ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-12636/19 от 24.09.2021 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: а68.info@arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Тула Дело № А68-12636/2019

Дата объявления резолютивной части решения: 24 сентября 2021 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 01 октября 2021 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Чубаровой Н.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Просторы» (ИНН 7126501375, ОГРН 1107154013339) к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о признании недействительными решений от 23.01.2019 № 2 и от 10.07.2019 № 1362,

при участии в заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственности «Просторы»: Мымрина Н.А. по доверенности от 17.10.2019, диплом,

от Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области: Петрова Е.А. по доверенности от 04.02.2019 №03-09/2294, диплом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Просторы» (далее – ООО «Просторы», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области, Инспекция) о признании недействительными:

- решения от 23.01.2019 № 2 о привлечении к ответственности в части доначисленного налога в размере 1 580 008 руб., штрафных санкций и пеней в полном размере;

- решения от 10.07.2019 № 1362 о привлечении к ответственности в части доначисленного налога в размере 550 182 руб., в части штрафных санкций и пеней в полном размере.

23.12.2020 ООО «Просторы» представило в судебное заседание ходатайство о восстановлении пропущенного срока об оспаривании ненормативного правового акта - решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 23.01.2019 № 2.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области заявленные требования не признала.

На основании ходатайства Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области, Управление) определением суда от 29.01.2021 произведена замена Межрайонной ИФНС России №8 по Тульской области в связи с ее реорганизацией на УФНС России по Тульской области.

Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области проведена основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) камеральная налоговая проверка ООО «Заокские просторы» (ООО «Просторы») на основе уточненной (№2) налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, представленной Обществом в Инспекцию 03.08.2018.

Согласно указанной декларации ООО «Заокские просторы» в отношении принадлежащих Обществу 211 земельных участков, исчислило налог за 2017 год, применив налоговую ставку в размере 0,3 процента. Сумма налога за 2017 год по данным Общества составила 393 018 руб.

По результатам проверки декларации Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 20.11.2018 № 7806, в котором установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2017 год в размере 1 580 008 руб. и для расчета налога Инспекцией применена налоговая ставка 1,5 процента.

Заместителем начальника Инспекции 23.01.2019 в отсутствие представителя Общества, извещенного в установленном порядке, рассмотрен акт от 20.11.2018 №7806, письменные возражения Общества, иные материалы налоговой проверки и вынесено решение от 23.01.2019 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – решение от 23.01.2019 №2).

Согласно пункту 3.1 резолютивной части указанного решения Обществу доначислен земельный налог за 2017 год в размере 1 580 008 руб., начислены пени в размере 165 761 руб. ООО «Заокские просторы» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 361 001,60 руб.

Решение от 23.01.2019 №2 направлено в адрес ООО «Заокские просторы» по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) 24.01.2019 и получено адресатом 28.01.2019, что подтверждается квитанцией о приеме.

Не согласившись с решением от 23.01.2019 №2, Общество направило апелляционную жалобу в Управление, которое решением от 29.04.2019 № 07-15/12342@ оставило решение от 23.01.2019 №2 без изменения.

Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной ООО «Просторы» в Инспекцию 31.01.2019.

Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год ООО «Просторы» в отношении принадлежащих ему 212 земельных участков исчислило налог за 2018 год, применив налоговую ставку в размере 0,3 процента. Сумма налога за 2018 год по данным Общества составила 36 666 руб.

По результатам проверки декларации, проведенной на основании статьи 88 НК РФ, Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.05.2019 № 2212 (далее – акт от 21.05.2019 № 2212), в котором установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2018 год в размере 550 182 руб. и для расчета налога применена налоговая ставка в размере 1,5 процента.

Акт от 21.05.2019 № 2212 направлен Инспекцией в адрес ООО «Просторы» 23.05.2019 по ТКС и получен адресатом 23.05.2019, что подтверждается сведениями, содержащимися в информационных ресурсах Инспекции.

Заместителем начальника Инспекции 10.07.2019 в присутствии представителя Общества, извещенного в установленном порядке, рассмотрены акт от 21.05.2019 № 2212, письменные возражения Общества, иные материалы налоговой проверки и вынесено решение от 10.07.2019 №1362 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – решение от 10.07.2019 №1362).

