ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041 Россия, <...>
Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: a68.info@arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
город Тула Дело № А68-13455/2018
Дата объявления резолютивной части решения: 10 июля 2019 года.
Дата изготовления решения в полном объеме: 17 июля 2019 года.
Арбитражный суд в составе судьи Литвинова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовым Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ИНН <***>; ОГРН <***>) к открытому акционерному обществу институт «Тульскгражданпроект» (ИНН <***>; ОГРН <***>), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), об обязании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать в ГУ «Государственный архив Тульской области» архивные документы, являющиеся собственностью Тульской области, в том числе согласно сдаточной описи (фонд № Р-4006), предварительно упорядочив указанные документы и оценив их,
при участи в заседании:
от истца: представителя ФИО1 – по доверенности № 29-01-17/17704 от 20.11.2018,
от ответчика: представителя ФИО2 – по доверенности б/н от 12.12.2018,
от 3 – его лица: директора ФИО3 – по приказу № 87-л от 15.09.2016,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу институт «Тульскгражданпроект» (далее – ответчик, ОАО институт «Тульскгражданпроект», институт, предприятие) об обязании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать в ГУ «Государственный архив Тульской области» архивные документы, являющиеся собственностью Тульской области, в том числе согласно сдаточной описи (фонд № Р-4006), предварительно упорядочив указанные документы и оценив их, 3 – е лицо - Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (далее – ГУ ГАТО).
Заявлением от 28.05.2019 истец в порядке ст. 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования и просил обязать в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать в ГУ «Государственный архив Тульской области» архивные документы, являющиеся собственностью Тульской области, согласно перечню документов от 09.04.2019, обнаруженных в ходе описания документов.
Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению.
Истец поддерживает исковые требования в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
Третье лицо поддержало заявленные истцом исковые требования.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании решения исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 12.11.1990 №14-542, проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Тульскгражданпроект» (образованный 7 апреля 1941 года, как Тульский областной проектный трест «Тулоблироект» областного отдела коммунального хозяйства, в 1996 переименованный в открытое акционерное общество «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков г. Тулы и Тульской области (сокращенное наименование - ОАО институт «Тульскгражданпроект»)) с декабря 1990 года был переведен на арендную форму хозяйствования и переименован в арендное предприятие проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Тульскгражданпроект» (сокращенное наименование - арендное предприятие институт «Тульскгражданпроект»).
В силу пункта 4 статьи 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде (утв. ВС СССР 23.11.1989 № 810-1) арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду.
Согласно плану приватизации, утвержденному решением Комитета по управлению имуществом Тульской области от 23.10.1992 г. № 955 (далее – план приватизации), арендное предприятие институт «Тульскгражданпроект» было приватизировано.
Согласно Уставу ОАО институт «Тульскгражданпроект» (утв. решением Комитета по управлению имуществом Тульской области № 956 от 23.10.1992) ОАО институт «Тульскгражданпроект» является правопреемником государственного арендного предприятия институт «Тульскгражданпроект» и несет ответственность по всем его имущественным, договорным и иным обязательствам перед государством, юридическими и физическими лицами.
В п. 8 второго раздела плана приватизации «Порядок и условия использования объектов, не включенных в уставной капитал, объектов, не подлежащих приватизации» указано, что государственные фонды отраслевой и территориальной документации, располагающиеся в помещении института, не приватизируются. Институт обязуется обеспечить их надлежащее использование и сохранность.
В соответствии с пп. б, ж п. 2.1 Временного положения о техническом архиве института «Тульскгражданпроект» (утв. 18.06.1974 г.) в состав документальных материалов технического архива института входят, в том числе, материалы инженерно-геологических изысканий в кальках или синьках, переданных ТулаТИСИЗом. привязанные типовые проекты к местным условиям.
Согласно п. 11 плану приватизации, основными видами деятельности предприятия являются проектно-изыскательские работы на строительство жилищно-гражданских, производственных, складских, сельскохозяйственных объектов, инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций (в т. ч. магистральных газопроводов, планировочная документация сельских и городских поселений и территорий).
Как следует из пункта 12 плана приватизации, основными видами производимой продукции, работ, услуг института являются проектно-сметные работы.
На момент приватизации архивные документы, образовавшиеся в деятельности организации, от приватизируемого арендного предприятия институт «Тульскгражданпроект» к ОАО институт «Тульскгражданпроект» по акту приема-передачи не передавались.
С 1971 года ОАО институт «Тульскгражданпроект» включен в Список учреждений, организаций и предприятий г. Тулы и области, документальные материалы которых подлежат приему на хранение в Государственный архив Тульской области.
