Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
тел./факс <***>; e-mail: а68.info@tula.arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
г. Тула Дело № А68-12388/2019
Резолютивная часть решения объявлена «21» ноября 2019 г.
Полный текст решения изготовлен «28» ноября 2019 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Елисеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Липатовым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Приокскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об изменении постановления № 12-ТОА-19 от 03.10.2019 в части определения меры административной ответственности, уменьшении размера административного штрафа до 100 000 руб.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 02.04.2019,
от ответчика: не явились, извещены, ходатайство,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» (далее – ООО «Комбинат нерудоископаемых», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Приокское управление Ростехнадзора) с заявлением об изменении постановления № 12-ТОА-19 от 03.10.2019 в части определения меры административной ответственности, уменьшении размера административного штрафа до 100 000 руб.
Приокским управлением Ростехнадзора представлен отзыв, согласно которому ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
На основании распоряжения и.о. руководителя Приокского управления Ростехнадзора от 16.07.2019 № 1-1075-р при проведении плановой выездной проверки опасного производственного объекта «Карьер производства № 2» (2.4) А11-00299-0004, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, пос. Восточный – Байдиковский участок Хомяковского месторождения строительных известняков ООО «Комбинат нерудоископаемых» выявлены нарушения обязательных требований норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
1.Горные работы в карьере ведутся с нарушением согласованного плана развития горных работ на III-IV кв. 2019 года (с нарушением технологии ведения вскрышных и добычных работ);
2.Нарушаются проектные решения «Проекта технического перевооружения карьера строительных известняков на Байдиковском участке Хомяковского месторождения в Тульской области» в части размещения и образования западного внутреннего отвала;
3.Нарушаются паспорта вскрышных работ в части наличия и соответствия параметров отработки вскрышных уступов (рабочие площадки, бермы, углы откоса, высота уступа, призма обрушения);
4. Отсутствует проект производства работ по формированию западного отвала для дальнейшей безопасной отработки западного борта карьера;
5.В карьере ведутся работы по вскрыши юго-восточного борта не указанные в графической части сводного плана;
6. Значение параметров в графических частях паспортов ведения горных работ не совпадают с параметрами табличных данных паспортов;
7.Не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства автосамосвала БелАЗ-7522, государственный регистрационный знак: код 71, серия ТУ, № 36-29;
8.Не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства автосамосвала БелАЗ-7547, государственный регистрационный знак: код 71, серия ТН, № 08-84;
9.Не проведена очередная проверка и контрольная наладка защит в карьере (1 ступень 1 раз в 6 месяцев и 2 ступень 1 раз в год);
10.На дорогах внутри контура карьера породной предохранительный в вал местами имеет высоту менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности автомобиля;
11.В карьере местами используется более трех скруток на один провод питающей линии в пролетах между опорами;
12.В экскаваторах карьера отсутствуют паспорта производства работ;
13.На кузове экскаваторов карьера отсутствует информация о радиусе опасной зоны;
14.Отсутствует информация о проверках механиком и энергетиком исправности и комплектности машин в карьере (заносится в журнал приема-сдачи смен);
15.Не установлен защитный кожух муфты предельного момента на вскрышном экскаваторе ЭКГ;
16.Не работает реле-утечки вскрышного экскаватора ЭКГ;
17.Манометр в неисправном состоянии вскрышного экскаватора ЭКГ;
18. В приключательном пункте (Якно) вскрышного экскаватора ЭКГ не работает защита от обрыва заземляющей жилы;
19.В приключательном пункте (Якно) вскрышного экскаватора ЭКГ не работает защита от замыкания на землю;
20.В приключательном пункте (Якно) вскрышного экскаватора ЭКГ используются диэлетрические перчатки с истекшим сроком годности;
21.В приключательном пункте (Якно) вскрышного экскаватора ЭКГ используются боты с истекшим сроком годности;
22.Не установлен защитный кожух муфты предельного момента на добычном экскаваторе ЭКГ;
23.Не работает реле-утечки добычного экскаватора ЭКГ;
24.Заземляющий провод не имеет надежного болтового соединения с корпусом приключательного пункта (Якно) добычного экскаватора ЭКГ;
25.В приключательном пункте (Якно) добыточного экскаватора ЭКГ не работает защита от обрыва заземляющей жилы;
26.В приключательном пункте (Якно) добыточного экскаватора ЭКГ используются диэлетрические перчатки с истекшим сроком годности;