Согласно пункту 3.1 резолютивной части указанного решения Обществу доначислен земельный налог за 2018 год в размере 550 182 руб., начислены пени в размере 40 714,24 руб. Кроме того, ООО «Просторы» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 55 019,20 руб.

Решение от 10.07.2019 № 1362 направлено в адрес ООО «Просторы» по ТКС 10.07.2019 и получено адресатом 10.07.2019, что подтверждается сведениями, содержащимися в информационных ресурсах Инспекции.

Не согласившись с решением от 10.07.2019 №1362, Общество направило апелляционную жалобу в Управление, которое решением от 16.08.2019 № 07-15/24269@ оставило решение от 23.01.2019 №2 без изменения.

Оспариваемым решением Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области земельный налог за 2018 год доначислен по следующим основаниям.

За ООО «Заокские просторы» зарегистрировано право
собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 71:09:010601:1741 /71:09:010601:2752 /71:09:010601:2751 /71:09:010601:2779 /71:09:010601:2766 /71:09:010601:1782 /71:09:010601:2611 /71:09:010601:1779 /71:09:010601:1778 /71:09:010601:1777 /71:09:010601:1780 /71:09:010601:1776 /71:09:010601:1781 /71:09:010601:1775 /71:09:010601:1646 /71:09:010601:1650 /71:09:010601:1652 /71:09:010601:1648 /71:09:010601:1649 /71:09:010601:1612 /71:09:010601:1614 /71:09:010601:1613 /71:09:010601:1616 /71:09:010601:1615 /71:09:010601:1610 /71:09:010601:1609 /71:09:010601:1606 /71:09:010601:1607 /71:09:010601:1608 /71:09:010601:1611 /71:09:010601:1605 /71:09:010601:1600 /71:09:010601:1603 /71:09:010601:1590 /71:09:010601:1591 /71:09:010601:1592 /71:09:010601:1593 /71:09:010601:1594 /71:09:010601:1589 /71:09:010601:1588 /71:09:010601:1587 /71:09:010601:1586 /71:09:010601:1602 /71:09:010601:1601 /71:09:010601:1604 /71:09:010601:1599 /71:09:010601:1597 /71:09:010601:1585 /71:09:010601:1598 /71:09:010601:1617 /71:09:010601:1787 /71:09:010601:1619 /71:09:010601:2781 /71:09:010601:1624 /71:09:010601:1625 /71:09:010601:1626 /71:09:010601:1618 /71:09:010601:1623 /71:09:010601:1740 /71:09:010601:2758 /71:09:010601:1622 /71:09:010601:1596 /71:09:010601:1785 /71:09:010601:1595 /71:09:010601:1620 /71:09:010601:1621 /71:09:010601:1786 /71:09:010601:2628 /71:09:010601:2780 /71:09:010601:2608 /71:09:010601:2622 /71:09:010601:2609 /71:09:010601:2738 /71:09:010601:2737 /71:09:010601:2633 /71:09:010601:2740 /71:09:010601:2739 /71:09:010601:2621 /71:09:010601:2606 /71:09:010601:2607 /71:09:010601:2598 /71:09:010601:2613 /71:09:010601:2782 /71:09:010601:2629 /71:09:010601:2623 /71:09:010601:2614 /71:09:010601:2630 /71:09:010601:2602 /71:09:010601:2605 /71:09:010601:2600 /71:09:010601:2632 /71:09:010601:1696 /71:09:010601:1695 /71:09:010601:1703 /71:09:010601:1711 /71:09:010601:1705 /71:09:010601:1709 /71:09:010601:1710 /71:09:010601:1704 /71:09:010601:1708 /71:09:010601:1693 /71:09:010601:1750 /71:09:010601:1749 /71:09:010601:1694 /71:09:010601:1712 /71:09:010601:1755 /71:09:010601:1756 /71:09:010601:1729 /71:09:010601:1757 /71:09:010601:1728 /71:09:010601:1730 /71:09:010601:1758 /71:09:010601:1752 /71:09:010601:1716 /71:09:010601:1715 /71:09:010601:1739 /71:09:010601:1738
/71:09:010601:1737 /71:09:010601:1751 /71:09:010601:1733 /71:09:010601:1744
/71:09:010601:1743 /71:09:010601:1746 /71:09:010601:1745 /71:09:010601:1724
/71:09:010601:1727 /71:09:010601:1722 /71:09:010601:1812 /71:09:010601:1811
/71:09:010601:1809 /71:09:010601:1723 /71:09:010601:1813 /71:09:010601:1718
/71:09:010601:1719 /71:09:010601:1717 /71:09:010601:1734 /71:09:010601:1807
/71:09:010601:1808 /71:09:010601:1802 /71:09:010601:1806 /71:09:010601:1789 /71:09:010601:1788 /71:09:010601:1791 /71:09:010601:1790 /71:09:010601:1798
/71:09:010601:1801 /71:09:010601:1800 /71:09:010601:1797 /71:09:010601:1814
/71:09:010601:1799 /71:09:010601:1689 /71:09:010601:1691 /71:09:010601:1688
/71:09:010601:1690 /71:09:010601:1735 /71:09:010601:1697 /71:09:010601:1769
/71:09:010601:1768 /71:09:010601:1767 /71:09:010601:1770 /71:09:010601:1766
/71:09:010601:1771 /71:09:010601:1773 /71:09:010601:1725 /71:09:010601:1726
/71:09:010601:1774 /71:09:010601:1772 /71:09:010601:1692 /71:09:010601:1765
/71:09:010601:1763 /71:09:010601:1732 /71:09:010601:1742 /71:09:010601:1736
/71:09:010601:1748 /71:09:010601:1764 /71:09:010601:1753 /71:09:010601:1731
/71:09:010601:1762 /71:09:010601:1761 /71:09:010601:1760 /71:09:010601:1754
/71:09:010601:1792 /71:09:010601:1721 /71:09:010601:1794 /71:09:010601:1707
/71:09:010601:1713 /71:09:010601:1714 /71:09:010601:1706 /71:09:010601:1702
/71:09:010601:1701 /71:09:010601:1698 /71:09:010601:1699 /71:09:010601:1700
/71:09:010601:1720 /71:09:010601:1819 /71:09:010601:1793 /71:09:010601:1817
/71:09:010601:1804 /71:09:010601:1805 /71:09:010601:1818 /71:09:010601:1796
/71:09:010601:1816 /71:09:010601:1803 /71:09:010601:1795 /71:09:010601:2604
/71:09:010601:1675 /71:09:010601:1820 /71:09:010601:1810 /71:09:010601:1821
/71:09:010601:2774 /71:09:010601:2754.

