ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-13071/20 от 03.06.2021 АС Тульской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5

тел./факс (4872) 250-800;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                    Дело № А68-13071/2020

Резолютивная часть решения объявлена: «03» июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен: «10» июня 2021 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Косоуховой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапшиным В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юничарм Мельнлике Рус» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Тульской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными решений о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 18.09.2020 №№ РКТ-10116000-20/000030Д, РКТ-10116000-20/000031Д и решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 №№ 10116000/180920/002206, 10116000/180920/002297,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 08.10.2020г., удостоверению,

от ответчика – представители ФИО2  по доверенности от 11.01.2021г., диплому, ФИО3 по доверенности от 27.01.2021г., ФИО4 по доверенности от 20.01.2021г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Юничарм Мельнлике Рус» (далее – ООО «Юничарм Мельнлике Рус», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Тульской таможни о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 18.09.2020 №№ РКТ-10116000-20/000030Д, РКТ-10116000-20/000031Д и решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 №№ 10116000/180920/002206, 10116000/180920/002297.

Таможенный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, что в соответствии с внешнеторговым договором от 01.01.2012 № DCHUCM-212 (далее - Соглашение), заключенным между ООО «Юничарм Мельнлике Рус» и компанией «Эвоник Нутришен энд Каре ГмбХ» (ранее - Эвоник ФИО5) (Германия), общество осуществило ввоз в Россию товара - суперабсорбент для производства подгузников, акриловый полимеров в первичной форме - натриевая соль полиактировой кислоты (полиакрилат натрия с перекрестными межмолекулярными связями) в виде белого порошка нерастворимого в воде, марка FAVOR SXM 9480, артикул 1365400.

Ввезенный обществом суперабсорбент для производства подгузников задекларирован в зоне деятельности Смоленской таможни (Краснинский таможенный пост и Смоленский таможенный пост) и Кемеровской таможни (Новокузнецкий таможенный пост) таможенным представителем, действующим в интересах общества на основании договора на оказание услуг по таможенному декларированию товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления по следующим декларациям на товары (ДТ) №№:

