АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041, Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-13148/2020
Резолютивная часть решения объявлена: «19» августа 2021 года
Полный текст решения изготовлен: «26» августа 2021 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Елисеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Липатовым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «МГ-Финанс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № 351 от 04.12.2020,
при участии в заседании:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «МГ-Финанс» (далее – ООО «МГ-Финанс», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановленияинспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору (далее – инспекция) от 04.12.2020 № 351 по делу об административном правонарушении.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Спор рассмотрен в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением правительства Тульской области 02.07.2014 № 313 «Об утверждении Положения об инспекции Тульской по государственному архитектурно-строительному надзору» инспекция является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) объектов недвижимости.
В настоящее время инспекция осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства в отношении ООО «МГ-Финанс» по следующим объектам:
1) Строительный адрес: жилой район в северной части территории д. Мыза МО Иншинское сельское поселение) Ленинского района Тульской области. 3-х этажные жилые дома 2 этап строительства, 1 очередь строительства, дома №№ 69, 70, 78, 79, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 71:14:040401:2399. Разрешение на строительство № RU71326000-283/16 от 16.06.2016.
2) Строительный адрес: жилой район в северной части территории д. Мыза (МО Иншинское сельское поселение) Ленинского района Тульской области. 3-х этажные жилые дома 2 этап строительства, 1 очередь строительства, дома №№ 82, 83, 84, 85, расположенные на земельном участке кадастровым номером 71:14:040401:2407. Разрешение на строительство № RU71326000-283/16 от 16.06.2016.
По данным, представленным из последней отчетности застройщика за IV квартал 2019 года, имеются неисполненные обязательства по договорам долевого участия, что свидетельствует об обязанности застройщика предоставлять отчетность в контролирующий орган до даты передачи всех квартир участникам долевого строительства.
Ежеквартальная отчетность за I-II кварталы 2020 года застройщиком в ЕИСЖС не размещалась, в связи с чем, инспекцией были применены меры административного воздействия по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения мониторинга сайта ЕИСЖС в разделе «документы» установлено, что отчетность за III квартал 2020 года ООО «МГ-Финанс» в установленный срок не размещена.
По указанному факту 18.11.2021 в отношении ООО «МГ-Финанс» консультантом отдела по контролю и надзору за долевым строительством инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору составлен протокол № 371 об административном правонарушении, в котором бездействие общества квалифицировано по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору по делу об административном правонарушении от 04.12.2020 № 351 ООО «МГ-Финанс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 53 000 руб.
Полагая, что ООО «МГ-Финанс» не может быть привлечено к административной ответственности по данному основанию, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом заявитель указывает, что 26.11.2020г. конкурсным управляющим ООО «МГ-Финанс» от инспекции получено определение № 149 от 18.11.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в связи непредставлением отчетности за III квартал 2020г.
02.12.2020 года конкурсным управляющим ООО «МГ-Финанс» на электронную почту Инспекции на определение № 149 от 18.11.2020 направлен ответ, который был получен административным органом 03.12.2020, где даны следующие пояснения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2020 года (резолютивная часть объявлена 16.09.2020 г.) по делу А40-153916/2019 прекращены полномочия руководителя ООО «МГ-Финанс» (ОГРН: <***> ИНН: <***>) за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Суд обязал руководителя должника передать конкурсному управляющему в трехдневный срок с момента его назначения бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника, а также в течение десяти календарных дней обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства.
Однако до настоящего момента бывший руководитель должника не обеспечил передачу документации должника конкурсному управляющему.
Арбитражным судом на основании решения от 25.09.2020 на истребование документации должника у бывшего руководителя выдан исполнительный лист, который направлен конкурсному управляющему 30.11.2020 почтовым отправлением, почтовый идентификатор номер 11573754992632.
Заявитель указывает, что по состоянию на 02.12.2020 исполнительный лист находился в пути, при получении он будет незамедлительно предъявлен в ФССП для принудительного исполнения.
Несмотря на то, что в силу норм Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему, до настоящего времени бывший директор ООО «МГ-Финанс» ФИО1 свои обязанности по передаче конкурсному управляющему документации не исполнил.
Таким образом, конкурсный управляющий ООО «МГ-Финанс» не имел возможности обеспечить предоставление ежеквартальной отчетности за III квартал 2020 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, по независящим от него причинам, а именно, в связи с непередачей бывшим руководителем ООО «МГ-Финанс» документации конкурсному управляющему.
Конкурсный управляющий ООО «МГ-Финанс» предпринимает все законные меры, направленные на получение документации должника, а именно 02.10.2020 в адрес бывшего генерального директора должника направлено требование о передаче документов (трек номер 19900451136533). 18.12.2020 из Арбитражного суда города Москвы получен исполнительный лист серии ФС № 037783372 от 25.11.2020г. на истребование у бывшего руководителя документации должника, который незамедлительно был направлен в ОСП для принудительного исполнения (трек номер 19917838775131).