Категория земли - «Для сельскохозяйственного производства», разрешенное использование - «для дачного строительства», адрес расположения объекта: 301000, Россия, Тульская область, Заокский р-н, д. Кошкино, МО Страховское Заокского района.

В нарушение пункта 1 статьи 394 НК и Решения Собрания депутатов муниципального образования Заокского района 17/5, налогоплательщиком занижена налоговая ставка при исчислении сумм земельного налога по земельным участкам с указанными кадастровыми номерами (применена ставка в размере 0,3% вместо ставки 1,5%).

ООО «Просторы» оспаривает решения от 23.01.2019 № 3 и от 10.07.2019 № 1362 по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 за № 2221 «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово», утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область Заокский район и Калужская область Тарусский район и установлен ряд существенных ограничений в осуществлении деятельности в границах территории указанного достопримечательного места.

Под указанные ограничения попали все земельные участки, находящиеся в частной собственности и расположенные в границах достопримечательного места. Все земельные участки, которыми владеет ООО «Просторы», расположены в границах территории достопримечательного места «Поленово». Для указанных участков установлен режим Р6, которым запрещено размещение объектов капительного строительства и строительство новых наземных и надземных инженерных сетей (абзац 3-4 страница 4, страница 6, страницы 9-10, страница 13, страница 18, страница 19, страница 20 (лист 15, 20), страница 35, страница 40, страница 91 Приказа Министерства культуры Российской федерации от 30.09.2016 № 2221).

