ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-12301/2021 от 19.05.2022 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, <...>.

тел./факс <***>;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-12301/2021

Резолютивная часть решения объявлена «19» мая 2022 г.

Полный текст решения изготовлен «26» мая 2022 г.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Елисеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Липатовым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Тулачермет» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления № 71-05-629/2021 от 17.11.2021,

при участии в заседании:

от заявителя – представители: ФИО1 по доверенности № 1040 от 18.10.2019, диплом, ФИО2 по доверенности № 1037 от 18.10.2019, диплом,

от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности № 29/49 от 07.12.2021, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Тулачермет» (далее – АО «Тулачермет», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановленияПриокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) № 71-05-629/2021 от 17.11.2021 о назначении административного наказания.

Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора представлен отзыв, согласно которому ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 01.10.2021 по 14.10.2021 была проведена плановая выездная проверка АО «Тулачермет» с целью реализации пункта 119 плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год, утвержденного приказом Управления от 30.10.2020 № 133-О.

В ходе проверки установлено, что АО «Тулачермет» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду 70-0171-001112-Т1 (I категория, высокая категория риска), расположенный по адресу: 300016, <...>.

Согласно сведениям Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС» 06.12.2020 были объявлены неблагоприятные метеорологические условия (далее – НМУ) для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе в период с 21:00   06.12.2020 до 09:00   07.12.2020 для предприятий г. Тулы, объявлены НМУI степени опасности.

Согласно сведениям администрации г. Тула 06.12.2020 от Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС» была получена информация о НМУ для предприятий г. Тулы. Данная информация в соответствии со списком рассылки от 06.12.2020 предупреждения о НМУ была передана в АО «Тулачермет» 06.12.2020 в 17:35.

В соответствии с журналом записи предупреждений (оповещений) о НМУ                          АО «Тулачермет» в 2020 году зафиксирована лишь одна запись о НМУ (25.03.2020).

Отметки о данном журнале о получении информации и принятых мерах по сокращению выбросов на территории АО «Тулачермет» отсутствуют.

В связи с этим, административный орган пришел к выводу, что АО «Тулачермет» 06.12.2020 не выполнило обязанность по выполнению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), в периоды неблагоприятных метеорологических условий, что является несоблюдением экологических требований при эксплуатации зданий, строений и сооружений                          АО «Тулачермет».

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки № 90-РШ/71-2021 от 14.10.2021, также в адрес общества направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 90-РШ/71-2021 от 14.10.2021.

12.11.2021 в отношении АО «Тулачермет» должностным лицом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении № 71-05-629/2021, в котором зафиксирован факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного                   ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

17.11.2021 должностное лицо Управления, рассмотрев материалы административного дела в отношении АО «Тулачермет», вынесло постановление                        № 71-05-629/2021 о назначении обществу административного наказания по                              ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «Тулачермет» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.   

В частности, общество указывает, что установление факта передачи администрацией г. Тулы предприятию и получения последним соответствующего прогноза о НМУ имеет существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении.

При этом в качестве доказательства передачи в адрес предприятия прогноза о НМУ 06.12.2020г. к акту проверки приложено письмо Муниципального учреждения «Центр гражданской защиты и спасательных работ г. Тулы» (МУ «ЦГЗСР г. Тулы») от 06.12.2020г. в адрес руководителей объектов экономики г. Тулы и список рассылки предупреждения о НМУ согласно перечню предприятий г. Тулы.

В соответствии с указанным списком 06.12.2020 года в 17.35 предупреждение было отправлено по факсу одновременно 13 предприятиям, включая АО «Тулачермет».

Вместе с тем, список рассылки, составленный МУ «ЦГЗСР г. Тулы в одностороннем порядке, в отсутствие иных доказательств, свидетельствующих о направлении вышеуказанного сообщения включенным в список предприятиям по факсу (отчет об отправке факса, уведомления о получении факсового сообщения), не может подтверждать факт уведомления предприятия о НМУ.

Техническая возможность направления одновременно 13 факсовых сообщений предприятиям, включенным в список рассылки, также вызывает сомнение.

На официальном сайте Тульского ЦГСМ-филиала ФГБУ «Центральное УГМС» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация о НМУ 06.12.2020г. в нарушение п. 9 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899, не опубликована.

Следовательно, доказательства, позволяющие достоверно установить, что                           АО «Тулачермет» было осведомлено о НМУ, прогнозируемых с 21-00 06.12.2020 по 09-00   07.12.2020 и требующих выполнения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствуют.

Таким образом, обязанности по выполнению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 06.12.2020 года у                                 АО «Тулачермет» не возникло.

По мнению общества, выводы административного органа не подтверждены надлежащими доказательствами, следовательно, в действиях АО «Тулачермет» отсутствует событие правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.1 КоАП РФ, оснований для привлечения АО «Тулачермет» к административной ответственности не имеется.

Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в частности, указывая, что АО «Тулачермет» не представлены доказательства, подтверждающие факт неполучения им информации о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях.

Довод АО «Тулачермет» о том, что администрация г. Тулы не направила в адрес общества информацию по НМУ по факсу, считаем недействительной, так как, таким же способом 25.03.2021 была направлена информация администрацией г. Тулы в адрес общества по факсу, и АО «Тулачермет» зафиксировало ее в журнал.