27.В приключательном пункте (Якно) добыточного экскаватора ЭКГ используются боты с истекшим сроком годности;
28.Главный инженер предприятия не прошел аттестацию в области промышленной безопасности по областям аттестации Б-4.1, Б-4.3;
29.Главный инженер предприятия не имеет соответствующего образования;
30.К техническому руководству горными работами допускаются лица, не имеющие специального соответствующего образования (ФИО2, ФИО3);
31.На предприятии отсутствует распорядительный документ о назначении ответственного за электрохозяйство предприятия и его заместителя;
32.Ответственный за осуществление производственного контроля на предприятии не вносит в установленном порядке руководителю предприятия предложения по результатам предписаний, выданных по итогам проверок в рамках осуществления производственного контроля;
33.Не разработаны регламенты технологических производственных процессов (РТПП):
33.1. РТПП «Ведение вскрышных и добыточных работ»,
33.2. РТПП «Эксплуатация и ремонт технологического транспорта»,
33.3. РТПП «Защита от затопления»,
33.4. РТПП «Транспортировка, дробление и сортировка полезного ископаемого»,
33.5. РТПП «Обогащение полезных ископаемых»;
34.Предприятием не выполнены соответствующие мероприятия, отмеченные в заключении экспертизы промышленной безопасности технического устройства ЭКГ-5А, инв. номер 160015, по приведению его в соответствии с требованиями промышленной безопасности, в части:
34.1. Отсутствуют два зуба передней стенки ковша,
34.2. Износ пяты передней стенки ковша более 10 мм на сторону,
34.3. Зазоры в паре «ось-втулка» в проушинах соединений задней стенки ковша более 1,6 мм,
34.4. Зазоры в паре «ось-втулка» в проушинах соединений коромысла с ковшом более 1,6 мм,
34.5. Зазоры в паре «ось-втулка» в проушинах соединений петли днища ковша с задней стенкой более 2 мм,
34.6. Разукомплектована тормозная система напорного механизма,
34.7. Не исправлен концевой выключатель ограничения ходя рукояти.
34.8. Износ боковых граней ведущего колеса с левой стороны ходовой тележки более 6 мм,
34.9. Износ втулок осей опорных колес гусеничного хода более 2 мм,
34.10. Отсутствуют защитные колпаки на втулках опорных колес ходовой тележки,
34.11. Разукомплектована гидравлическая система тормоза ходового механизма и переключения гусениц,
34.12. Нарушена верхняя продольная связь кузова экскаватора,
34.13. Отсутствуют результаты периодического технического освидетельствования воздухосборника (сосуда работающего под давлением), а также информация о толщине стенок воздухосборника по результатам освидетельствования; не проводится гидравлическое испытание сосуда работающего под давлением,
34.14. Отсутствует информация по периодическому обслуживанию воздухосборника (продувка предохранительного клапана, удаление конденсата и тд.),
34.15. Отсутствуют протоколы периодических измерений электроооборудования экскаватора организацией, имеющей аттестованную в установленном порядке электролабораторию,
34.16. Нарушена заводская конструкция поперечной связи двуногой стойки экскаватора;
35. Организацией не выполнены соответствующие мероприятия, отмеченные в заключении экспертизы промышленной безопасности технического устройства ЭКГ-5А, зав. № 11824, инв. номер 160018 по приведению его в соответствие с требованиями промышленной безопасности, в частности:
35.1. Нарушена металлоконструкция несущей укосины крепления лестничной площадки экскаватора к поворотной платформе,
35.2. Отсутствуют два зуба передней стенки ковша,
35.3. Износ пяты передней стенки ковша более 10 мм на сторону,
35.4. Зазоры в паре «ось-втулка» в проушинах соединений задней стенки ковша более 1,6 мм,
35.5. Зазоры в паре «ось-втулка» в проушинах соединений коромысла с ковшом более 1,6 мм,
35.6. Зазоры в паре «ось-втулка» в проушинах соединений петли днища ковша с задней стенкой более 2 мм,
35.7. Не исправен концевой выключатель ограничения ходя рукояти,
35.8. Износ боковых граней ведущего колеса с левой стороны ходовой тележки более 6 мм,
35.9. Износ втулок осей опорных колес гусеничного хода более 2 мм,
35.10. Отсутствуют защитные колпаки на втулках опорных колес ходовой тележки,
35.11. Не исправна гидравлическая система тормоза ходового механизма и переключения гусениц,
35.12. Нарушена верхняя продольная связь кузова экскаватора требования,
35.13. Отсутствуют результаты периодического технического освидетельствования воздухосборника (сосуда работающего под давлением), а также информация о толщине стенок воздухосборника по результатам освидетельствования; не проводится гидравлическое испытание сосуда работающего под давлением,
35.14. Отсутствует информация по периодическому обслуживанию воздухосборника (продувка предохранительного клапана, удаление конденсата и тд.),
35.15. Отсутствуют протоколы периодических измерений электроооборудования экскаватора организацией, имеющей аттестованную в установленном порядке электролабораторию.