10113094/020218/0001729, 10113094/080618/0009780, 10113094/090118/0000081, 10113094/100219/0001931, 10113094/140218/0002634, 10113094/160218/0002787, 10113094/030818/0013399, 10113094/080618/0009795, 10113094/090218/0002309, 10113094/110718/0011959, 10113094/160118/0000510, 10113094/160318/0004572, 10113094/060318/0003974, 10113094/090118/0000059, 10113094/090918/0015426, 10113094/130618/0009992, 10113094/160218/0002779, 10113094/160318/0004574, 10113094/190918/0016064, 10113094/200318/0004836, 10113094/210918/0016154, 10113094/220818/0014459, 10113094/240818/0014573, 10113094/260618/0010971, 10113094/270118/0001280, 10113094/270618/0011017, 10113094/270818/0014684, 10113094/300518/0009171, 10113094/011018/0016768, 10113094/020718/0011269, 10113094/020719/0010519, 10113094/030818/0013428, 10113094/040318/0003809, 10113094/050318/0003943, 10113094/060518/0007574, 10113094/070818/0013625, 10113094/080419/0005500, 10113094/081018/0017125, 10113094/090418/0005962, 10113094/100518/0007777, 10113094/110818/0013808, 10113094/121018/0017429, 10113094/130318/0004378, 10113094/130818/0013866, 10113094/140418/0006270, 10113094/140718/0012152, 10113094/150419/0005855, 10113094/160318/0004581, 10113094/160618/0010316, 10113094/170418/0006488, 10113094/190518/0008406, 10113094/200118/0000806, 10113094/200718/0012608, 10113094/210818/0014371, 10113094/220519/0008008, 10113094/230718/0012762, 10113094/240618/0010799, 10113094/260218/0003418, 10113094/271018/0018271, 10113094/280118/0001299, 10113110/060719/0097064, 10113110/141019/0155407, 10113110/260819/0127964, 10113094/200218/0003054, 10113094/200618/0010613, 10113094/220618/0010720, 10113094/230118/0000964, 10113094/240918/0016273, 10113094/260618/0010976, 10113094/270318/0005291, 10113094/270618/0011024, 10113094/270718/0014697, 10113094/300718/0013136, 10113094/020418/0005589, 10113094/020718/0011282, 10113094/030418/0005679, 10113094/030918/0015111, 10113094/040318/0003816, 10113094/050319/0003343, 10113094/060818/0013523, 10113094/071018/0017064, 10113094/080518/0007706, 10113094/081018/0017137, 10113094/091018/0017226, 10113094/100518/0007826, 10113094/120319/0003736, 10113094/130118/0000366, 10113094/130618/0010012, 10113094/140118/0000369, 10113094/140518/0008072, 10113094/140918/0015757, 10113094/150518/0008145, 10113094/160418/0006389, 10113094/160718/0012207, 10113094/170818/0014178, 10113094/191018/0017859, 10113094/200418/0006703, 10113094/200818/0014251, 10113094/220218/0003230, 10113094/220918/0016198, 10113094/240219/0002738, 10113094/250218/0003287, 10113094/260818/0014641, 10113094/271018/0018284, 10113094/300418/0007239, 10113110/060819/0116543, 10113110/231219/0197864, 10113110/291019/0164392, 10113094/200318/0004833, 10113094/210618/0010639, 10113094/220818/0014455, 10113094/240718/0012825, 10113094/240918/0016294, 10113094/260918/0016426, 10113094/270319/0004669, 10113094/270718/0013011, 10113094/280918/0016577, 10113094/310518/0009262, 10113094/020618/0009380, 10113094/020718/0011302, 10113094/030518/0007346, 10113094/040218/0001829, 10113094/040619/0008802, 10113094/050619/0008867, 10113094/060818/0013528, 10113094/071018/0017081, 10113094/080518/0007707, 10113094/090319/0003510, 10113094/100218/0002376, 10113094/110318/0004163, 10113094/120418/0006199, 10113094/130118/0000367, 10113094/130818/0013865, 10113094/140219/0002206, 10113094/140518/0008079, 10113094/141018/0017481, 10113094/150618/0010242, 10113094/160618/0010315, 10113094/161018/0017644, 10113094/180218/0002867, 10113094/191018/0017861, 10113094/200519/0007794, 10113094/210518/0008539, 10113094/220418/0006767, 10113094/230418/0006788, 10113094/240418/0006868, 10113094/250618/0010881, 10113094/270318/0005288, 10113094/280118/0001298, 10113094/300418/0007273, 10113110/101019/0153132, 10113110/241219/0198545, 10608050/020819/0005581, 10608050/050919/0007254, 10608050/150719/0004775, 10608050/150819/0006220, 10608050/190819/0006363, 10608050/210819/0006515, 10608050/220719/0005059, 10608050/280719/0005308,          10608050/280819/0006866,          10608050/290719/0005353.

В графе 33 указанных ДТ заявлен код 3906 90 900 3 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости товаров), которому соответствует следующее описание:

Акриловые полимеры в первичных формах

- прочие;

-- прочие;

--- прочие;

---- суперабсорбенты для производства подгузников.

 Вышеуказанный товар классифицирован обществом в коду ТН ВЭД 3906 90 900 3  (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).

В период с 25.06.2020 по 14.08.2020 Тульской таможней в отношении указанных выше ДТ проведена камеральная таможенная проверка на предмет правильности классификации задекларированного в этих ДТ товара по ТН ВЭД.

По результатам проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки от 14.08.2020 № 10116000/210/140820/А000014.

Согласно акту проверки подтверждение Минпромторга России выдано на основании соглашения от 01.01.2012 № DCHUCM-212 и дополнительного соглашения № 7 от 01.12.2016, которое продлевает срок действия соглашения до 31.12.2017. В ДТ указаны сведения о дополнительных соглашениях № 10 от 14.12.2017 и № 11 от 17.12.2018, которыми действие соглашения продлевалось до 31.12.2018 и 31.12.2019, соответственно. Поскольку изменения в подтверждение Минпромторга России не вносились, дополнительные соглашения № 10 и № 11 не могут распространяться на срок действия подтверждения Минпромторга России.

Тульской таможней сделан вывод о неправомерном применении подтверждения Минпромторга России к спорным товарам и необоснованной классификации этих товаров по коду 3906 90 900 3 ТН ВЭД.

Согласно акту проверки товар должен быть классифицирован по коду 3906 90 900 7 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 6,5% от таможенной стоимости товара).

