ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-1375/14 от 04.03.2015 АС Тульской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

   300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5

            Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: а68.info@arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                           Дело № А68-1375/2014

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2015

Решение в полном объеме изготовлено 11.03.2015

Арбитражный суд в составе судьи Н.В. Петрухиной

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Домоуправ» ИНН (7106522137) ОГРН (1127154013249),

к Государственной жилищной инспекции Тульской области ИНН (7107071920) ОГРН (1037101135246),

об отмене постановления от 31.01.2014 № 25 по делу об административном правонарушении,

При участии в заседании:

от заявителя – представитель Асатрян Н.А. по дов. от 30.03.2013,

от ответчика – Васин С.В. пред. по дов. №48-01-08/3133 от 23.05.2014,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Домоуправ» (далее - ЗАО «Домоуправ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Государственной жилищной инспекции Тульской области с заявлением об отмене постановления от 31.01.2014 № 25 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 21.01.2014 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции Тульской области в отсутствии представителя ЗАО «Домоуправ» была осуществлена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращении граждан, по исполнению ЗАО «Домоуправ» правил содержания и ремонта жилищного фонда.

При проведении проверки выполнения правил содержания и ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома № 20 корп. 2 по ул. 9 Мая г. Тулы, 21.01.2014 года в 15 час. 45 мин., выявлены следующие нарушения:

- в подъезде №2 отсутствует остекление внутренних оконных рам,

- неудовлетворительное состояние ограждения оконной рамы между 2 и 3 этажами,

- неудовлетворительное состояние этажных электрощитков,

- подтопление подвала канализационными стоками, наличие запаха канализации,

- неудовлетворительное состояние выпуска системы водоотведения,

- нарушено сопряжение элементов наружного водостока,

- дымовые трубы сверх кровли находятся в неудовлетворительном состоянии,

- имеет место не прогрев прибора центрального отопления на 1 -м этаже лестничной клетки.

По результатам проверки составлен акт от 21.01.2014.

24.01.2014 года в отношении ЗАО «Домоуправ» должностным лицом Государственной жилищной инспекции Тульской области составлен протокол об административном правонарушении № 36, в котором зафиксирован факт совершенного Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

31.01.2014 года заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области вынесено постановление № 25 о привлечении ЗАО «Домоуправ» к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и назначении наказания в виде взыскания штрафа в размере 42 000 рублей.

19.02.2014 года ЗАО «Домоуправ» обратилось в суд с заявлением об отмене указанного постановления, полагая, что вопросы проведения текущего ремонта должны разрешаться в плановом порядке, исходя из графика текущего ремонта, а также то, что акт осмотра и иные документы были составлены административным органом в отсутствие представителей ЗАО «Домоуправ». Вынесенное постановление в отношении ЗАО «Домоуправ» незаконно.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на постановление Госстроя №170 от 27.09.2013 года, согласно которому имеются работы, выполняемые управляющей организацией незамедлительно, иные работы выполняются в плановом порядке, исходя из утвержденного графика выполнения текущего ремонта исходя из объемов получаемых от собственников помещений многоквартирных домов денежных средств.

Государственная жилищная инспекция Тульской области считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, указывая в отзыве на заявление, что управляющая организация должна осуществлять постоянный контроль за выполнением отдельных работ по ремонту помещений многоквартирных домов.

 Оценив представленные доказательства, арбитражный суд  находит заявление ЗАО «Домоуправ» не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

При квалификации административного правонарушения суд исходит из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.

Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Объективная сторона данного правонарушения, в данном случае, выражается в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

 Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

На основании п. 1.1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491.

Согласно п. 10 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170.

Согласно Разделу II постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003г. (далее – Правила №170), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.

2.6.11. В зимний период следует обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах зданиях от общего трубопровода проложенного в подвале.

3.2.18. Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты.

3.4.8. В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.

4.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;

исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;

предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;

работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

4.6.2.3. Необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.

4.6.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;

защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;

воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;

выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

4.6.1.27. Следует обеспечить достаточную высоту вентиляционных устройств. Для плоских кровель высота вентшахт должна быть 0,7 м выше крыши, парапета или др. выступающих элементов здания, высота канализационной вытяжной трубы должна быть выше края вентшахты на 0,15 м.