Пунктом 2 части 1 статьи 99 ЗК РФ предусмотрено, что земли территории достопримечательных мест относятся к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 94 ЗК РФ земли историко-культурного назначения относятся к категории земель особо охраняемых территорий. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с Приказом Минкультуры России от 19.09.2014 № 1637 объект культурного наследия федерального значения «Поленово» принят на государственную охрану распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2014 № 1583-р, зарегистрирован в Реестре и ему присвоен регистрационный номер 6014300022720006.

Согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 3.1 названного закона сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как указывает Общество, начиная с момента вступления в силу Приказов Минкультуры России от 19.09.2014 № 1637 и от 30.09.2016 № 2221, земельные участки, принадлежащие ООО «Просторы», относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений (ЕГРН), указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Решением Верховного суда Российской Федерации по делу № АКПИ 17-931 Приказ Минкультуры России № 2221 от 30.09.2016 и приложения к нему признаны не противоречащими иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 4 Решения собрания депутатов МО Страховское Заокского района «Об установлении земельного налога на территории МО Страховское Заокского района» №17/5 от 18.11.2015 (с изменениями и дополнениями) для земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий и объектов, установлена налоговая ставка 0,1 процента от кадастровой стоимости.

Общество пояснило, что земельные участки, принадлежащие ООО «Просторы» (ООО «Заокские просторы»), не использовались и не используются в коммерческих целях, так как ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, на указанных участках размещаются объекты коммунальной инфраструктуры дачного некоммерческого партнерства «Велегож», использование указанных участков для «дачного строительства» и/или «дачного хозяйства» запрещено в соответствии с Приказами Минкультуры России, положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также Земельного кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, неотражение в отношении данных участка в документах кадастрового учета фактического вида его использования не имеет правового значения с учетом того, что государственный кадастр недвижимости лишь отображает сведения о виде разрешенного использования конкретного земельного участка, но не устанавливает их. По мнению заявителя, при таких обстоятельствах у него имелись основания для применения пониженной налоговой ставки в отношении принадлежащих Обществу земельных участков.

За все время нахождения земельных участков в собственности ООО «Просторы» были своевременно предоставлены декларации по земельному налогу и в полном объеме оплачивались налоговые платежи, рассчитанные по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости. При этом налоговыми органами не предъявлялось никаких претензий к обществу в части правильности исчисления ставки и сумм земельного налога.

При таких обстоятельствах Общество просит его требования удовлетворить.

УФНС России по Тульской области заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях. Эти основания аналогичны тем, по которым в оспариваемых решениях произведено доначисление земельного налога, поддержанное решениями вышестоящего налогового органа.

При этом Управление возражает против удовлетворения ходатайство ООО «Просторы» о восстановлении пропущенного срока на обжалование в арбитражный суд решения от 23.01.2019 № 2.

Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113 АПК РФ); с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий (часть 1 статьи 115 АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Положения статьи 138 НК РФ предусматривают обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых органов.

Согласно пункту 2 названной статьи акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-0, от 22.11.2012 № 2149-0 и от 17.06.2013 № 980-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Федеральный законодатель на основе баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство должен обеспечить при установлении порядка признания ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными реальную возможность заинтересованным лицам воспользоваться правом на обжалование указанных правовых актов, решений и действий (бездействия) в тех случаях, когда заинтересованные лица по уважительным причинам не могли в установленные законом сроки обратиться в суд с соответствующим требованием.

При этом федеральный законодатель уполномочен, в частности в пределах имеющейся у него свободы усмотрения, устанавливать сроки для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, с тем чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений.

Восстановление срока подачи заявления при отсутствии уважительности причин такого пропуска нарушает стабильность гражданского оборота и ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.1999 № 220-О, от 03.10.2006 № 439-0, от 15.07.2008 № 563-0-0, от 05.03.2009 № 253-0-0, от 08.04.2010 № 456-0-0 и ДР-).

В соответствии с пунктом 72 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налогоплательщиком сроков обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения как вступившего, так и не вступившего в силу, судам следует исходить из того, что с таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться с момента истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для рассмотрения жалобы, и до истечения трех месяцев с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесении вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

ООО «Просторы» на решение от 23.01.2019 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения была подана апелляционная жалоба, которая решением УФНС России по Тульской области от 29.04.2019 № 07-15/12342 оставлена без удовлетворения.