По результатам таможенной проверки Тульской таможней вынесены:

- Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.09.2020 № РКТ-10116000-20/00003ОД с указанием в нем кода 3906 90 900 7 ТН ВЭД, Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 № 10116000/180920/002296;

- Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.09.2020 № РКТ-10116000-20/000031Д с указанием в нем кода 3906 90 900 7 ТН ВЭД, Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 № 10116000/180920/002297.

Не согласившись с принятыми решениями Тульской таможни, ООО «Юничарм Мельнлике Рус» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что законодательство не устанавливает требования по внесению изменений в выданное подтверждение либо по получению нового подтверждения в случае продления срока действия договора поставки после выдачи подтверждения. Следовательно, выданное подтверждение распространяет свое действие на суперабсорбент FAVOR SXM 9480, ввозимый по договору поставки, указанному в подтверждении, на весь срок действия этого договора.

Смоленской и Кемеровской таможнями было принято Подтверждение в целях классификации суперабсорбента FAVOR SXM 9480 по коду 3906 90 900 3 ТН ВЭД и применения ставки ввозной таможенной пошлины 0%. Непринятие подтверждения Тульской таможней при отсутствии правовых оснований создало для общества негативные условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Оспаривая доводы заявителя, таможенный орган настаивал на том, что при таможенном декларировании товаров по спорным декларациям ООО «Юничарм Мельнлике Рус» в качестве подтверждения целевого назначения ввозимого суперабсорбента для производства подгузников FAVOR SXM 9480 представляло письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № ГК-48205/25 от 25.07.2017 «Подтверждение целевого назначение ввозимого товара на письмо № 33 от 04.07.2017г.» (далее - Письмо Минпромторга № ГК-48205/25 от 25.07.2017). Данный документ выдан ООО «Юничарм Мельнлике Рус» на основании Контракта № DCHUCM-212 от 01.01.2012 г. в редакции дополнительного соглашения № 7 от 01.12.2016.

Соответственно, подтверждение целевого назначение ввозимого товара по письму Минпромторга России № ГК-48205/25 от 25.07.2017, распространяется только на поставки товаров в рамках контракта № DCHUCM-212 от 01.01.2012 в редакции дополнительного соглашения № 7 от 01.12.2016 г., сроком действия по 31.12.2017.

По спорным декларациям товар ввозился в рамках дополнительных соглашений №  10 от 14.12.2017 и № 11 от 17.12.2018, которые при выдаче подтверждения Минпромторгом не учитывались, они не были предоставлены в комплекте документов в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Минпромторга № 51. Указанные дополнительные соглашения, продлевающие действие контракта до 31.12.2018 и 31.12.2019, в разрешении Минпромторга не фигурируют.

Таким образом, Минпромторг, выдал документ о подтверждении целевого назначения ввозимого товара по контракту и дополнительным соглашениям к нему, имеющим действие до 31.12.2017.

Выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные ими доказательства, суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как указывалось ранее, в соответствии с внешнеторговым договором от 01.01.2012 № DCHUCM-212, заключенным между ООО «Юничарм Мельнлике Рус» и компанией «Эвоник Нутришен энд Каре ГмбХ» (Германия), общество осуществило ввоз в Россию товара - суперабсорбент для производства подгузников, акриловый полимеров в первичной форме - натриевая соль полиактировой кислоты (полиакрилат натрия с перекрестными межмолекулярными связями) в виде белого порошка нерастворимого в воде, марка FAVOR SXM 9480, артикул 1365400.

Вышеуказанный товар классифицирован обществом по коду ТН ВЭД 3906 90 900 3  (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).

14.06.2018 принято Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 51, вступившее в законную силу 28.07.2018 и предусматривающее установление ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении суперабсорбентов для производства подгузников, классифицируемых кодом 3906 90 900 3 ТН ВЭД ЕЭАС, в размере 0 процентов от таможенной стоимости с 01.01.2018 по 31.12.2020 включительно.

Согласно пункту 4 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 51 положения данного нормативного акта распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

В качестве документа, подтверждающего указанный классификационный код товара, ООО «Юничарм Мельнлике Рус» указывает письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.07.2017 № ГК-148205/25.

Письмом от 25.07.2017 № ГК-148205/25 Минпромторгом России подтверждено целевое назначение ввезенных на основании указанного выше контракта суперабсорбентов для производства подгузников, код ТН ВЭД ЕАЭС: 3906 90 900 3.

