5.12,5.13 Программы.
Исходя из вышеизложенного, суд считает решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25.11.2008г. №24/43-2008 законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.170-176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Тульской городской Думы о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25.11.2008г. №24/43-2008 отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Е.В.Андреева