Согласно п.п. 3.1, 3.1.1 Методических рекомендаций по определению источников комплектования государственных архивов, предисловию и п. 5.1-13.11 Примерных списков видов учреждений, организаций и предприятий, являющихся источниками комплектования государственных архивов (разработаны и утверждены Главным архивным управлением при Совете Министров СССР, ВНИИДАД, 1987) Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Тульскгражданпроект» в обязательном порядке включается в указанный список и является источником комплектования государственного архива полного приема.
Письмом от 15.09.2015 № 09-16/365 Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области», ссылаясь на Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденный приказом Росархива от 11.03.1997 № 11, и письмо Росархива от 29.09.2014 № 8/1840-Т, обратилось к ОАО институт «Тульскгражданпроект» с просьбой в срок до 01.11.2015 предоставить паспорт архива организации, хранящей управленческую и научно-техническую документацию, по состоянию на 01.12.2012 и объяснительную записку к нему.
Письмом от 30.09.2015 № 04-249 ОАО институт «Тульскгражданпроект» ответило отказом на письмо ГУ ГАТО от 15.09.2015 № 09-16/365, ссылаясь на то, что не является источником комплектования государственных и муниципальных архивов, поскольку в процессе приватизации все имущество, в том числе документы, перешли в собственность организации.
В мае-августе 2016 г. представители ГУ ГАТО совместно с помощником прокурора Масловой О.Л. произвели опись документов (научно-технической документации), находившихся на период проверки на хранении в ОАО институт «Тульскгражданпроект».
Специалистами ГУ ГАТО была составлена сдаточная опись за 1961-1992 гг. (фонд № Р-4006). В опись было внесено 879 карточек группового описания дел, 2330 дел.
От ОАО институт «Тульскгражданпроект» на хранение в ГУ ГАТО были приняты следующие документы:
1. по акту приема-передачи от 19.03.2013 - 853 ед. хр. (научно-техническая документация за 1956-1990гг.)
2. по акту приема-передачи 29.09.2017 - фотоальбом, 1968 год - 1 ед. хр.
3. по акту приема-передачи от 16.01.2018 - 294 ед. хр. (управленческая документация за 1946-1985, 1988-1990 гг.).
Другие документы (1941 -1992 гг.), в том числе, документы по сдаточной описи за 1961-1992 гг. (фонд № Р-4006) не передавались.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, ссылаясь на ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», направило в адрес ответчика претензию от 08.10.2018 № 29-01-17/15356 с требованием передать архивные документы, являющиеся собственностью Тульской области за 1961-1992 гг. согласно сдаточной описи (фонд № Р-4006), предварительно упорядочив указанные документы и оценив их.
Неисполнение ответчиком требований истца, послужило основанием для обращения последнего в суд с настоящими требованиями.
Оценив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению в виду следующего.
В силу положений ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
По смыслу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения необходима совокупность условий: судом должны быть достоверно установлены индивидуальная определенность истребуемой вещи; наличие права собственности истца на истребуемую вещь; факт владения ответчиком спорной вещью; незаконность владения ответчика, а также отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество. Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Следовательно, истец, обращаясь с таким иском, должен доказать, что истребуемое имущество принадлежит ему на праве собственности или ином вещном праве и находится в незаконном владении ответчика.
Судом установлено, что в 1992 году арендное предприятие институт «Тульскгражданпроект» было приватизировано. Арендное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество с изменением формы собственности с государственной на частную.
В связи с тем, что сдаточная опись (фонд № Р-4006) на основании которой истец обратился в суд была составлена без участия представителя истца и с целью установления наличия в помещениях ответчика отраслевой и территориальной документации, созданной до приватизации арендного предприятия институт «Тульскгражданпроект», сторонам было предложено произвести осмотр помещений ответчика на предмет наличия в них спорных документов.
ГУ ТО «Государственный архив Тульской области», при участии ответчика и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области была произведена ревизия документов, находящихся во владении ответчика и составлен перечень документов, обнаруженных в ходе описания всех документов, находящихся в помещении ответчика, предназначенном для хранения архивной документации. Данный перечень содержит 3313 документов созданные до приватизации арендного предприятия институт «Тульскгражданпроект», в том числе материалы инженерно-геологических изысканий и типовые проекты.
Довод ответчика о том, что при приватизации все имущество и, в том числе, архивные документы перешли в частную собственность акционерного общества, суд отклоняет.
Основные виды производимой продукции, работ, услуг как следует из плана приватизации (п. 12) - «проектно-сметные работы», а точнее, основным результатом работ является - проектная документация для строительства. В соответствии с п 2.2.28 Основных правил работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях, утв. Приказом Главархива СССР от 12.10.1988 N 71), указанная документация представляет собой один из видов научно-технической документации.