В период с 25.06.2020 по 14.08.2020 Тульской таможней в отношении указанных выше ДТ проведена камеральная таможенная проверка на предмет правильности классификации задекларированного в этих ДТ товара по ТН ВЭД.

Тульской таможней сделан вывод о неправомерном применении подтверждения Минпромторга России к спорным товарам и необоснованной классификации этих товаров по коду 3906 90 900 3 ТН ВЭД.

Согласно Акту проверки товар должен быть классифицирован по коду 3906 90 900 7 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 6,5% от таможенной стоимости товара).

По результатам таможенной проверки Тульской таможней вынесены:

- Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.09.2020 № РКТ-10116000-20/00003ОД с указанием в нем кода 3906 90 900 7 ТН ВЭД и Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 № 10116000/180920/002296;

- Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.09.2020 № РКТ-10116000-20/000031Д с указанием в нем кода 3906 90 900 7 ТН ВЭД и Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 № 10116000/180920/002297.

Признавая решения незаконными, суд исходит из того, что оспариваемые в рамках настоящего дела решения не соответствуют требованиям таможенного законодательства, поскольку у таможенного органа отсутствовали основания дляклассификации ввезенного товара по коду 3906 90 900 7 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 6,5% от таможенной стоимости товара).

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

Статьей 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС согласно приложению к настоящему Решению. В Приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза» определены Основные правила интерпретации ТН ВЭД» (далее - ОПИ ТН ВЭД), в которых установлены принципы классификации товаров. Формулировки правил предусматривают последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем - в соответствующую субпозицию, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Пунктом 6 раздела III Положения о порядке применения единой ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.

Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.

Правило 6 ОПИ ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.

Соответственно, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемых товаров, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товарах (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИТНВЭД.

Таким образом, для целей классификации товаров используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товаров и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.

Кроме того, при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые одобрены и применяются согласно Рекомендации Коллегии ЕАЭК от 07.11.2017 № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. В них имеется толкование содержания позиций ТН ВЭД ЕАЭС, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретных товаров к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применятся ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам, и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры. При этом, при возникновении сомнений и спорных ситуаций не исключена возможность использования Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащих толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретных товаров к определенной позиции номенклатуры.

В соответствии со статьей 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при помещении товаров под таможенную процедуру таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о них, в том числе классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

14.06.2018 принято Решение Совета ЕЭК № 51, вступившее в законную силу 28.07.2018, в соответствии с которым в отношении товаров, классифицируемых кодом 3906 90 900 3 ТН ВЭД, установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% и применяемый для нее период с 01.01.2018 по 31.12.2020 включительно.

Согласно пункту 4 Решения Совета ЕЭК № 51 положения данного нормативного акта распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

Таким образом, ввозимые в РФ в период с 01.01.2018 по 31.12.2020 суперабсорбенты для производства подгузников, в отношении которых получено подтверждение целевого назначения товаров, подлежат классификации по коду 3906 90 900 3 ТН ВЭД ЕАЭС с применением ставки ввозной таможенной пошлины 0%.

Примечаниями 5 к ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что классификация товара в подсубпозиции 3906 90 900 3 возможна при подтверждении уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - члена Евразийского экономического союза целевого назначения ввозимого товара.

Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - члена Евразийского экономического союза, в Российской Федерации является Минпромторг России.

В соответствии с Приказом Минпромторга России от 07.03.2017 № 651 «Об организации в Минпромторге России работы по подтверждению целевого назначения ввозимых суперабсорбентов для производства подгузников», принятого в целях реализации Решения Совета Евразийское экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенной тарифа Евразийского экономического союза», целевое назначение ввозимых суперабсорбентов для производства подгузников в Российской Федерации подтверждает Минпромторг России.

07.03.2017 издан приказ Минпромторга России № 651 «Об организации в Минпромторге России работы по подтверждению целевого назначения ввозимых суперабсорбентов для производства подгузников».