Ссылку общества на техническую возможность отправления одновременно                           13 факсовых сообщений предприятиям, Управление так же считает несостоятельной, так как в списке рассылок указано разное время отправления данного сообщения.

Сам по себе факт отсутствия прогнозов неблагоприятных метеорологических условий по г. Туле на официальном сайте Тульского ЦГСМ-филиала ФГБУ «Центральное УГМС» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не освобождает заявителя от исполнения возложенных на него законом обязанностей по учету выбросов в атмосферный воздух и принятию соответствующих мер, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Таким образом, по мнению Управления, АО «Тулачермет» 06.12.2020 не выполнило обязанность по выполнению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), в периоды неблагоприятных метеорологических условий, что является несоблюдением экологических требований при эксплуатации зданий, строений и сооружений АО «Тулачермет», в соответствии с чем нарушило                               ст. 8.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 этой статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Наличие полномочий ответчика на составление протокола об административном правонарушении установлено судом и заявителем не оспаривается.

Материалами дела подтверждается факт надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Процедура вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе требования, установленные ст.ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.

Объективная сторона данного правонарушения выражается, в частности, в несоблюдении экологических требований при эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды, в совершении противоправных действий, направленных на нарушение установленных экологических требований.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятныхметеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся только на объектах IV категории.

В соответствии с п. 7 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов на территории Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 21.04.2011 № 297 (данное постановление действовало на 06.12.2020) юридические лица, индивидуальные предприниматели при получении предупреждения о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе в периоды неблагоприятных метеорологических условий обязаны:

- обеспечивать выполнение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

- осуществлять производственный контроль за выполнением мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Управлением в ходе проверки выявлено, что АО «Тулачермет» 06.12.2020 не выполнило обязанность по выполнению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), в периоды неблагоприятных метеорологических условий, что является несоблюдением экологических требований при эксплуатации зданий, строений и сооружений АО «Тулачермет».

В ходе судебного разбирательства установлено, что в качестве доказательства передачи в адрес предприятия прогноза о НМУ 06.12.2020г. к акту проверки приложено письмо Муниципального учреждения «Центр гражданской защиты и спасательных работ г. Тулы» (МУ «ЦГЗСР г. Тулы») от 06.12.2020 года в адрес руководителей объектов экономики г. Тулы и список рассылки предупреждения о НМУ согласно перечню предприятий г. Тулы.

В соответствии с указанным списком от 06.12.2020 в 17.35 предупреждение было отправлено по факсу одновременно 13 предприятиям, включая АО «Тулачермет».

Других документов, подтверждающих направление предупреждения в адрес                         АО «Тулачермет», административным органом суду не представлено.

Суд соглашается с доводом общества о том, что список рассылки, составленный               МУ «ЦГЗСР г. Тулы» в одностороннем порядке, сам по себе, в отсутствие иных доказательств, свидетельствующих о фактическом направлении вышеуказанного сообщения включенным в список предприятиям по факсу, таких как отчет об отправке факса, уведомления о получении факсового сообщения, не может подтверждать факт уведомления предприятия о НМУ.

Следовательно, доказательства, позволяющие достоверно установить, что                              АО «Тулачермет» было осведомлено о НМУ, прогнозируемых с 21:00 06.12.2020 по 09:00 07.12.2020 и требующих выполнения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, Управлением суду не представлено.

Также суд соглашается с доводом общества о том, что сам факт направления и отражения в журнале предприятия иного сообщения о НМУ, имевшим место в иной период (25.03.2021), не является надлежащим доказательством направления по факсу сообщения 06.12.2020.

Суд отмечает также, что в ходе рассмотрения дела административным органом было представлено письмо МУ «ЦГЗСР г. Тулы» от 30.03.2022 № ЦГЗиСР/171, согласно которому предупреждение о НМУ 06.12.2020 направлялось в адрес АО «Тулачермет» на электронный адрес info@tulachermet.com. Представить подтверждение списка рассылки из электронного почтового ящика ЕДДС в адрес АО «Тулачермет» № 5 от 06.12.2020 не представляется возможным.

Между тем, как пояснили представители заявителя, электронный адрес info@tulachermet.com не принадлежит АО «Тулачермет». Заявителю принадлежит электронная почта tulachermet@metholding.com, что подтверждается сведениями с официального сайта АО «Тулачермет».

Доказательства того, что по состоянию на 06.12.2020 у АО «Тулачермет» был электронный адрес info@tulachermet.com в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в любом случае факт отправления в адрес АО «Тулачермет» извещения о НМУ, прогнозируемых с 21:00 06.12.2020 по 09:00 07.12.2020 и требующих выполнения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по адресу электронной почты info@tulachermet.com документально не подтвержден.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие состава или события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена                          статьей 8.1 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.11.2021 № 71-05-629/2021 о привлечении                                      АО «Тулачермет» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ является незаконным и подлежащим отмене.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.11.2021 № 71-05-629/2021 о привлечении  акционерного общества «Тулачермет» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                                             Л.В. Елисеева