4.6.4.1. Неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.

4.7.1.     Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей;

нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей.

4.7.2.     Неисправности заполнений оконных и дверных проемов:

неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.

4.8.1. Неисправное состояние лестниц (ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток), следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.

4.8.14. Лестничные клетки:

должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки.

4.10.2.8. Неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щети, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации.

4.10.5.2. Теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен.

5.2.1. Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:

поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;

поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);

равномерный прогрев всех нагревательных приборов;

наладка системы отопления.

5.5.12. Организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:

а) дымоходов:

сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;

кирпичных - один раз в три месяца;

асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;

отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);

б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).

Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.

Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.

После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.

5.5.13. В зимнее время не реже одного раза в месяц, а в районах северной строительно-климатической зоны не реже двух раз в месяц должен производиться осмотр оголовков дымоходов и вентиляционных каналов с целью предотвращения их обмерзания и закупорки. По результатам осмотра должна быть запись в специальном журнале с указанием всех выявленных неисправностей и характера работ, проведенных с целью их устранения.

При выезде лиц, проживающих в квартире, или при наличии неисправных внутренних устройств газоснабжения по заявке собственника, организации по обслуживанию жилищного фонда или самих проживающих все внутренние устройства газоснабжения должны быть отключены специализированной организацией.

5.6.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:

шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;

внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;

этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;

5.5.6. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать  в  технически  исправном  состоянии  вентиляционные  каналы и дымоходы;

обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора;

обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.

5.8.3. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:

а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;

в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Домоуправ», на основании  договора №  98-Со7 от 05.12.2007 осуществляет функции по управлению домом №20 корп. 2 по ул. 9 Мая г. Тула. В связи с чем, обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан и обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах, а также оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определенного согласно техническим паспортам на жилые дома.

При проведении проверки выполнения правил содержания и ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома № 20 корп. 2 по ул. 9 Мая г. Тулы, 21.01.2014 года в 15 час. 45 мин., выявлены следующие нарушения:

- в подъезде №2 отсутствует остекление внутренних оконных рам,

- неудовлетворительное состояние ограждения оконной рамы между 2 и 3 этажами,

- неудовлетворительное состояние этажных электрощитков,

- подтопление подвала канализационными стоками, наличие запаха канализации,

- неудовлетворительное состояние выпуска системы водоотведения,

- нарушено сопряжение элементов наружного водостока,

- дымовые трубы сверх кровли находятся в неудовлетворительном состоянии,

- имеет место не прогрев прибора центрального отопления на 1 -м этаже лестничной клетки.

Довод заявителя о том, что, согласно постановлению Госстроя №170 от 27.09.2013 года, имеются работы, выполняемые управляющей организацией незамедлительно, иные работы выполняются в плановом порядке, исходя из утвержденного графика выполнения текущего ремонта исходя из объемов получаемых от собственников помещений многоквартирных домов денежных средств, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с договором №98-Со7 от 05 декабря 2007 года, ЗАО «Домоуправ» приступило к управлению многоквартирным домом № 20 кор. 2 по ул. 9 Мая г. Тулы.

В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 часта 2 статьи 153 настоящею Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящею Кодекса, застройщика в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общею имущества в гаком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

ЗАО «Домоуправ» считает, что не имеется оснований для вменения в вину управляющей компании факта разрушения дымовых вентиляционных блоков в  многоквартирном доме, поскольку работы по их восстановлению относятся к работам по капительному ремонту,  который  должен осуществляться за счет средств жильцов.

На основании обращения ЗАО «Домоуправ» организация ООО «СтройИнвестГрупп» выдала техническое заключение о том, что работы по восстановлению разрушенных дымовых вентиляционных  блоков в  многоквартирном доме относятся к работам капитального характера; работы по восстановлению разрушенных  оголовков дымовентиляционных каналов в  многоквартирном доме  относятся к работам капитального характера.