В соответствии с приказом Минпромторга № 651 для рассмотрения вопроса о подтверждении целевого назначения суперабсорбентов для производства подгузников должны быть представлены следующие документы:

заявление (в свободной форме), содержащее сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем производство продукции с использованием ввозимых декларируемых товаров (далее - производитель), либо юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем поставку декларируемого товара в интересах производителя (далее - посредник);

копии контрактов (договоров) поставки и дополнительных соглашений к контрактам (договорам), предусматривающих ввоз декларируемого товара на территорию Российской Федерации, заверенные подписью и печатью (при наличии) заявителя с приложением копий контрактов (договоров) посредника и дополнительных соглашений к контрактам (договорам) с производителем о продаже (либо финансовой аренде) декларируемого товара, в случае поставки декларируемого товара посредником;

технические характеристики декларируемого товара;

техническая документация на продукцию, для производства которой используется декларируемый товар;

справка об объеме произведенной продукции с использованием декларируемого товара за год, предшествующий году подачи заявления;

справка о текущих производственных мощностях по производству продукции с использованием декларируемого товара;

отчет об использовании в производстве продукции декларируемого товара, на который ранее получено подтверждение целевого назначения (при наличии указанного подтверждения).

Указанный выше перечень документов, предусмотренный приказом Минпромторга России № 651, является исчерпывающим; подтверждение выдается Минпромторгом России в отношении товаров, ввозимых в соответствии с договором поставки и дополнительными соглашениями к нему, предусматривающими ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Поскольку Минпромторгом России выдается подтверждение целевого назначения только на действующий договор поставки, в случае ограничения срока его действия в самом договоре, к заявлению прилагаются дополнительные соглашения, подтверждающее, что на дату подачи заявления в Минпромторг России договор является действующим.

Из материалов дела следует, что в целях получения подтверждения общество обратилось в Минпромторг России с заявлением от 04.07.2017 № 33, к которому были приложены следующие документы, предусмотренные приказом Минпромторга России № 651:

Соглашение от 01.01.2012 № DCHUCM-212, в соответствии с которым ввозится в Российскую Федерацию суперабсорбент для производства подгузников марки FAVORSXM 9480, включая дополнительное соглашение № 7 от 01.12.2016, которое продлевало срок действия соглашения до 31.12.2017;

Паспорт безопасности вещества (материала);

Технические/химические данные сырья;

Свидетельство о государственной регистрации на подгузники;

Декларация о соответствии на подгузники;

ТУ 5463-001-89250923-2012.

По результатам рассмотрения представленных обществом документов Минпромторгом России выдано подтверждение целевого назначения ввозимого товара от 25.07.2017 № ГК-48205/25, согласно которому Минпромторг России подтвердил целевое назначение суперабсорбента FAVORSXM 9480 для производства подгузников, ввозимого обществом на основании соглашения от 01.01.2012 № DCHUCM-212 в редакции дополнительного соглашения № 7 от 01.12.2016.

Подтверждение от 25.07.2017 № ГК-48205/25 явилось основанием для применения заявителем льготной ставки к товарам, ввезенным по спорным ДТ.

При этом суд отклоняет довод таможенного органа о том, что применение указанного подтверждения к товарам, ввезенным по указанным выше ДТ, неправомерно со ссылкой на невнесение в него изменений в связи с заключением обществом и иностранным поставщиком дополнительных соглашений № 10 от 14.12.2017 и № 11 от 17.12.2018, продлевающих сроки действия соглашения до 31.12.2018 и 31.12.2019.

В приказе Минпромторга России № 651 отсутствуют положения о сроке действия подтверждения, приказ не содержит требование о внесении изменений в выданное Подтверждением либо получение нового Подтверждения в случае продления срока действия договора поставки, если оно выдано до заключения соответствующего дополнительного соглашения, предусматривающего продление этого срока.

В выданном Минпромторгом России подтверждении от 25.07.2017 № ГК-48205/25 отсутствует какое-либо указание на то, что оно действует до 31.12.2017 и для продления его действия необходимо внесение в него изменений или получение нового подтверждения.

Следовательно, подтверждение считается действующим на весь срок действия Соглашения от 01.01.2012 № DCHUCM-212, в рамках которого ввозится суперабсорбент для производства подгузников.

Из дополнительных соглашений № 10 от 14.12.2017 и № 11 от 17.12.2018 следует, что данными соглашениями лишь продлевалось действие Соглашения от 01.01.2012. При этом данные соглашения не изменяют товар, не определяют марку (модель), артикул суперабсорбента, условия его поставки.