В связи с отсутствием у конкурсного управляющего документов ООО «МГ-Финанс» конкурсный управляющий не владел и до настоящего времени не владеет информацией о порядке ведения в ООО «МГ-Финанс» отчетности и наличии предписаний органа, осуществляющего региональный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно разделу II Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства, графа 12.4 формы заполняется указанием количества договоров, действующих на последнюю календарную дату отчетного периода; в графе 13.1 формы указывается количество исполненных застройщиком договоров; в графе 13.2 формы указывается количество не исполненных застройщиком договоров. Кроме того, раздел II включает в себя фактически понесенные застройщиком расходы по реализации проекта строительства по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода, всего (с НДС, млн. рублей). С учетом заполнения раздела II, заполняется раздел III. Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Таким образом, для предоставления указанной отчетности конкурсный управляющий должен обладать информацией обо всех сданных объектах недвижимости за все время, начиная с регистрации первого договора участия в долевом строительстве.
Следовательно, конкурсный управляющий по объективным причинам не мог и не может обеспечить предоставление отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в частности, указывая, что закон не содержит положений, освобождающих лиц, которые являются застройщиками и в отношении которых введена одна из процедур банкротства, от обязанности по размещению предусмотренной информации либо приостанавливающих действие такой обязанности.
Инспекция считает, что общество, имея возможность представления ежеквартальной отчетности, в установленные сроки в контролирующий орган не предприняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности. Обращений со стороны заявителя за разъяснениями, предоставлением необходимых документов, представленных ранее бывшим руководителем (генеральным директором) ООО «МГ-Финанс» ФИО1, в том числе бухгалтерской и ежеквартальной отчетности, в инспекцию не поступало.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями статей 207-209 АПК РФ, заинтересованное лицо, осуществляющее предпринимательскую и иную экономическую деятельность, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц о привлечении к административной ответственности.
На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 23.64 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статей 14.28 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с постановлением правительства Тульской области от 02.07.2014 № 313 «Об утверждении Положения об инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору» инспекция является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении заявителя возбуждено полномочным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ установлено, что непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.
Субъектами административных правонарушений являются застройщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также виновные должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах - застройщиках.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 27 Закона № 214-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ застройщик - хозяйственное общество, в частности:
которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Закона 214-ФЗ право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий следующим требованиям:
в отношении юридического лица - застройщика отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр утвержден Порядок предоставления застройщиками отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее – Порядок № 656/пр).
На основании пункта 3 Порядка № 656/пр отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор участия в долевом строительстве), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
В силу пункта 5 Порядка № 656/пр отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
На основании пунктов 7-9 приказа Минстроя России от 01.11.2019 № 668/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 октября 2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС).
Отчетность и приложения к ней подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.
Датой предоставления отчетности является дата размещений отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.
ООО «МГ-Финанс» отчетность за III квартал 2020 года в ЕИСЖС не размещена.
В ходе судебного разбирательства установлено, чторешением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2020 года (резолютивная часть объявлена 16.09.2020 г.) по делу А40-153916/2019 прекращены полномочия руководителя ООО «МГ-Финанс» (ОГРН: <***> ИНН: <***>) за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Суд обязал руководителя должника передать конкурсному управляющему в трехдневный срок с момента его назначения бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника, а также в течение десяти календарных дней обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства.
Несмотря на то, что в силу норм Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему, до настоящего времени бывший директор ООО «МГ-Финанс» ФИО1 свои обязанности по передаче конкурсному управляющему документации не исполнил.
Конкурсный управляющий ООО «МГ-Финанс» предпринимает все законные меры, направленные на получение документации должника, а именно 02.10.2020 в адрес бывшего генерального директора должника направлено требования о передаче документов (трек номер 19900451136533). 18.12.2020 из Арбитражного суда города Москвы получен исполнительный лист серии ФС № 037783372 от 25.11.2020г. на истребование у бывшего руководителя документации должника, который незамедлительно был направлен в ОСП для принудительного исполнения (трек номер 19917838775131).
Арбитражным судом на основании решения от 25.09.2020 на истребование документации должника у бывшего руководителя выдан исполнительный лист, который направлен конкурсному управляющему 30.11.2020 почтовым отправлением, почтовый идентификатор номер 11573754992632. При этом по состоянию на 02.12.2020 исполнительный лист находился в пути.
В связи с отсутствием у конкурсного управляющего документов ООО «МГ-Финанс» конкурсный управляющий не владел и до настоящего времени не владеет информацией о порядке ведения в ООО «МГ-Финанс» отчетности и наличии предписаний органа, осуществляющего региональный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Суд считает, что инспекцией не устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого правонарушения, равно как и не устанавливались обстоятельства о надлежащем исполнении конкурсным управляющим обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № и127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
На основании вышеизложенного, конкурсный управляющий по объективным причинам (небольшой временной промежуток с момента назначения конкурсным управляющим до даты предоставления отчетности) не мог в установленный законодательством срок обеспечить предоставление отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Суд принимает во внимание довод заявителя о том, что обнаружить документы, необходимые для надлежащего осуществления конкурсным управляющим деятельности в рамках процедуры банкротства, в том числе для представления отчетности в инспекцию, не удалось. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины конкурсного управляющего ООО «МГ-Финанс» в инкриминируемом ему административном правонарушении.
Ссылка инспекции на то, что арбитражный управляющий не направлял в компетентные органы запросы с целью восстановления документации должника, отклоняется судом, поскольку не свидетельствует о наличии вины во вменяемом правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными этим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд считает, что административный орган не доказал наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, вменяемого ООО «МГ-Финанс», в связи с чем приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления от 04.12.2020 № 351 по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «МГ-Финанс» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору от 04.12.2020 № 351 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МГ-Финанс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Л.В. Елисеева