В отраслевом направлении по виду деятельности организация относится к системе Госстроя РСФСР.
Проектная документация в соответствии с п. 2 ст. 48 ГрК РФ представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов имущественные права, включая права на интеллектуальную собственность (патенты, лицензии и т.п.), товарные знаки и другие.
Таким образом, под фондами отраслевой и территориальной документации, которые располагаются в помещении института и не приватизируются надо понимать изготовленную и приобретенную институтом, до приватизации, проектную документацию для строительства по планировке территорий поселений и городских округов, проектировании объектов недвижимости, инженерных сетей и др. (технические отчеты об инженерно-геологических, инженерно-строительных изысканиях, паспорта, планы, схемы, проекты планировки и застройки г. Тулы и районов Тульской области и др.)
В соответствии с пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ N 721 от 01.07.1992, величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66.
Согласно п. 2.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации в состав оцениваемого имущества предприятия включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы, в том числе нематериальные активы, отраженные в балансе, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права, включая права на интеллектуальную собственность (патенты, лицензии и т.п.), товарные знаки и другие. Перечень не учитываемых в балансе предприятия в стоимостном выражении нематериальных активов приводится в акте оценки и наличия нематериальных активов (приложение N 6).
В соответствии с актом оценки и наличия нематериальных активов на 01.07.1992 (приложение N 6) нематериальные активы как учитываемые, так и не учитываемые в балансе предприятия отсутствуют (том 4, л.д. 58). В связи с чем, надлежащих доказательств приобретения ОАО институт «Тульскгражданпроект» при приватизации исключительных прав на спорные технические отчеты инженерно-геологических изысканий, типовые проекты и иные документы не имеется.
Доказательства включения в план приватизации арендного предприятия институт «Тульскгражданпроект» (открытого акционерного общества институт «Тульскгражданпроект») спорных документов, равно как и доказательства того, что указанные документы являются объектами исключительных прав ответчика, в дело не представлены.
Таким образом, суд пришел к выводу, что документы, указанные в перечне от 09.04.2019, относятся государственному фонду отраслевой и территориальной документации, остались в собственности государства и право собственности на них к акционерному обществу "Тульскгражданироект" не перешло.
Согласно положениям пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 22.10.04 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле), в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке учета архивных документов при приватизации государственного и муниципального имущества (утвержденного Приказом Росархива от 06.11.96 г. N 54, Распоряжением Госкомимущества РФ от 22.10.96 г. N 1131-р), в случае принятия решения о передаче документов приватизированной организации-правопреемнику на временное хранение до сдачи в государственный или муниципальный архив в установленный Положением об Архивном фонде Российской Федерации срок, организация-правопреемник обязана обеспечить сохранность документов и возможность их использования в соответствии с действующим законодательством.
Обязанность ответчика обеспечить надлежащее использование и сохранность государственных фондов отраслевой и территориальной документации установлена пунктом 8 второго раздела Плана приватизации Арендного предприятия институт «Тульскгражданпроект», утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Тульской области от 23.10.1992 г. № 955.
В качестве доказательств незаконного владения ответчиком спорным имуществом на момент предъявления иска, истец ссылается на ст. 23 Закона об архивном деле, согласно которой негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
В силу статьи 23 Федерального закона N 125 федеральные органы государственной власти, иные государственные органы Российской Федерации разрабатывают и утверждают по согласованию со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств соответственно федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и бюджета муниципального образования в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Оценив по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат достоверных доказательств, наличие которых могло бы свидетельствовать о том, что указанное в предмете иска имущество находится в незаконном владении ответчика.
Имущество не принадлежит ответчику, однако передано ему во владение на основании плана приватизации.
Довод истца о ненадлежащем способе хранения ответчиком архивных документов отклоняется судом как документально неподтвержденный.
Несмотря на то, что пункт 3 названной статьи предусматривает для негосударственных организации обязанность по обеспечению отбора и передачи в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, вместе с тем, данная обязанность может быть обеспечена к исполнению посредством выдачи предписания лишь тогда, когда законодательством Российской Федерации будет регламентирован порядок, в частности, хранения документов, подлежащих сдаче в государственный архив, негосударственными организациями, осуществляющими сбор данных документов на договорной основе.
Порядок хранения и передачи подлежащих сдаче в государственный архив документов не разрабатывался, следовательно, обязанность передать спорные документы у ответчика не наступила.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты и иск об истребовании имущества не может быть удовлетворен, поскольку факт нахождения спорного имущества в незаконном владении ответчика не установлен.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после его принятия через Арбитражный суд Тульской области.
Судья А. В. Литвинов