Решение Управления от 29.04.2019 № 07-15/12342 направлено Обществу через Федеральную почтовую службу 30.04.2019, номер заказа 82830 -1. В соответствии со справкой об отправке/доставке почтового отправления, письмо вручено адресату 14.05.2019.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ с требованиями о признании недействительным решения от 23.01.2019 № 2 ООО «Просторы» могло обратиться не позднее 14.08.2019.

Заявление о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 23.01.2019 № 2 направлено в Арбитражный суд Тульской области в электронном виде 17.10.2019, принято (зарегистрировано) судом 19.10.2019, т.е. заявление подано с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд.

ООО «Просторы» объяснило пропуск срока на обжалование решения от 23.01.2019 № 2 следующими обстоятельствами.

Ввиду наличия независящих от заявителя обстоятельств (принятие Министерством культуры Российской Федерации Приказа от 30.09.2016 № 2221, которым был установлен запрет на осуществление капитального строительства на принадлежащих ООО «Просторы» земельных участках), хозяйственная деятельность Общества была фактически парализована и не велась, никаких штатных сотрудников, кроме генерального директора не было, аренда офиса была прекращена, сам генеральный директор проживает на территории Московской области, для получения почтовых отправлений 06.08.2018 была выдана доверенность на проживающую в Заокском районе Корогодину Е.А. Доверенное лицо Корогодина Е.А., получив почтовую корреспонденцию, в том числе отправление от УФНС России по Тульской области, 14.05.2019 уехала на отдых и предала полученную корреспонденцию в ООО «Просторы» только после возвращения 29.09.2019, после чего Общество незамедлительного подготовило заявление об оспаривании решения от 23.01.2019 № 2 и подало его в арбитражный суд.

Перечень обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не определен, в связи с чем их оценка производится судом применительно к обстоятельствам каждого конкретного дела.

Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обжалование решения от 23.01.2019 № 2, в том числе причин, объективно препятствующих заявителю реализовать процессуальные права на обращение в суд в установленный законом срок, не имеется.

В качестве уважительных причин пропуска срока не может рассматриваться нахождение уполномоченного лица Общества в отпуске, кадровые перестановки, а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Обществом всех необходимых мер для недопущения нарушения процессуального срока при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

При изложенных обстоятельствах суд отказывает Обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 23.01.2019 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2006 № 9316/05, пропуск процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд, а также отсутствие уважительных причин к восстановлению этого срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 23.01.2019 № 2.

Второе обжалуемое решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 10.07.2019 № 1362 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения суд рассматривает по существу.

Указанным решение принято по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год.

В соответствии со статьей 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 12 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пунктам 1,2 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

На основании пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 18.11.2015 № 17/5 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Страховское Заокского района» установлены налоговые ставки в размере:

1) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий и объектов;

2) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков:

а) приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

б) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для размещения домов многоэтажной жилой застройки;

в) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для
сельскохозяйственного производства;

г) предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства).

3) 1 процент от кадастровой стоимости земельных участков:

а) предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-
оздоровительного назначения;

б) для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

в) для размещения гостиниц;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков:

а) для размещения гаражей, автостоянок, парковок, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, для размещения индивидуальных гаражей;

б) для размещения производственных и административных зданий;

в) предназначенных для размещения станций технического обслуживания, складов;

г) для прочих земельных участков.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Пунктом 1 статьи 99 ЗК РФ предусмотрено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В силу пункта 2 этой земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Из пункта 3 статьи 99 ЗК РФ следует, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ земли историко-культурного назначения относятся к категории земель особо охраняемых территорий. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 2221 «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, и Калужская область, Тарусский район» (далее - Приказ), зарегистрированным 18.10.2016 в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), № 44071, и опубликованным 19.10.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательного места «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, и Калужская область, Тарусский район (далее - Достопримечательное место), согласно приложению № 1 к Приказу (далее - Приложение № 1) и требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места согласно приложению № 2 к Приказу (далее - Приложение № 2).