По итогам проверки составлен акт проверки № 1-1075-2019 от 19.09.2019.
26.09.2019 в отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» должностным лицом Приокского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении № 12-ТОА-19, в котором зафиксирован факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту решения - КоАП РФ).
03.10.2019 должностное лицо Приокского управления Ростехнадзора, рассмотрев материалы административного дела в отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых», вынесло постановление № 12-ТОА-19 о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначения размера штрафа, ООО «Комбинат нерудоископаемых» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Приокским управлением Ростехнадзора представлен отзыв, согласно которому административный орган просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При квалификации административного правонарушения суд исходит из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности самостоятельно либо через свои территориальные органы.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьей 23.31 КоАП РФ (п.1) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 9.1 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в частности, вправе: начальники отделов, заместители начальников отделов, главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора и государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор (п. 5 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ).
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении заявителя возбуждено полномочным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ). Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу ст. 3 Закона № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии с п. 19 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (далее – приказ Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599) ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с: схемой развития горных работ (при наличии); проектной документацией; годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
Согласно п. 25 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 на каждый производственный процесс в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты ведения горных работ, обогащения полезных ископаемых, должны разрабатываться регламенты технологических производственных процессов в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем пункте. Отклонения от требований и параметров, установленных регламентами технологических производственных процессов, не допускаются.
Регламенты технологических производственных процессов (далее - РТПП) должны разрабатываться на каждый производственный процесс, определенный Правилами.
Пунктами 27, 28, 29 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 установлено, что в установленных законодательством Российской Федерации случаях организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны обеспечить подготовку и аттестацию руководителей и специалистов в области промышленной безопасности. Руководители и специалисты организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых, должны иметь соответствующее образование. К техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование.
В соответствии с п. 56 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 эксплуатация, обслуживание технических устройств, их монтаж и демонтаж должны производиться в соответствии с руководством по эксплуатации, техническими паспортами и другими нормативными документами заводов-изготовителей. Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации технических устройств.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, перед применением и в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами. Заключение экспертизы промышленной безопасности по результатам обследования и испытания является основанием для принятия эксплуатирующей организацией решения о проведении ремонта, продолжения эксплуатации на установленных параметрах (с ограничением параметров) или выводе оборудования из эксплуатации (п. 57 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599).
Технические устройства, находящиеся в эксплуатации, должны быть исправны, оснащены в соответствии с требованиями заводов-изготовителей и настоящих Правил сигнальными устройствами, контрольно-измерительной аппаратурой, устройствами, отключающими привод при забивке разгрузочных течек, воронок, желобов и иметь защиту от перегрузок, переподъема (п. 58 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599).
Согласно п. 523 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 на каждой единице горнотранспортного оборудования должен находиться «Журнал приема и сдачи смен», порядок ведения которого определяется организацией, эксплуатирующей объект открытых горных работ. Правильность ведения журнала должна систематически проверяться техническими руководителями смены (горным мастером, начальником участка или его заместителем), специалистами организации при посещениях ими рабочих мест. Каждое рабочее место в течение смены должно осматриваться лицом сменного технического надзора, которое обязано не допускать производства работ при наличии нарушения требований безопасного их ведения.
Горные работы по проведению траншей, разработке уступов, дражных полигонов, отсыпке отвалов должны вестись в соответствии с проектом и локальными проектами (паспортами) с учетом инженерно-геологических условий, утвержденными техническим руководителем объекта. В паспорте указываются размеры рабочих площадок, берм, углы откоса, высота уступа, призма обрушения, расстояния от горного и транспортного оборудования до бровок уступа или отвала. Срок действия паспорта устанавливается в зависимости от условий ведения горных работ. При изменении горно-геологических условий ведение горных работ должно быть приостановлено до пересмотра паспорта. С паспортом должны быть ознакомлены под роспись лица технического надзора, специалисты и рабочие, ведущие установленные работы. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него (п. 528 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599).
Исправность и комплектность горных машин должна проверяться ежесменно машинистом, еженедельно - механиком, энергетиком участка и ежемесячно главным механиком, главным энергетиком или другими лицами, назначенными распорядительным документом (п. 591 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599).
Согласно п. 603 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в зоне его действия (радиус опасной зоны экскаватора). Информация о радиусе опасной зоны должна быть указана на кузове экскаватора.
