Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, <...>.
тел./факс <***>; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-13165/2021
Резолютивная часть решения объявлена «24» февраля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен «03» марта 2022 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Елисеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Липатовым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «ЕВРАЗ Ванадий Тула» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об отмене постановления № 71-05-686/2021 от 07.12.2021,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 25.12.2019, диплом,
от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности № 29/49 от 07.12.2021, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «ЕВРАЗ Ванадий Тула» (далее – АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее -Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление)№ 71-05-686/2021 от 07.12.2021 о назначении административного наказания.
Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора представлен отзыв, согласно которому ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
На основании распоряжения Приокского межрегионального управления Росприроднадзора № 267-Р от 18.05.2021 в отношении АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» с 24.05.2021 по 18.06.2021 была проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что согласно приказу управляющего директора АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» от 01.12.2016 № 15 «Об изменении области назначения старого шламонакопителя» в связи с технологическими изменениями производства концентрата железосодержащего гидрометаллургического передела и прекращения осуществления деятельности по размещению отходов прекращено размещение отходов на «старом» шламонакопителе.
Согласно проекту эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумуляции и хранения концентрата железосодержащего (далее - КЖС) (изменение области назначения «старого» шламонакопителя (пояснительная записка ШИФР 1237ПЭ-2017-ПЗ) «старый» шламонакопитель построен по проекту института «Союзводоканалпроект», введен в эксплуатацию в 1962 году. После заполнения емкости до проектных отметок он не эксплуатировался с 1990 года. В последующие годы производилась разработка шламов, заскладированных в накопитель, с целью его дальнейшей утилизации. После освобождения части емкости, шламонакопитель с 1999 года начал снова использоваться для складирования отходов обогащения и химической обработки ванадийсодержащего шлама. В 2001 году был выполнен проект эксплуатации «старого» шламонакопителя, в котором разработан режим его эксплуатации с учетом утилизации шламов.
Управление указывает, что «старый» шламонакопитель предназначался для складирования отходов обогащения и химической обработки ванадийсодержащего шлама. В настоящее время шламонакопитель используется как система оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС.
В связи с этим, административный орган пришел к выводу, что АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» не осуществлена рекультивация земель, которые использовались для размещения отходов производства после окончания эксплуатации объекта размещения отходов – «старого» шламонакопителя.
Результаты проверки отражены в акте проверки № 267-Р/71-2021 от 18.06.2021, также в адрес общества направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 267-Р/71-2021 от 18.06.2021.
01.12.2021 в отношении АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» должностным лицом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении № 71-05-686/2021, в котором зафиксирован факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
07.12.2021 должностное лицо Управления, рассмотрев материалы административного дела в отношении АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула», вынесло постановление № 71-05-686/2021 о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В частности, общество указывает, что в ходе проверки не установлено каких-либо фактов вывода промышленных объектов по месту нахождения АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» из эксплуатации и их ликвидации, влекущей обязанность землепользователя восстановить земли под этими объектами путем рекультивации.
В соответствии с абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Заявитель указывает, что основное правило, касающиеся возможности эксплуатации земельного участка, заключается в соответствии данной деятельности его целевому назначению. Категория земельного участка является основной характеристикой земельного участка, определяет его правовой режим, в том числе, виды разрешенного использования и ограничения определенных видов деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 71:30:030402:56 находится у общества во владении и пользовании на основании договора аренды, относится к категории земель населенных пунктов, для эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС (разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий, строений и сооружений производственного назначения).
Все характеристики земельного участка с кадастровым номером 71:30:030402:56 удовлетворяют возможности его использования в качестве части системы водооборотного цикла.
Следовательно, по мнению заявителя, требование по рекультивации земельного участка, находящегося под объектом для эксплуатации системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС являются необоснованными.
Кроме того, заявитель указывает, что в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере водоснабжения и водоотведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, что общество сменило область назначения объекта и стало его использовать как часть системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС и как гидротехническое сооружение в 2015 году, отходы прекратило размещать в 2011 году, а п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлена обязанность в рекультивации не позднее чем через 7 месяцев с момента установления такой обязанности, то срок давности привлечения к административной ответственности истек, что является самостоятельным основанием для прекращения дела об административном правонарушении на основании ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ и отмене постановления.
Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, аналогичным тем, что изложены в оспариваемом постановлении.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 этой статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Наличие полномочий ответчика на составление протокола об административном правонарушении установлено судом и заявителем не оспаривается.
Материалами дела подтверждается факт надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Процедура вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе требования, установленные ст.ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования (невыполнение обязанностей по рекультивации земель).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Частью 6 статьи 13 ЗК РФ установлено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
В соответствии с пунктом 8 Правил проведения рекультивации и консервации земельрекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Пунктом 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона № 7-ФЗ ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управлением в ходе проверки выявлено, что АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» не осуществлена рекультивация земель, которые использовались для размещения отходов производства после окончания эксплуатации объекта размещения отходов – «старого» шламонакопителя.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов соответствующие лица обязаны восстановить нарушенные и отработанные земельные участки, в том числе, путем рекультивации земель, под которой понимается комплекс работ, направленных на предотвращение деградации земель и (или) восстановление их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель«нарушенные земли» - это земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Разделом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация), утв. приказом Росстата от 29.12.2012 № 676, разъяснено, что к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы; к отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Исходя из указанных положений законодательства, регулирующего порядок восстановления нарушенных земель и их рекультивацию, нарушенными являются земельные участки в случае вывода из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, когда жизненный цикл зданий и сооружений завершен, когда эти объекты прекращают существование как объекты гражданских прав, что предполагает утрату их связи с соответствующими земельными участками, подлежащими вследствие этого восстановлению.
Представитель заявителя указывает, что в ходе проверки не установлено каких-либо фактов вывода промышленных объектов по месту нахождения АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» из эксплуатации и их ликвидации, влекущей обязанность землепользователя восстановить земли под этими объектами путем рекультивации.
Судом установлено, что АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:30:030402:56 площадью 82 464,00 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: обл. Тульская обл, г. Тула, р-н Пролетарский, ул. Пржевальского, д. 1. Участок предоставляется для системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС (разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий, строений и сооружений производственного назначения).
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Основное правило, касающееся возможности эксплуатации земельного участка, заключается в соответствии данной деятельности его целевому назначению. Категория земельного участка является основной характеристикой земельного участка, определяет его правовой режим, в том числе, виды разрешенного использования и ограничения определенных видов деятельности.
Таким образом, суд соглашается с доводом заявителя о том, что Управлением не представлено доказательств, подтверждающих факт вывода промышленных объектов по месту нахождения АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» из эксплуатации и их ликвидации, влекущей обязанность землепользователя восстановить земли под этими объектами путем рекультивации, в связи с чем, требования ответчика о рекультивации данных земель являются необоснованными.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие состава или события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд отмечает также, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 8.7 Кодекса, составляет один год.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как указывалось выше, согласно п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Учитывая, что общество сменило область назначения объекта и стало его использовать как часть системы оборотного водоснабжения с использованием секции № 1 и № 2 для аккумулирования и хранения КЖС и как гидротехническое сооружение в 2015 году, суд соглашается с доводом заявителя о том, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора оспариваемого постановления (07.12.2021), истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 07.12.2021 № 71-05-686/2021 о привлечении АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ является незаконным и подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2021 № 71-05-686/2021 о привлечении акционерного общества «ЕВРАЗ Ванадий Тула» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Л.В. Елисеева