Приложение № 1 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 2221 является Описание границ территории достопримечательного места.

Из материалов дела следует, что по сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, поступившим в Инспекцию в электронном виде в рамках информационного взаимодействия, по состоянию на 01.01.2018 за ООО «Просторы» зарегистрировано право собственности на указанные выше 212 земельных участков, расположенных по адресу: Тульская область, Заокский район, д. Кошкино, муниципальное образование Страховское Заокского района,

Согласно Приложению № 1 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 2221 все земельные участки, которыми владеет ООО «Просторы», расположены в границах территории достопримечательного места «Поленово».

Согласно приложению № 2 к данному Приказу для указанных участков установлен режим Р6, в границах которого разрешается: ремонт и реконструкция существующих зданий и сооружений с протяженностью уличного фасада до 12 м и максимальным процентом застройки от общей площади участка - 25%. Высота до верхней точки кровли на участках 59, 60 не выше 6,0 м, на участках 47 - 58, 61 не выше 8,0 м; ремонт существующих дорог с использованием улучшенного покрытия; устройство зеленых кулис по границе земельных отводов товариществ и поселков.

Запрещается: размещение объектов капитального строительства на участках, предоставленных для садоводства и огородничества, а также землях общего пользования и других территориях, свободных от застройки; прокладка новых наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций), кроме линий уличного освещения.

Минкультуры России письмом от 22.08.2021 № 15815-13-02 на запрос суда ответило, что сведения о границах территории Достопримечательного места не внесены Росреестром в единый государственный реестр недвижимости в связи с наличием технических ошибок в координатах поворотных (характерных) точек, содержащихся в Приказе. Также отметило, что письмом от 26.12.2019 № 01-12113-ВА/19 Росреестром сообщено, что внесение в ЕГРН сведений об утвержденных регламентных участках в границах территории достопримечательных мест не предусмотрено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем, суд при разрешении настоящего спора учитывает следующее.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, поступившим в Инспекцию в электронном виде в рамках информационного взаимодействия, по состоянию на 01.01.2018 зарегистрированные на праве собственности за ООО «Просторы», земельные участки, расположенные по адресу: Тульская область, Заокский район, д. Кошкино, муниципальное образование Страховское Заокского района, имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства.

Постановлением правительства Тульской области от 11.11.2016 № 515 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Тульской области» (далее – Постановление от 11.11.2016 № 515) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тульской области.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков, принадлежащих ООО «Просторы», содержится в приложении №2 «Кадастровая стоимость земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года» к Постановлению от 11.11.2016 №515.

Постановлением правительства Тульской области от 19.10.2016 № 456 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорийи объектов Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Тульской области.

Из изложенного следует, что величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от категории земель.

При этом при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенная с учетом категории земель по состоянию на 1 января налогового периода.

Такой вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от 09.02.2017 № 212-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казакова Николая Павловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Данный вывод также подтверждается позицией Федеральной налоговой службы, согласованной с Министерством финансов Российской Федерации в письме от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@ «О расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка».

Величина кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу, включенная в Единый государственный реестр недвижимости (на основании которой Обществом самостоятельно исчислен земельный налог за 2018 год) определена, исходя из категории земель – земли для сельскохозяйственного назначения, а, не исходя из категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 04.04.2019 №16-4372СВ, представленному налоговый орган, в ЕГРН не содержится сведений о границах территории субъекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово» (далее – Территория), утвержденных Приказом Минкультуры России от 30.09.2016 № 2221, так как документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, определенного статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в адрес филиала не поступали.

Также из указанного письма следует, что информация о расположении в границах территории земельных участков, принадлежащих ООО «Заокские просторы», в ЕГРН отсутствует.

Кроме того, в письме от 04.04.2019 №16-4372СВ филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области сообщило, что информация об изменении категории земельных участков, расположенных в границах Территории, органами местного самоуправления в орган регистрации права в порядке межведомственного информационного взаимодействия не направлялась.

Из изложенного следует, что категория земель земельных участков, принадлежащих Обществу, с «земель сельскохозяйственного назначения» на «земли особо охраняемых территорий и объектов» не изменена, а также не изменена и величина кадастровой стоимости.