По запросу заявителя специалист Тульской негосударственной строительной экспертизы  дал заключение от 07.10.2014 года,  со ссылкой на  статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приложение ВСН 61089(р). «Реконструкция  и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», о том, что  работы по восстановлению разрушенных дымовых вентиляционных блоков, по восстановлению разрушенных оголовков дымовентиляционных каналов в многоквартирном доме являются работами капитального характера.

ООО «Инспектор» письмом от 14.07.2014г. № 63 (на запрос ЗАО «Домоуправ») со ссылкой на  пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сообщило, что  работы по замене оголовков дымовых труб  из железобетонных блоков и перекладка кирпичной кладки дымовых труб по всей высоте относятся к капитальному ремонту по замене и (или) восстановлению систем инженерно-технического обеспечения (системы вентиляции).

Согласно ответу Инспекции Тульской области по государственному строительному надзору от 23.03.2013 г. (на запрос заявителя № 666 от 15.03.2012), инспекция считает, что  работы по замене или ремонту кирпичных и железобетонных труб в жилых домах относятся к  работам по капитальному ремонту объектов.

Из  письма  ОАО «АКХ им. К.Д. Памифилова» от 13.10.2014 № 10-04/32, адресованного Государственной жилищной инспекции на исх. от 25.09.2014 № 48-01-84/6403,  следует, что дымовентиляционные каналы должны быть приведены в технически исправное состояние  управляющей компанией в порядке подготовке домов к зиме, что относится к текущему ремонту зданий.

Техническое обслуживание зданий включает выполнение осмотров, которые должны выполняться 2 раза в год, при котором выполняются неисправности, которые устраняются в соответствии со сроками, которые приведены в обязательном приложении  №6 ВСН 58-88(р)

В приложении №5 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» указано, что газоходы обследуются 1 раз в 3 месяца, а неисправности (прил. №6)  устраняются в течение суток.

Из материалов дела следует, что в вину ЗАО «Домоуправ» вменяется не сам факт неосуществления капитального ремонта за свой счет, а нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов, которые (правила) предусматривают обязанность управляющих компаний обеспечивать периодические проверки состояния вентиляционных каналов и дымоходов (пункт 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), во время которых и выявляется необходимость осуществления  текущего ремонта (для того, чтобы не довести имущество до состояния, при котором уже требуется капитальный ремонт, и не повлечь последствия, при которых собственник имущества уже лишается возможности получения услуги по газоснабжению из-за неисправности указанного оборудования); обеспечить исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, в том числе путем своевременного заключения договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения (пункт 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Между тем, ЗАО «Домоуправ»  по договору  №  98-Со7 от 05.12.2007 управления многоквартирным домом обязано обеспечить: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

В рассматриваемом случае ЗАО «Домоуправ», обслуживающее жилой дом № 20 корп. 2 по ул. 9 Мая г. Тулы, на основании договора управления многоквартирными домом, обязано было соблюдать положения законодательства по поддержанию в технически исправном состоянии вентиляционных каналов и дымоходов, оголовков.

В случае, если техническое состояние дымоходов  и вентиляционных каналов имеют такие разрушения, которые  делают их не пригодными для  дальнейшей эксплуатации, и не обеспечивают безопасные условия проживания граждан, то такие разрушения должны быть выявлены по инициативе управляющей компании ранее в ходе периодических осмотров.

Текущий ремонт оголовков дымовых и вентиляционных труб в 2013 году  Управляющей компанией не производился.

В ходе судебного разбирательства документов, подтверждающих проведение текущего ремонта дымоходов дома № 20 корп. 2 по ул. 9 Мая г. Тулы, ЗАО «Домоуправ» также не представлено.

В соответствии с п. 3.6.6. Методических пособий по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004" (утв. Госстроем России) основанием для определения потребности в текущем ремонте жилищного фонда, установления или уточнения его объемов служат результаты плановых общих технических осмотров жилых домов.

II. 3.6.7. вышеуказанных пособий гласит, что на основании актов весеннею технического осмотра па каждое здание, планируемое к производству текущего ремонта, составляются описи ремонтных работ. В опись ремонтных работ включают.