Пунктом 726 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 установлено, что проезжая часть дороги внутри контура карьера (кроме забойных дорог) должна соответствовать проекту и быть ограждена от призмы возможного обрушения породным валом или защитной стенкой. Высота породного вала принимается не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на карьере автомобиля. Вертикальная ось, проведенная через вершину породного вала, должна располагаться вне призмы обрушения. Расстояние от внутренней бровки породного вала (защитной стенки) до проезжей части должно быть не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, эксплуатируемого в карьере.
Для защиты людей от поражения электрическим током должны применяться защитное заземление и быстродействующая защита от утечек тока на землю (корпус) с автоматическим отключением электроустановки (за исключением цепей напряжением до 60 В), при этом общее время отключения не должно превышать 200 мс при напряжении до 1000 В и 120 мс - выше 1000 В. Исправность действия (срабатывания) реле утечки тока должна проверяться в каждой смене перед началом работы. Проверка реле утечки тока в комплекте с автоматом на время их срабатывания должна производиться при его установке, но не реже одного раза в шесть месяцев (п. 1005 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599).
Пунктом 1015 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 установлено, что запрещается:
обслуживать электроустановки напряжением выше 1000 В без защитных средств (диэлектрических перчаток, бот или изолирующих подставок);
ремонтировать, присоединять и отсоединять электрооборудование и кабели, находящиеся под напряжением выше 50 В;
эксплуатировать электрооборудование при неисправных средствах взрывозащиты, блокировках, заземлении, аппаратах защиты, нарушении схем управления и защиты и поврежденных кабелях;
иметь под напряжением неиспользуемые электрические сети, за исключением резервных;
изменять заводскую конструкцию и схему электрооборудования, схемы аппаратуры управления, защиты и контроля, а также градуировку устройств защиты на шахте, за исключением случаев, когда такие изменения согласованы с заводом-изготовителем;
снимать с аппаратов знаки, надписи, пломбы лицам, не имеющим на это права.
Для сооружения кабельных передвижных распределительных сетей и для питания самоходных и передвижных электропотребителей на объектах открытых горных работ (экскаваторов, конвейерно-отвальных комплексов, буровых станков) должны использоваться гибкие шланговые кабели, как минимум, с пятью жилами: три силовых, заземляющая и вспомогательная (контрольная). При обрыве заземляющей жилы в гибких кабелях должны предусматриваться защиты, воздействующие на отключение коммутационного аппарата с питающей стороны кабеля (п. 1021 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599).
В соответствии п. п. 1025 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 при переноске (подноске) экскаваторного кабеля, находящегося под напряжением, обслуживающий персонал обязан пользоваться диэлектрическими перчатками или специальными устройствами с изолирующими рукоятками.
Пунктом 47 постановления Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 65 «Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности» (далее - постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 65) установлено, что при обслуживании электроустановок необходимо применять электрозащитные средства: диэлектрические перчатки, боты и ковры; указатели напряжения; изолирующие штанги; переносные заземления и др., и индивидуальные средства защиты: защитные очки; монтерские пояса, когти и др.
Защитные средства, используемые в электроустановках, должны удовлетворять требованиям действующих правил и подвергаться электрическим испытаниям в установленные сроки (п. 48 постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 65).
В соответствии с пунктами 215, 233 постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 65 запрещается включение электрической сети и ее эксплуатация при неисправной аппаратуре защиты. В каждом пролете на один провод или трос допускается не более трех соединений. При применении сварки количество соединений не регламентируется.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ООО «Комбинат нерудоископаемых» допустило вышеуказанные нарушения обязательных требований и норм в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и лицензионного контроля.
Несоблюдение вышеуказанных требований составляет объективную сторону административного правонарушения.
Следовательно, установленные по делу фактические обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении дела в суде не представлено.
Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается актом проверки от 19.09.2019 № 1-1075-2019, протоколом об административном правонарушении от 26.09.2019 № 12-ТОА-19, постановлением о назначении административного наказания от 03.10.2019 № 12-ТОА-19, другими материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя в совершении выявленного правонарушения отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. Приокское управление Ростехнадзора вынесло постановление в пределах предоставленных ей полномочий и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Права заявителя, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, соблюдены. Общество надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Вместе с тем, суд принимает во внимание положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ согласно, которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенного ООО «Комбинат нерудоископаемых», принимая во внимание, что наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, а также обстоятельства настоящего дела (в т.ч. финансовое состояние общества, заявителем предпринимаются необходимые меры для устранения нарушений), суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 руб.
В остальной части указанное постановление следует оставить без изменения.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» удовлетворить.
Постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.10.2019 № 12-ТОА-19 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным в части назначения наказания и изменить его в этой части, назначив обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.