Суд соглашается с выводом налогового органа о невозможности применения обществом налоговой ставки в размере 0,1% к земельным участкам с категорией земель – для сельскохозяйственного назначения, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ООО «Просторы», определена по состоянию на 01.01.2018 как для земель сельскохозяйственного назначения и утверждена постановлением правительства Тульской области от 11.11.2016 № 515, но не как кадастровая стоимость для земель особо охраняемых территорий и объектов Тульской области (утвержденная постановлением правительства Тульской области от 19.10.2016 № 456), а решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 18.11.2015 № 17/5 ставка в размере 0,1 процента установлена от кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Кроме того, ООО «Просторы» самостоятельно в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год применило налоговую ставку в размере 0,3%.

Но и налоговая ставка в размере 0,3% не может быть применена Обществом, учитывая следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, устанавливается «льготная» налоговая ставка в размере 0,3 процента.

Положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 по делу № 305-КГ14-9101).

Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, отмечена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2014 № ВАС-1310/14 по делу А41-49641/12.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 2725-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью «АГРУПП» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 8 статьи 75, пункта 1 статьи 388 и подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации, и не могут распространяться на коммерческие организации, которые приобрели эти земельные участки для строительства дачного комплекса и их последующей реализации юридическим и физическим лицам в целях извлечения прибыли.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО «Просторы» является коммерческой организацией, основной вид деятельности которой - подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, т.е., основной вид деятельности Общества не связан с удовлетворением личных потребностей физических лиц при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.

При таких обстоятельствах Инспекцией правомерно применена ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков, установленная решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 18.11.2015 № 17/5 в отношении прочих земельных участков.

Штраф Инспекцией применен к ООО «Просторы» в размере 55 019,20 руб. с учетом уменьшения его в 2 раза в соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ. При этом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, учтены следующие обстоятельства: признание вины, несоразмерность деяния тяжести наказания.

Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Как указано в пункте 3 статьи 114 Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Обязанность суда снизить размер штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства не менее чем в два раза разъяснена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 №, от 15.07.1999 №, от 30.07.2001 № и в определении от 14.12.2000 № 244-О, санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Суд считает, что имелись основания для снижения штрафа в большем размере, нежели он был снижен Инспекцией.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «Просторы» за совершение налогового правонарушения, суд признает следующие обстоятельства.

Общество является добросовестным налогоплательщиком. Правонарушение совершено не умышленно. Общество заблуждалось в отношении применения норм налогового законодательства, чему способствовало наличие приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 за № 2221 «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово».

Размер штрафа должен быть сопоставим с характером правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности. Размеры штрафов должны обеспечивать справедливое и соразмерное наказание. Негативные последствия для бюджета в виде непоступления налога в установленный срок также компенсируются начисленными пенями.

Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае штраф в размере55 019,20 руб. представляет избыточную меру ответственности, и полагает, что достижение целей наказания за налоговое правонарушение в отношении ООО «Просторы» возможно при назначении штрафа в размере 5 000 руб.

Изложенные обстоятельства могла учесть и Инспекция в силу своих правомочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 112 НК РФ.

С учетом изложенного оспариваемое решение УФНС России по Тульской области от 10.07.2019 № 1362 признается судом незаконным, как не соответствующее подпункту 3 пункта 1, пункту 4 статьи 112 НК РФ, в части привлечения ООО «Просторы» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа за неполную уплату земельного в размере, превышающем размер 5 000 руб.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (чек по операции Сбербанк Онлайн от 17.10.2019, номер документа 706143) подлежат отнесению на ООО «Просторы».

С УФНС России по Тульской области подлежат взысканию в пользу ООО «Просторы» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. (чек по операции Сбербанк Онлайн от 05.11.2019, номер операции 4105779).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Просторы» в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 23.01.2019 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 10.07.2019 № 1362 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения общества с ограниченной ответственностью «Просторы» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере, превышающем размер 5 000 руб.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. отнести на общество с ограниченной ответственностью «Просторы».

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Просторы» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Н.И. Чубарова