Таможенный орган не вправе произвольно устанавливать ограничение действия выданного подтверждения или требования о необходимости внесения в него изменений или получению нового подтверждения.

Суд отмечает, что подтверждение выдано на суперабсорбент для производства подгузников, ввезенный обществом по спорным ДТ, что следует из марки суперабсорбента (FAVORSXM 9480) и сведений о соглашении от 01.01.2012 № DCHUCM-212, указанных в подтверждении и графе 44 ДТ.

Продление срока действия Соглашения от 01.01.2012 № DCHUCM-212 после выдачи подтверждения не влияет на потребительские, качественные свойства и характеристики суперабсорбента, они остаются неизменными и подтверждаются предъявленными обществом в Минпромторг России техническими характеристиками и паспортом безопасности.

Суперабсорбент FAVORSXM9480 (арт. 1365400), ввезенный обществом в соответствии с Соглашением от 01.01.2012 № DCHUCM-212, в отношении которого получено подтверждение, использован обществом исключительно при производстве подгузников, что подтверждается представленными в материалы дела выгрузкой из системы учета (САП) за 2018 и 2019 годы и информационным письмом общества от 05.11.2020.

Таким образом, обществом выполнены условия, при соблюдении которых Минпромторг России выдал подтверждение условий применения кода 3906 90 900 3 ТН ВЭД с нулевой ставкой ввозной таможенной пошлины. Невнесение изменений в подтверждение в связи с продлением действия соглашения от 01.01.2012 № DCHUCM-212 после выдачи подтверждения не влияет на факт целевого использования суперабсорбента FAVORSXM 9480, ввезенного по этому соглашению, который подтвержден Минпромторгом России.

Кроме того, суд отмечает, что оспариваемые в настоящем заявлении решения приняты Тульской таможней в отношении ДТ, выпущенных в зоне деятельности Смоленской и Кемеровской таможен после 01.01.2018 по 31.12.2019 При этом изначально в отношении спорных 89 ДТ, выпущенных в Смоленской таможне после 01.01.2018 до вступления в силу Решения № 51 (до 28.07.2018), при таможенном декларировании таможенным представителем заявлен код 3906 90 900 3 ТН ВЭД ЕАЭС и ставка ввозной таможенной пошлины 6,5% от таможенной стоимости товаров.

После выпуска товаров в связи с вступлением в силу Решения № 51 таможенным представителем направлены обращения в Смоленскую таможню о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, в части изменения ставки ввозной таможенной пошлины с 6,5% на 0%.

По результатам рассмотрения указанных обращений Смоленской таможней сделан вывод о том, что в отношении ввезенного обществом суперабсорбента FAVORSXM 9480, с учетом представленного при таможенном декларировании товаров подтверждения Минпроморга России целевого назначения ввозимого товара от 25.07.2017 № ГК-48205/25, подлежит применению ставка ввозной таможенной пошлины 0%.

На основании решений Смоленской таможни в отношении указанных ДТ оформлены корректировки деклараций на товары, в которых ставка таможенной пошлины была изменена с 6,5% на 0%.,

Кемеровской таможней также было принято Подтверждение от 25.07.2017 № ГК-48205/25 в целях классификации суперабсорбента FAVORSXM 9480 по коду 3906 90 900 3 ТН ВЭД и применения обществом ставки ввозной таможенной пошлины 0%.

Таким образом, таможенными органами в отношении одних и тех же ДТ сделаны противоположные выводы относительно возможности применения подтверждения Минпромторга России от 25.07.2017 № ГК-48205/25 к товарам, ввезенным обществом с 01.01.2018.

Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемые в рамках настоящего дела решения Тульской таможни не соответствуют требованиям таможенного законодательства, поскольку у таможенного органа отсутствовали основания для внесения изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статьям 101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по заявлению в размере                          12 000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Юничарм Мельнлике Рус» удовлетворить.

Признать недействительными решения Тульской таможни о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 18.09.2020 №№ РКТ-10116000-20/000030Д, РКТ-10116000-20/000031Д; решения Тульской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 18.09.2020 №№ 10116000/180920/002206, 10116000/180920/002297.

Взыскать с Тульской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юничарм Мельнлике Рус» (ОГРН <***> ИНН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 12 000 руб.

На решение арбитражного суда может быть подана апелляционная жалоба в течение  месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья                                                                                                               С.В.Косоухова