а)           выявленные в процессе технических осмотров дефекты и неисправности,

которые должны быть устранены в ходе проведения текущего ремонта в следующем

календарном году;

б)           работы по предписанию территориальных органов Государственной жилищной

инспекции, других органов государственною надзора, а также работы по заявкам

нанимателей и собственников, не имеющие срочного характера, которые возможно

выполнить в процессе производства текущею ремонта.

Требования к содержанию и ремонту жилых домов установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003г. № 170.

Данные Правила №170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил).

В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.

Правилами № 170 установлена обязанность управляющих организаций проводить плановые и внеплановые осмотры жилых зданий, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах (пункт 2.1.4).

Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, согласно пунктам 2.1.3. 2.1.4 должны быть срочно устранены.

Аналогичная обязанность по проведению осмотров и своевременному устранению недостатков также установлена пунктом 11 Правил содержания общею имущества в многоквартирном доме.... а также статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

До настоящего времени в материалы дела заявителем не было представлено ни одного документа, свидетельствующего о том, что в период управления многоквартирным домом предприятием при проведении технических осмотров было выявлено частичное нарушение целостности дымовентиляционных каналов.

Таким образом, недобросовестное исполнение управляющей организацией обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома привело к разрушению «дымовых железобетонных блоков» (как указано в акте от 18.12.2013).

Техническое заключение ООО «СтройИнвестГрупл» представленное заявителем сводится к цитированию п. 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, а также "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций, зданий и сооружений" (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153), которые регламентируют общий порядок подготовки, проведения и оформления результатов обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния, при этом оголовки дымовентиляционных каналов к несущим конструкциям не относятся.

Заключение специалиста, выполненное заместителем директора ООО «Тульская негосударственная строительная экспертиза» - Сазоновым Л.П. также основано на определении капитального ремонта согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и "ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования» (утв. Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 N 250). При этом указанные нормы распространяются на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно и устанавливают дополнения и уточнения требований действующих Строительных норм и правил проектирования жилых зданий, их конструкций и систем инженерного оборудования, обусловленные объемно-планировочными и конструктивными особенностями реконструируемых и капитально ремонтируемых жилых домов.

Согласно вступительной части данных норм при реконструкции и капитальном ремонте жилых домов следует соблюдать требования действующих Строительных норм и правил и настоящих ВСН.

В заключении не рассматривается приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и техническою обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения").

Согласно приложению 7 к ВСН 58-88 (р), в состав основных работ по текущему ремонту вентиляции включены ремонт и замена дефлекторов и оголовков труб.

В соответствии с п.п. «а» п.11 Постановления Правительства РФ от 13 08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном ломе и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общею имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного лома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федераций, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра), (п. 14 Правил)

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другою оборудования).

характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, (и. 21-22 Правил)

Таким образом, ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту дымовентиляционных каналов в доме № 20 кор. 2 по ул. 9 Мая г. Тулы со стороны ЗАО «Домоуправ» привело к их разрушению и нарушению законных прав граждан па пользование коммунальными услугами, а именно горячим водоснабжением.

Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о  наличии в действиях ЗАО «Домоуправ» признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 7.22 КоАП РФ.

Из части 1 статьи 1.5 Кодекса следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушения допущены по вине ЗАО «Домоуправ», не принявшего меры к обеспечению надлежащего содержания указанного выше дома и своевременного его ремонту. Доказательств невозможности соблюдения Обществом соответствующих норм и правил либо принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в деле и полученные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу  о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

Ранее ЗАО «Домоуправ» привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение по ст. 7.22 КоАП РФ (постановление государственной жилищной инспекции Тульской области по делу об административном правонарушении от 06.06.2014г. №294).

На основании изложенного суд пришел к выводу о законности принятого государственной жилищной инспекцией Тульской области постановления № 25 по делу об административном правонарушении от 31.01.2014 года о привлечении ЗАО «Домоуправ»  к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.

С учетом изложенного, в удовлетворении требования ЗАО «Домоуправ» следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Домоуправ» о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Тульской области № 25 от 31 января 2014 о  привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                Н.В. Петрухина